>А о какой разнице в силах вы говорите? После того, как Наполеон соединился с корпусами маршалов Удино (2-м) и Виктора (9-м), численность его армии мало уступала численности армий Чичагова и Витгенштейна, взятых по-отдельности. Только вместе они имели численное превосходство над остатками армии Наполеона, но Наполеон находился между ними.
Да! Но. только у них нет кавалерии, почти нет артиллерии. Войска Наполеона измождены.
>>А о какой разнице в силах вы говорите? После того, как Наполеон соединился с корпусами маршалов Удино (2-м) и Виктора (9-м), численность его армии мало уступала численности армий Чичагова и Витгенштейна, взятых по-отдельности. Только вместе они имели численное превосходство над остатками армии Наполеона, но Наполеон находился между ними.
>
>Да! Но. только у них нет кавалерии, почти нет артиллерии. Войска Наполеона измождены.
Насчет "нет кавалерии" - это слишком сильно сказано. На Березине у Наполеона было около 3 тыс. кавалеристов:
Гвардейская кавалерия - 1200 человек,
легкая кавалерия корпуса Удино - 800 человек,
3-я дивизия тяжелой кавалерии (в ходе кампании была при корпусе Удино) - 500-600 человек,
легкая кавалерия корпуса Виктора - 350 человек.
Что касается "ждать Наполеона в Минске" - это означало бы нарушить Высочайше утвержденный план и Высочайшие повеления. Чичагов был не в таком положении, чтобы позволить себе такое неповиновение. К тому же "ждать Наполеона в Минске" означало бы отдать инициативу противнику. Наполеон спокойно переправился бы через Березину по мосту в Борисове, не понес бы тех потерь, которые он понес в боях на Березине (более половины боеспособных войск, которые он имел на тот момент, и почти вся артиллерия), Витгенштейн не смог бы ему помешать, а попытался бы - скорее всего потерпел бы поражение, оказавшись один на один с Наполеоном при примерно равной численности войск. Если Наполеон после переправы через Березину двинулся бы на Минск (что не является единственно возможным вариантом), сильно помогло бы Чичагову преимущество в численности кавалерии при попытке оборонять Минск?
На самом деле Чичагов делал всё правильно: захватив Борисов, он поставил Наполеона в очень трудное положение: лишил моста через Березину. Потом Войска Наполеона выбили войска Чичагова из Борисова, но с ходу перейти мост не смогли, мост сгорел. А вот после этого Чичагов стал совершать ошибки: он не смог правильно определить, где Наполеон будет переправляться, разбросал свои войска, и когда стало ясно, где будет происходить переправа, там оказалось слишком мало русских войск, большие силы войск Наполеона перешли Березину беспрепятственно, и в дальнейшем русские войска прибывали туда по частям и не смогли оттеснить войска Наполеона к переправе. Витгенштейн и Чичагов вместе имели двойное численное превосходство над Наполеоном (если считать у Наполеона только боеспособных). У них были хорошие шансы полностью уничтожить остатки армии Наполеона. Но не вышло.