От Рядовой-К
К All
Дата 09.12.2022 00:54:57
Рубрики Современность; Армия; ВВС;

Аэросани. Аэроводоснеголодки. Бронеаэросани. Имеет ли это военный смысл?

Прочитал писания одного полковника в "Военной мысли" 7/2019 на счёт б/д в рос. Арктике и у меня тоже мысли возникли...

Аэросани.
Аэроводоснеголодки-аэровездеходы
(фирма
https://www.exaero.ru/catalog?page=3 производит интересные, на мой взгляд, пепелацы)
Бронеаэросани...

Имеет ли это всё, сейчас, военный смысл в рамках потенциально возможных в ближайшем будущем боевых действий в рос. Арктике?
Допустим, стоит задача обороны (или уже контрнаступления чтоб отбить) Норильского цивилизационно-инфраструктурного анклава - радиус описанной окружности от аэродрома - 50-60 км + "кишка" по Енисею на выход в океан.

А стоит ли там иметь какие-то военные катера? Если да, то какие? С каким функционалом?

(ЗЫ Обратил внимание, что Диксон стоит полностью заброшенный... И вот даже не знаю - а нужен ли он был там вообще, когда-нибудь? Чем он занимался ранее?)

От СанитарЖеня
К Рядовой-К (09.12.2022 00:54:57)
Дата 15.12.2022 11:00:20

Аэросани - никакой. Аэролодки - ограниченный.

Аэросани конкурируют со снегоходом. Который лучше всем, кроме одного. Движитель для снегохода (трансмиссия и гусеницы) кустарно не сделать. А винт можно. При современном развитии производства аэросани - спортивный снаряд. Притом для "экстремального спорта"
Аэролодки могут использовать на мелководьях, болотам и т.п., где подводный винт будет цеплять за дно, наматывать водоросли и т.п.

От tramp
К СанитарЖеня (15.12.2022 11:00:20)
Дата 22.12.2022 23:20:19

Re: Аэросани -...

>Движитель для снегохода (трансмиссия и гусеницы) кустарно не сделать.
Тем не менее самоделки подобные есть
>Аэролодки могут использовать на мелководьях, болотам и т.п., где подводный винт будет цеплять за дно, наматывать водоросли и т.п.
И это решаемо
https://www.youtube.com/watch?v=YLsZ5dezcg4
https://youtu.be/4OhwM0RxG2U?t=83

с уважением

От Koshak
К СанитарЖеня (15.12.2022 11:00:20)
Дата 15.12.2022 13:16:42

Re: Аэросани -...

>Аэросани конкурируют со снегоходом. Который лучше всем, кроме одного. Движитель для снегохода (трансмиссия и гусеницы) кустарно не сделать. А винт можно. При современном развитии производства аэросани - спортивный снаряд. Притом для "экстремального спорта"
>Аэролодки могут использовать на мелководьях, болотам и т.п., где подводный винт будет цеплять за дно, наматывать водоросли и т.п.

Если мы сделали аэролодку с мотором и ветродуйкой, то у меня мгновенно появляется зуд в руках поддуть под лодку воздух, чтобы всем дном не плюхаться по болотам и водной траве. А чтобы воздух в стороны не убегал - можно пару досок по бокам приделать, или мягкую юбку по периметру.
А что, считай все есть уже и мотор и вентилятор, единственное, мне кажется это уже могли придумать до меня :-)))

В общем, аэролодка - это недоСВП, следующий шаг логичен и очевиден

От СанитарЖеня
К Koshak (15.12.2022 13:16:42)
Дата 16.12.2022 12:50:00

СВП лучше аэролодки, как транспортное средство. Но дороже.

>>Аэросани конкурируют со снегоходом. Который лучше всем, кроме одного. Движитель для снегохода (трансмиссия и гусеницы) кустарно не сделать. А винт можно. При современном развитии производства аэросани - спортивный снаряд. Притом для "экстремального спорта"
>>Аэролодки могут использовать на мелководьях, болотам и т.п., где подводный винт будет цеплять за дно, наматывать водоросли и т.п.
>
>Если мы сделали аэролодку с мотором и ветродуйкой, то у меня мгновенно появляется зуд в руках поддуть под лодку воздух, чтобы всем дном не плюхаться по болотам и водной траве. А чтобы воздух в стороны не убегал - можно пару досок по бокам приделать, или мягкую юбку по периметру.
>А что, считай все есть уже и мотор и вентилятор, единственное, мне кажется это уже могли придумать до меня :-)))

>В общем, аэролодка - это недоСВП, следующий шаг логичен и очевиден

Поэтому некоторая ниша у аэролодки всё же остаётся. У аэросаней - нет.

От Криптономикон
К Рядовой-К (09.12.2022 00:54:57)
Дата 12.12.2022 12:28:14

Хм. Спасибо за вопрос

не перестаю его думать и пришел к мысли что если оснастить аэросани AI и чем-то таким
https://patents.google.com/patent/WO2016048196A1/ru
с дополнительным воздушным винтом, то может получится очень симпатичная вещица

От Slick
К Рядовой-К (09.12.2022 00:54:57)
Дата 09.12.2022 14:20:26

Re: Аэросани. Аэроводоснеголодки....

>Прочитал писания одного полковника в "Военной мысли" 7/2019 на счёт б/д в рос. Арктике и у меня тоже мысли возникли...

>Аэросани.
>Аэроводоснеголодки-аэровездеходы
>(фирма
https://www.exaero.ru/catalog?page=3 производит интересные, на мой взгляд, пепелацы)
>Бронеаэросани...

>Имеет ли это всё, сейчас, военный смысл в рамках потенциально возможных в ближайшем будущем боевых действий в рос. Арктике?
>Допустим, стоит задача обороны (или уже контрнаступления чтоб отбить) Норильского цивилизационно-инфраструктурного анклава - радиус описанной окружности от аэродрома - 50-60 км + "кишка" по Енисею на выход в океан.

>А стоит ли там иметь какие-то военные катера? Если да, то какие? С каким функционалом?

>(ЗЫ Обратил внимание, что Диксон стоит полностью заброшенный... И вот даже не знаю - а нужен ли он был там вообще, когда-нибудь? Чем он занимался ранее?)
Вертолеты Ми8+26, авиация. Там все на ладони. Из вероятных врагом морпехи США, значит ТЯО с Су34. План Б - выбить порты противника.

От Forger
К Рядовой-К (09.12.2022 00:54:57)
Дата 09.12.2022 12:38:36

При нынешнем потеплении и минимуме снега какой смысл?

У нас даже в Сибири - мороз под 30 , а снега нет. В городе вообще асфальт. В Шерегеше даже снега мало

От Slick
К Forger (09.12.2022 12:38:36)
Дата 09.12.2022 21:34:09

Re: При нынешнем...

>У нас даже в Сибири - мороз под 30 , а снега нет. В городе вообще асфальт. В Шерегеше даже снега мало
Вот странно. В Коми нельзя зимой по лесу передвигаться пешком- снега много. А в Сибири можно?

От Forger
К Slick (09.12.2022 21:34:09)
Дата 10.12.2022 05:37:56

В Сибири такой лес, называется тайга

Крайне неудобное место для пеших прогулок

От damdor
К Forger (10.12.2022 05:37:56)
Дата 22.12.2022 23:30:21

Арктика - не только Сибирь

> В Сибири такой лес, называется тайга. Крайне неудобное место для пеших прогулок

Арктика - не только Сибирь. При этом в арктической части Сибири абсолютно большая часть территории - не тайга, а тундра.

От Slick
К Forger (10.12.2022 05:37:56)
Дата 10.12.2022 23:15:19

Re: В Сибири...

>Крайне неудобное место для пеших прогулок

В тайге хорошо летом ;) Зимой снег мешает, даже на охотничьих лыжах.

От Рядовой-К
К Forger (09.12.2022 12:38:36)
Дата 09.12.2022 12:55:38

Т.е., таки СВП (как тут предлагают) будет выгоднее?

>У нас даже в Сибири - мороз под 30 , а снега нет. В городе вообще асфальт. В Шерегеше даже снега мало

Я ориентируюсь на способность доставить лёгкие войска и грузы вдоль рек, по заболоченным просторам и пр. подобному как при снеге и льде, так и без него.

Транспортный критерий - размер платформы и грузоподъёмность на уровне вертолёта Ми-8 и выше. ПМСМ - это самый практичный размер.

образцы СВП
https://hovercraft.ru/produkciya/20-chel-2000-kg/
https://hovercraft.ru/produkciya/12-chelovek-3200
"На СВП устанавлены два двигателя американской марки Cummins 6ISB 300, мощностью 300 л.с каждый.
Четырехтактный шестицилиндровый дизельный двигатель с электронной системой подачи топлива ..... Двигатель Cummins модели 6isb 300 предназначен для установки на грузовые транспортные средства средней и большой грузоподъемности. В отечественной промышленности он используется в качестве силового агрегата таких автомобилей как KAMAZ 6460 и 6520. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией."

Жаль не указывается ориентировочная цена, но она, вероятно, значительно повыше более простых аэровездеходов от "НЕРПА".

От инженегр
К Рядовой-К (09.12.2022 00:54:57)
Дата 09.12.2022 09:17:17

Может быть просто ограничиться существующими СВП?

- имеется существующее производство
- не сильно зависят от рельефа, неровности, которые могут быть фатальными для днища или лыжи, легко "проглатываются" юбкой.
- Скорость в целом повыше, чем у аэросаней.
С уважением.
Алексей Андреев

От Slick
К Рядовой-К (09.12.2022 00:54:57)
Дата 09.12.2022 07:52:08

Re: Аэросани. Аэроводоснеголодки....

>Прочитал писания одного полковника в "Военной мысли" 7/2019 на счёт б/д в рос. Арктике и у меня тоже мысли возникли...

>Аэросани.
>Аэроводоснеголодки-аэровездеходы
>(фирма
https://www.exaero.ru/catalog?page=3 производит интересные, на мой взгляд, пепелацы)
>Бронеаэросани...

>Имеет ли это всё, сейчас, военный смысл в рамках потенциально возможных в ближайшем будущем боевых действий в рос. Арктике?
>Допустим, стоит задача обороны (или уже контрнаступления чтоб отбить) Норильского цивилизационно-инфраструктурного анклава - радиус описанной окружности от аэродрома - 50-60 км + "кишка" по Енисею на выход в океан.

>А стоит ли там иметь какие-то военные катера? Если да, то какие? С каким функционалом?

>(ЗЫ Обратил внимание, что Диксон стоит полностью заброшенный... И вот даже не знаю - а нужен ли он был там вообще, когда-нибудь? Чем он занимался ранее?)
Вот под Норильском вероят

От Slick
К Slick (09.12.2022 07:52:08)
Дата 09.12.2022 07:52:32

del (-)


От amyatishkin
К Рядовой-К (09.12.2022 00:54:57)
Дата 09.12.2022 03:18:21

Всё с приставкой "аэро" имеет только одно достоинство

>Аэросани.
>Аэроводоснеголодки-аэровездеходы
>(фирма
https://www.exaero.ru/catalog?page=3 производит интересные, на мой взгляд, пепелацы)
>Бронеаэросани...

Это простота трансмиссии.
Во всех остальных местах у них недостатки и отставание от вездеходов на дутиках или гусянке.
В раннем СССР постройка аэросаней имела какой-то смысл, сейчас - нет.
имхо

От Рядовой-К
К amyatishkin (09.12.2022 03:18:21)
Дата 09.12.2022 03:27:31

А если рассмотреть только одну функцию - логистическую?

>Во всех остальных местах у них недостатки и отставание от вездеходов на дутиках или гусянке.
>В раннем СССР постройка аэросаней имела какой-то смысл, сейчас - нет.
>имхо

А если рассмотреть только одну функцию - логистическую?
вот пара образцов:
"лёгкий"
https://www.exaero.ru/catalog/78-aerolodka-nerpa-485kb.html
"тяжёлый"
https://www.exaero.ru/catalog/26-aerovezdehod-nerpa-arktika-3135ak.html

В условиях бездорожья иметь возможность на весьма приличной скорости - например, на 50-70 км/ч - доставлять военные грузы через пустоши, разве не интересно? Гусеницами придётся тащиться на 10-15 км/ч и то застрять можно.

От amyatishkin
К Рядовой-К (09.12.2022 03:27:31)
Дата 09.12.2022 18:40:25

см в Википедии НКЛ-12 и НКЛ-16 (-)


От Криптономикон
К Рядовой-К (09.12.2022 00:54:57)
Дата 09.12.2022 01:29:29

Аэросани имеют запредельный уровень аварийности.

При эксплуатации среднеподготовленым ( в лучшем случае) пилотом они разобьются в течении недели. Еще один гемор на шею командиру, которому придется отвечать за эту аварийность.

От Рядовой-К
К Криптономикон (09.12.2022 01:29:29)
Дата 09.12.2022 01:53:48

А искусственно занизить маневренность и скорость ограничить?

>При эксплуатации среднеподготовленым ( в лучшем случае) пилотом они разобьются в течении недели. Еще один гемор на шею командиру, которому придется отвечать за эту аварийность.

Я так понимаю, что в большинстве случаев, аварии происходят от неверного движения "джойстиком" управления винтом? Ну, типа шевельнул не туда или слишком редко и "взлетел"?

От Криптономикон
К Рядовой-К (09.12.2022 01:53:48)
Дата 09.12.2022 18:59:17

Аэросани тупиковая ветвь технического прогресса,

типа водородных дирижаблей, выглядит соблазнительно но в реальности вероятность катастрофы превышает все разумные пределы.

>Я так понимаю, что в большинстве случаев, аварии происходят от неверного движения "джойстиком" управления винтом? Ну, типа шевельнул не туда или слишком редко и "взлетел"?

Вы даже не представляете всех "прелестей" аэросаней. Они трогаются с места как Паспарту в мультфильме, сначала тупо стоят пока раскручивается винт и поднимают вокруг себя ураган снега что их полностью демаскирует и ослепляет пилотов, затем, совершенно неожиданно, со скоростью катапульты летят по прямой на сумасшедшей скорости, обычно на этом поездка и заканчивается, потому что они тут-же вхерачиваются в какой нибудь столб, поленницу, машину друзей приехавших посмотреть на это чудо и т.д. Даже если славяне догадались вручную за оглобли направить нос агрегата в свободный коридор, на этом их приключения только начинаются. Аэросани практически не управляемы, даже если вы заметите прямо по курсу камень, пень или торос увернуться от него маловероятно, любая работа передними парами лыж (если они есть) или хвостовым рулем изменяет направление очень "неотзывчиво" и санки летят собирая все углы, как та летучая мышь с плеером. Не забывайте что у санок нет тормозов, ни реверс винта, ни снежные скребки не позволяют их остановить с приемлемой длиной тормозного пути. Но высшую степень кайфа экипаж познает когда санки подлетают на какой нибудь горке-трамплине или отрываются от края оврага. Оказавшись в воздухе фюзеляж и винт, по закону нетрадиционного англосакса Ньютона начинают вращаться в разные стороны, все что находится внутри конструкции ведет себя как стеклышки в калейдоскопе и принципиальное отсутствие центровки уводит летящего в третье измерение, через несколько секунд происходит встреча агрегата с землей в рандомном из 360 градусов.
Выбравшиеся из обломков, недорубленные ростеховским углепластиковым винтом члены экипажа, разбегаются, вальсируя как после центрифуги, с навсегда испорченным от перенапряжения вестибулярным аппаратом. Увольняются из армии и поступают на вечное послушание в северные русские монастыри, где образуют особо почитаемую группу старцев-вертунов. Постоянно крутятясь по монастырскому двору они рассказывают умиленным паломникам что в аду черти сажают грешников в аэросани и катают девять кругов. Оглашенные немедленно преображаются изнутра и в стране наступает религиозная реформация, тишь и благодать.

От Robert
К Криптономикон (09.12.2022 18:59:17)
Дата 10.12.2022 09:52:11

У ниx - есть маленькая экологическая ниша и сейчас.

На аэродромаx лётныx училищ, если управление по курсу - педалями, а не рулём.

До-полётная подготовка будущиx пилотов, а раньше - ещё и подготовка меxаников.

Ездить весь день зимой строго вдоль длиннющей ВПП, имея две группы курсантов которыx надо познакомить с педалями по обеим концам ВПП, и одни аэросани.

От Рядовой-К
К Криптономикон (09.12.2022 18:59:17)
Дата 09.12.2022 20:13:11

МЧС пользует такое

https://www.exaero.ru/catalog/72-aerolodka-nerpa-665kb-mchs.html
ПМСМ, всё что предлагает эта фирма, не является аэросанями в привычном понимании

От digger
К Рядовой-К (09.12.2022 20:13:11)
Дата 09.12.2022 23:43:31

Аэролодка (airboat)

>
https://www.exaero.ru/catalog/72-aerolodka-nerpa-665kb-mchs.html

Это совсем другое дело : ее удерживает руль.Такие - не редкость и используются для болот, где винты могут намотать траву.


От Криптономикон
К Рядовой-К (09.12.2022 20:13:11)
Дата 09.12.2022 20:50:02

Re: МЧС пользует...

>
https://www.exaero.ru/catalog/72-aerolodka-nerpa-665kb-mchs.html
>ПМСМ, всё что предлагает эта фирма, не является аэросанями в привычном понимании

Как только мы уходим с речного идеально гладкого льда начинается такое -
https://youtu.be/ixHWyMJ4s9s?t=447

От Koshak
К Криптономикон (09.12.2022 20:50:02)
Дата 09.12.2022 22:01:03

Re: МЧС пользует...

>>
https://www.exaero.ru/catalog/72-aerolodka-nerpa-665kb-mchs.html
>>ПМСМ, всё что предлагает эта фирма, не является аэросанями в привычном понимании
>
>Как только мы уходим с речного идеально гладкого льда начинается такое -
> https://youtu.be/ixHWyMJ4s9s?t=447

Лучшие аэросани это вертолёт

От Рядовой-К
К Koshak (09.12.2022 22:01:03)
Дата 09.12.2022 22:11:32

Вертолёты я специально оставил за скобками

>>>
https://www.exaero.ru/catalog/72-aerolodka-nerpa-665kb-mchs.html
>>>ПМСМ, всё что предлагает эта фирма, не является аэросанями в привычном понимании
>>
>>Как только мы уходим с речного идеально гладкого льда начинается такое -
>> https://youtu.be/ixHWyMJ4s9s?t=447
>
>Лучшие аэросани это вертолёт
Вертолёты я специально оставил за скобками - они, само-собой разумеющееся средство. Но и они не панацея - без наземно-вездеходного транспорта не обойтись.


От Ibuki
К Рядовой-К (09.12.2022 22:11:32)
Дата 10.12.2022 14:37:15

зачем бегать в мешках?

И оставлять за скобками то что наилучшим образом подходит?

Тут не нужно изобретать велосипед, а нужно смотреть что реально используется на северах для транспорта:
1. Быстро и куда угодно вертолет.
2. Самолеты между аэродромами.
3. Вездеходы когда нужно подешевле и медленно сойдет.
4. Полноприводный колесный транспорт, грузовики и джипы по дорогам-направлениям максимум дешево.

И морской транспорт как отправная точка начала логистики от побережья.


[123K]



От Рядовой-К
К Криптономикон (09.12.2022 18:59:17)
Дата 09.12.2022 19:12:16

Ну, с аэросанями - понятно. (-)