>И-16 тип 10 был сравним с Ки-27 до высоты 3 км, если сравнивать с доставшимся НИИ ВВС самолетом. А этот трофейный был уже изрядно покалечен, ремонтный. Но даже в этом случае выше 3 км тип 10 сливал, он отставал на 15-20 км/ч. Приведенные же в японской книжке ВСХ Ки-27 существенно лучше измеренных у нас. Недостаток Ки-27 был в том, что живучесть хуже и прочность.
>Я сам удивился, когда нарисовал ВСХ и по-другому стал смотреть на Х-Г.
Ки-27 был хуже И-16 в пикировании. Смотреть по другому на всю советскую систему оценки возможностей истребителя в 1935-45.
зато был быстрее, скороподъемнее и имел лучший вираж, чем у любого китайского/халхингольского типа И-16. В результате летчик И-97 имел больше возможностей занять выгодную позицию. Его недостатки просто не давали достаточно долго на пикировании преследовать, чем наши и пользовались. Но пикирование не самый главный маневр. Победить их на Халхин-Голе удалось лишь опустошив их силы, взяв количеством. Будь там поровну И-16 и И-97 японцы бы разделались с нашей авиацией.
Опыт Халхин-Гола, кстати, достаточно быстро обобщили. Эшелонирование по высоте не Покрышкин изобрел, появилось это в рукдоках для ИА еще в 1940-м. Этими рукдоками просто не пользовались на начальном этапе ВОВ.
>Смотреть по другому на всю советскую систему оценки возможностей истребителя в 1935-45.
для фронтового истребителя ничем особым эта система не отличалась от, например, немецкой. По той же системе в 1945-50 наваяли вполне конкурентноспособные МиГи и Ла. А в 30-х порядок в авиапроме надо было наводить, совершенствовать И-16, а не болт на него класть.
>>Ки-27 был хуже И-16 в пикировании.
>
>зато был быстрее, скороподъемнее и имел лучший вираж, чем у любого китайского/халхингольского типа И-16. В результате летчик И-97 имел больше возможностей занять выгодную позицию. Его недостатки просто не давали достаточно долго на пикировании преследовать, чем наши и пользовались. Но пикирование не самый главный маневр.
Выгодная позиция для тех лет - это превышение в первую очередь, и она определялась тактическим решением лётчиков/командиров ДО взаимного обнаружения (факторы для этого решения - отдельный вопрос). Если И-97 обнаруживает И-16 на типовой дистанции 5-7 км с превышением даже 1000м - то, при правильной тактике действий И-16, никакие "быстрее, скороподъемнее и лучший вираж" японцу уже не помогут (при смене позиций аналогичная ситуация для И-16).
Тут у "нижнего" остаются два варианта - вести оборонительный бой, или выходить из боя в пикировании, набирать высоту в стороне, и возвращаться уже в выгодной позиции (если что - я сейчас пересказываю советскую инструкцию от 1945 года). Соответственно, И-16 мог выйти из боя пикированием и набрать высоту в стороне, а для И-97 это было проблемой.
Поэтому предельная скорость пикирования - это одна из важнейших характеристик истребителя после 1935 года, сравнимая по важности с максимальной скоростью (с которой она в принципе связана), и куда важнее чем скороподъёмность и тем более вираж.
>Будь там поровну И-16 и И-97 японцы бы разделались с нашей авиацией.
Спорное утверждение. Всё зависело от умения конкретных советских лётчиков использовать свою технику.
>Опыт Халхин-Гола, кстати, достаточно быстро обобщили. Эшелонирование по высоте не Покрышкин изобрел, появилось это в рукдоках для ИА еще в 1940-м. Этими рукдоками просто не пользовались на начальном этапе ВОВ.
>>Смотреть по другому на всю советскую систему оценки возможностей истребителя в 1935-45.
>
>для фронтового истребителя ничем особым эта система не отличалась от, например, немецкой.
>По той же системе в 1945-50 наваяли вполне конкурентноспособные МиГи и Ла. А в 30-х порядок в авиапроме надо было наводить, совершенствовать И-16, а не болт на него класть.