От ZhekaB
К Пауль
Дата 26.06.2018 12:45:21
Рубрики WWII; ВВС;

А нет ли у вас возможности

Выложить эту статью?

>Березовой И., Дунаев И. Тактика штурмовиков при действиях по танкам (По опыту 1-й гв. шад) // ВВФ. 1945. № 4.

Пожалуйста.

От Пауль
К ZhekaB (26.06.2018 12:45:21)
Дата 26.06.2018 17:38:59

Статья

Гвардии подполковник И. БЕРЕЗОВОЙ
Гвардии подполковник И. ДУНАЕВ


Тактика штурмовиков при действиях по танкам

(По опыту 1-й гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской Краснознаменной ордена Суворова дивизии)

Наша штурмовая дивизия за время войны и особенно за последние два года, начиная со Сталинградского сражения, приобрела значительный опыт в борьбе против танков противника.

В практике боевой работы летчикам нашего авиасоединения приходилось действовать по танкам, находящимся на марше, в походных колоннах, в местах сосредоточения, на исходных позициях и в местах заправки, а также по наступающим танкам в боевых порядках или рассредоточенным на открытом поле. Кроме того, летчики-штурмовики разыскивали и атаковывали вражеские танки, рассредоточенные и замаскированные в населенных пунктах, на опушках рощ и лесов, в придорожных посадках, а также танки, вкопанные в землю.

Штаб дивизии при постановке боевой задачи на атаку танков противника всеми возможными средствами добивался ясности, стараясь точно установить местонахождение и расположение танков, а если они находились на марше — то их ориентировочное положение к моменту прихода группы.

Располагая такими данными, штурмовики заранее намечали, с какой стороны они пойдут к цели и в каком боевом порядке будут действовать над целью, что всегда позволяло повысить эффективность удара.

Для определения местонахождения танков использовались разведданные высшего штаба и соседних авиачастей, сведения, сообщаемые штурмовиками, только что вернувшимися с боевого задания, а также информация радиостанций наведения. Кроме того, в дивизии производили разведку и доразведку на себя.

Однако не всегда удавалось заранее, до вылета штурмовиков, особенно первых групп, установить точное нахождение и расположение танков. В таких случаях летчикам ставилась задача самим отыскивать танки в определенном ограниченном районе.

Обнаружение танков противника

Поиск вражеских танков, расположенных на открытой местности, особого труда не представлял. В этих случаях летчик вел визуальное наблюдение, пользуясь информацией радиостанций наведения и целеуказаниями наземных войск (разрывы артснарядов, постановка реперов). Танки на марше обнаруживались путем тщательного просмотра дорог и их обочин, куда вражеские танки часто сползают при появлении авиации.

Гораздо сложнее найти танки, рассредоточенные и замаскированные. Здесь летчики использовали различные признаки. Например, штурмовики часто обнаруживали танки по следам гусениц. Заметив на земле следы гусениц, летчики определяли, куда они ведут и где обрываются. Как правило, следы приводили на опушки рощ, лесов, к садам и строениям, копнам сена или посадкам у дорог.

Так, 19 августа 1944 г. две группы штурмовиков под командованием гвардии майора Анисова и гвардии капитана Гареева были нацелены радиостанцией наведения на танки, которые находились в районе Гейсторишки (юго-западнее Вилкавишкис). Штурмовики, придя в этот район, сразу танков не обнаружили, но заметили следы гусениц, пересекавшие луг и обрывавшиеся у копен сена. Снизившись до высоты 300 м и тщательно просмотрев луг, штурмовики обнаружили среди копен до 10 замаскированных танков и атаковали их.
Места сосредоточения танков противник обычно прикрывает зенитными средствами, и по интенсивности огня ЗА и МЗА в том или ином районе штурмовики часто определяли наличие танков.

При поиске танков противника непосредственно на переднем крае летчики, чтобы не спутать их со своими, обращали внимание на направление стволов орудий танков и их огня.

Чтобы обнаружить танки, расположенные на опушках рощ и лесов, летчики часто снижались до высоты 100—200 м и просматривали опушку сбоку. Особенно это практиковалась в неблагоприятных метеоусловиях и при плохой видимости. Часто применялись штурмовиками и ложные атаки.

В тех случаях, когда в указанном районе после тщательных поисков обнаружить танки не удавалось, штурмовики расширяли район поиска и подчас находили вражеские машины в районе, смежном с заданным.

Боевые порядки и тактические приемы штурмовиков

В зависимости от расположения танков командир группы перестраивал штурмовиков в тот или иной боевой порядок. Танковую колонну, находившуюся на марше, «Ильюшины» атаковывали, находясь в боевых порядках «змейка», «круг» и реже — «восьмерка». По танкам, построенным в боевые порядки на поле боя или рассредоточенным на местности, удары наносились с «круга».

Боевой порядок «круг», оправдавший себя в многочисленных боях, является основным боевым порядком штурмовиков.

Это, во-первых, «замкнутый круг» (схема 1), когда дистанция между самолетами выдерживается в пределах 300—400 м и каждый самолет защищает хвост идущего опереди. В «замкнутом кругу» штурмовики с успехом могут отражать нападение воздушного противника, не прекращая атак цели.


[11K]

Во-вторых, штурмовики применяли так называемый «свободный круг» (схема 2). Здесь выдерживается лишь общее направление круга, а дистанция между самолетами может меняться, причем каждый штурмовик имеет возможность делать влево и вправо довороты на 30—40°. Во всем же остальном каждому летчику предоставляется полная свобода действий.


[12K]

На схеме 2 показано, как в «свободном кругу» могут заходить на цель два самолета. По этому же принципу действуют и остальные штурмовики в группе.

Основным преимуществом «свободного круга» является то, что этот боевой порядок позволяет с наибольшим эффектом использовать мощное вооружение «Ильюшин-2», повысить эффективность атак и снизить собственные потери. Меткость бомбометания и стрельбы повышается вследствие того, что каждый летчик производит индивидуальное прицеливание.

Кроме того, здесь достигается более рациональное использование времени, так как за один круг (360°) каждый экипаж производит не менее 3—4 атак; наконец, снижается противодействие зенитной артиллерии противника, ибо разнообразие направлений заходов на цель, неожиданных для зенитчиков, дезорганизует систему огня ЗА. Штурмовики, пользуясь свободой маневра, активно подавляют и уничтожают выявленные зенитные точки. «Свободный круг» в любую минуту можно перестроить в «замкнутый, оборонительный круг».

Однако «свободный круг» применим только три наличии у каждого участника штурмовки высокой летной и огневой подготовки.

В последнее время противник не массирует танки на небольших пространствах, а старается рассредоточить их. Поэтому «свободный круг» стал основным боевым порядком в действиях штурмовиков дивизии по танкам противника.

Следуя этим тактическим приемам, шестерка «Ильюшиных» гвардии капитана Костенко, находясь 9 августа 1944 г. в районе юго-западнее Вилкавишкис, атаковала в «свободном кругу» до 20 рассредоточенных танков противника. Сбрасывая противотанковые бомбы, летчики уничтожили 5 танков, из которых 4 танка сжег лично гвардии капитан Костенко.

В тех случаях, когда цель занимала небольшое пространство и была прикрыта сильным зенитным огнем, нами применялся боевой порядок «восьмерка» (схема 3).


[12K]

Сущность этого боевого порядка заключается в следующем. Группа подходит к цели в правом пеленге, и самолеты один за другим с левым разворотам пикируют на нее. После сбрасывания бомб все штурмовики, следуя за командиром, немного доворачивают влево, затем делают правый разворот на 180° и с этим разворотам вторично атакуют цель. После этого летчики выводят самолеты с левым разворотам и с этим же разворотам производят атаку и т. д. За полную «восьмерку» (360°) штурмовики делают по две атаки.

Ввиду того что при этом боевой порядок «круг» не замкнут, «восьмерка» может быть применена только при отсутствии ИА противника над полем боя или же при значительном наряде прикрывающих истребителей.

По танковым колоннам, прикрытым сильным огнем ЗА, но не защищенным истребителями противника, мы применяли «незакономерную змейку» (схема 4).


[13K]

Подойдя к цели в правом пеленге, командир группы, а вслед за ним и все ведомые производили первую атаку левым разворотом, затем делали резкий правый разворот и с полукруга вторично атаковывали цель; из атаки самолеты выводились с левым разворотам на 90° и снова заходили на цель и т. д. В зависимости от длины цели (колонны) штурмовики производили по 3—5 атак и «змейкой» уходили в район сбора. При таком боевом порядке достигался лучший противозенитный маневр.

В отдельных случаях штурмовики дивизии применяли комбинацию из «змейки» и «круга». В боевом порядке «змейка» штурмовики отыскивали танки, в «змейке» же производили первую атаку с последующим переходом в правый или левый «круг» (схема 5).


[17K]

Именно так 15 августа 1944 г. действовала шестерка «Ильюшин-2» гвардии старшего лейтенанта Козенкова. Штурмовики по наведению наземной радиостанции обнаружили до 20 танков противника. Самолеты подошли к цели в «змейке», в этом же боевом порядке сделали первый заход, но, заметив патрулирующих истребителей противника, перестроились в «круг» и произвели еще два захода на штурмовку. В результате этого удара группа сожгла два танка и повредила четыре; кроме того, штурмовики подавили огонь одной батареи полевой артиллерии, рассеяли и уничтожили до взвода пехоты противника.

Мы рассказали о тех боевых порядках, которые применялись в нашей штурмовой дивизии при действиях по танкам. Однако необходимо заметить, что в каком бы боевом порядке штурмовики ни действовали, удар по танкам в конечном счете сводится к действию одиночного самолета.

В тех случаях, когда танки были сосредоточены сравнительно плотной массой на небольшой площади, каждый летчик прицеливался по среднему танку. Прицеливание производилось по боковой точке в момент ввода в пикирование, с разворотом на 25— 30°. Бомбы сбрасывались на выводе из пикирования с высоты 150—200 м по две кассеты или все четыре кассеты серийно, с расчетом перекрытия всей группы танков. При низкой облачности бомбометание производилось с высоты 100—150 м с горизонтального полета на повышенной скорости.

Когда же танки бывали рассредоточены на большой площади, летчики прицеливались по отдельным танкам. Ввод в пикирование, прицеливание и различная высота сбрасывания бомб — все эти приемы осуществлялись так же, как и при действиях по сосредоточенной группе танков, только за один заход сбрасывалось по одной или, в редких случая, по две кассеты.

Во всех случаях летчики избегали атак танков в лоб и стремились атаковать танки преимущественно сзади или сбоку.

С момента ввода в пикирование и еще до сбрасывания бомб, главным образом для морального воздействии на зенитчиков противника, летчики обычно обстреливали несколькими очередями места сосредоточения танков и прилегающую площадь.

Сбросив бомбы, экипажи приступали к штурмовке, обстреливая цель длинными очередями из пушек и пулеметов. Корректировка пушечных очередей осуществлялась по разрывам снарядов на земле.

Количество самолетов, вылетающих на задание, определялось в зависимости от количества обнаруженных танков. Для удара по группам, состоявшим из 10—20 танков, наряжалось 3—5 групп штурмовиков, которые действовали последовательно одна за другой или по две одновременно.

При сосредоточении в той или ином районе крупных сил противника, порядка 70—100 танков, дивизия прибегала к массированным действиям. В этих случаях штурмовики наносили последовательные удары отдельными группами, воздействуя на основные скопления танков длительное время. Такие удары по танкам противника дивизия наносила при прорыве обороны врага на р. Миус, а также на Белорусских фронтах. Так, 1 августа 1944 г. штурмовики дивизии, содействуя наземным войскам в отражении крупной танковой контратаки противника, свыше 5 часов подряд непрерывно находились над районам сосредоточения вражеских танков западнее Вилкавишкис. В этот день группы вылетали одна за другой с интервалом в 10—15 минут и сменялись над полем боя. Точно так же действовали штурмовики дивизии 9 августа юго-западнее этого пункта, когда противник предпринял упорные контратаки силой до 150 танков. В обоих случаях благодаря эффективным действиям штурмовиков контратакующий противник был деморализован, и его попытки отбросить наши войска на рубеж р. Неман потерпели неудачу.

Группы штурмовиков обычно состояли из 6 самолетов. Такой состав группы выгоден, во-первых, потому, что штурмовики могут легко построиться в любой боевой порядок и, во-вторых, при таком составе группа обладает достаточной маневренностью.

Группы обычно следовали по маршруту на высоте 900—1 100 м в строю «тупой клин». При «подходе к линии фронта над характерным ориентиром штурмовики по сигналу командира перестраивались в пеленг и независимо от интенсивности зенитного огня противника производили противозенитный маневр. Этот маневр необходим, так как летчик может встретиться с разрывами снарядов, которые нелегко заметить. От цели штурмовики уходили «змейкой» с последующим построением над своей территорией в походный строй.

Боевой опыт дивизии позволяет установить, что наибольший эффект при действиях по танкам противника достигался подбором специальных бомб. Эти мелкие бомбы при рассеивании увеличивают возможность прямого попадания в танк. При прямом же попадании такой бомбы любой танк уничтожается или выводится из строя.

Штурмовикам нашего соединения была поставлена задача — уничтожить танки противника на подходе и в местах их сосредоточения.

В первый день действий по танкам — 30 июля 1943 г. — штурмовики наносили удары по крупным скоплениям танков (70—100 единиц), стоявшим плотной массой на расстоянии 5—10 м друг от друга. Атаки таких целей производились с «круга», несколькими заходами и были чрезвычайно эффективны. Так, группа из 8 «Ильюшин-2», под командованием Героя Советского Союза гвардии майора Смильского, с «круга» атаковала до 70 вражеских танков, сосредоточенных на исходной позиции, и сброшенными бомбами сожгла 15 машин. Не менее удачно действовали в те дни и другие группы штурмовиков.

В результате этих ударов штурмовики сильно потрепали танковую дивизию немцев «СС» «Мертвая голова еще до ввода ее в действие.

Нанося удары по крупным скоплениям танков в местах их сосредоточения или же по танковым колоннам, все самолеты, вылетавшие на задание, полностью заряжались специально подобранными бомбами. В тех же случаях, когда штурмовики действовали по танкам, находившимся на поле боя, где танки двигались в боевых порядках пехоты противника, мы заряжали штурмовики на 50% этими бомбами и на 50% осколочно-фугасными.

В отличие от первых месяцев войны летчики дивизии в последнее время очень редко обнаруживают крупные колонны танков. Поэтому теперь штурмовики «применяют преимущественно боевые порядки «замкнутый» или «свободный круг». Всячески избегая при этом шаблона в тактических приемах и нанося удары различно, в зависимости от складывающейся наземной и воздушной обстановки, мы неизменно добивались высокоэффективных результатов.

С уважением, Пауль.

От ZhekaB
К Пауль (26.06.2018 17:38:59)
Дата 27.06.2018 13:30:26

Спасибо большое

>Гвардии подполковник И. БЕРЕЗОВОЙ
>Гвардии подполковник И. ДУНАЕВ


И. Березовой часто выделялся авианаводчиком от 1 гв шад во 2 гв ТК в 44-45.
В принципе интересно, но я надеялся будет больше конкретики.



От Пауль
К ZhekaB (26.06.2018 12:45:21)
Дата 26.06.2018 14:36:47

Возможность есть. Остаётся время выкроить :) (-)