От Александр Буйлов
К Iva
Дата 05.09.2022 13:10:15
Рубрики Современность;

Я, конечно, сварщик не настоящий

>ФЗП - это самый жестко отслеживавшийся плановый показатель в советское время. Его как то обходили, частично начальство давало слабину для важных работа.
>В итоге приходилось регулярно устраивать денежные реформы - 1947, 1961, в конце 70-х активно обсуждалось, что необходима еще одна, спорили 1 к 3 или 1 к 4, в последнем случае получался запас на будущее.
И глубоко экономику советского периода не копал, но мнение сложилось следующее: начиная с какого то момента глобальный ФОТ перестал покрываться товарами народного потребления, доступными к покупке рядовыми гражданами. В результате начал формироваться "навес" из излишней ликвидности на руках у населения. Это пытались решить отчасти путем изъятия денег на всякие сберкнижки и прочие займы, отчасти увеличением стоимости отдельных товаров неповседневного спроса. Вроде откровенно ненормальных цен на автомобили. Помогало плохо. В результате "лишние" деньги уходили на чёрный рынок (покупка "дифицита" с рук).
При этом решение в направлении наращивания выпуска ТНП хоть и рассматривалось, но получалось довольно криво. Выпускалось не то, что нужно, либо откровенно хренового качества. Одна из причин - длительное "забивание" большого болта на перевооружение производства и откровенная нелюбовь к автоматизации производства на всех уровнях.
При этом для повышения производительности труда расценки резали регулярно. Для тех же рабочих, работающих на том же оборудовании и делающих те же детали.
В этих условиях наращивать ФОТ предприятий было безумием. Хотя для улучшения мотивации - необходимо.

От Iva
К Александр Буйлов (05.09.2022 13:10:15)
Дата 05.09.2022 13:46:41

Re: Я, конечно,...

Привет!

>И глубоко экономику советского периода не копал, но мнение сложилось следующее: начиная с какого то момента глобальный ФОТ перестал покрываться товарами народного потребления, доступными к покупке рядовыми гражданами. В результате начал формироваться "навес" из излишней ликвидности на руках у населения. Это пытались решить отчасти путем изъятия денег на всякие сберкнижки и прочие займы, отчасти увеличением стоимости отдельных товаров неповседневного спроса. Вроде откровенно ненормальных цен на автомобили. Помогало плохо. В результате "лишние" деньги уходили на чёрный рынок (покупка "дифицита" с рук).
>При этом решение в направлении наращивания выпуска ТНП хоть и рассматривалось, но получалось довольно криво. Выпускалось не то, что нужно, либо откровенно хренового качества. Одна из причин - длительное "забивание" большого болта на перевооружение производства и откровенная нелюбовь к автоматизации производства на всех уровнях.
>При этом для повышения производительности труда расценки резали регулярно. Для тех же рабочих, работающих на том же оборудовании и делающих те же детали.
>В этих условиях наращивать ФОТ предприятий было безумием. Хотя для улучшения мотивации - необходимо.

да, вы правы.

Но с другой стороны, все эти снижения расценок и недостаток ТНП - приводили к демотивации труда. Инфляция она психологически более приятна, чем дефляция. Последняя переносится население гораздо хуже.

А стоило отпустить контроль за ФОТ - кооперативы - так экономика стремительно развалилась.

а про проблемы с внедрением новой техники и технологии еще Капица Сталину писал. Это неоплаченный и серьезный геморрой для работников. С провалом текущего плана, а следовательно потерей премий всеми, включая руководство предприятия.
На фига козе баян?



Владимир

От Александр Буйлов
К Iva (05.09.2022 13:46:41)
Дата 05.09.2022 23:46:27

Re: Я, конечно,...

>А стоило отпустить контроль за ФОТ - кооперативы - так экономика стремительно развалилась.
На одном небольшом предприятии в провинции в момент отпуска цен в 92-м цены устанавливались совершенно от балды. Все считали, что зарабатывают недостаточно, все понимали, что для нормальной жизни нужно больше денег... как следствие, цены подняли в несколько раз (то ли в 3, то ли в 5, точно уже не помню, продержались они недолго). Имея совершенно благородную цель - увеличить ФОТ. То, что не только там такие все хитрые почему то никому в голову не пришло.
>а про проблемы с внедрением новой техники и технологии еще Капица Сталину писал. Это неоплаченный и серьезный геморрой для работников. С провалом текущего плана, а следовательно потерей премий всеми, включая руководство предприятия.
>На фига козе баян?
Ну, технические перевооружения, освоение новой продукции и тп в истории промышленности СССР не были чем то из ряда вон выходящим. И оборудование закупалось, и иногда модели выпускаемой продукции менялись. Хотя последнее никого особо не радовало, само собой.
Мне запомнилась какая то особая нелюбовь именно к принципиально новому оборудованию. То есть поставить пару десятков новых токарных или фрезерных станков - без проблем. Поставить один обрабатывающий центр... Поставят, отладят, примут в эксплуатацию и забудут о его существовании. Пока место им занимаемое не понадобится для чего то другого. После чего его выкинут на улицу, ну а там и до металлолома недалеко.
Выставить в ряд 20 станков с тем что бы каждый рабочий делал на детали по одной - две операции, сношаться с контролем, с потерей точности из за постоянного перезакрепления заготовок в патроне было нормально и привычно, менять ничего не хотелось. Ни рабочим, ни руководству. В результате даже на серьёзных предприятиях серийное производство было полукустарным, ни о какой повторяемости речи не шло. Стабильности добивались только с помощью ОТК (если оно не лажало, что тоже случалось) и совершенно дикой выбраковкой. Когда в конце нулевых на одном из заводов ОДК проводили реконструкцию одного из цехов выяснилось, что подвальное помещение под цехом глубиной в несколько метров было полностью забито бракованными заготовками авиадвигателей. Оставалось до люка что то около 50 см, не более.
Что бы не возникло лишних вопросов бухнули сверху бетоном и забыли.
В Самаре при прокладке траншеи нашли бракованный картер от АМ-38, прикопанный ещё в войну. В музей поставили.


>Владимир

От Iva
К Александр Буйлов (05.09.2022 23:46:27)
Дата 06.09.2022 01:42:17

Re: Я, конечно,...

Привет!

>На одном небольшом предприятии в провинции в момент отпуска цен в 92-м цены устанавливались совершенно от балды. Все считали, что зарабатывают недостаточно, все понимали, что для нормальной жизни нужно больше денег... как следствие, цены подняли в несколько раз (то ли в 3, то ли в 5, точно уже не помню, продержались они недолго). Имея совершенно благородную цель - увеличить ФОТ. То, что не только там такие все хитрые почему то никому в голову не пришло.

ну это уже паника :)
Это вполне понятная вещь, что пока у вас дефицит на рынке товаров - то производители могут как угодно высоко задирать цены. Поэтому и пустили импорт в страну.

>Мне запомнилась какая то особая нелюбовь именно к принципиально новому оборудованию. То есть поставить пару десятков новых токарных или фрезерных станков - без проблем. Поставить один обрабатывающий центр... Поставят, отладят, примут в эксплуатацию и забудут о его существовании. Пока место им занимаемое не понадобится для чего то другого. После чего его выкинут на улицу, ну а там и до металлолома недалеко.

отчитались и забыли.

>Выставить в ряд 20 станков с тем что бы каждый рабочий делал на детали по одной - две операции, сношаться с контролем, с потерей точности из за постоянного перезакрепления заготовок в патроне было нормально и привычно, менять ничего не хотелось. Ни рабочим, ни руководству. В результате даже на серьёзных предприятиях серийное производство было полукустарным, ни о какой повторяемости речи не шло.

один знакомый рассказывал, что его мать работала на одном заводе в смоленской области. Предприятие делало один станок. Эта женщина делала одну деталь. 25 или 30 лет своей работы. Штамповкой? ЕМПНИ. Была форма для этой детали.
Эта форма изнашивалась, делали новую. Она, как правило отличалась от исходной. Вносили соответствующее изменение в станок. И так каждые 3? года.
В итоге завод выпускал формально один и тот же станок из одних и тех же деталей, а на самом деле - очень разные.

Понятно, что такого плана деталь была не одна в этом станке, а многие.


Владимир