От
|
Константин Дегтярев
|
К
|
Пауль
|
Дата
|
31.01.2018 21:32:53
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
Я, конечно, неинтересный собеседник и от себя ничего добавлять не буду
Просто попрошу найти в РЕАЛЬНОМ донесение упоминание лавы
Вот написано в вашем ненагугленном ИСТОЧНИКЕ:
>27 июля 1760 г. очень удачно действовали лавой полки Перфилова и Попова, которые переплыли Одер у Лейбуса и встретились с сильным неприятельским арьергардом, состоящим из одной конницы. Рассыпавшись лавой, казаки искусно заманили противника вглубь своего расположения и навели его на отряд генерала Тотлебина, который разбил прусских гусар, не потерявши ни одного человека убитым. Со стороны неприятеля было убито 194 чел. и в плен взято 100 чел. (в том числе 3 офицера). В известном сражении при Цорндорфе казачьи отряды начали бой, действуя лавой.
А вот в моем нагугленном ПЕРВОИСТОЧНИКЕ:
"Рапорт Г. Г. Тотлебена П. С. Салтыкову о боевых действиях русской легкой конницы под Бреславлем
№ 271
26 июля 1760 г., лагерь при д. Волау
Не только чтоб подлинного известия получить о марше принца Гендриха к Бреславлю, или где стоит господин генерал Лаудон, но и комуникацы с ним учинить не можно, того ради я вчерашнего числа взял намерение командировать партию на ту сторону реки Одера и послал полковников Перфилова и Попова впредь, которые сего числа рано поутру чрез Одер при Лейбусе переплыли, почему и я за ними сам пошел и взял с собою шесть эскадронов гусар и четыре пушки; однако пушки я оставил при двух эскадронах на батареи при Лейбусе, которая от цесарцев до сего сделано, для того чтоб при, ретираде оные отпор учинить могли, а с четырьмя эскадронами я переплыл на ту сторону; реченных ж два казацкие полковники, в то самое время когда я переплыл, уже неприятелской арергард под Пархвицом нагнали и притом многие неприятельские возы с фуражем и лошадьми, також и людей в плен получили. Я же как к ним в сикурс поспешал, то оные от неприятеля были назад гнаны, и тако я взял до сто человек охотников и гусар и капитана венгерского полку Албанского и еще того ж полку двух офицеров, с коими атаковал три эскадрона черных гусар, с коими и получил благополучие неприятеля назад прогнал, а между тем полковник Зорич и подполковник Текели с несколькими гусарами пришли мне на сикурс, по чему и казаки по присяге с нами пошли обратно и неприятеля так гнали, что ни один человек уйти не мог, из которых трех офицеров в плен взяли и из них один тяжело ранен, двух унтер офицеров, одного трубача и сто человек рядовых, коих к его сиятельству господину генерал-лейтенанту и кавалеру графу Чернышеву отправил; на месте ж многие офицеры и рядовые, кои убиты и ранены, остались, и по перещоту всех убитых и тяжело раненых, которых с собою взять невозможно было, сто девяносто четыре, ибо я с подполковником Текелием сам щитал кроме тех, которых еще казаки, пока я к ним еще не дошел, кололи, и затем уповаю, что от тех черных гусар, которые в пяти эскадронах состояли и в арергарде были, немного осталось. Однако мы и оставшего неприятеля провожали не доходя с малую милю от Неймарка, а потом назад возвратились к Лейбусу; с нашей стороны ранено как гусар, так и казаков малое число, убитых же никого не имею, только лошадь одна убита, сколько ж у неприятеля взято возов и лошадей, також и в плен людей, ныне за скоростию описать не могу, а впредь обстоятельно рапортовать буду; притом же представил четырех человек Зиндикус из Пархвиц, где принц Генрих августа третьего числа пополудни в третьем часу прибыл, и с ним авангарду до осми тысяч человек, где был до другого дни пополудни до четвертого часу и помаршировал пятого числа [616] до Неймарка, а сего числа чрез Пархвиц следовали хлебники и арьергард двух человек депутентеров из Вийциха, которые вчерашнего числа из лаудонского лагеря выехали, и Лаудон стоит при деревне недалеко от Кант, которое от Лихницы шесть миль; четвертого жителя из Пархвиц, кои сего числа из лаудонского лагеря приехал; а оной лагерь при лесе к Бреславлю.
При вышеписанном же сражении полковник Зорич и подполковник Текелии с своими бывшими офицерами и казацкие полковники Попов и Перхвилов с старшинами так храбро и мужественно неустрашимо себя оказывали и подкомандующих своих чрез свое неустрашимость подощряли, чего я более к высочайшей ее императорского величества службе от них требовать не могу."
Резюме:
Никакой лавы не упоминается, прусских гусар разгромили русские гусары, причем 4 гусарских эскадрона погнали противника, который перед этим погнал 2 казацких полка, а казаки все равно молодцы - сначала возы и фуражиров взяли, а потом гнали разбитого регулярными гусарами противника. Т.е., выполняли чисто казацкие функции, полезные, но вовсе не такие, какие им приписывают.
Вот так, ИМХО, и создаются мифы о казачестве, лаве и т.д. Прекрасные примеры Вы приводите.