От Паршев
К All
Дата 11.02.2018 22:20:36
Рубрики ВВС;

Вопрос по живучести авиационных двигателей в бою

насколько разные типы (винтовые, турбовинтовые и т.д.) опасны при попадании в них, скажем, тепловых ракет или просто посторонних предметов? Может ли собственный двигатель оказаться более опасным для самолета, чем боеголовка?

От pamir70
К Паршев (11.02.2018 22:20:36)
Дата 13.02.2018 21:52:57

Пункт третий. Пожар двигателя

При не сработавшей( повреждённой) системе пожаротушения или в совокупности - не сработавший стоп-кран( кран перекрытия подачи топлива в двигатель)
"Через 6 мин после взлета на высоте 1600 м произошло разрушение межвального подшипника двигателя с последующим пожаром. На 12 мин отвалился двигатель, на 16 мин из-за разрушения обшивки левой консоли, крыло потеряло несущие свойства. Самолет упал в Каспийское море на удалении 1,5 км от берега и 5250 м от торца"
Катастрофа Ил-76. Баку

От john1973
К pamir70 (13.02.2018 21:52:57)
Дата 13.02.2018 22:13:15

Re: Пункт третий....

>При не сработавшей( повреждённой) системе пожаротушения или в совокупности - не сработавший стоп-кран( кран перекрытия подачи топлива в двигатель)
>Катастрофа Ил-76. Баку
Да, знаковая катастрофа. Вы удивитесь, но про нее говорили и в 00-х, перед каждым "керосином" (отработкой топливной системы), не говоря уже про газовки, бо включает кучу задач не только технарей СиД, но и "электриков" и прочих.

От pamir70
К john1973 (13.02.2018 22:13:15)
Дата 13.02.2018 22:18:30

Re: Пункт третий....

>Вы удивитесь,
Сильно удивлюсь..Вам доводили полный перечень действий экипажа приведший к катастрофе?

От john1973
К pamir70 (13.02.2018 22:18:30)
Дата 13.02.2018 22:22:28

Re: Пункт третий....

>>Вы удивитесь,
>Сильно удивлюсь..Вам доводили полный перечень действий экипажа приведший к катастрофе?
Нет, сам факт таковой. А про действия экипажа я уже сам читал по форумам.

От pamir70
К john1973 (13.02.2018 22:22:28)
Дата 13.02.2018 22:24:50

Re: Пункт третий....

>Нет, сам факт таковой. А про действия экипажа я уже сам читал по форумам.
Ну тогда без вопросов. Про факт как таковой.:)

От john1973
К pamir70 (13.02.2018 22:24:50)
Дата 13.02.2018 22:31:50

Re: Пункт третий....

>>Нет, сам факт таковой. А про действия экипажа я уже сам читал по форумам.
>Ну тогда без вопросов. Про факт как таковой.:)
Угу, если бы командир придворного Ил-76 г-н Саб-н услышал про... в общем про действия экипажа, доводимые инженерной черни, то проблемы были бы и у министерского назначенца г-н Т-кова)))

От pamir70
К john1973 (13.02.2018 22:31:50)
Дата 13.02.2018 22:37:13

Re: Пункт третий....

>Угу, если бы командир придворного Ил-76
И с каких времён Арцис числился "придворной" частью ? )
Я уж молчу за тот факт что "придворные" (т.е обслуживающие генералитет армейского и окружного начальства)никогда не имели в своём штате Ил-76.
Реально интересно..что в ВТА у ВАС называлось "придворной частью"

От john1973
К pamir70 (13.02.2018 22:37:13)
Дата 13.02.2018 23:07:07

Re: Пункт третий....

>>Угу, если бы командир придворного Ил-76
))) да это в штате отдельного авиаотряда предприятия был Ил-76 (легендарный, кого/чего только не возил!), а на нем несменяемый командир, сущий памятник

От pamir70
К john1973 (13.02.2018 23:07:07)
Дата 13.02.2018 23:09:30

Re: Пункт третий....

>))) да это в штате отдельного авиаотряда предприятия
Сиречь не ВТА..и даже не ВВС.
МАП..

От john1973
К pamir70 (13.02.2018 23:09:30)
Дата 13.02.2018 23:35:59

Re: Пункт третий....

>>))) да это в штате отдельного авиаотряда предприятия
>Сиречь не ВТА..и даже не ВВС.
>МАП..
Да, там и придворные потомственные испытатели в капитанских званиях прямиком шагали в ШЛИ... но это уже частности

От pamir70
К john1973 (13.02.2018 23:35:59)
Дата 14.02.2018 10:20:36

Re: Пункт третий....

>Да, там и придворные потомственные испытатели в капитанских званиях прямиком шагали в ШЛИ... но это уже частности
Ну значит это придворные МАПа..
мы по другой линии )))) И это уже частности
Кстати..совершил важное( для себя) открытие..В МАПе существовали ВОИНСКИЕ звания????

От Boris
К pamir70 (14.02.2018 10:20:36)
Дата 19.02.2018 01:18:26

Это же прикомандированные военнослужащие...

Доброе утро,
>>Да, там и придворные потомственные испытатели в капитанских званиях прямиком шагали в ШЛИ... но это уже частности
>Ну значит это придворные МАПа..
>мы по другой линии )))) И это уже частности
>Кстати..совершил важное( для себя) открытие..В МАПе существовали ВОИНСКИЕ звания????

Прикомандированные к разным невоенным ведомствам военнослужащие были еще при царе. Где-то в 30-е годы было определено число прикомандированных, так и писали «в 1938 году постановлением Правительства был прикомандирован к оборонной промышленности в счет «1000» с оставлением в кадрах РККА». То есть командир работал инженером в КБ (как В.Г.Грабин), подчинялся гражданскому начальнику, при этом оставался в армии и мог быть потом назначен на новую воинскую должность. Пример такого перемещения - судьба конструктора С.А.Гинзбурга, после провала СУ-76 его формально просто направили к новому месту службы. Юридически, прикомандирование отличалось от обычного (временного, на небольшой срок) командирования по своим целям, а также порядком направления и условиями службы. Прикомандирование военнослужащих осуществлялось для выполнения работ специального характера, которые не могли эффективно выполняться гражданским персоналом, отличный пример как раз летчики-испытатели. Институт прикомандированных благополучно пережил СССР. Уже в 00-х годах была обширная практика прикомандирования офицеров, проходящих военную службу по контракту, к федеральным органам исполнительной власти и другим органом государственной власти, например к существовавшим тогда агентствам по видам вооружений. Смысла в этом уже не было, какими-то исключительными навыками госслужбы они не обладали, появилось понятие государственной гражданской службы, и все закончилось 1 января 2007 года. В этот день, согласно Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы" от 6 июля 2006 № 105-ФЗ институт прикомандирования военнослужащих прекратил свое существование.


С уважением, Boris.

От john1973
К Boris (19.02.2018 01:18:26)
Дата 19.02.2018 01:45:54

Re: Это же

Спорить не стану, но случаи ротации летунов буквально через полосу (из славного 60 таллинского полка) видел)), как был подпол, так и остался.

От Boris
К john1973 (19.02.2018 01:45:54)
Дата 19.02.2018 19:33:27

Re: Это же

Доброе утро,
>Спорить не стану, но случаи ротации летунов буквально через полосу (из славного 60 таллинского полка) видел)), как был подпол, так и остался.

Запросто. Прикомандированный мог получить следующее звание, если позволял штат по занимаемой должности. То есть должность, на которой человек работал в гражданской организации, к званию формально не относилась. Хотя за десятки лет истории, наверное было по-всякому. Например, летчик в звании капитана в части был на должности командира эскадрильи (предельное звание - подполковник), срок выслуги в звании не вышел (четыре года), и прикомандирован "через полосу" на должность летчика-испытателя. По правилам, по истечении срока выслуги ему должно быть присвоено следующее воинское звание майор, а потом и подполковник. Но это - правила, говорят были периоды когда они менялись, например когда не росли в званиях слушатели академий во время учебы, и т.д.

С уважением, Boris.

От john1973
К pamir70 (14.02.2018 10:20:36)
Дата 18.02.2018 23:33:06

Re: Пункт третий....

>Кстати..совершил важное( для себя) открытие..В МАПе существовали ВОИНСКИЕ звания????
Вполне. Тот же упоминаемый командир Ил-76 был полковником. Цеховые испытатели через одного майоры-подполковники, вторая половина - "запаса", гражданского ни одного.

От ZaReznik
К pamir70 (14.02.2018 10:20:36)
Дата 14.02.2018 10:29:26

Re: Пункт третий....

>>Да, там и придворные потомственные испытатели в капитанских званиях прямиком шагали в ШЛИ... но это уже частности
>Ну значит это придворные МАПа..
>мы по другой линии )))) И это уже частности
>Кстати..совершил важное( для себя) открытие..В МАПе существовали ВОИНСКИЕ звания????

Например, авиаконструкторы Яковлев, Туполев, Ильюшин были еще и в генеральских званиях.

От pamir70
К ZaReznik (14.02.2018 10:29:26)
Дата 14.02.2018 10:41:11

Re: Пункт третий....

>Например, авиаконструкторы Яковлев, Туполев, Ильюшин были еще и в генеральских званиях.
Абсолютно не исключаю этого. Но я не про стародавние времена царя Гороха.
А про вполне реальный 1989.
В чём причина моего недоумения : с выпуска 6 человек ушло в МАП.
Потомственные:).
Их всех, после присвоения воинского звания "лейтенант", отдельным приказом МО СССР уволили "в запас вооружённых сил СССР". Точно так же было с теми кто уходил (переводом) в Аэрофлот.
Поэтому я и удивился тому что было и по другому. Оказывается.

От ZaReznik
К pamir70 (14.02.2018 10:41:11)
Дата 14.02.2018 11:19:54

Re: Пункт третий....

>>Например, авиаконструкторы Яковлев, Туполев, Ильюшин были еще и в генеральских званиях.
>Абсолютно не исключаю этого. Но я не про стародавние времена царя Гороха.

Отнюдь не в стародавние.
Да, они получили генеральские звания еще при НКАП, но оставались генералами вплоть до 70-х, и даже до 80-х. Просто Туполев, Микоян, Ильюшин умерли чуть пораньше, но в любом случае - это уже МАПовские времена были.
Но Яковлев - генерал-полковник-инженер с 1971 по 1984 (а умер уже в 1989).

С другой стороны, далеко не все генеральные конструктора были еще и в военных званиях - например, Антонов генеральских погонов не имел.

Министр Дементьев также был еще и генералом (умер в 1977), а вот его преемники - Козаков, Силаев - вроде бы уже нет.


>А про вполне реальный 1989.
>В чём причина моего недоумения : с выпуска 6 человек ушло в МАП.
>Потомственные:).
> Их всех, после присвоения воинского звания "лейтенант", отдельным приказом МО СССР уволили "в запас вооружённых сил СССР". Точно так же было с теми кто уходил (переводом) в Аэрофлот.
>Поэтому я и удивился тому что было и по другому. Оказывается.

По памяти, ЕМНИП не все МАПовские летчики-испытатели увольнялись из ВС.
Систем была такая, что должны были, но ЕМНИП какие-то исключения были.
Но вот фамилий сходу вспомнить не могу (чтобы на даты посмотреть).

От john1973
К ZaReznik (14.02.2018 11:19:54)
Дата 18.02.2018 23:56:21

Re: Пункт третий....

>Министр Дементьев также был еще и генералом (умер в 1977), а вот его преемники - Козаков, Силаев - вроде бы уже нет.
КМК цековский направленец по авиации Минаев тоже был генералом ВВС
Про Бугаева и Бендерова не стоит и напоминать - оба генералы ВВС

От pamir70
К ZaReznik (14.02.2018 11:19:54)
Дата 14.02.2018 11:31:46

Re: Пункт третий....

>Отнюдь не в стародавние.
Я знаю об этих уважаемых людях.
>По памяти, ЕМНИП не все МАПовские летчики-испытатели увольнялись из ВС.
И остаются на учёте в кадрах ВВС СССР. Так ? :) Со всеми вытекающими, включая плановую ротацию

От john1973
К pamir70 (14.02.2018 11:31:46)
Дата 18.02.2018 23:37:00

Re: Пункт третий....

>И остаются на учёте в кадрах ВВС СССР. Так ? :) Со всеми вытекающими, включая плановую ротацию
Ну как-то так, например сын полковника Сак-на (Су-17) подполковник Сак-ин (Су-27) хотел ротироваться в ШЛИ и Жуки и обратно ротироваться в родные палестины уже командиром группы испытателей)). Не знаю, сумел ли, я раньше уволился оттуда))

От john1973
К john1973 (13.02.2018 22:22:28)
Дата 13.02.2018 22:23:30

Re: Пункт третий....

>>>Вы удивитесь,
>>Сильно удивлюсь..Вам доводили полный перечень действий экипажа приведший к катастрофе?
>Нет, сам факт таковой. А про действия экипажа я уже сам читал по форумам.
Я так понимаю, для тонуса, что в общем не лишнее

От pamir70
К Паршев (11.02.2018 22:20:36)
Дата 12.02.2018 19:22:17

Далее..всё остальное имеющее компрессор и турбину. Помпаж

Срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в воздухозаборнике из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Причём "разрушить" это с разлётом лопаток компрессора и турбины. Которые , в принципе, в этом случае ничем не отличаются от поражающих элементов ракет и осколков снарядов

От DM
К pamir70 (12.02.2018 19:22:17)
Дата 12.02.2018 19:47:20

Re: Далее..всё остальное...

> Причём "разрушить" это с разлётом лопаток компрессора и турбины. Которые , в принципе, в этом случае ничем не отличаются от поражающих элементов ракет и осколков снарядов
В идеале, правда, они не должны "вылететь" за габариты двигателя:
Нелокализованные отказы из-за обрыва лопаток
относятся к такому типу отказов, по которым двигатель должен
удовлетворять международным нормам: оторвавшиеся части лопатки (-ок)
должны оставаться внутри корпуса двигателя. Однако необходимо
учитывать, что обрывы лопаток могут инициировать другие тяжелые отказы:
разрушение диска, пожар и др.

С винтами в аналогичной ситуации "веселее". Есть норма, которая запрещает располагать в зоне плоскости вращения винта экипаж и жизненно важные системы. Иногда плоскость вращения винта даже маркируется на фюзеляже:
https://topwar.ru/uploads/posts/2013-02/1361506863_C-123_01_0.jpg



От pamir70
К DM (12.02.2018 19:47:20)
Дата 12.02.2018 20:25:58

Да я не о частичном отрыве пары -тройки лопаток

А о полном разрушении компрессора и турбины из-за помпажа.

От Vyacheslav
К Паршев (11.02.2018 22:20:36)
Дата 12.02.2018 13:05:02

Куда большую опасность представляет топливо.

>насколько разные типы (винтовые, турбовинтовые и т.д.) опасны при попадании в них, скажем, тепловых ракет или просто посторонних предметов? Может ли собственный двигатель оказаться более опасным для самолета, чем боеголовка?
Возгорание двигателя - самое опасное что может с ним произойти.

От Паршев
К Vyacheslav (12.02.2018 13:05:02)
Дата 12.02.2018 15:20:08

Ну а что такое "пожар двигателя"?


>Возгорание двигателя - самое опасное что может с ним произойти.

горит-то, действительно, топливо (поначалу по крайней мере), перекрыть подачу собственно в двигатель разве так сложно?
баки и топливопроводы - дело другое

От DM
К Паршев (12.02.2018 15:20:08)
Дата 12.02.2018 16:37:35

Re: Ну а...


>>Возгорание двигателя - самое опасное что может с ним произойти.
>
>горит-то, действительно, топливо (поначалу по крайней мере), перекрыть подачу собственно в двигатель разве так сложно?
Так прибор регулировки подачи топлива (топливный насос-регулятор) смонтированы на самом двигателе. Там же - коробки отбора мощности, насосы гидросистемы, вспомогательная силовая установка со своим контуром подачи топлива и т.д. Если повреждения серьезные, далеко не факт, что вы сможете хоть что-то там перекрыть в действительности.
>баки и топливопроводы - дело другое

От john1973
К DM (12.02.2018 16:37:35)
Дата 12.02.2018 17:16:14

Re: Ну а...

>>горит-то, действительно, топливо (поначалу по крайней мере), перекрыть подачу собственно в двигатель разве так сложно?
>Так прибор регулировки подачи топлива (топливный насос-регулятор) смонтированы на самом двигателе. Там же - коробки отбора мощности, насосы гидросистемы, вспомогательная силовая установка со своим контуром подачи топлива и т.д. Если повреждения серьезные, далеко не факт, что вы сможете хоть что-то там перекрыть в действительности.
Стоит добавить что вся гидравлика управления двигателем работает на самом керосине, и перекрытие пожарного крана не сразу отсечет подачу топлива
>>баки и топливопроводы - дело другое
Хоть пожарные краны часто стоят в самом баке, остаток в топливопроводах и насосах высасывается не мгновенно, плюс после срыва насоса по расходу часть топлива остается как в нем, так и в магистралях. Мало, но есть.

От Vyacheslav
К Паршев (12.02.2018 15:20:08)
Дата 12.02.2018 16:10:36

Re: Ну а...


>>Возгорание двигателя - самое опасное что может с ним произойти.
>
>горит-то, действительно, топливо (поначалу по крайней мере), перекрыть подачу собственно в двигатель разве так сложно?
>баки и топливопроводы - дело другое
Тут дело в том, что само по себе топливо, а тем более керосин, не загорается. Даже пробой бака не ведет к моментальному возгоранию (заполнение инертным газом, протекторирование).
А вот двигатель является источником высокой температуры, от которой уже и вспыхивает топливо.
Естественно, если двигатель поврежден, то вероятность словить в бак раскаленный осколок ненулевая.

От bedal
К Паршев (11.02.2018 22:20:36)
Дата 12.02.2018 08:52:33

Стоит разделить опасности от движителя и двигателя

По способу образования тяги:
Винт:
- оторвавшаяся лопасть - снаряд вполне серьёзный. Возникающий при этом дисбаланс приводит к тряске, опасной для конструкции крыла.
- тормозящий момент от не-зафлюгированного винта очень велик и может привести к серьёзным, вплоть до катастрофических, последствиям
- ещё в большей степени это относится к винту, переложившемуся на реверс.

ТРД:
- если есть система реверса (у военных не распространено), то она может из-за повреждений включиться. Последствия примерно аналогичны винту, включенному на реверс, то есть очень плохие.

ТРДД (двухконтурные):
- ТРДД с большой степенью двухконтурности при отказе тоже создают немалый эффект, сравнимый с торможением от не-зафлюгированного винта. И столь же неприятный.

По конструктиву двигателя:
Если речь о поршневом двигателе, то, кроме пожара, серьёзной опасности самолёту от него нет.

ТРД/ТРДД: отрывающиеся лопатки - настоящие снаряды. Но в действительно современных двигателях именно по этой причине ставят усиленные обечайки, выдерживающие удары лопаток. Потому при разрушении двигателя вероятность поражения его частями можно считать не очень большой. Остаётся пожар, правда, в силу разницы расположения огонь, идущий от поршневого, с гарантией попадает на конструкцию, а от реактивного - всё же в основном уносится в поток. Но, поскольку ТРД значительно мощнее - топлива в этом пожаре намного больше. Так что и опасность, как минимум, не меньше.

От digger
К bedal (12.02.2018 08:52:33)
Дата 13.02.2018 12:03:35

Re: ТРДД с большой степенью двухконтурности

Только А-10, и у него двигатели близко к фюзеляжу.Или известны случаи неприятностей от этого?

От bedal
К digger (13.02.2018 12:03:35)
Дата 13.02.2018 13:32:35

ну, это было для комплектности

не упомянешь - скажут "забыл", упомянешь - скажут "лишнее" :-)

Но пример с А-10 всё же есть, как Вы и заметили. Конечно, такой несимметричности, как на скоростных с движками под крылом, не будет - но торможение будет всё равно приличное, от этого никуда не деться.

От HorNet
К bedal (12.02.2018 08:52:33)
Дата 12.02.2018 10:38:57

Насколько, кстати, верна амерова байка

о том, что горсть монет (от дайма до куотера), всыпанная непосредственно рукой в ВЗ перед запуском двигла, может привести к разрушению компрессора того же F404 на F/A-18С при взлёте с катапульты авианосца на форсаже?


От Flanker
К HorNet (12.02.2018 10:38:57)
Дата 12.02.2018 19:07:53

Re: Насколько, кстати,...

>о том, что горсть монет (от дайма до куотера), всыпанная непосредственно рукой в ВЗ перед запуском двигла, может привести к разрушению компрессора того же F404 на F/A-18С при взлёте с катапульты авианосца на форсаже?
Почему бы и нет посторонним предметом компрессор запороть
На худой конец, но можно ж и не монетки а ключ какой нить зашвырнуть :))

От john1973
К Flanker (12.02.2018 19:07:53)
Дата 12.02.2018 19:12:34

Re: Насколько, кстати,...

>На худой конец, но можно ж и не монетки а ключ какой нить зашвырнуть :))
Инструмент промаркирован))), дык сразу виновника установят)))

От vavilon
К john1973 (12.02.2018 19:12:34)
Дата 13.02.2018 17:32:51

Индивидуальной маркировки на инструмент "бортсумок" не наносили

>>На худой конец, но можно ж и не монетки а ключ какой нить зашвырнуть :))
>Инструмент промаркирован))), дык сразу виновника установят))

а вот отверстие, в теле инструмента либо на специально надетой пластине, для подвеса на страховочный трос, делалось обязательно.
ПК№2 МиГ, бывшее "Знамя труда".

В чемодане все лежит в своих гнездах, промаркировано. Нехватка видна сразу.

От john1973
К vavilon (13.02.2018 17:32:51)
Дата 13.02.2018 20:59:32

Re: Индивидуальной маркировки...

>ПК№2 МиГ, бывшее "Знамя труда".
Минимум два предприятия одной, скажем так авиакорпорации (где московский армянин рулил)), инструменты маркировались номером сумки, а номер сумки точно привязан к конкретному месту (участок, лаборатория). Лично этим инструментом работал неск.лет, потом перешел в филиал КБ
>В чемодане все лежит в своих гнездах, промаркировано. Нехватка видна сразу.
Точно так, и восполнить нехватку быстро не получится (хотя и умудрялись это делать через раз, шило кому-то из слесарюг на мехучастке творило чудеса))

От vavilon
К john1973 (13.02.2018 20:59:32)
Дата 13.02.2018 21:52:26

про инструмент заводских рабочих говорить не буду

под "бортсумкой" у нас подразумевался инструмент, поставляемый заказчику (даже если им работали заводские выездные бригады), имеющий маркировку согласно конструкторской документации.
На "Иркуте" как минимум с 2007 года использовался покупной инструмент. Наносили они свою маркировку или нет, точно не знаю. Со слов непрофильных специалистов, использовали as is.

От john1973
К vavilon (13.02.2018 21:52:26)
Дата 13.02.2018 22:03:23

Re: про инструмент...

>На "Иркуте" как минимум с 2007 года использовался покупной инструмент. Наносили они свою маркировку или нет, точно не знаю. Со слов непрофильных специалистов, использовали as is.
Ранее точно наносилось именно как говорил, уверяю - глаза не обманут. Электрограф по металлу - дело нестираемое. И в ахтубинском филиале тоже. И опись инструментальных сумок (тот рабочий инструмент, что нормативно полагался на хранение в подразделении) проходила не только ИРК, но и первый отдел (хотя казалось бы зачем)

От vavilon
К john1973 (13.02.2018 22:03:23)
Дата 14.02.2018 10:25:44

Re: про инструмент...

>>На "Иркуте" как минимум с 2007 года использовался покупной инструмент. Наносили они свою маркировку или нет, точно не знаю. Со слов непрофильных специалистов, использовали as is.
>Ранее точно наносилось именно как говорил, уверяю - глаза не обманут. Электрограф по металлу - дело нестираемое. И в ахтубинском филиале тоже. И опись инструментальных сумок (тот рабочий инструмент, что нормативно полагался на хранение в подразделении) проходила не только ИРК, но и первый отдел (хотя казалось бы зачем)

Опись сумки у нас состояла из обозначений инструмента. Описи двух одинаковых чемоданов не отличались, как и маркировка инструмента в нем.
Чемоданы вообще могли делаться "на склад", так же как и отдельный инструмент, из которого потом комплектовали чемоданы.
Маркировка иногда электрографом, но чаще пантографом, в роли исполнительного элемента заостренный металлический конусю

От МиГ-31
К john1973 (13.02.2018 22:03:23)
Дата 13.02.2018 22:23:02

Re: про инструмент...

>>На "Иркуте" как минимум с 2007 года использовался покупной инструмент. Наносили они свою маркировку или нет, точно не знаю. Со слов непрофильных специалистов, использовали as is.
>Ранее точно наносилось именно как говорил, уверяю - глаза не обманут. Электрограф по металлу - дело нестираемое. И в ахтубинском филиале тоже. И опись инструментальных сумок (тот рабочий инструмент, что нормативно полагался на хранение в подразделении) проходила не только ИРК, но и первый отдел (хотя казалось бы зачем)
Да понятно зачем.
Летом 1980 года в ВАЗе в предкрылок Ил-86 машина 004 заклепали кернер. Владелец кернера поискал-поискал его, послал дружбана в город купить такой-же кернер. Дружбан притащил. Этот умник по примеру нашего уважаемого участника этой дисукссии за стакан спирта в инструменталке промаркировал этот новый злополучный кернер. Сдал инструменты, получил пропуск и ушел домой. Только через пару недель когда предкрылок потащили на агрегатную сборку(или на общую, не помню уже точно в каком цеху предкрылки к крылу стыковали), и в нем загремело. Все и началось. Предкрылок расклепали, нашли там этот кернер и по маркировке быстро нашли владельца. Который уже и думать про это забыл. А нашел его как раз этот самый Первый Отдел. А может и Второй. Первый вроде наружу смотрел, а Второй - вовнутрь.
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От john1973
К МиГ-31 (13.02.2018 22:23:02)
Дата 13.02.2018 22:42:33

Re: про инструмент...

>Летом 1980 года в ВАЗе в предкрылок Ил-86 машина 004 заклепали кернер. Владелец кернера поискал-поискал его, послал дружбана в город купить такой-же кернер. Дружбан притащил. Этот умник по примеру нашего уважаемого участника этой дисукссии за стакан спирта в инструменталке промаркировал этот новый злополучный кернер. Сдал инструменты, получил пропуск и ушел домой. Только через пару недель когда предкрылок потащили на агрегатную сборку(или на общую, не помню уже точно в каком цеху предкрылки к крылу стыковали), и в нем загремело. Все и началось. Предкрылок расклепали, нашли там этот кернер и по маркировке быстро нашли владельца. Который уже и думать про это забыл. А нашел его как раз этот самый Первый Отдел. А может и Второй. Первый вроде наружу смотрел, а Второй - вовнутрь.
По примеру другого завода первым дернулся бы начальник цехового ИРК (и начальники ИРК заготовительных и агрегатных цехов), бо весь (ВЕСЬ) инструмент на его подотчете (да и куча прочего, от контровочной проволоки и ветоши до нормируемых масел и смазок)

От МиГ-31
К john1973 (13.02.2018 22:42:33)
Дата 13.02.2018 22:47:03

Re: про инструмент...


>По примеру другого завода первым дернулся бы начальник цехового ИРК (и начальники ИРК заготовительных и агрегатных цехов), бо весь (ВЕСЬ) инструмент на его подотчете (да и куча прочего, от контровочной проволоки и ветоши до нормируемых масел и смазок)
Так чего ему было дергаться? Работяго-то ВСЕ сдал. Т.е. по числу инструмента никаких проблем не было. А когда сдаешь сумку с заполнеными ячейками, никто особо маркировку на каждом инструменте не читает.
А вот когда в предкрылке загремело - вот тут и началась веселуха
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От john1973
К МиГ-31 (13.02.2018 22:47:03)
Дата 13.02.2018 22:53:05

Re: про инструмент...

Вы не поняли - надо же прикрыться, поскольку и за трудовую дисциплину ответственность, за подчиненных. И за забором такой... поступок - отстраниться, мягко говоря, не поняли бы рабочие. Я был свидетелем когда инструментальщика-золотые руки, за "праздничный прогул" едва не погнали вместе с начальником ИРК (да, покрывавшим, но реально замены не было).

От john1973
К john1973 (13.02.2018 22:53:05)
Дата 13.02.2018 22:58:20

Re: про инструмент...

>Вы не поняли - надо же прикрыться, поскольку и за трудовую дисциплину ответственность, за подчиненных. И за забором такой... поступок - отстраниться, мягко говоря, не поняли бы рабочие. Я был свидетелем когда инструментальщика-золотые руки, за "праздничный прогул" едва не погнали вместе с начальником ИРК (да, покрывавшим, но реально замены не было).
А уж на местах сношения не заставили бы себя ждать, тоже дело серьезное. При аварии в воздухе уже концы мотают везде, и в большом доме тоже)). Был забавный эпизод, под КК на маневре улетела кассета ФКП, так летчик ее ловил под креслом, зажав РУС ногами. Дрючили поголовно всех чьи подписи были в ЖПС-е))

От john1973
К МиГ-31 (13.02.2018 22:23:02)
Дата 13.02.2018 22:38:48

Re: про инструмент...

Второго отдела к 00-м уже вроде и не было (иначе его бы прошел и не раз)). Впрочем не заморачивался, отметки на пропуск ставили через табельщиц в период сдачи пропуска на "третий забор"))

От МиГ-31
К vavilon (13.02.2018 17:32:51)
Дата 13.02.2018 18:06:09

Re: Индивидуальной маркировки...

>>>На худой конец, но можно ж и не монетки а ключ какой нить зашвырнуть :))
>>Инструмент промаркирован))), дык сразу виновника установят))
>
>а вот отверстие, в теле инструмента либо на специально надетой пластине, для подвеса на страховочный трос, делалось обязательно.
>ПК№2 МиГ, бывшее "Знамя труда".

О точно!
В своем ответе на "Где вы видели...?" я упомянул только эксплуатациоников.
А если включать производства - то маркируют везде. и на заводе 23( Знамя Труда) и на ВАСО( в мои времена он был ВАЗ, и в КуАПО, и в КАЗ. Это только что, что я видел сам, но думаю и далее по списку.
На заводе с инструментами не забалуешь.

>В чемодане все лежит в своих гнездах, промаркировано. Нехватка видна сразу.
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От tarasv
К МиГ-31 (13.02.2018 18:06:09)
Дата 13.02.2018 23:29:02

Re: Индивидуальной маркировки...

> А если включать производства - то маркируют везде. и на заводе 23( Знамя Труда) и на ВАСО( в мои времена он был ВАЗ, и в КуАПО, и в КАЗ. Это только что, что я видел сам, но думаю и далее по списку.
>На заводе с инструментами не забалуешь.

На ТАПОиЧ то-же, но всякая полезная мелочь случалась у слесарей сборочно цеха по карманам.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От john1973
К МиГ-31 (13.02.2018 18:06:09)
Дата 13.02.2018 21:03:16

Re: Индивидуальной маркировки...

>На заводе с инструментами не забалуешь.
Бывали забавные ситуации, прое... трянный тривиальный ключ 8на10 замаркированный, приносили на выкуп за стакан)))

От S. Engineer
К john1973 (12.02.2018 19:12:34)
Дата 13.02.2018 01:03:00

А где вы видели промаркированные инструменты?

Ну там ключи, кувалды. Вот прямо личным номером маркировались?

От john1973
К S. Engineer (13.02.2018 01:03:00)
Дата 13.02.2018 13:57:35

Re: А где...

>Ну там ключи, кувалды. Вот прямо личным номером маркировались?
Номером инструментальной сумки)), а он привязан к цеху и лаборатории)). В общем сразу крайне узкий круг, в котором найти виновника просто.

От Boris
К S. Engineer (13.02.2018 01:03:00)
Дата 13.02.2018 13:04:46

Re: А где...

Доброе утро,
>Ну там ключи, кувалды. Вот прямо личным номером маркировались?

Маркировка дело хорошее, но главное "не забыть пинцет внутри пациента", в необходимых случаях инструмент просто выдается/принимается по счету. Запомнилась назидательная статья в одном из древних, как бы не 60х годов номере "Авиации и космонавтики" - после замены двигателя и стыковки фюзеляжа в ТЭЧ не хватило отвертки, разбирали назад, с моралью не допускать предпосылок к летным происшествиям)



С уважением, Boris.

От Claus
К S. Engineer (13.02.2018 01:03:00)
Дата 13.02.2018 09:44:51

Re: А где...

В аэропортах используют.
Но опытные техники предпочитают работать либо своим инструментом, естественно не маркированным, либо, если техники особо несознательные, то ворованным у менее опытных коллег. По крайней мере лет 10 назад такое встречал.

От john1973
К Claus (13.02.2018 09:44:51)
Дата 13.02.2018 13:59:39

Re: А где...

>В аэропортах используют.
>Но опытные техники предпочитают работать либо своим инструментом, естественно не маркированным, либо, если техники особо несознательные, то ворованным у менее опытных коллег. По крайней мере лет 10 назад такое встречал.
Есть такое, но риск быть пойманным с немаркированным инструментом приведет к лишению денех.

От john1973
К john1973 (13.02.2018 13:59:39)
Дата 13.02.2018 14:07:27

Re: А где...

>>В аэропортах используют.
>>Но опытные техники предпочитают работать либо своим инструментом, естественно не маркированным, либо, если техники особо несознательные, то ворованным у менее опытных коллег. По крайней мере лет 10 назад такое встречал.
>Есть такое, но риск быть пойманным с немаркированным инструментом приведет к лишению денех.
И все равно, наряд-допуск на работы на самолете вполне указывает на персоналии, тут уж спрятаться за спинами не получится

От МиГ-31
К S. Engineer (13.02.2018 01:03:00)
Дата 13.02.2018 05:16:06

Я видел в двух местах.

>Ну там ключи, кувалды. Вот прямо личным номером маркировались?
В ЖЛИиДБ и в ТЭЧ ЕВВАУЛ.
Наверняка и во многих дугих местах, я своими глазами видел в этих двух. Почти уверен, то так обстоит во всех армейских аэродромах, так, по крайней мере нас учили на военной кафедре.
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От bedal
К HorNet (12.02.2018 10:38:57)
Дата 12.02.2018 11:48:33

не знаю. Но в принципе поверить в то, что куски металла ломают компрессор, могу. (-)


От john1973
К bedal (12.02.2018 11:48:33)
Дата 12.02.2018 17:09:26

Re: не знаю....

Точнее лопатки компрессора ломаются и получают забоины, после чего двигатель уезжает в ремонт. Лично не был свидетелем, но читал приказы про депремирование на этой почве (минимум дважды за неск. лет, причем сношали мозги всем, кто только мог быть рядом на газовке двигателей). Типично - из карманов высасывает всю ерунду, и будь там монеты, шайбы и пр., то вероятность попадания в ВЗ велика, а уж там как повезет (осмотр производится жеж после каждого запуска двигателя)

От john1973
К john1973 (12.02.2018 17:09:26)
Дата 12.02.2018 17:10:50

Re: не знаю....

>Точнее лопатки компрессора ломаются и получают забоины, после чего двигатель уезжает в ремонт. Лично не был свидетелем, но читал приказы про депремирование на этой почве (минимум дважды за неск. лет, причем сношали мозги всем, кто только мог быть рядом на газовке двигателей). Типично - из карманов высасывает всю ерунду, и будь там монеты, шайбы и пр., то вероятность попадания в ВЗ велика, а уж там как повезет (осмотр производится жеж после каждого запуска двигателя)
Поэтому на спецовках нет незастегивающихся карманов и нашивающихся пуговиц - только кнопки и молнии))

От HorNet
К john1973 (12.02.2018 17:10:50)
Дата 12.02.2018 17:52:17

Там типа один из способов так мстить пилотягам

>>Точнее лопатки компрессора ломаются и получают забоины, после чего двигатель уезжает в ремонт. Лично не был свидетелем, но читал приказы про депремирование на этой почве (минимум дважды за неск. лет, причем сношали мозги всем, кто только мог быть рядом на газовке двигателей). Типично - из карманов высасывает всю ерунду, и будь там монеты, шайбы и пр., то вероятность попадания в ВЗ велика, а уж там как повезет (осмотр производится жеж после каждого запуска двигателя)
палубных эскадрилий за всякие дисциплинарные строгости и прочие основания личного состава ненавидеть командиров. Там ведь нет в эскадрильях нелетающих офицеров инженерного профиля - все технические должности исполняют пилоты и/или штурманы штатных экипажей. Мол, был такой чиф, прослуживший 19,5 лет в maintenance div эскадрильи, и его принудительно уволили без пенсии из-за конфликта со свежим лейтенантом. Вот кореша этого чифа мол так и отомстили - 60-х годов байка. Жёсткая байка, в духе старых чифов. Горсть монет в двигло, при правильном выборе места и времени (ночные полёты, открытый океан) - и самолёт при сходе с катапульты ловит остановку компрессоров и падает в море, где его никогда не найдут ну или по крайней мере не поднимут для экспертизы. Пилот, если катапультировался, становится виноватым в неправильной работе РУДами, ну а нет - так нет. Со вьетнамских времён фраза a handful of coins используется как чёрная метка - выражение офицеру эскадрильи вотума недоверия от подчинённого энлистед-персонала.

От Пехота
К HorNet (12.02.2018 17:52:17)
Дата 13.02.2018 01:28:55

В этой истории всё прекрасно (тм)

Салам алейкум, аксакалы!

> Мол, был такой чиф, прослуживший 19,5 лет в maintenance div эскадрильи, и его принудительно уволили без пенсии из-за конфликта со свежим лейтенантом. Вот кореша этого чифа мол так и отомстили - 60-х годов байка. Жёсткая байка, в духе старых чифов. Горсть монет в двигло, при правильном выборе места и времени (ночные полёты, открытый океан) - и самолёт при сходе с катапульты ловит остановку компрессоров и падает в море, где его никогда не найдут ну или по крайней мере не поднимут для экспертизы. Пилот, если катапультировался, становится виноватым в неправильной работе РУДами, ну а нет - так нет.

В этой истории всё прекрасно. И сопливый летёха, из за которого увольняют человека с двадцатью календарями, и дружки уволенного, которые, фактически из за производственного конфликта организуют покушение на убийство и порчу госимущества на миллионы рублей, и командование, которое, хлопая пушистыми ресницами смотрит на весь этот бардак и без всяких разбирательств вешает вину на пилота, и коллектив, смакующий эту отвратительную историю и возводящий её в ранг положительного примера.

And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead

От HorNet
К Пехота (13.02.2018 01:28:55)
Дата 13.02.2018 09:27:22

А так и работают амеровы военные коллективы


>
>В этой истории всё прекрасно. И сопливый летёха, из за которого увольняют человека с двадцатью календарями, и дружки уволенного, которые, фактически из за производственного конфликта организуют покушение на убийство и порчу госимущества на миллионы рублей, и командование, которое, хлопая пушистыми ресницами смотрит на весь этот бардак и без всяких разбирательств вешает вину на пилота, и коллектив, смакующий эту отвратительную историю и возводящий её в ранг положительного примера.

Более того, так оно и будет работать в любых ВС, где профессиональный хребет - не офицер, а сержант/чиф. Было или не было - второй вопрос. Ясно, что скорее всего не было. Но как баннерок эту хрень офицерам AOCS рассказывали еще когда они не были офицерами. Мол, подчинённые могут тебя убить и вот тебе байка о том, как именно - с некоторыми техническими подробностями. Учти это.
Амеров военный фольклор, хотим мы этого или нет, а через всякие книжки и кина к этому возвращается. Over There, хотя бы. Да и история как таковая. Амеров адмирал Джеймс Бонд Стокдейл, просидевший 7 лет во вьетнамском плену еще коммандером и разработавший целую теорию поведения офицера-POW (за что по сути и стал адмиралом), формально - исторически - покинул А-4, сбитый 57-мм зениткой. Только вот вьетнамцы, бегло осмотревшие обломки, зафиксировали 20-мм попадания и больше никаких. Стокдейл был очень жестким и неуживчивым командиром авиагруппы, за которым тихое гудение лейтенантских голосов числили минимум троих собратьев, погибших совершенно без причины; общения с ним не получалось, воззвания тоже. А 20-мм артсистемы в районе падения самолёта Стокдейла были только на таких же "скайхоках"...

От Паршев
К HorNet (13.02.2018 09:27:22)
Дата 13.02.2018 17:03:09

какое-то странное ощущение

что американский офицер - это скорее политкомиссар, обеспечивающий контроль правящего класса в армии.

От HorNet
К Паршев (13.02.2018 17:03:09)
Дата 13.02.2018 17:10:21

Re: какое-то странное...

>что американский офицер - это скорее политкомиссар, обеспечивающий контроль правящего класса в армии.

При условии, что правящим классом стоит считать собственно генералитет - да. По отношению же к слою чиновничества высшего уровня исполнительной власти - он скорее раб, из таких, которые хотят не свободы, а командовать другими рабами. И оное чиновничество сие понимает, поэтому отсев офицеров в звании капитан и организован очень значительным.

От Пехота
К HorNet (13.02.2018 09:27:22)
Дата 13.02.2018 11:46:31

Вот так...

Салам алейкум, аксакалы!


>Более того, так оно и будет работать в любых ВС, где профессиональный хребет - не офицер, а сержант/чиф. Было или не было - второй вопрос. Ясно, что скорее всего не было. Но как баннерок эту хрень офицерам AOCS рассказывали еще когда они не были офицерами. Мол, подчинённые могут тебя убить и вот тебе байка о том, как именно - с некоторыми техническими подробностями. Учти это.

Почему-то вспомнилось:
- А ты знаешь, что самое тяжёлое в нашей работе?
- При минус тридцать копаться в моторе
- Самое тяжёлое в нашей работе - ждать.


And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead

От HorNet
К Пехота (13.02.2018 11:46:31)
Дата 13.02.2018 12:45:46

Да, это про энлистедов амеровых;-)


>
>Почему-то вспомнилось:
>- А ты знаешь, что самое тяжёлое в нашей работе?
>- При минус тридцать копаться в моторе
>- Самое тяжёлое в нашей работе - ждать.


Но Вы вероятно делаете ошибку, оценивая американский офицерский корпус (в принципе любого вида В, хотя аргументированно я могу рассуждать в основном за флот) нашими мерками.
А отличия огромны.
И дело даже не в принципиальном отсутствии требований к технической экспертизе американского офицера, что конечно с 60-х годов прошлого века является обязательным в отношении офицера советского, даже (а в некоторых случаях - и тем более: для авиации и флота)командных ВУСов. Это важно, но это вторично.
Главное в том, что никак не менее 40% амеровых офицеров вот уже много десятилетий становятся офицерами за несколько месяцев (от 3 до 7), и служат в среднем не более 12 лет. Это статистика, с которой сложно спорить.
На этом основании можно предположить, что ближайший аналог среднестатистического американского офицера стыка веков для наших реалий - это наш двухгодичник. Да, у американцев нет законодательного принуждения, но его с лихвой компенсируют финансовые инструменты общества. Да, 12 лет не два, но там в принципе нет и не было опасений по потере навыков и стартовых карьерных условий по полученному в/о за это время, ибо биологи, географы, преподаватели английского языка и истории среди этих 40% встречаются через два на третьего, и именно время в вооруженных силах может дать необходимую техническую или прочую профессиональную подготовку на дальнейшую карьеру на гражданке, причем бесплатно. Флот, например, даёт ВСЕМ своим подводникам опыт и право эксплуатации объектов ядерной энергетики, а всем своим лётчикам - часы налёта и право работать пилотами на гражданке.
Много ли респекта и уважухи было со стороны прапоров ИАС и даже выпускников средних технических училищ ВВС (у них тоже не было в/о, их можно рассматривать как аналог warrant officers там) двухгодичникам, попавшим в полки ВВС и ПВО техниками самолётов? Да не было вообще. Их приходилось завоёвывать, и никак не исходным знанием матчасти, которого нет, и не лидерскими качествами, которые если у кого из двухгодичников были, так это у шпаны и спортсменов, а таких среди них было мало. Что было нужно - умение слушать, разбираться кого тут слушают, а кого можно послать, и быстро учиться в основном таким вещам, которые личного интереса у тебя не вызывают или вызывают мало. Это конечно характерно для всех лейтенантов, и окончивших военные училища разумеется тоже, но у этих есть хоть какие-то знания и представления о взаимоотношениях внутри воинских коллективов. У двухгодичников этого не было. Вот то же самое происходит и с огромным большинством амеровых "12-годичников", приходящих на в эскадрильи и на авианосцы. И первый человек, в отношении которого надо "слушать и учиться" - это как раз твой дивизионный чиф... Если он прослужил уже почти 20 лет, а ты только пришел и смог как-то добиться его досрочного дембеля, то тебя действительно лучше утопить с самолётом - если ты будущий Наполеон, ты выберешься, а если нет - то так лучше для всех, нехер сложившийся порядок нарушать... Ну, это такая военная логика, типа;-)

От Пехота
К HorNet (13.02.2018 12:45:46)
Дата 13.02.2018 14:59:55

Я вообще-то про другое. Но, ладно - проехали. (-)


От digger
К HorNet (13.02.2018 12:45:46)
Дата 13.02.2018 13:39:19

Re: Да, это...

>И дело даже не в принципиальном отсутствии требований к технической экспертизе американского офицера, что конечно с 60-х годов прошлого века является обязательным в отношении офицера советского, даже (а в некоторых случаях - и тем более: для авиации и флота)командных ВУСов. Это важно, но это вторично.

>Главное в том, что никак не менее 40% амеровых офицеров вот уже много десятилетий становятся офицерами за несколько месяцев (от 3 до 7), и служат в среднем не более 12 лет.

5 лет военного училища для каждого лейтенанта - на самом деле чудовищная расточительность, только при социализме ее и могли себе позволить.Американское военное образование и продвижение - краткосрочное и специализированное.Да, неформалка и ковбойщина АФАИК в Америке закончилась, сейчас они задрочены хуже северокорейцев.ИМХО (фантазии и политота), неформалка создавала командный дух и поддерживала любовь к родине, а теперешние порядки серьезно подорвали их боеспособность в тяжелых условиях типа ВОВ или Вьетнама и превратила в чиновников с оружием.

От HorNet
К digger (13.02.2018 13:39:19)
Дата 13.02.2018 14:05:39

Re: Да, это...


> 5 лет военного училища для каждого лейтенанта - на самом деле чудовищная расточительность, только при социализме ее и могли себе позволить.

Это правда, но это традиция континентального военного образования, которое почти весь 19-й век рулила балом: три военных академии - в Англии, Штатах и Франции - появились в диапазоне четырёх месяцев, в 1802 году. Но именно континентальная модель - франко-немецкая, основанная на запихивании в головы курсантов почти полного цикла трехлетнего университетского курса и военной теории уровня до командира пехотного батальона включительно - стала основной военного образования в СССР. Это не просто дорого и долго - это бессмысленно, и возможно только в ВС с отсутствием чёткой селекции офицерского состава. Много полезного в этом смысле даёт книга С.С. Романова - есть тут, приколоченная вверху списка тем. Всячески рекомендую, кстати.

От объект 925
К HorNet (13.02.2018 14:05:39)
Дата 13.02.2018 14:11:19

Ре: Да, это...

> Много полезного в этом смысле даёт книга С.С. Романова - есть тут, приколоченная вверху списка тем.
+++
ето где?
Алеxей

От HorNet
К объект 925 (13.02.2018 14:11:19)
Дата 13.02.2018 14:16:43

https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2840875.htm (-)


От bedal
К HorNet (13.02.2018 09:27:22)
Дата 13.02.2018 11:22:45

и не только

Отец, рассказывая про то, как их первый раз вводили в Сталинград, а он в первый раз командовал танковым взводом - в том числе и об этом говорил. Он пытался не дать экипажам разбежаться по танцам, боялся, что будет команда, а их не соберёт. Ему более опытный лейтенант и объяснил, "не перегни". Обошлось, потому что приказ пришёл.

От john1973
К Паршев (11.02.2018 22:20:36)
Дата 12.02.2018 01:00:11

Re: Вопрос по...

>насколько разные типы (винтовые, турбовинтовые и т.д.) опасны при попадании в них, скажем, тепловых ракет или просто посторонних предметов? Может ли собственный двигатель оказаться более опасным для самолета, чем боеголовка?
В Эритрее Су-27 спокойно возвращались с убитым двигателем, после чего вставали на замену двигателя. Примеров возвратов Су-25 на одном двигателе - десятки. Именно ваш вопрос няп проявился на 25-м однажды, когда на самолете ранней серии из-за пожара прогорели титановые тяги стабилизатора, что привело к их замене на стальные.

От pamir70
К Паршев (11.02.2018 22:20:36)
Дата 11.02.2018 22:47:31

Начнём с ТВД

При отказе двигателя..ну к примеру Ан-8..или там Ан-12 и не срабатывании(разрушении) системы принудительного флюгирования воздушного винта, приводит к забросу отрицательной тяги с усилиями по кренящему-разворачивающему моменту на органах управления в 1080-1260 кг.
Со всем из этого вытекающим в плане сваливания в глубокую спираль или (не к ночи будь помянуто) штопор( плоский штопор)

От john1973
К pamir70 (11.02.2018 22:47:31)
Дата 12.02.2018 01:05:09

Re: Начнём с...

Еще стоит добавить минимум две катастрофы Ан-22 Ивановского полка из-за разрушения ТВД с поражением конструкции крыла

От HorNet
К john1973 (12.02.2018 01:05:09)
Дата 12.02.2018 10:34:55

И два тихоокеанских "Ориона" пиндосских

в 1978 и 1979, тоже погибших из-за лопастей. В первом случае, если я правильно понял, нефлюгирующийся винт двигателя №4 привёл к буквальному разрушению крыла.

От ZaReznik
К john1973 (12.02.2018 01:05:09)
Дата 12.02.2018 03:12:39

Re: Начнём с...

>Еще стоит добавить минимум две катастрофы Ан-22 Ивановского полка из-за разрушения ТВД с поражением конструкции крыла

У Ан-22, всё-таки, достаточно уникальная силовая установка, да еще и с соосными винтами - честно говоря, сложно представить таковую СУ на серийном самолете поля боя (но тем не менее Ту-91 когда-то ж соорудили)

И катастрофы с Ан-22 были AFAIK не от разрушения ТВД, а именно от винтов (там лопасти почище крупнокалиберных ГПЭ работают).

От john1973
К ZaReznik (12.02.2018 03:12:39)
Дата 12.02.2018 17:03:51

Re: Начнём с...

>И катастрофы с Ан-22 были AFAIK не от разрушения ТВД, а именно от винтов (там лопасти почище крупнокалиберных ГПЭ работают).
Выше летчики-форумчане обсуждают именно что винтомоторную установку, но не отдельный двигатель. Собственно это и верно, ТВД как силовая установка и есть газотурбинный двигатель с редуктором выдачи мощности на винт и сам винт (винты)

От Александр Буйлов
К pamir70 (11.02.2018 22:47:31)
Дата 11.02.2018 23:33:05

Сколько кг???

>При отказе двигателя..ну к примеру Ан-8..или там Ан-12 и не срабатывании(разрушении) системы принудительного флюгирования воздушного винта, приводит к забросу отрицательной тяги с усилиями по кренящему-разворачивающему моменту на органах управления в 1080-1260 кг.
Не, то что парировать отрицательную тягу, если винт вдруг уйдёт в реверс, нереально - согласен. Но цифры мягко говоря огромные и странные, особенно точность до 3-го знака смущает. Откуда такая информация?
>Со всем из этого вытекающим в плане сваливания в глубокую спираль или (не к ночи будь помянуто) штопор( плоский штопор)
Л-410 недавно при уходе винта в реверс почти мгновенно потерял скорость и начал "крутить бочки". Крыло с отказавшим двигателем полностью потеряло подъемную силу, так что ему даже в спираль уйти не удалось.

От pamir70
К Александр Буйлов (11.02.2018 23:33:05)
Дата 11.02.2018 23:42:05

Re: Сколько кг???

>. Откуда такая информация?
Из тетрадки. По практической аэродинамике указанных типов
>Л-410 недавно при уходе винта в реверс почти мгновенно потерял скорость и начал "крутить бочки". Крыло с отказавшим двигателем полностью потеряло подъемную силу, так что ему даже в спираль уйти не удалось.
Винт на Л-410м флюгируется..на память..тремя различными способами. А на Ан-24/26/8/12 только кнопкой флюгирования

От pamir70
К pamir70 (11.02.2018 23:42:05)
Дата 11.02.2018 23:49:21

Да..на Ан ах

Винт в "реверс" не уходит

От Александр Буйлов
К pamir70 (11.02.2018 23:49:21)
Дата 12.02.2018 00:10:00

Спасибо. (-)


От pamir70
К pamir70 (11.02.2018 23:42:05)
Дата 11.02.2018 23:47:00

Ну и на Л-410м при имитации полёта с одним оказавшим и вторым зафлюгированным

Нам запрещали пользоваться триммером.
Для осознания усилий на органах управления при полёте даже на зафлюгированном. Нога потом шимми танцевала сама..

От pamir70
К pamir70 (11.02.2018 23:47:00)
Дата 11.02.2018 23:57:55

Сорри..не правильно выразился.

Имитация отказа двигателя в полёте с флюгированием воздушного винта двигателя.
И продолжением полёта на одном двигателе с посадкой на аэродром.

От Александр Буйлов
К pamir70 (11.02.2018 23:57:55)
Дата 12.02.2018 00:09:39

Зафлюгированный это не так неприятно

>Имитация отказа двигателя в полёте с флюгированием воздушного винта двигателя.
>И продолжением полёта на одном двигателе с посадкой на аэродром.
Вот не зафлюгированный - тоскливо (пока флюгируется). А так с движком во флюгере он спокойно и на второй уходит, если не слишком тяжёлый. Просто я вашу реплику про "заброс отрицательной тяги" понял именно как самопроизвольный уход в реверс. Тут флюгирование не слишком помогает, времени мало. Движок гасить нужно, и то времени по сути только сообразить да кран перекрыть. Просто отказ тоже плохо, но не настолько.

От pamir70
К Александр Буйлов (12.02.2018 00:09:39)
Дата 12.02.2018 19:17:28

Re: Зафлюгированный это...

> понял именно как самопроизвольный уход в реверс.
Нет. Это торможение винтом. Энергия набегающего потока раскручивает винт, тот редуктор , турбину и компрессор. Создавая тормозящий эффект до истинной скорости в 190 км/ч.
В отличии от Л-410, имеющего двигатель со свободной турбиной.

От Александр Буйлов
К pamir70 (12.02.2018 19:17:28)
Дата 12.02.2018 19:41:07

Понял. спасибо. (-)