От
|
B~M
|
К
|
ttt2
|
Дата
|
11.10.2024 02:50:28
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
Re: Причины почти...
>Странно что в условиях постоянных войн и изменения границ Турции и большинства остальных государств (и с нами включая) граница Турции на востоке мало изменилась за бурные века войн. Восточная граница Турции конца XVI века практически соответствует границе 1914 и современной границе Ирана с Турцией и Ираком.
>Как получилось такое равновесие? Обе страны не особо и рвались конфликтовать друг с другом? Некое молчаливое согласие не трогать друг друга?
Вопрос следует разбить на два - о том, почему граница проходит именно там и почему не получалось её изменить/заменить на другую военным путём. По обоим вопросам уже в целом отвечали. Попробую подытожить и дополнить.
1. Граница Ирана и Ирака - это, как уже сказано, граница по водоразделу, т.е. восточная граница бассейна Тигра/Евфрата. В самой южной, равнинной части этот бассейн, впрочем, действительно достаточно условен как граница: вся приморская низменность заселена арабами-шиитами и почему часть из них оказалась под Ираном, мне не совсем ясно. Но, видимо, всё же есть некоторые природные ограничения. Подозреваю, что история обратная – турки, двигаясь по реке, дошли до Басры и на том успокоились. Расширять свой контроль на восток дальше некоторого разумного расстояния от водного пути им было не с руки – местность там не слишком удобная, как показала последняя ирано-иракская война. Ну и обратное – захватывать именно Басру иранцам было тоже не очень, потому что а) она на другом берегу; б) всё равно приплывут турки с севера и будут делать больно. Впрочем, все эти соображения должны были бы быть в пункте 2.
Далее к северу, уже в горах, живут в основном курды. Но не следует забывать, что курды - это сборная солянка (и даже с разными языками), каждое племя контролировало сравнительно небольшие участки, и вот именно в этой мозаике водораздел – вполне себе граница, скот сезонно перегоняют вверх и вниз по склонам, а не через перевалы.
Ещё дальше к северу (современная граница Ирана и Турции) – водораздел бассейнов озёр Ван и Урмия, с теми же курдами и ещё (к западу, вокруг Вана) армянами.
И наконец ещё дальше к северу верховья Аракса и Куры по ущельям заходят довольно далеко на запад на турецкую территорию. По факту только здесь и воевали, хотя без особого успеха с обеих сторон. Причём фактическая граница зафиксировалась по западному краю равнин, на которые реки выходят из ущелий (картлийско-кахетинской для Куры и араратской для Аракса). Т.е. здесь, в отличие от Ирака, персы сидели на относительной плоскости, а турки – в горах.
2. Логистика.
Да, дороги там есть – ещё Ахемениды построили "царский путь" из Экбатан (Исфахана) в Сарды (Измир). И пройти армии даже в несколько десятков тысяч человек не проблема. Проблема в другом – дальше эта армия должна кормиться "с земли", т. е. соответственно с обжитых районов Персии или Месопотамии. А после 1500 года мы имеем противостояние двух "пороховых империй" – Османской Турции и Сефевидского Ирана, и армии у них соответствующие, требующие магазинного снабжения. Там, где турки могли его обеспечить, по морю и рекам, они наступали: Чёрное море - Дунай вплоть до Вены, Средиземка-Оронт-Евфрат вплоть до Персидского залива. Ну а персам, раз потеряв Месопотамию (как базу для накопления магазинных запасов), отбить её обратно (без распада Турции как государства) было малореально. Оставалось обмениваться короткими тычками и вознёй лёгких сил, но по итогам местные курдские вожди всё равно предпочитали сохранять лояльность тем, на чьей стороне водораздела они пасли скот и к кому они его на зиму перегоняли. Относительно масштабные подвижки случались лишь в Закавказье, где у персов были удобные базы для накопления запасов, подвозимых с юга, а турки могли дейстововать, опираясь на Чёрное море и Трабзон, а также на собирающий запасы с юга (по Евфрату) Эрзерум. Причём персы выселили нафиг армян с Араратской долины, и грузин из Картли-Кахетии тоже собирались, да не успели, да и те активнее сопротивлялись. А турки дозрели выселять армян со своей стороны только к 1915. Курды же, как было сказано, вполне довольствовались "чья власть, того и правда" (а кого грабить в суматохе, тем более всё равно), как и южные арабы-шииты.