>В Верден через и мимо Меца армия шла 13-15 августа по решению совета при императоре; в Мец армия ушла по приказу Базена после боёв 16 и 18 августа: Базен посчитал, что так сохранит её.
Ну раз после боев и чтобы сохранить, то немцы вынудили. Q.E.D.
Да, немцы были упоротые, несмотря на огромные потери в живой силе. (+)
Здравствуйте,
>>В Верден через и мимо Меца армия шла 13-15 августа по решению совета при императоре; в Мец армия ушла по приказу Базена после боёв 16 и 18 августа: Базен посчитал, что так сохранит её.
>Ну раз после боев и чтобы сохранить, то немцы вынудили. К.Е.Д.
Его вынудила обстановка, как он её себе представлял. И постоянное немецкое давление по всему фронту соприкосновения. Как справедливо написал Н.А.Власов, прусские "слабоумие и отвага" одержали верх над сверх-осторожностью дующего на воду французского маршала. Т.к. даже на левом фланге прусского фронта, у Сан-Прива, о чём ваш календарный коллега умалчивает, обстановка была далека от катастрофы (для французов), не говоря уже о Гравелоте, где немцы понесли фактичсекое поражение в своих лобовых атаках подготовленной обороны, да ещё на сложной местности.
Если же говорить о "заставили", то тут намного важнее 16 августа, когда немцы перекрыли прямую дорогу из Меца на Верден, и так до конца дня с неё и не ушли. Но и тут "заставили" было скорее психологическим и снова у Базена: решись он на мощный удар пехотой в центре, и пруссаки, скорее всего, отошли бы на юг.
>>Я понятно излагаю?
>Понятнее не бывает.
Не похоже. Повторю: читайте больше, и завиральных идеек будет меньше.
>>>Я понятно излагаю?
>
>>Понятнее не бывает.
>
>Не похоже. Повторю: читайте больше, и завиральных идеек будет меньше.
Каких таких завиральных? Вы по фактам просто наперебой со мной соглашаетесь (и про немецкие потери мне прекрасно известно), но в их трактовке у вас просто блок какой-то. Когда я прямо говорю, что немцы его вынудили вернуться туда, откуда он вышел, вы находите эвфемизм "он это сделал, чтобы сохранить армию". Но это и называется "вынудили". И хотя возвращение в Метц было у Базана не единственным выбором, любое решение, отличное от изначального замысла, следует признавать вынужденным. Какое же из нескольких сражений конкретно повлияло на его выбор и сыграло роль соломинки, сломавшей хребет верблюду, сказать трудно.
Вообще есть мнение, что единственным генералом во Второй Империи, который чего-то стоил, был Пелисье, да и тот помер в 1864.