>А их, кстати, наградили. Первая партия, во главе с капитаном, получила ордена "Знак почета"...
>И визы, по крайней мере у некоторых, были открыты, правда, не могу сказать в какие сроки. Один потом даже на контрабанде погорел... Кто-то из механиков несколько лет проработал на приемке в Японии.
>Так что, кому-то 15 лет, а кому-то премии с орденами. Индивидуальный подход.
Да, первые 29 человек все получили "Знак почета". Потом многие пошли в загранку - кто через 5 лет, кто через 15, кто вообще никогда. Судовой врач Романов, к примеру, остался в системе Черноморско-Азовского водздравотдела, но был отправлен в портовую больницу в Рени, где дослужился до главврача и проработал до перехода в районную - а там уже конца жизни. Я там после института работал 3 года, помню его, хотя знаком не был. Его наши очень уважали как специалиста. Там сейчас буксир есть: "Хирург Романов", это многом говорит!
Вы ведь понимаете, что агентура КГБ была на любом судне, и Водный отдел после прибытия первых же 29 имел информацию о поведении каждого. Конечно, подход был очень индивидуальный наверняка.
Вот конкретная история моториста Павла Гвоздика - одного из 20, первоначально подписавших отказ от возвращения в СССР. Его обещали переправить в США, но не сложилось. 4 года он и еще трое (Анфилов, Бенкович и Зибров) провели на Тайване, а потом получили разрешение выехать в любую страну мира, в которой нет посольства СССР. По линии "Всемирного совета церквей" их повезли в Бразилию. Должны были работать в Сан-Паулу, но в Рио забежали в польское посольство и рассказали, кто они такие и что тут делают. Поляки, надо полагать, молниеносно связались через Варшаву с советскими коллегами. После этого всю четверку уже вела резидентура польской разведки. Они распорядились спокойно ехать в Сан-Паулу, а месяца через 2 им дали паспорта прикрытия и перевели на нелегальное положение, по легенде вывезли в Уругвай и состыковали с советскими товарищами. Те дали им уже паспорта СССР и через Бразилию, Португалию, Испанию, Швейцарию и ЧССР доставили в Москву.
Встретили их хорошо, поселили в доме отдыха, заслушали на Коллегии Минморфлота, организовали пресс-конференцию. Перевезли в Одессу - дали работу в подменном экипаже, цветы, пионеры, приветствия, оклад за 4 года плена - а через полгода, 3 ноября 1958 года арестовали.
Вывезли в Москву, в лефортовском СИЗО продержали 7 месяцев, а потом дали кому 12, а кому и 15 лет за измену Родине. Через 8 лет, в 1966 году помиловали, а при Горбачеве уже реабилитировали. Гвоздик до пенсии работал на Одесской фанерной фабрике. Начислили ему после реабилитации по 140 руб за каждый месяц отсидки, но не более 3000 в сумме.
Начальника радиостанции (он в США жил и осваивал там специальность) вернули в СССР, когда у него появились явные признаки психического расстройства. Наши его радостно приняли и вкатили ему вообще ВМН за измену Родине. Но было слишком понятно, что он болен, потому приговор в исполнение не привели, а отправили его в закрытую психушку, где он просидел 20 лет и умер в 1981 году.
А вот матрос Федоров (из вернувшихся в первой группе 29 моряков) в Москве глянулся самому Бакаеву. Тот распорядился зачислить его и еще двоих "туапсинцев" в Ростовскую среднюю мореходку, и после окончания учебы он уже ходил в загранку.
Так что очень индивидуально все было.
>>А их, кстати, наградили. Первая партия, во главе с капитаном, получила ордена "Знак почета"...
>>И визы, по крайней мере у некоторых, были открыты, правда, не могу сказать в какие сроки. Один потом даже на контрабанде погорел... Кто-то из механиков несколько лет проработал на приемке в Японии.
>>Так что, кому-то 15 лет, а кому-то премии с орденами. Индивидуальный подход.
>Да, первые 29 человек все получили "Знак почета". Потом многие пошли в загранку - кто через 5 лет, кто через 15, кто вообще никогда. Судовой врач Романов, к примеру, остался в системе Черноморско-Азовского водздравотдела, но был отправлен в портовую больницу в Рени, где дослужился до главврача и проработал до перехода в районную - а там уже конца жизни. Я там после института работал 3 года, помню его, хотя знаком не был. Его наши очень уважали как специалиста. Там сейчас буксир есть: "Хирург Романов", это многом говорит!
>Вы ведь понимаете, что агентура КГБ была на любом судне, и Водный отдел после прибытия первых же 29 имел информацию о поведении каждого. Конечно, подход был очень индивидуальный наверняка.
>Вот конкретная история моториста Павла Гвоздика - одного из 20, первоначально подписавших отказ от возвращения в СССР. Его обещали переправить в США, но не сложилось. 4 года он и еще трое (Анфилов, Бенкович и Зибров) провели на Тайване, а потом получили
Вопрос. А чем руководствовались? Сажали тех кто пошел на сотрудничество с тайваньцами?
>Вопрос. А чем руководствовались? Сажали тех кто пошел на сотрудничество с тайваньцами?
Не знаю, но могу догадываться. В те годы отказ от советского гражданства уже сам по себе рассматривался как измена Родине. А что было в тех бумагах, которые они подписывали - Бог весть.
Начальнику радиостанции вообще ВМН вкатили...
С уважением www.lander.odessa.ua