От sss
К Дмитрий Козырев
Дата 04.12.2019 20:32:58
Рубрики Флот;

А вот кстати пожары - это во многом "заслуга" господ офицеров, прямая(+)

...если тип японского снаряда от русских не зависел, то уж провести мероприятия по обеспечению пожарной безопасности было вполне в их силах.

А налицо - охренительнейшие истории от Новикова и Костенко про обстановку самих же, в первую очередь, жилых помещений для офицеров. Когда в каюте мичмана (блин, мичмана!!!) персидские ковры на стене, медвежьи шкуры на полу, дубовая мебель, шкафы с книгами, портьеры и картины. (наверное, вряд-ли кто-то думает что это всё перед боем за борт полетело)

И Костенко же писал, что Орел в этом отношении еще был из лучших.

На «Суворове» во время смотра присутствовал германский военно-морской агент. Он подробно ознакомился с броненосцем и откровенно высказал командиру «Суворова» капитану 1-го ранга Игнациусу свое мнение о состоянии корабля. Германский моряк был поражен большим количеством горючих материалов, загромождавших верхние помещения броненосца. Особенно он обратил внимание на недопустимость деревянной отделки верхних рубок, адмиральского помещения, кают-компании и всех офицерских кают.

По его словам, на германских кораблях допускается только металлическая мебель. В военное время ковры, занавеси, шторы и мягкие кресла в кают-компании, гостиных и офицерских помещениях вообще запрещены.

В заключение он сказал, что в германском флоте командир был бы немедленно отдан под суд за подобное состояние корабля перед боем.

Игнациус возражал, утверждая, что опыт артурских боев не подтвердил опасности пожаров, а нашей эскадре предстоит тяжелый поход в жарком климате. Сохранение некоторого комфорта необходимо для поддержания сил личного состава, а перед боем все горючее можно удалить


Или про Александр Третий:

Вчера... я отправился на броненосец «Александр III». Вместе с трюмным механиком поручиком Тотвен я обошел всю нижнюю палубу, кочегарки и машины, а также спустился в несколько бортовых коридоров... Было очевидно, что главная опасность связана не с состоянием переборок и непроницаемых дверей: корабль может стать жертвой огня при больших пожарах или опрокинуться при значительном крене и открытой нижней батарее. После осмотра я в кают-компании заявил свое мнение старшему офицеру и старшему механику. Там же был старший артиллерист и много других офицеров. Указывая на настоятельную необходимость уборки всех горючих материалов из надводного корпуса корабля, я сослался на пример «Орла».


На это указание я выслушал ироническую отповедь. Мне было сказано, что «Орел» давно известен на эскадре «мичманским направлением своей кают-компании» и что там, видимо, нравится «играть в войну». Но всем подобным мероприятиям нельзя придавать серьезного значения. Пожары в боях, как показал опыт артурской эскадры, не представляют существенной опасности. С ними легко справиться при сильной пожарной системе. Между тем испортить отделку жилых устройств легко, а восстановить ее потом будет очень трудно. Если же мы придем во Владивосток с небольшими повреждениями, то придется жить в разоренных и опустошенных помещениях и каютах. Это коллективное мнение состава гвардейского корабля «Александр III», очевидно, совпадало со взглядами самого адмирала, и я, увидев невозможность поколебать эти взгляды, не стал спорить.


Отделку разорять конечно же негоже, да.

От SSC
К sss (04.12.2019 20:32:58)
Дата 05.12.2019 16:05:35

На кораблях горела прежде всего масляная краска

Здравствуйте!

Которой при эксплуатации накапливается очень много (красят толстыми слоями регулярно).

Дерево в каютах и т.п. конечно тоже сказывается, но это второстепенный фактор.

Неконтролируемые пожары возникали по причине непрерывного огневого воздействия противника теми самыми ОФС - убивало палубные команды, перебивало пожарные шланги и оголовки.

С уважением, SSC

От sss
К SSC (05.12.2019 16:05:35)
Дата 05.12.2019 16:25:13

ИМХО на Бородино каком-нибудь просто не могло "накопиться"(+)

>Которой при эксплуатации накапливается очень много (красят толстыми слоями регулярно).

Корабль пошел в поход чуть не сразу после приемо-сдаточных испытаний, там вся эксплуатация - это переход к Цусиме и Цусима.

Везде упоминают как очаги огня разбитые шлюпки/баркасы/катера как ув. Claus написал, вскрытый палубный настил и внутренние помещения с безумной отделкой. Причем и в отношении задымлений, и в отношении затопления водой при тушении пожар во внутренних помещениях был хуже всего, в отличии от огня на наружной поверхности там вода беспрепятственно шла вниз, а дым - внутрь.

От SSC
К sss (05.12.2019 16:25:13)
Дата 05.12.2019 21:11:24

Её и изначально много

Здравствуйте!

>>Которой при эксплуатации накапливается очень много (красят толстыми слоями регулярно).
>
>Корабль пошел в поход чуть не сразу после приемо-сдаточных испытаний, там вся эксплуатация - это переход к Цусиме и Цусима.

И переход год занял, наверняка подкрашивали.

>Везде упоминают как очаги огня разбитые шлюпки/баркасы/катера как ув. Claus написал, вскрытый палубный настил и внутренние помещения с безумной отделкой. Причем и в отношении задымлений, и в отношении затопления водой при тушении пожар во внутренних помещениях был хуже всего, в отличии от огня на наружной поверхности там вода беспрепятственно шла вниз, а дым - внутрь.

Описания русских участников боя явно грешат субъективизмом и выборочной памятью в связи с шоком, из них трудно опираться. Несомненно дерево тоже горит, но краска горит сильнее, потушить её труднее, загорается даже легче. Дерево видимо сыграло свою роль, но вряд ли основную.

С уважением, SSC

От Claus
К sss (04.12.2019 20:32:58)
Дата 04.12.2019 21:05:47

Re: А вот...

>...если тип японского снаряда от русских не зависел, то уж провести мероприятия по обеспечению пожарной безопасности было вполне в их силах.
На практике, на кораблях не попадавших под концентрированный огонь, даже на устаревших, на которых было много дерева (например Нахимов) неконтролируемых пожаров не было.
А на попавших, противопожарные мероприятия не помогали.
Т.е. эффект от таких мероприятий был конечно не нулевой, но тем не менее он был сильно преувеличен.

От Г.С.
К Claus (04.12.2019 21:05:47)
Дата 04.12.2019 22:04:33

Уголь был наверху

По рапортам в материалах следственной комиссии было, что проходы были наполовину заваленными углем. На каких кораблях, не помню.

От Claus
К Г.С. (04.12.2019 22:04:33)
Дата 05.12.2019 02:36:32

Уголь на палубы и японцы брали.

>По рапортам в материалах следственной комиссии было, что проходы были наполовину заваленными углем. На каких кораблях, не помню.
Уголь на палубы и японцы брали. А к моменту боя, лишний уголь у нас должны были выгрести.

От sss
К Claus (04.12.2019 21:05:47)
Дата 04.12.2019 21:44:19

Re: А вот...

>На практике, на кораблях не попадавших под концентрированный огонь, даже на устаревших, на которых было много дерева (например Нахимов) неконтролируемых пожаров не было.

Так в тот же Нахимов были чуть ли не единичные попадания за весь бой, причем далеко не самыми крупными калибрами, при минимуме людских потерь. С чего там быть мега-пожарам...

А Суворов, Александр, Бородино - горели как костры, по общим свидетельствам. И горела там явно не изоляция на проводке и не краска на металле, а прежде всего избыточная отделка "верхних помещений" и набитое в них барахло.

>А на попавших, противопожарные мероприятия не помогали.
>Т.е. эффект от таких мероприятий был конечно не нулевой, но тем не менее он был сильно преувеличен.

Просто сами мероприятия были весьма далеки от идеала, насколько можно судить.

От Claus
К sss (04.12.2019 21:44:19)
Дата 05.12.2019 02:42:11

Re: А вот...

>Так в тот же Нахимов были чуть ли не единичные попадания за весь бой, причем далеко не самыми крупными калибрами, при минимуме людских потерь. С чего там быть мега-пожарам...
В него было 18 попаданий, из которых 1 оценили в 12" (похоже на правду, т.к. японские ЭБР как раз напротив него в тот момент были), 2 - 8" и остальные 6".
Побольше, чем единичные.

>А Суворов, Александр, Бородино - горели как костры, по общим свидетельствам. И горела там явно не изоляция на проводке и не краска на металле, а прежде всего избыточная отделка "верхних помещений" и набитое в них барахло.
Там сильнейшие пожары шлюпки дали, которые по предыдущему опыту не горели.

>Просто сами мероприятия были весьма далеки от идеала, насколько можно судить.
Скорее при попадании под концентрированный огонь и получении десятков попаданий за короткое время (2-4 попадания в минуту) эти мероприятия просто не помогали. Хотя возможно, в каких то пограничных случаях они могли помочь.