дают лишь подтверждения или опровержения тому, что криптоаналитики знали или подозревали о них раньше. Новая версия D-шифра по факту разборок с I-1, 17-я, появилась в том же месяце, а уже в феврале 1943 в действие вступило новое издание для 6-го флота - E, версия 17. Так что много узнать из переписки до этих дат союзникам, скорее всего, не удалось. Компрометация книжного шифра может иметь катастрофические последствия для шпионской сети или диверсионно-разведывательной группы, но для оперативного управления силами флота последствия такого события обычно существенно легче - ввод в действие хотя бы на треть обновленной базы шифры в новом издании и полная замена книг/таблиц шифргаммы фактически делает предыдущие наработки криптоанализа бесполезными. Сильно ломануть оперативные замыслы штабов флота может компрометация машинного шифра, той же "Энигмы", ибо там базовые конструктивные элементы остаются неизменными долгое время, и подбор алгоритма существенно легче.
Так что вот эти длинные байки про "Мидуэй, выигранный криптоанализом" - это таки байки. Да, свой вклад они внесли, безусловно, но на оперативно-тактическую картину сражения повлияло скорее содержание головы Нимитца и его штаба, а также усталое спокойствие Флетчера. Более того, если бы японцы действовали именно так, как Нимитц предполагал, что они будут действовать, Нагумо выиграл бы Мидуэй вчистую.
Потому что Нимитц своим приказом на операцию 29-42 прописал, что японцы будут работать в составе двух АУГ по два-три корабля каждая: первая будет выносить Мидуэй, вторая сидеть в кустах и ждать реакции американских авианосцев. Именно так он и инструктировал Флетчера и Спрюэнса, именно так и писались боевые распоряжения АУГ и, что самое главное - именно так был организован поиск "каталин" с Мидуэя. Так вот, если бы японцы действительно работали бы в двух АУГ и каждая их них вела бы свою авиаразведку, TF16 бы уже вынесли бы примерно к 08.30, а потом бы неизбежно замочили бы одиночный и, более того, довольно сильно раненый месяц обратно "Йорктаун". Крайняя поверхностность ремонта этого корабля за трое суток в Пирл Харборе обычно выпадает из поля зрения - а ведь там всего лишь по сути обварили сорванные заклёпки обшивки вдоль котельных отделений левого борта, и они разумеется все повылетали при попадании торпеды экипажа Хасимото: объем затоплений системы ПТЗ корабля был бы куда меньше, если бы заклёпки поменяли на новые, но их в ПХ просто не было. Ну и еще более важное - в Коралловом море единственная попавшая в "Йорктаун" бомба вынесла убитыми и ранеными почти весь состав аварийной партии №6, которая и должна была бороться за живучесть механизмов в котельных и машинных отделениях. После боя на место погибших надергали бойцов откуда они выдергивались, и в результате у Мидуэя, когда потребовалось всего лишь поменять предохранители ГРЩ КО, и работающие ДГРы дали бы питание на помпы все тех же котельных отделений левого борта, и их удалось бы раскачать - машинные отделения корабля, оба, не были ни повреждены, ни затоплены - никто этого не сделал. В этой аварийной партии не нашлось бойца, который смог бы поменять предохранители - те, кто мог и знал, погибли в Коралловом.
В мидуэйских делах столько мелочей, что ой.