От sap
К Koshak
Дата 17.12.2019 19:22:15
Рубрики Флот; Армия;

Re: ....и не...

Пофигизм и нарушение ТБ они вне времени и пространства.
Просто у сварщиков результат заметнее.

От bedal
К sap (17.12.2019 19:22:15)
Дата 18.12.2019 09:27:11

C "Императрицей Марией" сумели и без сварки, и даже без ремонта корабля

правда, не совсем без ремонта:

>20-го октября 1916 г. линкор «Императрица Мария» взорвался на рейде Севастополя. Погибло 220 моряков. Правительственная комиссия, проводившая расследование, не установила причины катастрофы. Одна из рассматривавшихся версий: матрос ремонтировал ботинки, в качестве подошвы использовал пластины бездымного пороха из картузов (зарядов) для 305-мм орудий.
Причём для изъятия освещал процесс свечой.

От Паршев
К bedal (18.12.2019 09:27:11)
Дата 19.12.2019 13:25:54

Там как раз были и ремонтники, и производственники - для устранения недоделок

(много текста)

Известно, что линкор вступил в строй с недоделками. Поэтому до самой его гибели на борту находились портовые и заводские рабочие. За их работой следил инженер-поручик С. Шапошников, с которым у меня были приятельские отношения. Он знал «Императрицу Марию», как говорится, от киля до клотика и рассказал мне о многочисленных отступлениях и всяческих технических затруднениях, связанных с войной.
Через два года после трагедии, когда линкор уже находился в доке, Шапошников в подбашенном помещении одной из башен обнаружил странную находку, которая навела нас на интересные размышления.
Найден был матросский сундучок, в котором находились две стеариновые свечи, одна начатая, другая наполовину сгоревшая, коробка спичек, точнее то, что от нее осталось после двухлетнего пребывания в воде, набор сапожных инструментов, а также две пары ботинок, одна из которых была починена, а другая не закончена. То, что мы увидели вместо обычной кожаной подошвы, нас поразило: к ботинкам владелец сундучка гвоздями прибил нарезанные полоски бездымного пороха, вынутые из полузарядов для 12-дюймовых орудий! Рядом лежали несколько таких полосок.
Для того чтобы иметь пороховые полоски и прятать сундучок в подбашенном помещении, следовало принадлежать к составу башенной прислуги.
Так, может быть, и в первой башне обитал такой сапожник?
Тогда картина пожара проясняется. Чтобы достать ленточный порох, нужно было открыть крышку пенала, разрезать шелковый чехол и вытянуть пластину.
Порох, пролежавший полтора года в герметически закрытом пенале, мог выделить какие-то эфирные пары, вспыхнувшие от близстоящей свечи. Загоревшийся газ воспламенил чехол и порох. В открытом пенале порох не мог взорваться - он загорелся, и это горение продолжалось, быть может, полминуты или чуть больше, пока не достигло критической температуры горения - 1200 градусов. Сгорание четырех пудов пороха в сравнительно небольшом помещении вызвало, без сомнения, взрыв остальных 599 пеналов.
К сожалению, гражданская война, а затем уход из Крыма разлучили нас с Шапошниковым. Но то, что я видел своими глазами, то, что мы предполагали с инженер-поручиком, не может разве служить еще одной версией гибели линейного корабля «Императрица Мария»?»1


И вообще версий полно, но все в общем связаны с бардаком в той или иной сфере военной и околовоенной деятельности


«В журнале «Морские записки», издававшемся в Нью-Йорке Обществом бывших офицеров императорского флота, в номере за 1961 год, я обнаружил любопытную заметку, подписанную так: «Сообщил капитан 2-го ранга В. Р.».
«..До сих пор необъяснима катастрофа - гибель линкора «Императрица Мария». Необъяснимыми были и пожары на ряде угольщиков на пути из Америки в Европу, до тех пор пока причину их не установила английская разведка.
Их вызывали немецкие «сигары», которые немцам, очевидно имевшим своих агентов, проникавших в среду грузчиков, удавалось подбросить при погрузке.
Этот сигарообразный дьявольский прибор, заключавший в себе и горючее и воспламенитель, зажигавшийся током от электроэлемента, приходившего в действие, как только кислота разъедала металлическую мембрану, преграждавшую доступ кислоте элемента. В зависимости от толщины пластинки это случалось через несколько часов или даже несколько дней после того, как «сигара» была установлена и подброшена.
Я не видел чертежа этой чертовой игрушки. Помню только, что говорилось о выходившей из острия «сигары» струе пламени, на манер бунзеновской горелки.
Довольно было одной «с толком» поставленной в подбашенное отделение «сигары», чтобы прожечь медную кокору полузаряда. На «Марии» работали заводские мастеровые, но, надо думать, проверка и контроль были не на высоте...
Так что мысль о немецкой «сигаре» сверлила мозги... И не у меня одного.
Через 15-20 лет после этого памятного дня мне пришлось сотрудничать в одном коммерческом деле с немцем, милым человеком. За бутылкой вина мы вспоминали старое, времена, когда мы были врагами. Он был уланский ротмистр и в середине войны был тяжело ранен, после чего стал неспособным к строевой службе и работал в штабах в Берлине.
Слово за слово, он рассказал мне о любопытной встрече.
«Знаете ли вы того, кто только что вышел отсюда?» - спросил его однажды сослуживец. «Нет. А что?» - «Это замечательный человек! Это тот, кто организовал взрыв русского линкора на Севастопольском рейде».
«Я,- ответил мой собеседник, - слышал об этом взрыве, но не знал, что это было делом наших рук».
«Да, это так. Но это очень секретно, и никогда не говорите о том, что вы от меня услышали. Это герой и патриот! Он жил в Севастополе, и никто не подозревал, что он не русский...»
Да, для меня после того разговора сомнений больше нет. «Мария» погибла от немецкой «сигары»!
Не одна «Мария» погибла в ту войну от необъяснимого взрыва. Погиб также и итальянский броненосец «Леонардо да Винчи», если память не изменяет мне».1
Известный исследователь Константин Пузыревский пишет, что в ноябре 1916 года итальянская контрразведка после взрыва в августе 1915 года в гавани главной базы флота Италии Таранто броненосца «Леонардо да Винчи», напала «на след большой шпионской германской организации, во главе которой стоял видный служащий папской канцелярии, ведавший папским гардеробом.
Был собран большой обвинительный материал, по которому стало известно, что шпионскими организациями на кораблях производились взрывы при помощи особых приборов с часовыми механизмами с расчетом произвести ряд взрывов в разных частях корабля через очень короткий промежуток времени, с тем чтобы осложнить тушение пожаров…»1
В своей книге «Флот» капитан 2-го ранга Лукин также пишет об этих трубочках:
«Летом 1917 года секретный агент доставил в наш Морской генеральный штаб несколько небольших металлических трубочек. Найдены они были среди аксессуаров и кружевного шелкового белья очаровательного существа...
Миниатюрные трубочки – «безделушки» были направлены в лабораторию. Они оказались тончайше выделанными из латуни химическими взрывателями.
Выяснилось, что точь-в-точь такие трубочки были найдены на таинственно взорвавшемся итальянском дредноуте «Леонардо да Винчи». Одна не воспламенилась в картузе в бомбовом погребе.
Вот что по этому поводу рассказал офицер итальянского морского штаба капитан 2-го ранга Луиджи ди Самбуи: «Следствие с несомненностью установило существование некой тайной организации по взрыву кораблей. Нити ее вели к швейцарской границе. Но там их след терялся.
Тогда решено было обратиться к могущественной воровской организации - сицилийской мафии. Та взялась за это дело и послала в Швейцарию боевую дружину опытнейших и решительнейших людей.
Прошло немало времени, пока дружина путем немалых затрат средств и энергии наконец напала на след. Он вел в Берн, в подземелье одного богатого особняка. Тут и находилось главное хранилище штаба этой таинственной организации - забронированная, герметически закрытая камера, наполненная удушливыми газами. В ней сейф...
Мафии приказали проникнуть в камеру и захватить сейф. После длительного наблюдения и подготовки дружина ночью прорезала броневую плиту. В противогазных масках проникла в камеру, но за невозможностью захватить сейф взорвала его.
Целый склад трубочек оказался в нем».1
Капитан 1-го ранга Октябрь Петрович Бар-Бирюков служил в 1950 - е годы на советском линкоре «Новороссийск», который повторил в той же злосчастной Северной бухте трагедию своего предшественника - дредноута «Императрица Мария». Много лет расследовал он обстоятельства обеих катастроф. Вот что ему удалось установить по делу«Марии»:
«После Великой Отечественной войны исследователями, сумевшими добраться до документов из архива КГБ, были выявлены и обнародованы сведения о работе в Николаеве с 1907 года (в т. ч. на судостроительном заводе, строившем русские линкоры) группы немецких шпионов во главе с резидентом Верманом. В нее входили многие известные в этом городе лица и даже городской голова Николаева - Матвеев, а главное - инженеры верфи: Шеффер, Линке, Феоктистов и другие, кроме того - обучавшийся в Германии электротехник Сгибнев.
Это вскрылось органами ОГПУ еще в начале тридцатых годов, когда ее члены были арестованы и в ходе следствия дали показания об участии в подрыве «И. М.», за что, по этим сведениям, непосредственным исполнителям акции - Феоктистову и Сгибневу - Верманом было обещано по 80 тысяч рублей золотом каждому, правда, после окончания боевых действий...
Наших чекистов тогда все это мало интересовало - дела дореволюционной давности рассматривались не более чем исторически любопытная «фактура». И поэтому в ходе расследования текущей «вредительской» деятельности этой группы информация о подрыве «И. М.» не получила дальнейшей разработки.
Не так давно сотрудники Центрального архива ФСБ России А. Черепков и А. Шишкин, разыскав часть следственных материалов по делу группы Вермана, документально подтвердили факт разоблачения в 1933 году в Николаеве глубоко законспирированной сети разведчиков, работавшей на Германию, действовавшей там с предвоенных времен и «ориентированной» на местные судостроительные заводы.
Правда, они не нашли в первоначально обнаруженных архивных документах конкретных доказательств участия группы в подрыве «И. М.», но содержание некоторых протоколов допросов членов группы Вермана уже тогда давало довольно веские основания полагать, что эта шпионская организация, располагавшая большими возможностями, вполне могла тaкyю диверсию осуществить.
Ведь она вряд ли «сидела сложа руки» во время войны: для Германии крайне необходимо было вывести из строя новые русские линкоры на Черном море, представлявшие смертельную угрозу для «Гебена» и «Бреслау».
Недавно упомянутые выше сотрудники ЦА ФСБ РФ, продолжив поиск и исследование материалов, связанных с делом группы Вермана, нашли в найденных ими архивных документах ОГПУ Украины за 1933-1934 годы и Севастопольского жандармского управления за октябрь - ноябрь 1916 года новые факты, существенно дополняющие и по-новому раскрывающие «диверсионную» версию причины подрыва «И. М.»
Так, протоколы допросов свидетельствуют, что уроженец (1883 г.) города Херсона - сын выходца из Германии, пароходчика Э. Вермана - Верман Виктор Эдуардович, получивший образование в Германии и Швейцарии, преуспевающий делец, а потом инженер кораблестроительного завода «Руссуд», действительно являлся немецким разведчиком с дореволюционных времен (деятельность В. Вермана подробно изложена в той части архивного следственного дела ОГПУ Украины за 1933 год, которая называется «Моя шпионская деятельность в пользу Германии при царском правительстве»).
На допросах он, в частности, показал: «...Шпионской работой я стал заниматься в 1908 году в Николаеве (именно с этого периода начинается осуществление новой кораблестроительной программы на юге России. - О.Б.), работая на заводе «Наваль» в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоявшей из инженера Моора и Гана».
И далее: «Моор и Ган, а более всех первый, стали обрабатывать и вовлекать меня в разведывательную работу в пользу Германии...»
После отъезда Гана и Моора в Германию «руководство» работой Вермана перешло непосредственно к германскому вице-консулу в Николаеве господину Винштайну. Верман в своих показаниях дал о нем исчерпывающие сведения: «Я узнал, что Винштайн является офицером германской армии в чине гауптмана (капитана), что находится он в России не случайно, а является резидентом германского генерального штаба и проводит большую разведывательную работу на юге России.
Примерно с 1908 года Винштайн стал в Николаеве вице-консулом. Бежал в Германию за несколько дней до объявления войны - в июле 1914 года».
Из-за сложившихся обстоятельств Верману было поручено взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Вместе со своей агентурой он вербовал там людей для разведывательной работы (на юге Украины тогда проживало много обрусевших немцев-колонистов), собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строившихся военных судах надводного и подводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости хода и т. п.
На допросах Верман рассказывал: «...Из лиц, мной лично завербованных для шпионской работы в период 1908-1914 гг., я помню следующих: Штайвеха, Блимке... Линке Бруно, инженера Шеффера... электрика Сгибнева» (с последним его свел в 1910 году германский консул в Николаеве Фришен, выбравший опытного электротехника Сгибнева, падкого на деньги владельца мастерской, своим наметанным глазом разведчика в качестве нужной фигуры в затевавшейся им «большой игре».
Все завербованные были или, как Сгибнев, стали (он по заданию Вермана с 1911 года перешел на работу в «Руссуд») сотрудниками судостроительных заводов, имевшими право прохода на строившиеся там корабли. Сгибнев отвечал за работы по электрооборудованию на строившихся «Руссудом» военных кораблях, в том числе и на «Императрице Марии».
В 1933 году в ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема электрооборудования артиллерийских башен главного калибра на новых линейных кораблях типа «Дредноут», особенно на первом из них, переданном флоту, - «Императрице Марии».
«В период 1912-1914 гг., - рассказывал Сгибнев, - я передавал Верману различные сведения о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков - в рамках того, что мне было известно».
Особый интерес немецкой разведки к электросхемам артиллерийских башен главного калибра этих линкоров становится понятен: ведь первый странный взрыв на «Императрице Марии» произошел именно под ее носовой артиллерийской башней главного калибра, все помещения которой были насыщены различным электрооборудованием...
В 1918 году, после оккупации немцами Юга России разведывательная деятельность Вермана была вознаграждена по достоинству.
Из протокола его допроса:
«...По представлению капитан-лейтенанта Клосса я был германским командованием за самоотверженную работу и шпионскую деятельность в пользу Германии награжден Железным крестом 2-й степени».
Пережив интервенцию и Гражданскую войну, Верман осел в Николаеве.
Таким образом, взрыв на «И. М.», несмотря на депортацию Вернера в этот период, скорее всего осуществлен по его замыслу. Ведь не только в Николаеве, но и в Севастополе им была подготовлена сеть агентов.
На допросах в 1933 году он так говорил об этом: «...Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: ...Севастополем, где разведывательной деятельностью руководил инженер-механик завода «Наваль» Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа достраивавшегося в Севастополе броненосца «Златоуст».
Знаю, что у Визера была там своя шпионская сеть, из состава которой я помню только конструктора адмиралтейства Карпова Ивана; с ним мне приходилось лично сталкиваться». В связи с этим возникает вопрос: не участвовали ли люди Визера (да и он сам) в работах на «Марии» в начале октября 1916 года?
Ведь на ее борту тогда ежедневно находились работники судостроительных предприятий, среди которых вполне могли быть и они.
Вот что об этом говорится в докладной от 14.10.16 г. руководителя севастопольского жандармского управления начальнику штаба Черноморского флота (недавно выявленной исследователями). В ней приводятся сведения секретных агентов жандармерии на «И. М.»: «Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва до 10 часов вечера, могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра.
Особенно высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, в д. 355, якобы накануне взрыва уехавшего из Севастополя...
А взрыв мог произойти от неправильного соединения электрических проводов, так как перед пожаром на корабле погасло электричество...» (верный признак короткого замыкания электросети. - О.Б.).
О том, что постройка новейших линкоров Черноморского флота тщательно «опекалась» агентами германской военной разведки, свидетельствуют и другие недавно выявленные документы».1
Сразу после катастрофы для выяснеения ее причин была создана комиссия Морского министерства, прибывшая из Петрограда. Возглавлял ее член Адмиралтейств-Совета адмирал Н.М. Яковлев. Членом комиссии и главным экспертом по кораблестроению назначили генерала для особых поручений при морском министре, флота генерал-лейтенанта, действительного члена Академии наук А.Н. Крылова, который и стал автором заключения, единогласно одобренного всеми членами комиссии.
Из трех возможных версий две первые самовозгорание пороха и небрежность личного состава в обращении с огнем или пороховыми зарядами комиссия в принципе не исключала.
Что касается третьей, то, даже установив ряд нарушений в правилах доступа к погребам и недостаток контроля за прибывавшими на корабль рабочими (их по давней воинской традиции пересчитывали по головам, не проверяя документов), комиссия посчитала возможность злого умысла маловероятной…
Вот так…

Что касается дальнейшей судьбы линкора «Императрица Мария», то в 1916 году по проекту, предложенному Алексеем Николаевичем Крыловым, были начаты по подъёму корабля. Это было весьма неординарное с точки зрения инженерного искусства событие, ему уделялось достаточно много внимания.
Согласно проекту в отсеки корабля, предварительно загерметизированные, подавался сжатый воздух, вытесняя воду, и корабль должен был всплыть вверх килем.
Затем планировалось ввести судно в док и полностью загерметизировать корпус, а на глубокой воде поставить его на ровный киль.
Линкор "Императрица Мария"

Во время шторма в ноябре 1917 года корабль привсплыл кормовой частью, полностью всплыл в мае 1918 года. Всё это время в отсеках работали водолазы, продолжалась выгрузка боеприпасов.
Уже в доке с корабля была снята 130 мм артиллерия и ряд вспомогательных механизмов.
Линкор "Императрица Мария"

В условиях гражданской войны и революционной разрухи корабль так и не был восстановлен и в 1927 году был разобран на металлолом...
Моряки, погибшие при взрыве линейного корабля «Императрица Мария», умершие от ран и ожогов в госпиталях, были похоронены в Севастополе (в основном на старом Михайловском кладбище). Вскоре в память о катастрофе и ее жертвах на бульваре Корабельной стороны города соорудили памятный знак — Георгиевский крест (по одним сведениям — бронзовый, по другим — каменный из местного белого инкерманского камня).
Он уцелел даже в годы Великой Отечественной войны и простоял на месте до начала 1950-х годов. А потом был снесен...5


Источники информации:
1. Черкашин «Тайны погибших кораблей»
2. Сайт Википедия
3. Мельников «ЛК типа «Императрица Мария»»
4. Крылов «Мои воспоминания»
5. Бар-Бирюков «Катасторфа, затерявшаяся во времени»



Комментарии к статье:



ПОДПИСКА НА НОВОСТИ САЙТА


ПОДЕЛИТЬСЯ:



Рейтинг@Mail.ru


ГЛАВНАЯ
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ МИР
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
ДРЕВНИЙ МИР
СРЕДНИЕ ВЕКА
НОВОЕ ВРЕМЯ
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Гитлер: жизнь после «смерти»

Гитлер: миф о еврейских корнях

Гора Мертвецов: тайна жутких смертей

Знамя Победы над рейхстагом: мифы и правда

Каппель: путь на Родину

Керенский: взлет и падение

Керченский мост: мифы и реальность

Кестринг: фашистский разведчик под «колпаком» НКВД

Котовский: из бандитов в герои

Майорана Этторе: загадка исчезновения ученого

Мзымтинский клад

Патомский кратер: тайна без ответа

Пеньковский: тайна шпиона, который спас мир

Похищение А. Эйхмана

Тайна взрыва линкора «Императрица Мария»

Так кто же стрелял в Ленина?

Топлиц: тайны «Свалки Дьявола»

Фальсификации фото при Сталине

Чех - рекордсмен русской армии по георгиевским наградам
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМ
ССЫЛКИ
КАРТА САЙТА



Новый анекдот про Вовочку и молодую учительницу взорвал Сеть. Видео
Новый анекдот про Вовочку и молодую учительницу взорвал Сеть. Видео
40-летняя актриса Екатерина Климова показала себя на пляже!
40-летняя актриса Екатерина Климова показала себя на пляже!
Невероятный прорыв в лечении зрения!
Невероятный прорыв в лечении зрения!
У Путина спросили, как выжить на 7000 рублей: молниеносный ответ!
У Путина спросили, как выжить на 7000 рублей: молниеносный ответ!
Пенсия вырастет в 2 раза: Путин подписал закон
Пенсия вырастет в 2 раза: Путин подписал закон
Подборка фотографий, которые насквозь пропитаны женской завистью
Подборка фотографий, которые насквозь пропитаны женской завистью
Фашисты делали это со многими пленными женщинами на глазах у...
Фашисты делали это со многими пленными женщинами на глазах у...
Королева не зря старалась: похудевшая фигурка просто класс. Фото
Королева не зря старалась: похудевшая фигурка просто класс. Фото
Известная российская актриса прибавила в весе 100 кг!
Известная российская актриса прибавила в весе 100 кг!
Когда весь пляж пошел вразнос. 90 фото
Когда весь пляж пошел вразнос. 90 фото
Чужой муж обматерил Собчак на глазах у всей страны
Чужой муж обматерил Собчак на глазах у всей страны
Почему мужчины млеют при виде Айзы Анохиной
Почему мужчины млеют при виде Айзы Анохиной
Влияй на будущее своей области - участвуй в опросе
Влияй на будущее своей области - участвуй в опросе
Изуродованная пластикой Семенова вышла в свет
Изуродованная пластикой Семенова вышла в свет
Врачи прямым текстом сказали, сколько осталось жить Заворотнюк
Врачи прямым текстом сказали, сколько осталось жить Заворотнюк
Пляжные фото Глюкозы смутили даже видавших все мужиков
Пляжные фото Глюкозы смутили даже видавших все мужиков
Девушка, по которой сегодня сохнут все мужики (фото)
Девушка, по которой сегодня сохнут все мужики (фото)
Такой позор на всю страну! 35 фото
Такой позор на всю страну! 35 фото
Самый ранний звоночек зарождающейся онкологии
Самый ранний звоночек зарождающейся онкологии
Уточнение о выплате в 30 тыс. рублей рожденным с 1950 по 1991
Уточнение о выплате в 30 тыс. рублей рожденным с 1950 по 1991
Маленькая Мила с трудом узнала Заворотнюк
Маленькая Мила с трудом узнала Заворотнюк
Подборка смешных свадебных фото!
Подборка смешных свадебных фото!
Раскрыта истинная причина болезни Заворотнюк - это страшно
Раскрыта истинная причина болезни Заворотнюк - это страшно
Почему рак мозга сгубил так много звезд. Онколог дал ответ
Почему рак мозга сгубил так много звезд. Онколог дал ответ
Названа главная причина массового расространения рака среди россиян
Названа главная причина массового расространения рака среди россиян
"Сердце сейчас откажет, и все": появилась новая информация о Заворотнюк
"Сердце сейчас откажет, и все": появилась новая информация о Заворотнюк
Врачи предупредили, что яблоки напрямую связаны с раком
Врачи предупредили, что яблоки напрямую связаны с раком
Будущее ЦФО зависит от этого. Ответь на вопросы
Будущее ЦФО зависит от этого. Ответь на вопросы
Гороскоп Глобы ошарашил всю Россию. Жмите на свой знак
Гороскоп Глобы ошарашил всю Россию. Жмите на свой знак
Первые симптомы онкологии, на которые не обращают внимания
Первые симптомы онкологии, на которые не обращают внимания
5 приемов, которые остановят старость
5 приемов, которые остановят старость
Яд: названа самая вредная каша
Яд: названа самая вредная каша
Лазарев наконец раскрыл тайну своего одиночества
Лазарев наконец раскрыл тайну своего одиночества
Вот за что был убит Немцов: наконец выяснилась реальная причина
Вот за что был убит Немцов: наконец выяснилась реальная причина
Когда она начала танцевать, зрители замерли от восторга!
Когда она начала танцевать, зрители замерли от восторга!
Фото, наделавшее шума: муж фотографировал свою жену, когда...
Фото, наделавшее шума: муж фотографировал свою жену, когда...
20 невест, увидев которых отпадает желание жениться
20 невест, увидев которых отпадает желание жениться
"У нее нет онкологии": врачи ошиблись с диагнозом Заворотнюк
"У нее нет онкологии": врачи ошиблись с диагнозом Заворотнюк
Видео, снятое скрытой камерой в раздевалке стюардесс, покорило Сеть
Видео, снятое скрытой камерой в раздевалке стюардесс, покорило Сеть
Люди с ужасом наблюдали, как на них идет 19-метровая волна
Люди с ужасом наблюдали, как на них идет 19-метровая волна
Разъяренная касатка на глазах у зрителей убила дрессировщицу
Разъяренная касатка на глазах у зрителей убила дрессировщицу
Сын Валерия Меладзе умер
Сын Валерия Меладзе умер
Это ужас, до чего себя довела Волочкова
Это ужас, до чего себя довела Волочкова
Самые провокационные фотографии звёзд, сделанные папарацци
Самые провокационные фотографии звёзд, сделанные папарацци
Жена призналась мужу, что спала с его братом. Его ответ бесподобен! Видео
Жена призналась мужу, что спала с его братом. Его ответ бесподобен! Видео
Гранин увековечен. Слова Путина о писателе-фронтовике
Гранин увековечен. Слова Путина о писателе-фронтовике
Домашняя кличка Собчак: Сеть ржет и не может остановиться
Домашняя кличка Собчак: Сеть ржет и не может остановиться
Парень помог пенсионерке поменять колесо. Приехав домой, он понял, что...
Парень помог пенсионерке поменять колесо. Приехав домой, он понял, что...
Камера засняла, как девушка “изменила” парню с собакой (видео с камеры)
Камера засняла, как девушка “изменила” парню с собакой (видео с камеры)
Прощай, анонимность. Вот такая демократия у американцев
Прощай, анонимность. Вот такая демократия у американцев
Новый анекдот про Вовочку и молодую учительницу взорвал Сеть. Видео
Новый анекдот про Вовочку и молодую учительницу взорвал Сеть. Видео
40-летняя актриса Екатерина Климова показала себя на пляже!
40-летняя актриса Екатерина Климова показала себя на пляже!
Невероятный прорыв в лечении зрения!
Невероятный прорыв в лечении зрения!
У Путина спросили, как выжить на 7000 рублей: молниеносный ответ!
У Путина спросили, как выжить на 7000 рублей: молниеносный ответ!
Пенсия вырастет в 2 раза: Путин подписал закон
Пенсия вырастет в 2 раза: Путин подписал закон
Подборка фотографий, которые насквозь пропитаны женской завистью
Подборка фотографий, которые насквозь пропитаны женской завистью
Фашисты делали это со многими пленными женщинами на глазах у...
Фашисты делали это со многими пленными женщинами на глазах у...
Королева не зря старалась: похудевшая фигурка просто класс. Фото
Королева не зря старалась: похудевшая фигурка просто класс. Фото
Известная российская актриса прибавила в весе 100 кг!
Известная российская актриса прибавила в весе 100 кг!
Когда весь пляж пошел вразнос. 90 фото
Когда весь пляж пошел вразнос. 90 фото
Чужой муж обматерил Собчак на глазах у всей страны
Чужой муж обматерил Собчак на глазах у всей страны
Почему мужчины млеют при виде Айзы Анохиной
Почему мужчины млеют при виде Айзы Анохиной
Влияй на будущее своей области - участвуй в опросе
Влияй на будущее своей области - участвуй в опросе
Изуродованная пластикой Семенова вышла в свет
Изуродованная пластикой Семенова вышла в свет
Врачи прямым текстом сказали, сколько осталось жить Заворотнюк
Врачи прямым текстом сказали, сколько осталось жить Заворотнюк
Пляжные фото Глюкозы смутили даже видавших все мужиков
Пляжные фото Глюкозы смутили даже видавших все мужиков
Девушка, по которой сегодня сохнут все мужики (фото)
Девушка, по которой сегодня сохнут все мужики (фото)
Такой позор на всю страну! 35 фото
Такой позор на всю страну! 35 фото
Самый ранний звоночек зарождающейся онкологии
Самый ранний звоночек зарождающейся онкологии
Уточнение о выплате в 30 тыс. рублей рожденным с 1950 по 1991
Уточнение о выплате в 30 тыс. рублей рожденным с 1950 по 1991
Маленькая Мила с трудом узнала Заворотнюк
Маленькая Мила с трудом узнала Заворотнюк
Подборка смешных свадебных фото!
Подборка смешных свадебных фото!
Раскрыта истинная причина болезни Заворотнюк - это страшно
Раскрыта истинная причина болезни Заворотнюк - это страшно
Почему рак мозга сгубил так много звезд. Онколог дал ответ
Почему рак мозга сгубил так много звезд. Онколог дал ответ
Названа главная причина массового расространения рака среди россиян
Названа главная причина массового расространения рака среди россиян
"Сердце сейчас откажет, и все": появилась новая информация о Заворотнюк
"Сердце сейчас откажет, и все": появилась новая информация о Заворотнюк
Врачи предупредили, что яблоки напрямую связаны с раком
Врачи предупредили, что яблоки напрямую связаны с раком
Будущее ЦФО зависит от этого. Ответь на вопросы
Будущее ЦФО зависит от этого. Ответь на вопросы
Гороскоп Глобы ошарашил всю Россию. Жмите на свой знак
Гороскоп Глобы ошарашил всю Россию. Жмите на свой знак
Первые симптомы онкологии, на которые не обращают внимания
Первые симптомы онкологии, на которые не обращают внимания
5 приемов, которые остановят старость
5 приемов, которые остановят старость
Яд: названа самая вредная каша
Яд: названа самая вредная каша
Лазарев наконец раскрыл тайну своего одиночества
Лазарев наконец раскрыл тайну своего одиночества
Вот за что был убит Немцов: наконец выяснилась реальная причина
Вот за что был убит Немцов: наконец выяснилась реальная причина
Когда она начала танцевать, зрители замерли от восторга!
Когда она начала танцевать, зрители замерли от восторга!
Фото, наделавшее шума: муж фотографировал свою жену, когда...
Фото, наделавшее шума: муж фотографировал свою жену, когда...
20 невест, увидев которых отпадает желание жениться
20 невест, увидев которых отпадает желание жениться
"У нее нет онкологии": врачи ошиблись с диагнозом Заворотнюк
"У нее нет онкологии": врачи ошиблись с диагнозом Заворотнюк
Видео, снятое скрытой камерой в раздевалке стюардесс, покорило Сеть
Видео, снятое скрытой камерой в раздевалке стюардесс, покорило Сеть
Люди с ужасом наблюдали, как на них идет 19-метровая волна
Люди с ужасом наблюдали, как на них идет 19-метровая волна
Разъяренная касатка на глазах у зрителей убила дрессировщицу
Разъяренная касатка на глазах у зрителей убила дрессировщицу
Сын Валерия Меладзе умер
Сын Валерия Меладзе умер
Это ужас, до чего себя довела Волочкова
Это ужас, до чего себя довела Волочкова
Самые провокационные фотографии звёзд, сделанные папарацци
Самые провокационные фотографии звёзд, сделанные папарацци
Жена призналась мужу, что спала с его братом. Его ответ бесподобен! Видео
Жена призналась мужу, что спала с его братом. Его ответ бесподобен! Видео
Гранин увековечен. Слова Путина о писателе-фронтовике
Гранин увековечен. Слова Путина о писателе-фронтовике
Домашняя кличка Собчак: Сеть ржет и не может остановиться
Домашняя кличка Собчак: Сеть ржет и не может остановиться
Парень помог пенсионерке поменять колесо. Приехав домой, он понял, что...
Парень помог пенсионерке поменять колесо. Приехав домой, он понял, что...
Камера засняла, как девушка “изменила” парню с собакой (видео с камеры)
Камера засняла, как девушка “изменила” парню с собакой (видео с камеры)
Прощай, анонимность. Вот такая демократия у американцев
Прощай, анонимность. Вот такая демократия у американцев






Известно, что линкор вступил в строй с недоделками. Поэтому до самой его гибели на борту находились портовые и заводские рабочие. За их работой следил инженер-поручик С. Шапошников, с которым у меня были приятельские отношения. Он знал «Императрицу Марию», как говорится, от киля до клотика и рассказал мне о многочисленных отступлениях и всяческих технических затруднениях, связанных с войной.
Через два года после трагедии, когда линкор уже находился в доке, Шапошников в подбашенном помещении одной из башен обнаружил странную находку, которая навела нас на интересные размышления.
Найден был матросский сундучок, в котором находились две стеариновые свечи, одна начатая, другая наполовину сгоревшая, коробка спичек, точнее то, что от нее осталось после двухлетнего пребывания в воде, набор сапожных инструментов, а также две пары ботинок, одна из которых была починена, а другая не закончена. То, что мы увидели вместо обычной кожаной подошвы, нас поразило: к ботинкам владелец сундучка гвоздями прибил нарезанные полоски бездымного пороха, вынутые из полузарядов для 12-дюймовых орудий! Рядом лежали несколько таких полосок.
Для того чтобы иметь пороховые полоски и прятать сундучок в подбашенном помещении, следовало принадлежать к составу башенной прислуги.
Так, может быть, и в первой башне обитал такой сапожник?
Тогда картина пожара проясняется. Чтобы достать ленточный порох, нужно было открыть крышку пенала, разрезать шелковый чехол и вытянуть пластину.
Порох, пролежавший полтора года в герметически закрытом пенале, мог выделить какие-то эфирные пары, вспыхнувшие от близстоящей свечи. Загоревшийся газ воспламенил чехол и порох. В открытом пенале порох не мог взорваться - он загорелся, и это горение продолжалось, быть может, полминуты или чуть больше, пока не достигло критической температуры горения - 1200 градусов. Сгорание четырех пудов пороха в сравнительно небольшом помещении вызвало, без сомнения, взрыв остальных 599 пеналов.
К сожалению, гражданская война, а затем уход из Крыма разлучили нас с Шапошниковым. Но то, что я видел своими глазами, то, что мы предполагали с инженер-поручиком, не может разве служить еще одной версией гибели линейного корабля «Императрица Мария»?»1


«В журнале «Морские записки», издававшемся в Нью-Йорке Обществом бывших офицеров императорского флота, в номере за 1961 год, я обнаружил любопытную заметку, подписанную так: «Сообщил капитан 2-го ранга В. Р.».
«..До сих пор необъяснима катастрофа - гибель линкора «Императрица Мария». Необъяснимыми были и пожары на ряде угольщиков на пути из Америки в Европу, до тех пор пока причину их не установила английская разведка.
Их вызывали немецкие «сигары», которые немцам, очевидно имевшим своих агентов, проникавших в среду грузчиков, удавалось подбросить при погрузке.
Этот сигарообразный дьявольский прибор, заключавший в себе и горючее и воспламенитель, зажигавшийся током от электроэлемента, приходившего в действие, как только кислота разъедала металлическую мембрану, преграждавшую доступ кислоте элемента. В зависимости от толщины пластинки это случалось через несколько часов или даже несколько дней после того, как «сигара» была установлена и подброшена.
Я не видел чертежа этой чертовой игрушки. Помню только, что говорилось о выходившей из острия «сигары» струе пламени, на манер бунзеновской горелки.
Довольно было одной «с толком» поставленной в подбашенное отделение «сигары», чтобы прожечь медную кокору полузаряда. На «Марии» работали заводские мастеровые, но, надо думать, проверка и контроль были не на высоте...
Так что мысль о немецкой «сигаре» сверлила мозги... И не у меня одного.
Через 15-20 лет после этого памятного дня мне пришлось сотрудничать в одном коммерческом деле с немцем, милым человеком. За бутылкой вина мы вспоминали старое, времена, когда мы были врагами. Он был уланский ротмистр и в середине войны был тяжело ранен, после чего стал неспособным к строевой службе и работал в штабах в Берлине.
Слово за слово, он рассказал мне о любопытной встрече.
«Знаете ли вы того, кто только что вышел отсюда?» - спросил его однажды сослуживец. «Нет. А что?» - «Это замечательный человек! Это тот, кто организовал взрыв русского линкора на Севастопольском рейде».
«Я,- ответил мой собеседник, - слышал об этом взрыве, но не знал, что это было делом наших рук».
«Да, это так. Но это очень секретно, и никогда не говорите о том, что вы от меня услышали. Это герой и патриот! Он жил в Севастополе, и никто не подозревал, что он не русский...»
Да, для меня после того разговора сомнений больше нет. «Мария» погибла от немецкой «сигары»!
Не одна «Мария» погибла в ту войну от необъяснимого взрыва. Погиб также и итальянский броненосец «Леонардо да Винчи», если память не изменяет мне».1
Известный исследователь Константин Пузыревский пишет, что в ноябре 1916 года итальянская контрразведка после взрыва в августе 1915 года в гавани главной базы флота Италии Таранто броненосца «Леонардо да Винчи», напала «на след большой шпионской германской организации, во главе которой стоял видный служащий папской канцелярии, ведавший папским гардеробом.
Был собран большой обвинительный материал, по которому стало известно, что шпионскими организациями на кораблях производились взрывы при помощи особых приборов с часовыми механизмами с расчетом произвести ряд взрывов в разных частях корабля через очень короткий промежуток времени, с тем чтобы осложнить тушение пожаров…»1
В своей книге «Флот» капитан 2-го ранга Лукин также пишет об этих трубочках:
«Летом 1917 года секретный агент доставил в наш Морской генеральный штаб несколько небольших металлических трубочек. Найдены они были среди аксессуаров и кружевного шелкового белья очаровательного существа...
Миниатюрные трубочки – «безделушки» были направлены в лабораторию. Они оказались тончайше выделанными из латуни химическими взрывателями.
Выяснилось, что точь-в-точь такие трубочки были найдены на таинственно взорвавшемся итальянском дредноуте «Леонардо да Винчи». Одна не воспламенилась в картузе в бомбовом погребе.
Вот что по этому поводу рассказал офицер итальянского морского штаба капитан 2-го ранга Луиджи ди Самбуи: «Следствие с несомненностью установило существование некой тайной организации по взрыву кораблей. Нити ее вели к швейцарской границе. Но там их след терялся.
Тогда решено было обратиться к могущественной воровской организации - сицилийской мафии. Та взялась за это дело и послала в Швейцарию боевую дружину опытнейших и решительнейших людей.
Прошло немало времени, пока дружина путем немалых затрат средств и энергии наконец напала на след. Он вел в Берн, в подземелье одного богатого особняка. Тут и находилось главное хранилище штаба этой таинственной организации - забронированная, герметически закрытая камера, наполненная удушливыми газами. В ней сейф...
Мафии приказали проникнуть в камеру и захватить сейф. После длительного наблюдения и подготовки дружина ночью прорезала броневую плиту. В противогазных масках проникла в камеру, но за невозможностью захватить сейф взорвала его.
Целый склад трубочек оказался в нем».1
Капитан 1-го ранга Октябрь Петрович Бар-Бирюков служил в 1950 - е годы на советском линкоре «Новороссийск», который повторил в той же злосчастной Северной бухте трагедию своего предшественника - дредноута «Императрица Мария». Много лет расследовал он обстоятельства обеих катастроф. Вот что ему удалось установить по делу«Марии»:
«После Великой Отечественной войны исследователями, сумевшими добраться до документов из архива КГБ, были выявлены и обнародованы сведения о работе в Николаеве с 1907 года (в т. ч. на судостроительном заводе, строившем русские линкоры) группы немецких шпионов во главе с резидентом Верманом. В нее входили многие известные в этом городе лица и даже городской голова Николаева - Матвеев, а главное - инженеры верфи: Шеффер, Линке, Феоктистов и другие, кроме того - обучавшийся в Германии электротехник Сгибнев.
Это вскрылось органами ОГПУ еще в начале тридцатых годов, когда ее члены были арестованы и в ходе следствия дали показания об участии в подрыве «И. М.», за что, по этим сведениям, непосредственным исполнителям акции - Феоктистову и Сгибневу - Верманом было обещано по 80 тысяч рублей золотом каждому, правда, после окончания боевых действий...
Наших чекистов тогда все это мало интересовало - дела дореволюционной давности рассматривались не более чем исторически любопытная «фактура». И поэтому в ходе расследования текущей «вредительской» деятельности этой группы информация о подрыве «И. М.» не получила дальнейшей разработки.
Не так давно сотрудники Центрального архива ФСБ России А. Черепков и А. Шишкин, разыскав часть следственных материалов по делу группы Вермана, документально подтвердили факт разоблачения в 1933 году в Николаеве глубоко законспирированной сети разведчиков, работавшей на Германию, действовавшей там с предвоенных времен и «ориентированной» на местные судостроительные заводы.
Правда, они не нашли в первоначально обнаруженных архивных документах конкретных доказательств участия группы в подрыве «И. М.», но содержание некоторых протоколов допросов членов группы Вермана уже тогда давало довольно веские основания полагать, что эта шпионская организация, располагавшая большими возможностями, вполне могла тaкyю диверсию осуществить.
Ведь она вряд ли «сидела сложа руки» во время войны: для Германии крайне необходимо было вывести из строя новые русские линкоры на Черном море, представлявшие смертельную угрозу для «Гебена» и «Бреслау».
Недавно упомянутые выше сотрудники ЦА ФСБ РФ, продолжив поиск и исследование материалов, связанных с делом группы Вермана, нашли в найденных ими архивных документах ОГПУ Украины за 1933-1934 годы и Севастопольского жандармского управления за октябрь - ноябрь 1916 года новые факты, существенно дополняющие и по-новому раскрывающие «диверсионную» версию причины подрыва «И. М.»
Так, протоколы допросов свидетельствуют, что уроженец (1883 г.) города Херсона - сын выходца из Германии, пароходчика Э. Вермана - Верман Виктор Эдуардович, получивший образование в Германии и Швейцарии, преуспевающий делец, а потом инженер кораблестроительного завода «Руссуд», действительно являлся немецким разведчиком с дореволюционных времен (деятельность В. Вермана подробно изложена в той части архивного следственного дела ОГПУ Украины за 1933 год, которая называется «Моя шпионская деятельность в пользу Германии при царском правительстве»).
На допросах он, в частности, показал: «...Шпионской работой я стал заниматься в 1908 году в Николаеве (именно с этого периода начинается осуществление новой кораблестроительной программы на юге России. - О.Б.), работая на заводе «Наваль» в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоявшей из инженера Моора и Гана».
И далее: «Моор и Ган, а более всех первый, стали обрабатывать и вовлекать меня в разведывательную работу в пользу Германии...»
После отъезда Гана и Моора в Германию «руководство» работой Вермана перешло непосредственно к германскому вице-консулу в Николаеве господину Винштайну. Верман в своих показаниях дал о нем исчерпывающие сведения: «Я узнал, что Винштайн является офицером германской армии в чине гауптмана (капитана), что находится он в России не случайно, а является резидентом германского генерального штаба и проводит большую разведывательную работу на юге России.
Примерно с 1908 года Винштайн стал в Николаеве вице-консулом. Бежал в Германию за несколько дней до объявления войны - в июле 1914 года».
Из-за сложившихся обстоятельств Верману было поручено взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Вместе со своей агентурой он вербовал там людей для разведывательной работы (на юге Украины тогда проживало много обрусевших немцев-колонистов), собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строившихся военных судах надводного и подводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости хода и т. п.
На допросах Верман рассказывал: «...Из лиц, мной лично завербованных для шпионской работы в период 1908-1914 гг., я помню следующих: Штайвеха, Блимке... Линке Бруно, инженера Шеффера... электрика Сгибнева» (с последним его свел в 1910 году германский консул в Николаеве Фришен, выбравший опытного электротехника Сгибнева, падкого на деньги владельца мастерской, своим наметанным глазом разведчика в качестве нужной фигуры в затевавшейся им «большой игре».
Все завербованные были или, как Сгибнев, стали (он по заданию Вермана с 1911 года перешел на работу в «Руссуд») сотрудниками судостроительных заводов, имевшими право прохода на строившиеся там корабли. Сгибнев отвечал за работы по электрооборудованию на строившихся «Руссудом» военных кораблях, в том числе и на «Императрице Марии».
В 1933 году в ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема электрооборудования артиллерийских башен главного калибра на новых линейных кораблях типа «Дредноут», особенно на первом из них, переданном флоту, - «Императрице Марии».
«В период 1912-1914 гг., - рассказывал Сгибнев, - я передавал Верману различные сведения о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков - в рамках того, что мне было известно».
Особый интерес немецкой разведки к электросхемам артиллерийских башен главного калибра этих линкоров становится понятен: ведь первый странный взрыв на «Императрице Марии» произошел именно под ее носовой артиллерийской башней главного калибра, все помещения которой были насыщены различным электрооборудованием...
В 1918 году, после оккупации немцами Юга России разведывательная деятельность Вермана была вознаграждена по достоинству.
Из протокола его допроса:
«...По представлению капитан-лейтенанта Клосса я был германским командованием за самоотверженную работу и шпионскую деятельность в пользу Германии награжден Железным крестом 2-й степени».
Пережив интервенцию и Гражданскую войну, Верман осел в Николаеве.
Таким образом, взрыв на «И. М.», несмотря на депортацию Вернера в этот период, скорее всего осуществлен по его замыслу. Ведь не только в Николаеве, но и в Севастополе им была подготовлена сеть агентов.
На допросах в 1933 году он так говорил об этом: «...Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: ...Севастополем, где разведывательной деятельностью руководил инженер-механик завода «Наваль» Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа достраивавшегося в Севастополе броненосца «Златоуст».
Знаю, что у Визера была там своя шпионская сеть, из состава которой я помню только конструктора адмиралтейства Карпова Ивана; с ним мне приходилось лично сталкиваться». В связи с этим возникает вопрос: не участвовали ли люди Визера (да и он сам) в работах на «Марии» в начале октября 1916 года?
Ведь на ее борту тогда ежедневно находились работники судостроительных предприятий, среди которых вполне могли быть и они.
Вот что об этом говорится в докладной от 14.10.16 г. руководителя севастопольского жандармского управления начальнику штаба Черноморского флота (недавно выявленной исследователями). В ней приводятся сведения секретных агентов жандармерии на «И. М.»: «Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва до 10 часов вечера, могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра.
Особенно высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, в д. 355, якобы накануне взрыва уехавшего из Севастополя...
А взрыв мог произойти от неправильного соединения электрических проводов, так как перед пожаром на корабле погасло электричество...» (верный признак короткого замыкания электросети. - О.Б.).
О том, что постройка новейших линкоров Черноморского флота тщательно «опекалась» агентами германской военной разведки, свидетельствуют и другие недавно выявленные документы».1
Сразу после катастрофы для выяснеения ее причин была создана комиссия Морского министерства, прибывшая из Петрограда. Возглавлял ее член Адмиралтейств-Совета адмирал Н.М. Яковлев. Членом комиссии и главным экспертом по кораблестроению назначили генерала для особых поручений при морском министре, флота генерал-лейтенанта, действительного члена Академии наук А.Н. Крылова, который и стал автором заключения, единогласно одобренного всеми членами комиссии.
Из трех возможных версий две первые самовозгорание пороха и небрежность личного состава в обращении с огнем или пороховыми зарядами комиссия в принципе не исключала.
Что касается третьей, то, даже установив ряд нарушений в правилах доступа к погребам и недостаток контроля за прибывавшими на корабль рабочими (их по давней воинской традиции пересчитывали по головам, не проверяя документов), комиссия посчитала возможность злого умысла маловероятной…
Вот так…

Что касается дальнейшей судьбы линкора «Императрица Мария», то в 1916 году по проекту, предложенному Алексеем Николаевичем Крыловым, были начаты по подъёму корабля. Это было весьма неординарное с точки зрения инженерного искусства событие, ему уделялось достаточно много внимания.
Согласно проекту в отсеки корабля, предварительно загерметизированные, подавался сжатый воздух, вытесняя воду, и корабль должен был всплыть вверх килем.
Затем планировалось ввести судно в док и полностью загерметизировать корпус, а на глубокой воде поставить его на ровный киль.
Линкор "Императрица Мария"

Во время шторма в ноябре 1917 года корабль привсплыл кормовой частью, полностью всплыл в мае 1918 года. Всё это время в отсеках работали водолазы, продолжалась выгрузка боеприпасов.
Уже в доке с корабля была снята 130 мм артиллерия и ряд вспомогательных механизмов.
Линкор "Императрица Мария"

В условиях гражданской войны и революционной разрухи корабль так и не был восстановлен и в 1927 году был разобран на металлолом...
Моряки, погибшие при взрыве линейного корабля «Императрица Мария», умершие от ран и ожогов в госпиталях, были похоронены в Севастополе (в основном на старом Михайловском кладбище). Вскоре в память о катастрофе и ее жертвах на бульваре Корабельной стороны города соорудили памятный знак — Георгиевский крест (по одним сведениям — бронзовый, по другим — каменный из местного белого инкерманского камня).
Он уцелел даже в годы Великой Отечественной войны и простоял на месте до начала 1950-х годов. А потом был снесен...5



От Г.С.
К bedal (18.12.2019 09:27:11)
Дата 18.12.2019 10:19:30

Практически одновременно с "Марией" было много взрывов утюгов у Антанты

То ли общий бардак, то ли немцы постарались.

От Locke
К Г.С. (18.12.2019 10:19:30)
Дата 18.12.2019 17:35:01

Да ладно. Японцы дважды свою "Микасу" жгли тоже из-за дурки рядового состава

>То ли общий бардак, то ли немцы постарались.

Первый раз бойцы выжигали бухло из топлива сигнальных ракет, второй раз альтернативно одарённый старшина устроил самоубийство в зарядном погребе.