От Пауль
К Добрыня
Дата 27.10.2018 10:00:50
Рубрики WWII; Танки;

Может, специалистов послушаем?

Инженер-майор Л. С. ТОЛОКОННИКОВ

НАБЛЮДЕНИЕ ИЗ ТАНКОВ

Средства наблюдения, применяемые в танках, можно разделить на две группы: 1) смотровые приборы и 2) прицелы, одновременно используемые для наблюдения. Целью настоящей работы является характеристика и рассмотрение размещения танковых смотровых приборов.

Средства наблюдения в танке группируются в основном около механика-водителя и командира машины, которые ведут главным образом наблюдение за полем боя. Расчеты орудий и стрелки-радисты пользуются для наблюдения средствами наводки пушечно-пулеметного вооружения, а смотровые приборы используют для наблюдения на второстепенных направлениях (вбок, назад). Смотровые приборы устанавливают также для наблюдения за местностью в секторах, иепросмат-риваемых экипажем со своих мест, или для дублирования основных средств наблюдения.

Смотровые приборы должны отвечать следующим требованиям.

1. Надежное круговое наблюдение за полем боя и дорогой в любых метеорологических условиях.

2. Быстрая смена смотрового прибора или его частей без помощи инструмента.

3. Безопасность наблюдателя при пользовании прибором и смене его.

4. Возможно больший угол обзора.

Водитель при наблюдении должен иметь возможность управлять танком. На смотровых приборах необходима установка ограждений для предохранения наблюдателя от ушибов при колебаниях корпуса танка.

Размещение смотровых приборов должно быть удобным, обеспечивать малое непросматриваемое пространство у танка и дублировать сектор обзора из разных приборов, что очень важно для водителя

Основными приборами наблюдения для механика-водителя на всех современных танках являются зеркальные перископы и смотровые щели с защитными стеклами или без них. Для вождения танка вис боя водитель имеет смотровой люк, на некоторых танках закрываемым ветровым стеклом со снегоочистителем. (М3ср. М3 легк.). Многие танки — КВ, КВ1с, МКII, МКIII — имеют для водителя и щели, и зеркальные перископы. Такая комбинация смотровых приборов обеспечивает водителю двухкратный, а на танке КВ1с и трехкратный обзор пути.

Смотровые щели на танках МКII и МКIII для увеличения обзора выполнены двойными. Зеркальные перископы для увеличения угла зрения делают качающимися и вращающимися (танки КВ, Т-70, МКII, МКIII, М3 ср.). Качающийся перископ требует для наблюдения помощи рук, размеры его больше, чем неподвижного; поэтому для механика-водителя такие перископы не совсем удобны. Смена поврежденных защитных стекол у смотровых щелей производится на всех танках в течение нескольких секунд без помощи инструмента. Смена зеркальных перископов производится как в целом (танки КВ, КВ1с), так и по частям: например в танках МКII и МКIII меняется лишь головка перископа, в танках М3 легк. заменяются зеркала. В случае установки вместо зеркал призм из прозрачной пластмассы заменяются призмы (танки Т-34, М3ср).

На танках КВ1с, М3 легк., Т-34, БТ и Т-26 щели и перископы имеют броневые заслонки.

Размещение смотровых приборов у водителя позволяет пользоваться ими, меняя лишь поворот головы. Дублирование наблюдения на большинстве танков (КВ, КВ1с, Т-34, МК-II и МКIII) позволяет водителю в случае повреждения одного прибора наблюдать через другой, не отрываясь для его замены.

Основными средствами наблюдения для командира танка являются оптические приборы наводки вооружения, зеркальные перископы и щели. Кроме требований, предъявляемых к средствам наблюдения вообще, смотровые приборы командира танка должны обеспечивать круговой обзор. Если командир танка одновременно обслуживает артсистему, то он использует для наблюдения командирские панорамы и прицелы и лишь во вторую очередь смотровые приборы.

Сложная обстановка современного боя требует освобождения командира танка от непосредственного ведения огня. В этом случае для командира отводится место в специальной командирской башенке (танки КВ1с, М3 ср., МКII). Командирская наблюдательная башенка располагается обычно на основной боевой башне и снабжается усиленными средствами наблюдения. Круговой обзор достигается круговым расположением смотровых приборов, вращающимися перископами или вращением командирской башенки на 360°, независимо от боевой башни. Для увеличения угла обзора перископы иногда выполняют качающимися (танки Т-70, МКII, МКIII).

Дополнительные смотровые приборы в танке устанавливаются на направлениях, не просматриваемых из основных средств наблюдения, а также для дублирования наблюдения. Располагают эти приборы в башне, подбашенной коробке, на люках, в местах, удобных для наблюдения остальными членами экипажа. В дополнение к перископам и щелям башня и подбашенная коробка снабжаются часто смотровыми люками, которыми пользуются для наблюдения вне поля боя. Наиболее распространенными местами расположения вспомогательных приборов наблюдения являются борта танка и задняя часть башни.

Таким образом, основными смотровыми приборами современных танков являются зеркальные перископы и щели с защитными стеклами.

Не занимаясь вопросами конструкции смотровых приборов, отметим причины широкого распространения перископов и щелей и почти полного отсутствия оптических и механических приборов наблюдения (кроме приборов наводки).

Основными преимуществами зеркальных перископов являются: малая стоимость, простота устройства, малые размеры и обеспечение безопасности наблюдателю. Недостаток зеркальных перископов — малый угол зрения — восполняется увеличением числа приборов и подвижным креплением их к броне танка. Потери света при простом устройстве перископа из двух зеркал или призмы невелики.

Недостаточная прочность и легкая порча зеркал компенсируются установкой металлических зеркал, призм из прозрачной пластмассы, малой стоимостью зеркал, их легкой заменой. По конструкции все современные зеркальные перископы принципиально одинаковы и состоят из двух зеркал. Одно зеркало, верхнее, направляется в щель в броне другое зеркало, нижнее, служит для передачи изображения наблюдателю. Зеркала иногда заменяются призмами

Смотровые щели обладают малыми углами обзора и служат для наблюдения на второстепенных секторах обзора и для дублирования зеркальных перископов. К недостаткам щелей относятся также большие потери света при толстых защитных стеклах. Щели легко забиваются грязью и снегом. Малая стоимость, простота и надежность защиты обусловливают применение щелей — самого старого средства наблюдения на современных танках. Устройство щелей принципиально одинаково. Щели отличаются лишь размерами, защитными стеклами и их креплением.

Установив, что на всех современных танках основными средствами наблюдения являются зеркальные перископы и смотровые щели, можно сделать вывод, что лучшие или худшие возможности наблюдении из того или иного танка зависят во многом от рационального размещения приборов наблюдения и их количества.

Безусловно, что приборами наблюдения из танков в будущем явятся более совершенные оптические приборы, над конструированием и совершенствованием которых необходимо вести работу. Но нахождение рационального размещения и установки современных приборов наблюдения поможет улучшить наблюдение при существующих возможностях. Повышение качества приборов и стекол также даст лучшую возможность наблюдения. Важным вопросом в этой области является очищение стекол приборов от грязи, пыли, снега, дожди, льда и т. д.

Рассмотрим размещение и углы обзора приборов наблюдения современных танков.

Танк Т-34. Механик-водитель наблюдает через два зеркальных перископа. Корпус перископов крепится к люку водителя. Перископы выполнены из прозрачной пластмассы, снаружи они закрываются броневыми заслонками, а внутри — стеклом из прозрачной пластмассы. Перископы развернуты на борта танка для увеличения обзора. Дорога впереди танка имеет двухкратный обзор. Командир танка ведет наблюдение через командирскую панораму и телескопический прицел. По бокам башни находятся две щели с двухслойными защитными стеклами. Командир башни и стрелок-радист наблюдают через отверстия в шаровых установках пулеметов.

Танк КВ. Водитель может вести наблюдение через щель, закрытую защитным стеклом, и через зеркальный качающийся перископ, находящийся справа. За дорогой обеспечивается двухкратное наблюдение. Командир танка ведет наблюдение через командирскую панораму.

Для наблюдения в башне имеются четыре качающихся зеркальных перископа — два сзади и два по бокам. Командир орудия ведет наблюдение через прицельные приспособления ПТ и ТОД.

Две щели с защитными стеклами дублируют наблюдение через боковые перископы. Средствами наблюдения экипаж башни обеспечен лучше, чем в танке Т-34.

Танк М3 ср. Водитель наблюдает за дорогой через один перископ. Перископ призматический, качающийся, но может быть закреплен. Расчет в спонсоне у орудия ведет наблюдение через приборы наводки. В подбашенной коробке находятся четыре перископа — два в бортовых люках, один сзади и один слева впереди. Из последнего перископа ведет наблюдение пулеметчик. Остальные три перископа являются вспомогательными, а наблюдение через них ведется эпизодически. В боевой башне расчет орудия наблюдает через приборы наводки и один перископ справа. Командир танка ведет наблюдение из командирской башни через прицел и два перископа. При сложной конфигурации корпуса танка, несмотря на большое количество приборов наблюдения, они не дублируют друг друга, оставляя непросматриваемые секторы обзора. Наблюдение у водителя недостаточно. В случае пулевого попадания в перископ водитель будет вынужден для замены стекла оторваться от нормального управления танком. Возможность увеличения обзора перископа водителя очевидно останется неиспользованной, так как механик-водитель не может оторваться от управления танком для управления перископом.

Танк МКII. Для наблюдения у водителя этого танка имеется двойная смотровая щель и качающийся перископ кругового обзора. Практически в бою наблюдение через щель вести нельзя, так как она не имеет защитного стекла. Следовательно, наблюдение можно вести лишь через перископ. Орудийный расчет наблюдает через приборы наводки и перископ. Командир танка ведет наблюдение через перископ, установленный в командирской башне, и щель. Все перископы вращающиеся и могут менять угол наклона. Особые зеркала позволяют наблюдателям смотреть назад без поворота головы. Положительным в танке является наличие кругового обзора. Средства наблюдения у водителя недостаточны.

Танк КВ1с. Механик-водитель танка КВ1с может вести наблюдение через смотровую щель с защитным стеклом и через два зеркальных перископа. Расчет у вооружения в боевой башне наблюдает через приборы наводки. Кроме этого, в башне имеется два перископа — один справа впереди и один сзади. Две щели с защитными стеклами дают обзор по бокам.

Командир танка располагается в наблюдательной башне. Командирская башня снабжена пятью зеркальными перископами, расположенными по окружности. Перископы обеспечивают круговой обзор для командира танка. Снаружи перископы закрываются броневыми заслонками.

Средства наблюдения танка КВ1с обеспечивают экипажу наблюдение на всех направлениях. На наиболее важном направлении наблюдения — вперед — для водителя обеспечен трехкратный обзор, а для всего экипажа пятикратный. По возможности наблюдения КВ1с считается наиболее передовым танком. Недостатком перископов КВ1с валяется такое расположение зеркал, при котором наблюдатель при обзоре по горизонту должен все время смотреть вверх.

Танк Т-70. Водитель может вести наблюдение через зеркальный перископ в люке. Перископ имеет броневую заслонку. Командир танка наблюдает через приборы наводки и качающийся перископ во вращающейся наблюдательной башне.

Вращающийся перископ обеспечивает круговой обзор из танка. Средства наблюдения механика-водителя недостаточны.

Танк Т-60. Командир танка для наблюдения имеет приборы наводки и два перископа по бокам башни.

Водитель наблюдает в перископ в смотровом люке. Средства наблюдения танка Т-60 являются удовлетворительными для малого танка. Отсутствие кругового обзора без вращения башни и недостаточность средств наблюдения у водителя являются отрицательными качествами.

Танк МКIII. Два качающихся перископа с круговым обзором и обратными зеркалами обеспечивают вполне удовлетворительное наблюдение механику-водителю. Смотровая щель без защитного стекла в бою использована быть не может. Наблюдению влево при движении танка мешает дым от выхлопа, так как глушитель выведен на левое крыло вперед. Командир танка и башенный стрелок ведут наблюдение в приборы наводки и два качающихся перископа кругового обзора.

Установка подвижных перископов в отделении управления мало улучшает наблюдение, так как перископы, обладая большими размерами, могут быть легко сбиты с установленного положения и для использования всех возможностей наблюдения требуют помощи рук Для водителя рациональнее установка неподвижных перископов.

Танк М3 легкий. Стрелок и водитель имеют для наблюдения зеркальные перископы. В башне, кроме приборов наводки, установлены три перископа — один сзади и два по бокам. Смотровые щели, имеющиеся в командирской башне и сбоку от водителя и стрелка, являются небезопасными в бою, так как защищены лишь двухслойными стеклами с броневыми заглушками; поэтому полноценным наблюдение из этих смотровых щелей считать нельзя.

Несмотря на наличие командирской башни, возможность наблюдения из танка М3 легк. снижается из-за слабых защитных стекол.

Танк БТ-7. Средства наблюдения танка, кроме приборов наводки, состоят из щели в люке водителя и двух боковых щелей в башне. Все смотровые щели снабжены защитными стеклами и броневыми заслонками с малыми щелями. Возможности наблюдения удовлетворительные. Желательно было бы дублировать обзор у водителя из второго прибора наблюдения.

Танк Т-26. Смотровые щели, закрытые защитными стеклами и броневыми заслонками с малыми щелями, являются смотровыми средствами танка. Они дополняют возможности наблюдения, которые имеет экипаж башни через приборы наводки вооружения. Для водителя щель является единственным средством наблюдения. Пулевое или осколочное попадание в щель заставляет водителя на время оторваться от управления танком для смены стекла, было бы желательно иметь второй смотровой прибор для водителя.

Рассмотрение характеристик и размещения приборов наблюдения отечественных танков и танков союзников позволяет сделать следующие выводы:

Угол обзора из неподвижного зеркального перископа 25°. При установке качающегося перископа обзор по вертикали увеличивается до 35—40°, т. е. на 10—15°. Угол обзора по горизонтали от 40 до 90°. Непросматриваемое пространство из приборов водителя равно 2,5 — 4 м для малых и легких танков, 4 — 6 м для средних и 6 — 10 м для тяжелых танков. Из башни непросматриваемое пространство — от 3 до 30 м. Меньшая цифра относится к качающимся перископам. Количество смотровых приборов, кроме приборов наводки, колеблется от 2 до 12. Механик-водитель имеет 1—3 прибора, а командир танка при наблюдательной башне до 5. Смотровые щели дают углы обзора от 12 до 40° по вертикали и 40 — 90° по горизонту.

Практика наблюдения через смотровые приборы показывает, что часто посторонние причины уменьшают возможность наблюдения. Так передний перископ наблюдательной башни КВ1с не имеет полного угла обзора из-за расположенного возле башни броневого колпака командирской панорамы. На танке МКIII при движении наблюдение влево для водителя затруднено из-за выхлопа, так как глушитель установлен на левом крыле впереди. На танках МКIII, М3 легк., МКII из-за отсутствия достаточной защиты в бою часть наблюдательных приборов не используется. Наблюдению часто мешает боеукладка, неудачное расположение смотрового прибора (М3ср. — прибор в левом люке), рукоять подъема люка и т. д. Очевидно, только полное согласование установки приборов наблюдения с установкой другого оборудования танка даст наибольший результат.

Наиболее совершенными приборами наблюдения, несмотря на перечисленные недостатки, являются приборы танка КВ1с. Тройной обзор пути для водителя, надежная защита смотровых приборов, круговой обзор из командирской башни, дублирование кругового обзора из приборов наблюдения боевой башни, отсутствие непросматриваемых секторов и удовлетворительное непросматриваемое пространство у танка — вот положительные стороны наблюдения из танка КВ1с.

У танков союзников хорошей обзорностью обладает танк МКIII.

Таким образом, при установке на танке приборов наблюдения — зеркальных перископов и смотровых щелей — можно рекомендовать следующее:

1. Для механика-водителя на малых и легких танках необходима установка двух приборов наблюдения (например щели и перископа), на средних и тяжелых машинах двух—трех смотровых приборов.

2. Непросматриваемое пространство у танка для водителя желательно иметь не больше 0,5 длины танка (из расчета преодоления рвов).

3. По горизонту водитель должен иметь при дублировании обзора угол наблюдения не меньше 120°, а при вращающемся перископе или боковых приборах до 180° и больше.

4. Необходима установка броневых заслонок у входных отверстий перископов.

5. Для командира среднего или тяжелого танка, освобожденного от обслуживания артсистем, нужна установка вращающейся командирской наблюдательной башни или же неподвижной, но обеспечивающей полный круговой обзор. Для командира малого или легкого танка достаточна установка перископа кругового обзора.

6. Для боевой башни и подбашенных коробок необходима установка качающихся перископов, увеличивающих угол зрения.

7. Установка вспомогательных средств наблюдения должна давать дублирование кругового обзора и обзор непросматриваемых секторов.

8. Подход к смотровому прибору и установка окружающего оборудования не должны снижать возможности обзора.

По своим оптическим данным зеркальные или призматические перископы и смотровые щели не являются совершенными приборами наблюдения, поэтому необходима работа над созданием дешевого и надежного оптического прибора наблюдения.

Важным вопросом является также создание приспособлений или средств для очистки приборов от пыли, снега, льда, дождя и запотевания стекол.

Труды Академии [БТМВ КА им. И.В. Сталина]. 1944. № 2 (19).

С уважением, Пауль.

От Samsv
К Пауль (27.10.2018 10:00:50)
Дата 27.10.2018 10:08:44

Или танкиста.

Здравствуйте!

ГСС Ивушкин П.Т., 1988.
Я про оптику его не спрашивал. Он сам об этом сказал. Что оптика на немецких танках лучше нашей.

С уважением, Samsv,
http://samsv.narod.ru

От Добрыня
К Samsv (27.10.2018 10:08:44)
Дата 28.10.2018 22:57:26

Отзывы американцев показались любопытными. Враньё? (-)


От AMX
К Добрыня (28.10.2018 22:57:26)
Дата 29.10.2018 12:28:11

Re: Отзывы американцев...

То что мы в последствии копировали немецкую оптику говорит само за себя.

От Пауль
К Добрыня (28.10.2018 22:57:26)
Дата 28.10.2018 23:17:28

Пересказ отзывов давно известен.

https://yuripasholok.livejournal.com/1742246.html

С уважением, Пауль.