От Д.И.У.
К МУРЛО
Дата 20.12.2018 16:13:40
Рубрики 11-19 век;

Двуручным мечом не фехтовали в обычном смысле

>Ответа, погуглив не нашел. А собственно, какая у него была прочность?
>По идее все эти насечки являются дикими концентраторами напряжений, ломаться должен на раз. Как же у них получилось?

Скорее всего, у большинства прочность стандартная. Судя по повышенному весу таких мечей, центральный стержень у клинка оставался обычным для двуручников, но заточенные кромки делались шире, чего требовала их волнистость.
Т.е. повышенный риск был скорее обломать/выщербить кромки, чем сломать клинок полностью.

Что касается средневекового фехтования, упаси боже представлять его по нынешним реконструкторским бугуртам, когда двуручником молотят как дубиной по вражеским мечам и доспехам бессчетное число раз. Подлинные пособия и основанные на них реконструкции дают совершенно другую картину. В них настоятельно рекомендуется избегать обороны и отбивов, и делать ставку на одну расчётливую быструю атаку. Собственно, всё фехтование сводится к 10-12 стандартизованным атакующим приемам. Оборона понимается прежде всего как удержание противника на расстоянии за счёт длины меча и своих передвижений, а вынужденный отбив - как начало немедленной контратаки.

При этом сам клинок используется только для скользящего отвода вражеских ударов - если его не удается избежать вообще. Тяжёлые удары принимаются на рикассо - незаточенную толстую часть между гардой и "шипами". За этим принятием на рикассо всегда следует контратака - в первую очередь, тычок в лицо, либо шаг вперед и в сторону и удар по руке или ноге. Также, судя по описанию поединков в полных доспехах, использование двуручника очень часто дополнялось приемами без оружия. Т.е. на мгновение заблокировав вражеский удар на рикассо, поединщик с разворотом сближался и старался сбить противника с ног - пинком в живот или бедро, подбивом ноги снаружи или зацепом изнутри, или попросту ударом плеча с вкладыванием веса тела (а двуручниками обычно пользовались мужчины повышенных размеров). Либо бил в лицо рукой в латной рукавице - держащей рукоять или высвободившейся на мгновение.

Основными были колющие удары, скорее даже сильные тычки, в первую очередь в лицо, особенно в глаза/смотровые щели, а также подмышки, внутреннюю часть бёдер, по завязкам/защелкам шлема и доспехов.
Рубящие удары более характерны для специфических судебных поединков без доспехов, на войне же применялись много реже, в основном по ногам (в первую очередь) и рукам ближе к запястью, и наносились самым концом меча, поэтому если и обламывался, то кончик.
Удары же с полной силой серединой меча наносились очень редко, только когда выдавался надежный шанс сразу добиться успеха, обычно сбоку по шлему в надежде если не прорубить, то оглушить, сбоку и сзади по рукам и ногам.

В целом, методы и области применения двуручного меча намного ближе к длиннодревковому оружию (глефе/рогатине, алебарде/гизарме), чем к классическому фехтованию одноручным мечом или саблей.

Конкретно фламберг появился в самом конце эпохи двуручного меча (поднявшегося со 2-й пол. 14 в в прямой связи с появлением полных пластинчатых доспехов), с модой в конце 16 в, когда с одной стороны уже сложились школы двуручного меча для телохранителей и поединщиков главным образом, с другой, доспехи стали более лёгкими за счёт ослабления защиты рук и ног.
Очевидный его смысл - в замене рубящего удара режущим тычком по боковой поверхности рук и ног. Это безопаснее, так как не требует замахов и разворотов.