От Константин Дегтярев
К И.Пыхалов
Дата 24.07.2018 15:37:10
Рубрики 1917-1939;

Похоже, это был лагерь именно для интернационалистов

Он даже назывался "Лагерь имени генерала Лукаса" и командовал им болгарин (Белов - это псевдоним). Для испанцев свои были заведения. Это было бы рационально хотя бы с точки зрения ведения следствия, т.к. следствие по интернационалистам включало проверки их связей за границей, требовались переводчики и т.д. Кроме того, интернационалисты старались сохранить определенный иммунитет от местных властей, что было бы очень логично.

>В том-то и дело, что «элементы, описанные выше» могут включать в себя не только интернационалистов, но и испанцев.

Все-таки, наверное, нет. Или в очень небольшой степени, по вышеизложенным соображениям.

>> Через этот лагерь с 1 августа по октябрь прошло 4 тысячи человек. С помощью интенсивной политической и военной работы мы смогли вернуть до 80 % на фронт в качестве хороших антифашистских бойцов.» (РГВА, ф. 33987, оп. 3, д. 1149, л. 260—269)
>Не так страшен «концлагерь», как его малюют.

Замечу, концлагерем его назвал советский офицер, и употребил этот термин в "хорошем", т.е., первоначальном смысле слова, в котором его изобрели англичане - т.е., место, где собирают массу людей, чтобы она находилась под присмотром и не безобразничала.
У нас бы его назвали "фильтрационным лагерем". Читая воспоминания про фильтрационные лагеря для окруженцев в 1941-42 гг., у меня сложилось впечатление, что оттуда тоже выпускали почти всех, но пока разбирались, имело место и весьма дурное обращение, и антисанитария, и высокая смертность от инфекционных/простудных заболеваний - порой до ощутимых десятков процентов. Видимо, тут то же самое. Расстреливали очень немногих, но атмосферка была тяжелой, что способствовало сложению легенд и мифов еще современниками.

К сожалению, в сети материалов на эту тему мало, нужно дополнительное исследование, чтобы раскрыть тему.