>>Ну и было же знаменитое плавание трехмачтовой китайской джонки Keying (Chinese: 耆英, Qíyīng) в 1847 в США, а в 1849 г в Британию
>
>Владелец судна британец, капитан и треть команды британцы. С таким же успехом Хейердал на бальсовых плотах и папирусных лодках океаны пересекал.
Это как-то отменяет то, что джонки с китайцами наблюдались арабами в Калькутте в 14-ом веке или что активная морская торговля, в том числе с участием китайцев, активно велась по всему малайскому архипелагу еще в первом тысячелетии нашей эры? Или, может быть, наличие британского капитана принципиально влияет на физические характеристики мореходности судна? Поясните, на какой конкретно мой тезис Вы возражали, ведь лично я всего лишь утверждал в ответ уважаемому пользователю mpolikar , что сами по себе джонки достаточно мореходны, чтобы доплыть до упоминаемых им Филиппин.
>Или, может быть, наличие британского капитана принципиально влияет на физические характеристики мореходности судна?
Наличие ноу-хау и опыта океанских плаваний (от карт и умения пользоваться навигационными приборами до знания факта, что Земля круглая, знания маршрутов и преобладающих ветров на них и проч.) радикально расширяет шансы каботажного судна при благоприятных условиях пересечь океан.