От FVL1~01
К Сергей Зыков
Дата 24.10.2002 21:02:35
Рубрики ВВС;

все трое действительно родственики

И снова здравствуйте
гоноровые шляхтичи, вроде как даже герба "Бычья голова". Великополяки.


С уважением ФВЛ

От Сергей Зыков
К FVL1~01 (24.10.2002 21:02:35)
Дата 25.10.2002 13:41:09

Re: все трое...

>И снова здравствуйте
>гоноровые шляхтичи, вроде как даже герба "Бычья голова". Великополяки.

>С уважением ФВЛ

Похоже проклятье на сём роде шляхетском лежало.
И Ганса Леваневского сбили над Москвой.
хорошее либретто...
===================================

В 30-х годах авиация в нашей стране превратилась в предмет всенародной гордости, летчики - в национальных героев. Однако и среди них выделялись "самые, самые" - любой мальчишка знал их имена, ведь зто они спасали "челюскинцев", высаживали "папанинцев" на Северный полюс, совершали сверхдальние перелеты, устанавливали мировые рекорды и, наконец, первыми были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза:
М.М. Громов, B.C. Молоков, М.В. Водопьянов...
Тем не менее обратите внимание - в столь славной и дружной когорте несколько особняком стоит фигура Сигизмунда Александровича Леваневского. Ведь минуло почти 60 лет после его загадочной гибели, а так и не найдены объяснения многим фактам его биографии, поступкам...

ВДОГОНКУ ЗА СЛАВОЙ

Юрий Каминский, инженер

В 1934 г. в сборнике "Как мы спасали "челюскинцев" появились автобиографии семи первых Героев Советского Союза. Среди них - официальное жизнеописание С.А. Леваневского. Начиналось оно так; "Я давно хотел вступить в партию, но мешала моя мнительность - еще скажут, примазывается, приспосабливается. Дело в том, что моя мать, брат и сестра живут за границей. Они уехали туда в начале 1919 г. А отец умер, когда мне было 8 лет. Он был дворником... В 1916 г., окончив три класса уездного училища, я вынужден был бросить учение. Денег не было. Семья - 5 человек. Пошел я работать. Работал на заводе акционерного общества "Рессора"... На заводе меня и захватила Октябрьская революция. Вместе с другими рабочими я поступил в Красную гвардию. Мне было 15 лет... Я был крепкий, рослый и широкоплечий..."

Далее к вполне пролетарской биографии прибавляется участие в гражданской войне и исполнение давней мечты - в 23 года он заканчивает школу морских летчиков в Севастополе, через 3 года становится начальником школы Осоавиахима в Николаеве, спустя год - всеукраинской авиашколы в Полтаве. Карьера для начала, прямо скажем, неплохая.
А потом и вообще парадокс: Леваневскому стало даваться все удивительно легко, хотя он был явно невезучим. Казалось, какая-то всесильная рука открывала зеленый свет любому его начинанию. Так, в 1933 г. он обратился к генеральному секретарю Осоавиахима Малиновскому: "Дайте мне возможность хоть раз полетать как хочется". И тут же получил разрешение перегнать летающую лодку "Дорнье-Валь" из Севастополя в Хабаровск. По протяженности зто было солидное предприятие. Затем он вывез (а не "спас", как тогда драматично писали) из Анадыря на Аляску американского летчика Маттерна. Тот потерпел аварию и очутился в чукотской яранге... Так или иначе, но Леваневского в советской печати стали именовать не иначе, как "знаменитым полярным летчиком".
После присвоения звания Героя Советского Союза его положение в авиационном мире оказалось двусмысленным. Звание-то давали за спасение "челюскинцев"! При организации этой операции правительство, в частности, купило в США два самолета, пилотировать их предстояло Леваневскому и хорошо известному американцам М.П. Слепневу. Разница между ними заключалась в том, что Слепнев обладал немалым опытом работы в Арктике, а Леваневский был там новичком. В апреле 1934 г. оба вылетели на Чукотку, только Слепнев дождался хорошей погоды и вскоре принялся вывозить людей из "лагеря Шмидта". А Леваневский попал в туман, возвращаться не стал, потерпел аварию и разбил самолет. Конечно, были и другие летчики, которым не повезло: так, опытнейший полярный пилот В.Л. Галышев тожв подломал машину. Он получил орден, а Героем №2, сразу за бесспорным лидером спасателей А.В. Ляпидевским, был назван Леваневский! По словам Г.Ф. Байдукова, тот переживал награждение болезненно: "Молоков, понятно, настоящий герой, вывез со льдины 39 человек. И Каманин герой - спас 34. А я? Ни одного!" Был ли он искренним?

Другой отрывок из его автобиографии: "Мы приехали на Красную площадь и встали в шеренгу. Идет группа людей. Вот они-то меня видят впервые. Впереди товарищ Сталин. Улыбаясь, он со всеми здоровается и о чем-то разговаривает. Я отошел в сторону, чтобы не мешать. Но вдруг слышу - товарищ Сталин зовет: "Леваневский!" Я поражен - откуда он меня знает? "Чего вы прячетесь и скромничаете, - сказал Иосиф Виссарионович, подошел ко мне и подал руку". Было и еще более удивительное, связанное с Леваневским.
По свидетельству того же Байдукова, летом 1933 г. около Владимира разбился самолет "Бреге-19" польских ВВС, совершавший перелет Варшава - Пекин. Погибли министр авиации Польши, полковник Филипович и пилот... Юзеф Леваневский, брат Сигизмунда. О перелете у нас ничего не сообщалось, но ведь кто-то дал разрешение на него, хотя тогдашняя Польша считалась злейшим врагом Страны Советов. А Сталин неоднократно интересовался у Леваневского здоровьем его матери, спрашивал, как часто она к нему приезжает. После гибели Сигизмунда правительство СССР назначило ей ежеквартальную пенсию в 900 злотых, с началом же второй мировой войны сотрудник советского посольства вручил ей и сестре пилота 200 тыс. злотых. С чего бы это...

Вернемся к событиям, последовавшим за "челюскинской" эпопеей. Леваневскому, при крайне болезненном самолюбии, приходилось постоянно догонять самого себя, подтверждать вдруг родившуюся популярность. Осенью 1934 г. экипаж М.М. Громова на самолете АНТ-25 установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту, преодолев 12 411 км за 75 ч. Громов, досконально изучивший эту машину во время испытаний, стал разрабатывать планы новых перелетов, в том числе через Северный полюс в США.

- Пока мы готовились к этому полету, Леваневский неожиданно для нас обратился в правительство с просьбой разрешить ему перелет на АНТ-25 в Америку, - рассказывал мне штурман громовского экипажа С.А. Данилин. - Он не ставил перед собой грандиозных целей, а просто задумал эффектное предприятие, чтобы поразить американцев, уже знавших его. К нашему удивлению, его сразу поддержали, передали нашу машину, и Леваневский занялся подбором экипажа. Вторым пилотом предложил стать А.Б. Юмашеву, но тот отказался, так как был в громовском, и вместо себя выдвинул отличного летчика-испытателя Байдукова, в совершенстве владевшего слепым полетом- Меня Леваневский хотел взять штурманом-дублером, так как его постоянный спутник В. И. Левченко не имел достаточных знаний в астро- и радионавигации. Я отказался по той же причине, что Юмашев, но подробно ознакомил Леваневского со всем, что могло понадобиться в трансарктическом полете. Леваневский довольно скептически отнесся к нашей надежде получить разрешение на подобный полет, и мы распрощались, пожелав друг другу успеха. Итак, мы ждали, в Леваневский, забрав нашу машину и заимствовав нашу идею, оставил нас "у разбитого корыта".
3 августа 1935 г. Леваневский вылетел из Москвы с Байдуковым и Левченко. Через несколько часов заметили утечку масле, и командир повернул обратно.
- По-моему, он на взял на себя труд изучить этот прекрасный самолет, - говорил мне Г.Ф. Байдуков. - Главным для него было: не важно как, но достичь цели. Уверен, что именно это его и погубило спустя дав года. А после приземления в Кречевицах со мной произошел занятный случай. Появилась куча "энквведешников", они принялись изымать и опечатывать полетную документацию. У меня был блокнотик, куда я заносил свои впечатления и замечания. Было там и описание конфликта с командиром: я был уверен, что полет можно продолжать, так как масло просто пенилось от избытка, но Леваневский ничего нв хотел слышать. Так вот, этот блокнот исчез. Я пе-рерыл все, обшарил самолет, крепко разругался со старшим "энкаведешником". Ну, думаю либо заберут, либо все же распвчатают экипажное имущество - действительно, распечатали, в блокнота нет. Тогда-то у меня и мелькнула мысль, что Сигизмунда Александровича кто-то крепко опекает.
- Вскоре после возвращения нас вызвали в Кремль, - продолжал Георгий Филиппович. - Сталин спросил Леваневского о причинах неудачи, и тут произошло неожиданное: тот заявил, что никогда не будет летать на туполевских самолетах, поскольку такие может делать только вредитель и враг народа. Ворошилов попробовал прервать его, но Сигизмунд, заметив, что Молотов делает записи, распалился и, тыча в листки, повторил: "Да, Туполев вредитель, и я требую это застенографировать!"
Сталин предложил поехать в США и присмотреть машину для перелета; Байдуков отказался, считая, что ничего подобного АНТ-25 за границей нет, но Леваневский и Левченко отправились за океан. Что они делали пять месяцев командировки - не знаю; в конце концов выбрали разведчик, он же легкий бомбардировщик фирмы "Валти", и на его амфибийном варианте решили лететь из Лос-Анджелеса через Аляску и Чукотку в Москву, видимо, в пику несостоявшемуся трансарктическому вояжу Правда, последний предполагался беспосадочным, тогда квк"контрполет" проходил по объезженной трассе со многими посадками на оборудованных аэродромах. Тем не менее его признали выдающимся достижением, летчиков наградили.
- Это было в августе 1936 г., - вспоминал полярный летчик А.А. Каш. - Я тогда работал мотористом на буксирном катере, мы обслуживали в устье Колымы пароход "Ленин". Вдруг, откуда ни возьмись, на реку садится небольшой двухместный самолет. Это Леваневский и Левченко совершили незапланированную посадку. Мы стали буксировать их машину к берегу, но ее подхватило течением и навалило на борт парохода. Разбило навигационный огонь. Леваневский вытащил пистолет и ледяным голосом произнес: "Я вас, сволочей, сейчас всех перестреляю!" Еле успокоили...

Обратимся к книге В.Б.Швврова "История конструкций самолетов в СССР". О "Валти" там сказано профессионально:
"Самолет осваивался в производстве в 1937 г., и за 1938 г. было выпущено 96 экземпляров. Летные качества "Валти" оказались значительно ниже, чем у наших разведчиков Р-9 и Р-10. Проведенные перед запуском в серию статические испытания показали недостаточную прочность самолета по нашим нормам".
Байдуков же постарался реабилитировать АНТ-25, и в 1936 г. вместе с В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым совершил на нем перелет через Арктику на Дальний Восток. Для Леваневского это стало ещё одним ударом по самолюбию - предстояло опять догонять и утверждаться.
- Когда в конце мая 1937 г. нас с Чкаловым вызвали в Кремль, был окончательно решен вопрос о нашем перелете в США через полюс, продолжал Байдуков. - Присутствовал и Леваневский. Сталин спросил его: "А какие планы у ввс?" Оказалось, он тоже собирается лететь через полюс, но на четырехмоторной машине ДБ-А конструкции В.Ф. Болховитинова- Я хорошо знал ее, так как строилась нв 22-м авиазаводе, где я был шеф-пилотом, не раз летел на ней. Машина требовала доработок, следовало устранить неполадки с продольной устойчивостью и с моторной группой. Я прямо сказал, что ДБ-А не годится: не хватит дальности, да и вообще он создавался как тяжелый бомбардировщик, а не в качестве рекордного самолета. "Вы не объясняйте, что и для чего, - перебил Сталин. - Покажите самолет товарищу Леваневскому, познакомьте его с конструктором". Леваневскому самолет понравился, а я позвонил Болховитинову и обрадовал: на его машину нашелся "покупатель". Он заинтересовался. "Дело - пустяк, - попро'овал отшутиться я, - Герой Советского Союза товарищ Леваневский хочет лететь на вашей машине через полюс. Ну, в Америку сразу, наверно, не получится, а уж на Аляску - точно". - "Да что вы?!" - испугался он. Позвонил я и наркому авиапрома М.М. Кагановичу, обрисовал ситуацию, а тот, вместо того, чтобы вникнуть в дело, вызвал Болховитинова и устроил ему форменный разнос. Стало ясно, что решение принято и обратного хода не будет.
- В 30-е годы мне довелось быть испытателем радиоаппаратуры для знаменитых самолетов АНТ 25 - вспоминал бывший заместитель Туполева по оборудованию Л.Л. Кербер. - В этом качестве пришлось работать и на ДБ-А, получившем полярное обозначение Н-209. Мнение специалистов было единым: машина "сырая" - и вдруг лететь через полюс!
После конфуза с АНТ-25 Леваневский был, конечно, одержим идеей нового перелета, что делало сроки его подготовки очень малыми. Август - начало полярной зимы, разумнее было бы отложить все это предприятие, но ведь только что совершили блестящие броски через Арктику Чкалов и Громов причем на отвергнутых Леваневским АНТ-25. Как тут не попробовать взять реванш!
Удивительно: несмотря на то, что Леваневский не освоил ДБ-А, он появился лишь "под занавес" тренировочных полетов. На что он надеялся? Видимо, на свое бесспорное мастерство, но экипаж так и не получил компетентного командира Помимо того, его спаянности во многом мешал характер Леваневского. Например, в столовой он с Левченко сидели за отдельным столом, за руку командир здоровался только со вторым пилотом Н.А. Кастанаевым. Были и другие странности.
Например, когда у Леваневского спросили, как красить Н-209, тот кратко ответил;
"В мои цвета!" Через родственников выяснили, что у сына дворника, у пролетария, красногвардейца, есть фамильный герб красного и синего цветов. Просто непостижимо, как подобное могло произойти в СССР, да еще в 1937 г.! Видимо, Леваневский как-то заслужил право и на такое...
В 18 ч 15 мин 12 августа 1937 г самолет Н-209 взлетел с подмосковного аэродрома и взял курс на Северный полюс. И опять было чему удивиться - Леваневский уселся справа, а в командирском кресле - второй пилот Кастанаев. Видавшие виды летчики подобного случая припомнить нв могли.
Остальное известно. Самолет пропал где-то за полюсом. Наспех "слепленный", сложнейший перелет иначе завершиться не мог, Леваневский так и не сумел подтвердить дарованное ему авансом высокое звание. А вот зачем его авансировали, пока остается тайной Как и обстоятельства гибели Н-209 и его экипажа По крайней мере, я не располагаю достоверными сведениями, которые могли бы объяснить необычную карьеру Героя № 2...

Справа - Герой Советского Союза, член ВКП(б), член ЦИК СССР С.А. Леваневский (1902 -1937); слева - обладатель Золотой звезды №1 А.8.Ляпидевский.

Военный летчик Войска Польского, авиаинженер, капитан Юзеф Леваневский (1899 - 1933).

Самолет PWS-52, на котором Ю.Леваневский участвовал в 3-х всепольских соревнованиях сверхлегких самолетов. Взлетный вес - 655 кг, длина - 7,5м, размах крыла - 11,5м, площадь крыла - 19,5 кв.м, высота - 2,3 м, мощность мотора - 85 л. с., скорость максимальная - 170 км/ч, крейсерская - 140 км/ч, дальность полета - 480 км, потолок -
3200 м. Самолет имел застекленную кабину и складывающиеся крылья для хранения в небольших ангарах.

Самолет PWS-51, на котором Ю.Леваневский участвовал в международных соревнованиях спортивных самолетов. Взлетный вес - 750 кг, длина - 7,75 м, размах крыла - 10,8 м, площадь крыла - 18 кв.м, скорость максимальная - 155 км/ч, крейсерская - 125км/ч, дальность полета - 700 км. потолок - 2600 м. Первый польский аэроплан смешанной конструкции.

Самолет PZL-19, на котором Ю.Леваневский совершил последний. трагически завершившийся перелет. Взлетный вес - 792 кг, длина - 7,1 м, размах крыла 10,4 м, площадь крыла 16 кв.м, мощность мотора - 122 л.с., скорость максимальная - 216 км/ч, крейсерская - 190 км/ч, дальность полета - 1000 км потолок - 4000м Цельнометаллическая машина с закрытой кабиной, обтекателями на шасси и дополнительными бензобаками.




Игорь БОЕЧИН, историк
ТЕНЬ БРАТА?

И все-таки есть версия, более или менее вероятно раскрывающая эту загадку. О том, что у Героя Советского Союза С. Лвваневского был старший брат. и тоже летчик, у нас знают немногие. Как и о том что в юности их жизненные пути круто разошлись а потом косвенным образом переплелись. И младшему приходи лось постоянно догонять не только собственную славу (о чем написал Ю.Каминский), но и... брата. В том нетрудно убедиться, ознакомившись с биографией последнего. Обнаружив при этом некоторые пикантные подробности...
Юзеф Леваневский родился 20 марта 1899 г. в Петербурге. И сразу же начинается самое интересное: в отличие от Сигизмунда поступившего (согласно его автобиографии) по недостатку средств в уездное училище (такие были лишь в уездных городах, но никак не в столице), он в 1917 г. закончил обучение в классической гимназии и с ходу поступил на юридический факультет Петербургского университета. Вот только завершить курс ему не довелось - после Октябрьской революции Юзефа призвали в Красную Армию. Прослужил он недолго и в начале 1918г. демобилизовался по состоянию здоровья, в мае вместе с свстрой и матерью уехал в Польшу и немедленно завербовался в 1-й полк легкой кавалерии.
Военная карьера Юзефа складывалась наилучшим образом В августе 1920 г. его приняли в престижное Офицерское кавалерийское училище (это сына-то "дворника"?), потом молодой подпоручник (лейтенант) был зачислвн в 11 -й уланский полк, а в декабре 1922 г. переведен в 3-й полк конных стрелков (видимо, драгун). Тогда он и увлёкся авиацией, записался в авиашколу в Быдгоше. В сентябре 1924 г. поручник (старший лейтенант) Леваневский становится младшим летчиком 18-й эскадрильи 1-го авиаполка, дислоцированного в Варшаве. Итак, оба брата выбрали профессию авиатора..
В следующем году Юзефа переучили на истребителя, некоторое время он по совместительству выполнял обязанности полкового адъютанта, продолжил службу в 1-м истребительном авиаполку. А вот дальше судьбы братьев расходятся.
Сигизмунд так и остается рядовым пилотом и инструктором в общественной оборонной организации, а Юзеф в ноябре 1926 г. успешно сдает вступительные экзамены в знаменитую парижскую "Эколь супериор л'Аэронаутик" и выходит из нее с дипломом высококвалифицированного инженера. После чего становится референтом технического отдела Департамента авиации, через два года получает звание капитана и назначение в Институт авиационных технических исследований. Заметим, в тогдашней Польше не было недостатка в специалистах - в военной и гражданской авиации Жечи Посполитой служили отлично обученные летчики и механики, набравшиеся боевого опыта в первую мировую войну в русской, германской и австро-венгерской армиях, и инженеры, получившие великолепное образование в вузах этих и других стран. Твм не мвнее, 30-летний Юзеф быстро завоевывает репутацию ведущего летчика-испытателя, да еще инженера, что тогда было довольно редким явлением не только для панской Польши. Пилот-инженер - по тем временам диковинка... А Юзеф успешно испытывает новые аэропланы, занимается научно-исследовательской работой и... увлекается авиаспортом. Причем сразу берется за солидное предприятие - в 1930 г. вместв с механиком Виманом участвует в международных соревнованиях спортивных и туристичвских аэропланов Претендентам предстоял перелет вокруг Европы длиной 7560 км. Лвваневский выбрал специально построенный для этого двухместный низкоплан PWS-51 - небольшой, весом 750 кг, развивавший максимальную скорость 155 км ч который мог пролетать без посадки 700 км. Большего и не требовалось, ибо трасса по городам Германии, Франции, Испании, Австрии, Польши и опять Гврмании была разбита на этапы. Леваневский прошел почти весь маршрут, но на подходе к Ввне забарахлила система подачи масла. Так капитана постигла первая неудача.
В том же году он участвует на высокопланв PWS-52 в 3-х всепольских соревнованиях сверхлегких аэропланов. На сей раз обошлось без неприятных неожиданностей, и Леваневский занял почетное 4 е место.
В 1931 г., без отрыва от служебных обязанностей, Юзеф совершает беспосадочный перелет вдоль польских границ, затем по маршруту Варшава Салоники Варшава. Правда, из за неполадок системы зажигания дважды пришлось идти на незапланированные приземления. А теперь отметим; все эти предприятия были задуманы в виде тренировок перед кругосветным вояжем через Западную Африку, Атлантику, США, Аляску, Камчатку и дальше, через страны Азии, в Польшу. Леваневский намеревался побить ракорд дальности, установленный французскими авиаторами в 1929 г.
В 1933 г. он получил официальное разрешение на первлет из Варшавы в Омск длиной 3400 км, а если повезет, то и до Красноярска (4600 км), что должно было стать еще одной тренировкой перед кругосветкой. Теперь Юзеф предпочел двухместный, одномоторный, цельнометаллический, туристический PZL-19 (но не "Бреге", как сообщалось у нас). На нем установили дополнительный топливный бак на 400 л бензина.
11 сентября 1933 г. Юзеф Леваневский со штурманом, подполковником Чеславом Филипповичем (естественно не министром), стартовал с аэродрома под Варшавой. Несколько часов полет проходил без происшествий, но к вечвру экипаж попал в сложные мвтеоусловия Пришлось идти на малой высоте, прижимаясь к земле, да еще над нвзнакомой местностью Неподалеку от города Ядрин в Чувашии (опять же подправим официальную версию), как пишут в подобных случаях, "произошло столкновение машины с землей - летчик погиб сразу, штурман получил тяжелые ранения...
Советские власти оказали Леваневскому воинские почести, его останки доставили в Варшаву, там 19 сентября состоялись торжественные похороны. А спустя семь месяцев мир узнал имя Героя Советского Союза №2. Им стал советский пилот Сигизмунд Леваневский. И пожалуй, уже не покажется странным, что именно тогда начался стремительный взлет этого полярного летчика, "спасителя "чвлюскинцвв" Ведь не исключено, что младшему брату был дан карт-бланш, дабы он превзошел старшвго по всем статьям. То есть на его примере задумали блестящую идеологическую акцию продемонстрировать всему миру раскрытие небывалых творческих возможностей человека в социалистическом государстве А такое нередко практиковалось в пропагандистской публицистике провести параллель между судьбами родственников, оказавшихся по разные стороны границы, вынужденных жить в разных социально-экономических условиях...
Кстати, АНТ-25 на котором не состоялся трансарктический вояж Сигизмунда, первоначально создавался для того, чтобы превзойти достижение французских авиаторов по свврхдальним перелвтам. И Юзеф собирался побить этот рекорд. Роковое совпадение?

Т-М 7-1995

От FVL1~01
К Сергей Зыков (25.10.2002 13:41:09)
Дата 25.10.2002 16:48:35

почему так уж на всем

И снова здравствуйте
один из того рода потом уехал во францию (фамилия правда не Леваневский, но тот же род) , работал на Дассо - делал "Барудер", самолетик правда был странный :-)
А так все как то связаны с авиацией... Модно это было в 20е годы. Дико модно, что для польской "золотой молодежи", что у нас...

С уважением ФВЛ