От СанитарЖеня
К Carabin
Дата 19.01.2021 10:57:38
Рубрики 11-19 век; Флот;

Re: Азовская флотилия...

>Приветствую.

>Вопрос по флоту изначальному, так сказать.

>В феврале 1696 года в Преображенском из сырого замёрзшего джерева построены 22 галеры и ещё 4-ре брандера. Образцом для строительства галер служила доставленная в Москву голландская галера. Её переправили водным путём до Вологды, а оттуда в Преображенское на двадцати дровнях.

> - Что за дровни? Что это такое? Просто стволы деревьев, которые подкладывали под галеру?

Вид саней. Отличался отсутствием кузова.

> - Почему в Преображенское,а не сразу в Воронеж, ведь это повлекло собой тяжёлую задачу по доставке построенных в Подмосковье галер до Воронежа. Задача, прямо скажем не тривиальная даже сейчас, ведь катили они их в сборке. А так бы привезли голландский эталон в Воронеж, да там и строили сразу.

Воронеж - пограничье. Нет ни работников, ни охраны. Так что строили там, где можно без помех.

>Как вообще доставляли построенные в Преображенском корабли - по воде или по суше?

В разобранном виде по суше, затем в Воронеже собирали.

>- Что такое корабль "каторга"?

κατεργων, гребное судно с тремя рядами вёсел. Создано в VII веке в Византии, основной тип корабля Османской Империи, "Их экипажи включали 150—400 гребцов-невольников, 30-40 свободных моряков, 20 бомбардиров, 20-40 янычар, а при необходимости количество последних увеличивалось до нескольких сотен". При Петре некоторое время различались каторги и галеи (γαλέα), а потом всё именовалось "галерами"
У Пушкина есть невошедший в "Сказку о царе Салтане" отрывок:
"Тут лохань перед собою
Приказал налить водою;
Плавать он пустил по ней
Тьму прекрасных кораблей,
Барок, каторог и шлюпок
Из ореховых скорлупок
А прозрачные ветрильцы
Будто бабочкины крильцы,"
Но к этому времени слово "каторга" уже стало означать род наказания, первоначально гребцом на галеры.

От Г.С.
К СанитарЖеня (19.01.2021 10:57:38)
Дата 19.01.2021 11:27:46

с тремя рядами вёсел ???

>κατεργων, гребное судно с тремя рядами вёсел. Создано в VII веке в Византии, основной тип корабля Османской Империи, "Их экипажи включали 150—400 гребцов-невольников, 30-40 свободных моряков, 20 бомбардиров, 20-40 янычар, а при необходимости количество последних увеличивалось до нескольких сотен".

Читал, что современные попытки построить даже двухрядную галеру показали невозможность синхронной гребли, и биремы, триремы и т.п. означают количество гребцов на весле.

В такой картине 300 гребцов - это 50 весел на борт, что не выглядит чем-то запредельным.

От Кострома
К Г.С. (19.01.2021 11:27:46)
Дата 19.01.2021 16:47:08

БЛин....

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%8F_(%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B0) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%8F_(%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B0)


Уж не знаю как они гребут - гребут как то

От apple16
К Г.С. (19.01.2021 11:27:46)
Дата 19.01.2021 13:47:48

Да ладно - гребут нормально, главное развести уровни весел

https://youtu.be/7da52cJLwW8

Другое дело, что современного человека трудно загнать грести на долгое время

От Г.С.
К apple16 (19.01.2021 13:47:48)
Дата 19.01.2021 16:27:07

Спасибо всем, просветился. (-)


От Д.И.У.
К Г.С. (19.01.2021 11:27:46)
Дата 19.01.2021 13:41:53

" алла зензиле" - с тремя рядами вёсел

>>κατεργων, гребное судно с тремя рядами вёсел. Создано в VII веке в Византии, основной тип корабля Османской Империи, "Их экипажи включали 150—400 гребцов-невольников, 30-40 свободных моряков, 20 бомбардиров, 20-40 янычар, а при необходимости количество последних увеличивалось до нескольких сотен".
>
>Читал, что современные попытки построить даже двухрядную галеру показали невозможность синхронной гребли, и биремы, триремы и т.п. означают количество гребцов на весле.

Как известно, в 14-15 вв преобладал метод "алла зензиле" с тремя отдельными вёслами на банку (т.е. поставленную наискосок скамью), а в эпоху абсолютизма перешли на метод "скалоццо" - три (и больше) гребца на одно весло.
Венецианская реконструкция конца 16 в показала, что метод "алла зензиле" существеннее эргономичнее метода "скалоццо", при отдельных веслах скорость галеры повышается и появляются разные тактические преимущества (выход из строя одного гребца меньше влияет на общую результативность, малое весло легко втягивать внутрь, гребцы могут легко пересаживаться для быстрого разворота галеры - когда одна сторона гребет в одну сторону, другая в противоположную, и т.д.). Преимущества "каторжного" метода - чисто "социально-экономические".

Во времена "алла зензиле" никакие келевсты гребцов плетьми не охаживали - гребцы при этом методе были одновременно рабочими широкого профиля, воинами и мелкими торговцами, что более чем компенсировало повышенные расходы на их содержание.

Нормальная "большая галера" 14-15 вв - 180 отдельных вёсел, по 3 на банку, по 30 банок с каждой стороны, в среднем 120 см борта на каждую баночную тройку. Следовательно, общая длина по ватерлинии - не более 40 м.

Эргономика гребца зависит а) от свободы и размаха его движения, б) от длины и, особенно, угла наклона весла к воде.
Поэтому на 100% использует свою мощность только гребец, сидящий внутри у прохода. В наименьшей степени задействуется гребец у борта - хорошо, если наполовину: у него движение короткое. Поэтому на прибортовое место часто сажали паломников или солдат, либо самого слабого и больного из тройки.

При методе "скалоццо" на большое весло часто помещали по 4 и даже 5 человек, но всё превышение над тремя является почти балластом. Эти 4-й и 5-й на практике рассматривались как "запасные", подмена больным и ослабевшим. Либо заменялись на солдат у борта.

>В такой картине 300 гребцов - это 50 весел на борт, что не выглядит чем-то запредельным.

50 весел на борт - это запредельно. Исключительно для единичных парадных галер, призванных демонстрировать величие при полном штиле. То же касается и 5-го гребца на весло.

Вековая практика показала, что при средневековых методах судостроения длина галеры по ватерлинии не должна превышать 35-40 м, иначе она переломится на волне при самом слабом шторме. Поэтому у действительно рабочей галеры - 30, максимум 32 банки по борту на 3 эффективных гребца каждая.

Либо придется перейти с "итальянского" на менее эффективный "древнегреческий триерный" метод гребли, когда гребец работает полностью сидя только руками, а не встает, отталкиваясь ногой от передней банки при гребке. В этом случае участок борта на банку может уменьшаться до 90-100 см. Но этот метод явно хуже и не употреблялся с позднесредневековых времен.

От СанитарЖеня
К Г.С. (19.01.2021 11:27:46)
Дата 19.01.2021 12:40:47

Re: с тремя...

>>κατεργων, гребное судно с тремя рядами вёсел. Создано в VII веке в Византии, основной тип корабля Османской Империи, "Их экипажи включали 150—400 гребцов-невольников, 30-40 свободных моряков, 20 бомбардиров, 20-40 янычар, а при необходимости количество последних увеличивалось до нескольких сотен".
>
>Читал, что современные попытки построить даже двухрядную галеру показали невозможность синхронной гребли, и биремы, триремы и т.п. означают количество гребцов на весле.

Думается, что строго доказано лишь, что любители-приколисты не способны к длительным тренировкам на синхронность, особенно если у келевста кнут отнять...

>В такой картине 300 гребцов - это 50 весел на борт, что не выглядит чем-то запредельным.

Предполагают, что такая конструкция:
https://img-fotki.yandex.ru/get/4508/galley42.4/0_3c599_6d4c12cd_XL.jpg


(Это модель, но вот современное эпохе изображение, тройная система вёсел видна)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c1/Vittore_Carpaccio_-_Sant%27Orsola_polyptich_-_Ritorno_Degli_ambasciatori-detail.jpeg/500px-Vittore_Carpaccio_-_Sant%27Orsola_polyptich_-_Ritorno_Degli_ambasciatori-detail.jpeg