От Claus
К Locke
Дата 17.02.2021 12:12:00
Рубрики WWII; Флот;

Re: американские торпедоносцы

>Вот жаль что мало внимания обращают на статус "Йорктауна" перед началом сражения. Этот корабль был обречён с момента выхода из ПХ, а еще точнее - с момента попадания 250-кг бомбы месяцем раньше в Коралловом море.
Честно говоря, не очень понятно почему он был обречен. Можете пояснить?


От Locke
К Claus (17.02.2021 12:12:00)
Дата 17.02.2021 16:35:02

Re: американские торпедоносцы


>Честно говоря, не очень понятно почему он был обречен. Можете пояснить?


1. Технические причины: обшивка правого борта, листы которой разошлось в результате близкого разрыва к Коралловом море, на верфи ПХ не была восстановлена - база на тот момент была так себе, и заклепок проектных не нашлось, другие не подходили - поэтому обварили те, которые оставались торчать, и залепили латунным припоем остальные. Именно туда и попала первая торпеда 4 июня в 14.44, в результате область затоплений отсеков левого борта значительно превысила ширину ПТЗ и, главное, залило единый ГРЩ трех КО фильтрационной водой со стороны носа, как раз там, где ПТЗ сужалась, а обшивка разошлась почти до скулы. Именно невозможность восстановить питание аварийных ДГР привела не возможности откачать воду из КО левого борта, а этого бы не случилось бы если бы торпеда попала в исправный борт;

2. Организационные - бомба, попавшая в Коралловом, уничтожила почти весь персонал аварийной партии №6 - именно той, которая была заточена и подготовлена для борьбы за живучесть МО и КО корабля. Хуже всего - погиб ее командир и ВСЕ чифы. В отличие от остальных штатных аварийных партий, эта подчинялась не 1-му лейтенанту, а CHENG'у - и взамен неё была сформирована партия из матросов палубных дивизионов, которые ничего не знали про борьбу за живучесть технических средств, и которую подчинили 1-му лейтенанту. И никто из них не смог восстановить вылетевшие из-за сотрясения корпуса и веерных КЗ предохранители постоянного тока на ГРЩ КО правого борта, через которые можно было запитать ДГРы на откачку воды из КО борта левого - фактически, на "Йорктауне" в ходе боя у Мидуэя не осталось ни одного не только офицера, но даже чифа, который знал бы электросхему корабля во всем ее резервировании и применении в борьбе за живучесть.

Командир корабля Эллиот Бакмастер приватно говорил после боя, что он готов был бы потерять в Коралловом море убитыми и раненными каких угодно других 70 человек, но только не тех, которые могли бы восстановить ровный киль, энергетику и ход корабля к вечеру 4 июня и своим ходом выйти из боя и вернуться в ПХ - 6-ю аварийную партию. Но он потерял именно этих...

От ko4evnik
К Locke (17.02.2021 16:35:02)
Дата 18.02.2021 00:28:38

спасибо, очень интересные подробности (-)


От Locke
К ko4evnik (18.02.2021 00:28:38)
Дата 18.02.2021 10:42:19

Там много интересного в организации, и еще не вовлеченного в оборот

Например, взаимоотношения между первым лейтенантом и инженер-механиком на проекте "Йорктаун": на первом ВСЯ борьба за живучесть, на втором - только живучесть МО и КО. В случае с "Йорктауном" борьбы за живучесть котельных отделений (МО на этом корабле не пострадали совершенно - первая торпеда попала в корпус до них, вторая - после них) фактически НЕ было, точнее ей занимались люди очень плохо знающие этот предмет. Но вот в случае потерянного в октябре 1942 однотипного "Хорнета" еще интереснее - там 1й лейтенант был по званию - коммандер - старше инженер-механика (лт-кдр), и там попадания пришлись именно в МО. И партии в подчинении 1-го были заняты на откачке воды, и он же пользуясь своей властью старшего забрал часть людей аварийной партии кормового МО на эту работу. Оставшиеся пытались из носовых котлов подать пар на кормовые турбины - нештатная схема - но никто не понял, что разрушен конденсор кормовых турбин: специалисты БЗЖ кормового МО качали водичку из разрушенных отсеков ПТЗ - и в ТВД не было нужного давления. То есть пар они подали, но хода кораблю это не обеспечило. Таким образом, если авиагруппа "Хорнета" к Санта-Крузу была точно не менее умелой, чем таковая "Энтерпрайза", то умения аварийной партии Ко и МО так и остались недостаточными. Вот что значит организация корабля и как она влияет на ход боевых действий.

Но это амеры, и их подробности, хотя и не лежащие на поверхности, со временем можно раскопать. А вот с японцами сложнее.

Я лично считаю, что в истории надолго останется тот, кто расскажет правду о взрыве в корме "Хирю" в 23.58 4 июня 1942 года, после которого корабль был оставлен экипажем. Этот авианосец был поражен в носовой части, пожары тоже были только там, и явных следов описанного эпического взрыва в корме нет ни на единственной фотке оставленного корабля, ни в описаниях. Причины этого взрыва - тоже. Таким образом, нет внятных причин считать, что этот взрыв вообще был, или если был, то как-то привел к такому решению: покинуть корабль и затопить его. Грубо говоря, нет никакой внятной картины причин гибели этого корабля - после четырех бомбовых попаданий он хоть и горел сильно в носу, но уходил из зоны БД уверенным 28-узловым ходом.

Таким образом, мне лично совершенно непонятно, почему это "Хирю" не спасли. Он точно пострадал меньше, чем трое остальных утром.

От ko4evnik
К Locke (18.02.2021 10:42:19)
Дата 18.02.2021 18:07:55

> правду о взрыве в корме "Хирю"

как варианты - а) короткое замыкание в электрощите или б) объемный взрыв паров топлива из пункта заправки самолетов а-ля "Тайхо".

От Locke
К ko4evnik (18.02.2021 18:07:55)
Дата 18.02.2021 18:44:34

Re: > правду...

>как варианты - а) короткое замыкание в электрощите

Вы знаете, сколько КЗ в РЩ среднестатистического корабля происходит ежедневно без всякого воздействия противника?


б) объемный взрыв паров топлива из пункта заправки самолетов а-ля "Тайхо".

Там бы и произошло - если как на "Тайхо" - в носу. тут ближе, пожалуй, "Лексингтон", но в обоих случаях нарушение герметичности цистерн авиатоплива - следствие разрушения их геометрии под взрывным давлением заполненных водой и\или корабельным мазутом смежных отсеков ПТЗ, что происходит, понятно, с куда бОльшей вероятностью, именно при торпедных попаданиях.

В "Хирю", по моей картинке мира, попало три 227-кг и только одна 454-кг бомбы. Маловато для похожей физики процесса.

От ko4evnik
К Locke (18.02.2021 18:44:34)
Дата 20.02.2021 17:34:05

Re: > правду...

>>>>как варианты - а) короткое замыкание в электрощите
>>Вы знаете, сколько КЗ в РЩ среднестатистического корабля происходит ежедневно без всякого воздействия противника?

"Коза Козе рознь". Если случилась "электрическая дуга" она могла натворить дел. "Лексингтон" свидетель.

>>>> б) объемный взрыв паров топлива из пункта заправки самолетов а-ля "Тайхо".
>>Там бы и произошло - если как на "Тайхо" - в носу.

В целом японская мода на бетонирование топливных баков откуда-то все же проросла.
Из бака была утечка или из трубопровода - вопрос интересный. Доберутся когда-нибудь археологи до "Хирю" - возможно тогда узнаем точно.

>>В "Хирю", по моей картинке мира, попало три 227-кг и только одна 454-кг бомбы. Маловато для похожей физики процесса.

Кое-кому из тогдашних "японцев" хватило и всего лишь пары бомб для того чтобы достигнуть предела выживаемости. Тут вопрос "удачности попадания".

От Locke
К Locke (17.02.2021 16:35:02)
Дата 17.02.2021 16:43:32

Левого, конечно (-)