От Игорь Артюков
К All
Дата 28.09.2000 16:59:03
Рубрики WWII; Флот;

Гибель "Гойи"

В своей книге "Война на море 1939-1945" Руге среди крупнейших потерь немецкого флота на Балтике в конце войны упоминает "Густлов" (4000 чел.) и "Гойю" (6000 чел.) История с "Густловом" достаточно известна. Где можно узнать подробности о "Гойи", когда погибло гораздо больше? Почему об этом не так хорошо известно?

С уважением,
Игорь

От Exeter
К Игорь Артюков (28.09.2000 16:59:03)
Дата 28.09.2000 17:38:10

Re: Гибель "Гойи"

Привет!

"Гойя" ("Goya") - немецкое бывшее пассажирское судно в 5230 брт, заложено в 1939 г и было достроено уже в 1942 г в качестве плавбазы ПЛ для германского флота. С начала 1945 г использовалось для эвакуации войск и населения из Восточных районов Балтики. Потоплено торпедой советской ПЛ Л-3 под командованием капитана 3 ранга В.К.Коновалова 17.04.1945 в 00.48 (время московское) в районе маяка Риксхёфт в Данцигской бухте, когда шло с эвакуируемыми гражданскими беженцами на борту в охранении двух СКР. Коновалов дал залп 3 торпедами из надводного положения с дистанции 8 каб. Одна торпеда попала, в результате чего "Гойя" затонула за несколько минут. При гибели судна из примерно 7000 находившихся на борту погибли 6220 чел - почти исключительно женщины и дети. Гибель "Гойи" считается крупнейшей по числу жертв морской катастрофой в истории.

С уважением, Exeter.

От Игорь Артюков
К Exeter (28.09.2000 17:38:10)
Дата 29.09.2000 10:44:09

Спасибо и еще два вопроса

Здравствуйте,

Спасибо за подробный ответ по "Гойе". Пользуясь случаем, хотелось бы также просветиться по 2 еще вопросам, которые возникли при чтении книги Руге.

1) Руге пишет о базе немецких ПЛ к западу от Мурманска в 1939-1940. Наши издатели гневно комментируют эти сведения, что речь идет о Финляндии. Правильны ли наши "комментаторы"?

2) Руге пишет о проходе немецкого вспомогательного крейсера (к сожалению сейчас не могу вспомнить его название) по Северному морскому пути перед войной с помощью наших ледоколов и лоцманов. Причем там была какая-та странная история: когда оставалось 600 миль до Берингова пролива СССР потребовал от немецкого капитана вернуться назад. Но тот, несмотря на отзыв лоцманов и сопровождения все-таки добрался до Тихого океана. Наши комментарии опять говорят о том,что немцы скрыли наличие вооружения на их судне (верится с трудом :)). Есть ли какя-нибудь информация об этой истории?

С уважением,
Игорь

От Exeter
К Игорь Артюков (29.09.2000 10:44:09)
Дата 29.09.2000 17:04:17

Re: Ответы

Уважаемый Игорь Артюков!

>1) Руге пишет о базе немецких ПЛ к западу от Мурманска в 1939-1940. Наши издатели гневно комментируют эти сведения, что речь идет о Финляндии. Правильны ли наши "комментаторы"?

Е:
Речь идет о так называемой "базе Норд", создания которой в Советском Заполярье (называлась губа Западная Лица) немецкое руководство добивалось от СССР после заключения Договора о дружбе в сентябре 1939 г в обмен на поставки современной военно-морской техники. Советская сторона формально дала согласие, однако в дальнейшем попросту "замотала" этот вопрос и никакая база реально не была создана. А после захвата немцами Норвегии этот вопрос стал уже для них неактуален.
Про Финляндию - конечно же не верно. Финляндия владела на Севере только портом Петсамо, который немцами как база не использовался, а с 30.11.1939 там уже были советские войска.


>2) Руге пишет о проходе немецкого вспомогательного крейсера (к сожалению сейчас не могу вспомнить его название) по Северному морскому пути перед войной с помощью наших ледоколов и лоцманов. Причем там была какая-та странная история: когда оставалось 600 миль до Берингова пролива СССР потребовал от немецкого капитана вернуться назад. Но тот, несмотря на отзыв лоцманов и сопровождения все-таки добрался до Тихого океана. Наши комментарии опять говорят о том,что немцы скрыли наличие вооружения на их судне (верится с трудом :)). Есть ли какя-нибудь информация об этой истории?

Е:
Это широко известная сейчас операция по проводке СМП германского вспомогательного крейсера "Комет". Советские ледовые лоцманы практически сразу же установили истинное назначение корабля, что, по видимому, и явилось причиной отказа советской стороны в его дальнейшей проводке на конечном участке маршрута.

Подробно об этой истории Вы можете прочитать, к примеру, в обширной статье В.Ф.Воробьева "Кругосветка рейдера "Комет"" в 16-м и 19-м номерах альманаха "Гангут". Есть довольно много и других материалов.

С уважением, Exeter.

От Владимир Старостин
К Игорь Артюков (29.09.2000 10:44:09)
Дата 29.09.2000 10:59:04

Re: Спасибо и еще два вопроса

>1) Руге пишет о базе немецких ПЛ к западу от Мурманска в 1939-1940. Наши издатели гневно комментируют эти сведения, что речь идет о Финляндии. Правильны ли наши "комментаторы"?

Вообще-то уже и наши признают ПЛАНЫ сдачи в аренду базы. Но мол с захватом Норвегии надобность немцев в ней отпала.

>2) Руге пишет о проходе немецкого вспомогательного крейсера (к сожалению сейчас не могу вспомнить его название) по Северному морскому пути перед войной с помощью наших ледоколов и лоцманов.

Ну это широко известная история с вспомогательным крейсером Комет.

всего хорошего
http://www.angelfire.com/wv/volk959/index.html