От Поручик Баранов
К All
Дата 16.10.2000 09:03:40
Рубрики Прочее;

Взрыв торпед

Добрый день!

Торпеды на ПЛ взорвались только один раз - в 1962 г. на ПЛ Б-37. Взорвались в результате пожара. Лодка затонула, при взрыве погибла большая часть экипажа, досталось и другим лодкам, стоявшим поблизости (дело было в Полярном).

Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%. Это очень много, достаточно сказать, что при таком уровне О2 многие предметы могут самовозгораться. За уровнем следят, но понизить его быстро не всегда реально.

Поэтому при возникновении пожара на ПЛ он, как правило, развивается стремительно и обуздать его может только быстрое применение ЛОХ (лодочная объемная химическая система пожаротушения). Иначе отсек выгорает в считанные минуты. Но ЛОХ небезвредна для экипажа. Командир мог немного запоздать с командой на применение ЛОХ - например. ждал, пока экипаж включится в аппараты. Этого оказалось достаточно, чтобы огонь добрался до боезапаса...

Ситуация могла осложниться серией коротких замыканий.

А начаться пожар мог с любой искры, взрыва не только водорода - на лодке столько всего взрывоопасного, что и не перечислишь.

С уважением, Поручик

От Бродяга
К Поручик Баранов (16.10.2000 09:03:40)
Дата 17.10.2000 14:22:43

По кислороду

День добрый всем!
>>Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%.

До гибели "Комсомольца" был установлен процент содержания кислорода - 23...После аварии введено новое требование - содержание О2 на один процент меньше, чем в атмосферном воздухе.

С приветом,
Бродяга

От tevolga
К Бродяга (17.10.2000 14:22:43)
Дата 17.10.2000 20:29:35

Re: По кислороду

Не сочтите за занудство,но откуда в лодке повышенное содержание кислорода? Где источник? И почему так сложно понизить его содержание?
C уважением к сообществу.

От Бродяга
К tevolga (17.10.2000 20:29:35)
Дата 18.10.2000 20:07:53

Re: По кислороду

День добрый всем!
>Не сочтите за занудство,но откуда в лодке повышенное содержание кислорода?
Где источник?

Очень просто - из центральной системы регенерации, в каждом отсеке кислородораздаточная станция, можно регулировать интенсивность подачи воздуха


> И почему так сложно понизить его содержание?

Понизить содержание элементарно просто - прикрутить раздаточный клапан и всех дел...Просто была установлена именно такая норма содержания кислорода, а если ещё не особо тщательно следили - то создавалась т более высокая, как писал Баранов концентрация.

С приветом,
Бродяга

От Поручик Баранов
К Бродяга (17.10.2000 14:22:43)
Дата 17.10.2000 14:30:37

Re: По кислороду

Добрый день!
>День добрый всем!
>>>Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%.
>
>До гибели "Комсомольца" был установлен процент содержания кислорода - 23...После аварии введено новое требование - содержание О2 на один процент меньше, чем в атмосферном воздухе.

Это сколько? 19%?

Не подскажете ли, где об этом читали? Потому как, по моим данным, это была рекомендация ученых, не получившая силу приказа.

С уважением, Поручик

От Exeter
К Поручик Баранов (16.10.2000 09:03:40)
Дата 16.10.2000 19:11:10

Re: Взрыв торпед

Уважаемый Поручик!

Все-таки, строго говоря, катастрофа с Б-37 - не единственный случай гибели ПЛ от взрыва торпед в отечественном флоте. В годы войны в результате взрывов собственного торпедного боезапаса в базе погибли Щ-138 (18.07.1942, ТОФ), Щ-139 (25.04.1945, ТОФ), ТС-2 (20.02.1945, ЧФ).

А в случае с "Курском" - действительно, похоже, объемный пожар в первом отсеке - наиболее вероятная причина взрыва торпедного боезапаса и гибели лодки. Все остальные причины слишком маловероятны.

С уважением, Exeter

От Михаил Нестеров
К Exeter (16.10.2000 19:11:10)
Дата 17.10.2000 15:22:06

По неизвестной причине

День добрый,

>Все-таки, строго говоря, катастрофа с Б-37 - не единственный случай гибели ПЛ от взрыва торпед в отечественном флоте. В годы войны в результате взрывов собственного торпедного боезапаса в базе погибли Щ-138 (18.07.1942, ТОФ), Щ-139 (25.04.1945, ТОФ), ТС-2 (20.02.1945, ЧФ).

А довоенной статистики у вас нет? Было бы очень интересно. Потому как известно, что аварийность вообще резко возрастает именно в военные годы.

15.01.1915 «E-2» Взр.
25.03.1915 «F-4» Неизв.
24.07.1917 «A-7» Взр.
14.09.1917 «D-2» ПВ
17.12.1917 «F-1» Cт.
. .1919 «C-5» ПВ
30.07.1919 «C-2» Пр.
12.03.1920 «H-1» ПМ
01.09.1920 «S-5» ПВ
26.09.1921 «R-6» ПВ
07.12.1921 «S-48» ПВ
17.07.1923 «S-38» ПВ
25.09.1925 «S-51» Cт.
17.12.1927 «S-4» Cт.
23.05.1939 «Сквалус» Cт.
20.06.1941 «O-9» Неизв.
20.01.1942 «S-36» ПМ
24.01.1942 «S-26» Cт.
.07.1942 «Грунион» Неизв.(есть подозрения о гибели по боевым причинам)
14.08.1942 «S-39» ПМ
12.06.1943 «R-12» ПВ
26.03.1944 «Таллиби» Взр.
04.07.1944 «S-28» Неизв.
26.07.1944 «Робалло» Взр. (есть подозрения о гибели по боевым причинам)
24.10.1944 «Тэнг» Взр.
15.03.1949 «Ланчетфиш» ПВ
25.08.1949 «Кочино» Взр.
07.10.1951 Быв. герм. U-2513 Неизв.
29.05.1958 «Стиклбек» Cт.
. .1958 «Тарпон» ПВ
10.04.1963 «Трешер» Неизв.
21.05.1968 «Скорпион» Неизв.
15.05.1969 «Гуиттэро» ПВ

>А в случае с "Курском" - действительно, похоже, объемный пожар в первом отсеке - наиболее вероятная причина взрыва торпедного боезапаса и гибели лодки.

Э, а отчего возник пожар? В чем первопричина? А покамест "Курск" погиб по той же самой причине, по которой погибли все и американские и российские/советские АПЛ - "по неизвестной причине".

> Все остальные причины слишком маловероятны.

Да вообще все причины - слишком маловероятны. А вот "Курск" - погиб, тем не менее.

С уважением

От Exeter
К Михаил Нестеров (17.10.2000 15:22:06)
Дата 17.10.2000 20:57:17

Re: По неизвестной причине

Уважаемый Михаил Нестеров!


>А довоенной статистики у вас нет? Было бы очень интересно. Потому как известно, что аварийность вообще резко возрастает именно в военные годы.

Е:
Довоенная статистика по нашим лодкам, Вы имеете в виду? Ну так ведь она хорошо известна:
22.05.1931 - "Рабочий" (№9, б."Ёрш", БФ) - столкновение с ПЛ "Красноармеец" (№4).
08.06.1931 - "Металлист" (№16, б.АГ-21, ЧФ) - столкновение с ЭМ "Фрунзе", поднята и вновь введена в строй.
25.07.1935 - Б-3 (б."Рысь", БФ) - столкновение с ЛК "Марат".
04.11.1935 - Щ-103 (ТОФ) - посадка на камни.
15.11.1938 - М-90 (БФ) - столкновение с ПС ЛК-1, поднята и вновь введена в строй.
20.10.1939 - Щ-424 (б.Щ-321, СФ) - столкновение с траулером РТ-43.
13.11.1940 - Д-1 (б."Декабрист", СФ) - погибла по неизвестной причине, наиболее вероятно, провалилась на глубину.
Всякие относительно мелкие инциденты без жертв, вроде М-8, опускаю.
В годы войны в результате аварий, предположительно, погибли Щ-405, К-22, К-1, М-36. Затонули, но были подняты и вновь введены в строй Щ-130 и М-51.
Что во время войны аварийность возрастает - бесспорно.


>А в случае с "Курском" - действительно, похоже, объемный пожар в первом отсеке - наиболее вероятная причина взрыва торпедного боезапаса и гибели лодки.
>
>Э, а отчего возник пожар? В чем первопричина? А покамест "Курск" погиб по той же самой причине, по которой погибли все и американские и российские/советские АПЛ - "по неизвестной причине".

Е:
Ну, таки как раз причины гибели ВСЕХ предыдущих советских АПЛ более-менее известны - объемные пожары на К-8 и "Комсомольце", взрыв ракетного топлива на К-219.
А вообще причиной пожара может быть ЧТО УГОДНО. ПЛА - это колоссальная зажигалка, строго говоря. Но на "Курске", учитывая конкретно происшедшее, все подозрения падают в первую очередь на парогазовые торпеды. Жутко опасная штука, особенно 650-мм. Кислород плюс перекись водорода.


>> Все остальные причины слишком маловероятны.
>
>Да вообще все причины - слишком маловероятны. А вот "Курск" - погиб, тем не менее.

Е:
Ну, есть причины более вероятные в КОНКРЕТНОМ случае, есть менее. А пожар на ПЛА, увы, вещь скорее вероятная, чем маловероятная. 90 проц всех инцидентов с отечественными ПЛА - пожары и их последствия.

С уважением, Exeter

От Михаил Нестеров
К Exeter (17.10.2000 20:57:17)
Дата 18.10.2000 13:05:13

Re: По неизвестной причине

День добрый,

>>А довоенной статистики у вас нет? Было бы очень интересно. Потому как известно, что аварийность вообще резко возрастает именно в военные годы.
>
>Е:
>Довоенная статистика по нашим лодкам, Вы имеете в виду? Ну так ведь она хорошо известна:
>22.05.1931 - "Рабочий" (№9, б."Ёрш", БФ) - столкновение с ПЛ "Красноармеец" (№4).
>08.06.1931 - "Металлист" (№16, б.АГ-21, ЧФ) - столкновение с ЭМ "Фрунзе", поднята и вновь введена в строй.
>25.07.1935 - Б-3 (б."Рысь", БФ) - столкновение с ЛК "Марат".
>04.11.1935 - Щ-103 (ТОФ) - посадка на камни.
>15.11.1938 - М-90 (БФ) - столкновение с ПС ЛК-1, поднята и вновь введена в строй.
>20.10.1939 - Щ-424 (б.Щ-321, СФ) - столкновение с траулером РТ-43.
>13.11.1940 - Д-1 (б."Декабрист", СФ) - погибла по неизвестной причине, наиболее вероятно, провалилась на глубину.
>Всякие относительно мелкие инциденты без жертв, вроде М-8, опускаю.

Послушайте, Exeter, а вы уверены все эти столкновения (явившиеся причиной гибели) всегда обходились без последующих пожаров? Я вот неуверен.

>>А в случае с "Курском" - действительно, похоже, объемный пожар в первом отсеке - наиболее вероятная причина взрыва торпедного боезапаса и гибели лодки.
>>
>>Э, а отчего возник пожар? В чем первопричина? А покамест "Курск" погиб по той же самой причине, по которой погибли все и американские и российские/советские АПЛ - "по неизвестной причине".
>
>Е:
>Ну, таки как раз причины гибели ВСЕХ предыдущих советских АПЛ более-менее известны - объемные пожары на К-8 и "Комсомольце", взрыв ракетного топлива на К-219.

"Более-менее" тем не менее означает "по неизвестной причине". От чего утонули "Трешер" и "Скорпион" тоже "более-менее" известно и тем не менее официально - все-таки "по неизвестной причине". И далее разумеется следуют версии. "Более или менее" убедительные. Для того чтобы иметь уверенность сказать, надо точно установить причину причину гибели (первопричину) - было это проделано с "Комсомольцем"? Нет. Есть только предположения. Оно конечно можно вцепиться в "наиболее убедительную версию" и волюнтаристки объявить ее оффициальной причиной, но так ли было на самом деле?

>А вообще причиной пожара может быть ЧТО УГОДНО. ПЛА - это колоссальная зажигалка, строго говоря. Но на "Курске", учитывая конкретно происшедшее, все подозрения падают в первую очередь на парогазовые торпеды. Жутко опасная штука, особенно 650-мм. Кислород плюс перекись водорода.

Ну а от чего они рванули, если уже установлено, что они-таки рванули? От столкновения, от ранее начавшегося взрыва-пожара в аккумуляторных ямах (опять же может быть вызванного столкновением), торпедирования кем-то, диверсии, столкновения с грунтом, неосторожное обращение с огнем, и т.д.? Интересует первопричина.

>>> Все остальные причины слишком маловероятны.
>>
>>Да вообще все причины - слишком маловероятны. А вот "Курск" - погиб, тем не менее.
>
>Е:
>Ну, есть причины более вероятные в КОНКРЕТНОМ случае, есть менее. А пожар на ПЛА, увы, вещь скорее вероятная, чем маловероятная. 90 проц всех инцидентов с отечественными ПЛА - пожары и их последствия.

Но моментальная гибель от них ПЛ со всем экипажем, - вещь крайне и крайне маловероятная. Очень маловероятная. Хотя, разумеется возможная.

С уважением

От Evgeny~1
К Exeter (16.10.2000 19:11:10)
Дата 17.10.2000 08:56:07

Re: Взрыв торпед

Уважаемый Exeter!

А как Вы оцените версию со взрывом аккумуляторной батареи, точнее со взрывом выделяемых ею газов? И какие м.б. причины выхода из строя данной батареи (сильный крен ПЛ или что-то др.)?

С уважением, Евгений.

От Exeter
К Evgeny~1 (17.10.2000 08:56:07)
Дата 17.10.2000 20:24:19

Re: Взрыв АБ

Я думаю, уважаемый Evgeny~l, что сейчас АБ - наименее опасная вещь на современной ПЛА :-)) На ПЛА есть масса других, куда более пожарооопасных вещей - масса кабелей под высоким напряжением и контактов, воздух высокого давления, системы регенерации, маслопроводы, гидравлика и пр. и пр. Все это в жуткой концентрации и плотном переплетении. ПЛ - это огромный источник перманентной пожарной опасности, поэтому возгорания там достаточно обычная вещь. А с выделением водорода из АБ научились бороться давным-давно, это не проблема уже с 30-40-х гг, которая давно решается конструкцией ям, рутинной вентиляцией, постоянным газоконтролем и проч. Да и сила взрыва водорода относительно невелика. В отечественном флоте несколько серьезных взрывов водорода из АБ было на ПЛ типа "Л" II серии в 30-е годы, неудачная полуоткрытая конструкция аккумуляторных ям на которых была заимствована у L-55. Но даже тогда эти взрывы не приводили к гибели лодки, а позднее все дефекты были ликвидированы, и эта проблема успешно решена.

А при попадании в АБ воды (при затоплении и пр.) - оттуда хлор полезет, а не водород :-))

С уважением, Exeter

От Evgeny~1
К Exeter (17.10.2000 20:24:19)
Дата 18.10.2000 07:38:20

Re: Взрыв АБ

Спасибо! Как всегда полная информация. Хотел еще вопрос, по предыдущему постингу из этой темы. Где можно посмотреть подробнее о 650мм ракето-торпедах (Вы упоминали парогазовые с кислородом и перекисью)? И еще, Вы не грешите на 533мм торпеды, или они все электрические?

>С уважением, Exeter
Всегда, взаимно. Евгений.

P.S. Кстати я нашел информацию по испытаниям фугасных снарядов во Владивостоке в июне 1905г. Выложу на ВИФ-РЖ.

От Exeter
К Evgeny~1 (18.10.2000 07:38:20)
Дата 18.10.2000 22:03:33

Торпеды

Уважаемый Evgeny~1!

650-мм - это не ракето-торпеды, а обычные противокорабельные торпеды, только большого калибра (против авианосцев специально) с системой наведения по кильватерному следу корабля (на 65-76). Были два типа:
65-73 "Кит" - прямоидущая, только с ядерной БЧ (сейчас сняты с вооружения).
65-76 - с ССН, и с обычной, и с ядерной БЧ.
Насчет 533-мм торпед - я просто не в курсе были ли на "Курске" торпеды типа 53-65К с керосиново-кислородными движками. Сейчас вроде на новых ПЛА стараются электрическими пользоваться, но у них с АБ сейчас плохо из-за отсутствия денег. Григорий тут высказывал предположение, что представители "Дагдизеля" на "Курске" испытывали какой-то вариант переделки электрических торпед 533-мм в парогазовые, посмотрите его сообщения в архиве. Но они малость "побезопаснее" вроде :-)) А вот 650-мм на нем точно были.

Прочитать про отечественные торпеды можно в известной книге Кузина и Никольского "ВМФ СССР".
Но вообще, лучше Григория спросите, когда он на Форумах появится. Он по торпедам спец.

Про владивостокские снаряды - спасибо, но я эту статью тоже на днях случайно нашел в своих залежах :-)) Это "Гангут" №17 вроде, да?

С уважением, Exeter

От Evgeny~1
К Exeter (18.10.2000 22:03:33)
Дата 19.10.2000 08:02:18

Re: Торпеды

Здравствуйте, Exeter!

>Григорий тут высказывал предположение, что представители "Дагдизеля" на "Курске" испытывали какой-то вариант переделки электрических торпед 533-мм в парогазовые, посмотрите его сообщения в архиве.

В НТВэшном "Гласе народа", моряки дружно прямо дыбом встали, когда речь зашла о том, что на учениях якобы проводили испытания нового оружия. На своем стояли - не может быть такого, а вот про модернизированные ничего не сказали. С др.стороны ясно, что представитель Дагдизеля не просто так катался на лодке.

>Про владивостокские снаряды - спасибо, но я эту статью тоже на днях случайно нашел в своих залежах :-)) Это "Гангут" №17 вроде, да?

Номер сам не помню, но то, что в Гангуте точно.

>С уважением, Exeter

Взаимно, Евгений.

От Игорь Скородумов
К Exeter (17.10.2000 20:24:19)
Дата 17.10.2000 21:29:54

Re: Насчет АБ

Уважаемый Exeter!

Несмотря на их надежность АБ, ЧП из-за ошибок обслуживания довольно много. Поэтому я не стал бы списывать ошибки в обслуживании АБ как вероятную причину взрыва.
Другой вопрос, что на АПЛ АБ являются менее вероятной причиной взрыва, чем возникновение пожара по другим причинам (КЗ, например). Кроме того, учитывая данные Миров (переборка между 1 и 2 отсеком выбита взрывом), вероятность того, что пожар начался в АБ минимальна.

С уважением
Игорь Скородумов

От Поручик Баранов
К Exeter (16.10.2000 19:11:10)
Дата 17.10.2000 08:39:43

Re: Взрыв торпед

Добрый день!
>Уважаемый Поручик!

>Все-таки, строго говоря, катастрофа с Б-37 - не единственный случай гибели ПЛ от взрыва торпед в отечественном флоте. В годы войны в результате взрывов собственного торпедного боезапаса в базе погибли Щ-138 (18.07.1942, ТОФ), Щ-139 (25.04.1945, ТОФ), ТС-2 (20.02.1945, ЧФ).

Это все хрестоматийно, но я сознательно говорил только об авариях и катастрофах послевоенного периода.

>А в случае с "Курском" - действительно, похоже, объемный пожар в первом отсеке - наиболее вероятная причина взрыва торпедного боезапаса и гибели лодки. Все остальные причины слишком маловероятны.

Я также склоняюсь именно к этой версии. Особенно с учетом статистики пожаров на наших судах подплава.

С уважением, Поручик

От tevolga
К Поручик Баранов (16.10.2000 09:03:40)
Дата 16.10.2000 09:26:32

Re: Взрыв торпед


>Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%. Это очень много, достаточно сказать, что при таком уровне О2 многие предметы могут самовозгораться. За уровнем следят, но понизить его быстро не всегда реально.

А почему так? Чем вызвано такое содержание высокое кислорода внутри лодки? Кислород вообще-то яд, при определенных концентрациях. И почему уровень его понизить трудно - медная стружка нагретая очень хорошо поглощает кислород?

C уважением к сообществу.

От Поручик Баранов
К tevolga (16.10.2000 09:26:32)
Дата 16.10.2000 09:35:55

Re: Взрыв торпед

Добрый день!

>>Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%. Это очень много, достаточно сказать, что при таком уровне О2 многие предметы могут самовозгораться. За уровнем следят, но понизить его быстро не всегда реально.
>
>А почему так? Чем вызвано такое содержание высокое кислорода внутри лодки?

Контр-адмирал Мормуль, из книги которого почерпнуты эти сведения, не дает прямого ответа на ваш вопрос.

>Кислород вообще-то яд, при определенных концентрациях. И почему уровень его понизить трудно - медная стружка нагретая очень хорошо поглощает кислород?

Не знаю. Наверное, О2 - слишком большая ценность в автономке, чтобы его поглощать медной стружкой.

С уважением, Поручик

От Evgeny~1
К Поручик Баранов (16.10.2000 09:35:55)
Дата 16.10.2000 10:02:22

Re: Взрыв торпед

Добрый день!

>>>Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%. Это очень много, достаточно сказать, что при таком уровне О2 многие предметы могут самовозгораться. За уровнем следят, но понизить его быстро не всегда реально.
>>
>>А почему так? Чем вызвано такое содержание высокое кислорода внутри лодки?
>
>Контр-адмирал Мормуль, из книги которого почерпнуты эти сведения, не дает прямого ответа на ваш вопрос.

В книге Романова (гибель К-278) очень простой ответ - так установлено НИИ ВМФ.

>>Кислород вообще-то яд, при определенных концентрациях. И почему уровень его понизить трудно - медная стружка нагретая очень хорошо поглощает кислород?

При сильной концентрации кислорода у человека происходит "кислородное опьянение". Мед. подробностей не знаю.

>С уважением, Поручик
Взаимно Евгений.

От Поручик Баранов
К Evgeny~1 (16.10.2000 10:02:22)
Дата 16.10.2000 14:02:23

Re: Взрыв торпед

Добрый день!

>При сильной концентрации кислорода у человека происходит "кислородное опьянение". Мед. подробностей не знаю.

При содержании в атмосфере более 40% кислорода. Симптомы наркотического опьянения, как будто человек травы обкурился. Безудержное веселье, галлюцинации.

С уважением, Поручик

От tevolga
К Поручик Баранов (16.10.2000 09:35:55)
Дата 16.10.2000 09:52:26

Re: Взрыв торпед

>Добрый день!

>>>Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%. Это очень много, достаточно сказать, что при таком уровне О2 многие предметы могут самовозгораться. За уровнем следят, но понизить его быстро не всегда реально.
>>
>>А почему так? Чем вызвано такое содержание высокое кислорода внутри лодки?
>
>Контр-адмирал Мормуль, из книги которого почерпнуты эти сведения, не дает прямого ответа на ваш вопрос.

А что скажут знатоки подводных лодок? Действительно кислорода так много? И откуда он? Результат технологического процесса?

>>Кислород вообще-то яд, при определенных концентрациях. И почему уровень его понизить трудно - медная стружка нагретая очень хорошо поглощает кислород?
>
>Не знаю. Наверное, О2 - слишком большая ценность в автономке, чтобы его поглощать медной стружкой.

Это дружеская ирония? Может он и ценность в автономке, но если отсек выгорает за секунды, то может все-таки поглощать хотя бы стружкой? Опять же с Ваших слов контр-адмирал Мормуль желел бы быстро понизить его уровень.

С уважением к сообществу.



От Evgeny~1
К tevolga (16.10.2000 09:52:26)
Дата 16.10.2000 11:15:56

Re: Взрыв торпед

Добрый день!
>
>>>>Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%. Это очень много, достаточно сказать, что при таком уровне О2 многие предметы могут самовозгораться. За уровнем следят, но понизить его быстро не всегда реально.
>>>
>>>А почему так? Чем вызвано такое содержание высокое кислорода внутри лодки?
>>
>>Контр-адмирал Мормуль, из книги которого почерпнуты эти сведения, не дает прямого ответа на ваш вопрос.
>
>А что скажут знатоки подводных лодок? Действительно кислорода так много? И откуда он? Результат технологического процесса?

Повышенное содержание кислорода в отсеках связано с нормами установленными ЦНИИ ВМФ (это я уточню). Откуда взято такое % содержание мне неизвестно, возможно наследие дизельного подводного флота, м.б. что-то другое. На атомных лодках существует автоматическая система (питается из общесудовой воздушной системы) регулировки содержания кислорода в отсеке (в отсеках установлены газоанализаторы и соответствующие клапаны). Согласно исследованию Романова (один из конструкторов К-278) причиной пожара на Комсомольце, стало создание в 7 отсеке благоприятных условий при которых происходит возгорание перегретого масла (из-за выхода из строя механизма нагрева и сепарации масла). Подчеркну - это версия, основанная на испытания данного (и других находящихся в отсеке) приборов и ее автор считает наиболее вероятной. Благоприятные условия для пожара - это при неисправном газоанализаторе неконтролируемое поступление кислорода в отсек в течение длительного времени (косвенное подтверждение этому - в 6 отсеке пламя было голубого цвета и очень кратковременное, характерная черта повышенного содержания кислорода). Масло нагревалось при выходе из строя прибора нагрева и сепарации, если он начинал работать в режиме периодического, несанкционированого включения-выключения ("звонковый эффект"), при этом даже при температуре вспышки масло (при опыте) не возгоралось (при атмосферном содержании кислорода), а при повышенном вспыхивало.

С уважением, Евгений.



От Олег...
К Поручик Баранов (16.10.2000 09:03:40)
Дата 16.10.2000 09:14:49

Re: Взрыв торпед

Здравия желаю!...
>Добрый день!

>Торпеды на ПЛ взорвались только один раз - в 1962 г. на ПЛ Б-37. Взорвались в результате пожара. Лодка затонула, при взрыве погибла большая часть экипажа, досталось и другим лодкам, стоявшим поблизости (дело было в Полярном).

>Тут следует отметить одну важную особенность. На современных советских ПЛ содержание кислорода в атмосфере порой достигает 24-25%. Это очень много, достаточно сказать, что при таком уровне О2 многие предметы могут самовозгораться. За уровнем следят, но понизить его быстро не всегда реально.

>Поэтому при возникновении пожара на ПЛ он, как правило, развивается стремительно и обуздать его может только быстрое применение ЛОХ (лодочная объемная химическая система пожаротушения). Иначе отсек выгорает в считанные минуты. Но ЛОХ небезвредна для экипажа. Командир мог немного запоздать с командой на применение ЛОХ - например. ждал, пока экипаж включится в аппараты. Этого оказалось достаточно, чтобы огонь добрался до боезапаса...

>Ситуация могла осложниться серией коротких замыканий.

>А начаться пожар мог с любой искры, взрыва не только водорода - на лодке столько всего взрывоопасного, что и не перечислишь.

С 1962 уже вроде, лет 40 прошло, неужели ничего не выяснили до сих пор?
Почему так много эпитетов "мог", "могла" и т.д???
И вообще, как подлодка называлась?

Честь имею!...
http://fortress.vif2.ru/

От Поручик Баранов
К Олег... (16.10.2000 09:14:49)
Дата 16.10.2000 09:31:06

Re: Взрыв торпед

Добрый день!

>С 1962 уже вроде, лет 40 прошло, неужели ничего не выяснили до сих пор?

От подлодки только корма осталась, рвануло так, что полгорода накрыло. Хоронили куски тел, большего собрать не могли.

>Почему так много эпитетов "мог", "могла" и т.д???

Это не эпитеты :)) Я высказываю свое предположение, а то меня тут постоянно обвиняют в безапелляционности.

>И вообще, как подлодка называлась?

Б-37. В то время имен собственных ПЛ в нашем ВМФ не имели.

С уважением, Поручик