От Вулкан
К realswat
Дата 24.05.2017 12:22:34
Рубрики Флот; Локальные конфликты;

Re: К вопросу...

Приветствую!

>Ну и да: «широко известное утверждение о том, что "Порт-Артур был ловушкой для флота", представляется как раз следствием "пещерного мышления". Ибо он стал таковой по причине господства японцев на море»

Он и был ловушкой для броненосного флота по географическим причинам. И с точки зрения этих причин базу флота надо было делать явно в Дальнем, а не в Порт-Артуре. Ибо Из Даляньваня выйти в море при необходимости в разы легче, там нету полуострова Тигровый Хвост и мелей, и бухта там явно более удобная.
По сути, сами себя загнали в мышеловку, долгий выход из которой купировал сразу практически все возможности эффективной борьбы на море.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От realswat
К Вулкан (24.05.2017 12:22:34)
Дата 24.05.2017 14:24:54

Re: К вопросу...

>долгий выход

А можно, для сравнения, привести время, которое русская эскадра тратила на выход из Порт-Артура, и время, которое японская эскадра тратила на выход с рейдов Пхальгупхо или Хэджу?

От pamir70
К realswat (24.05.2017 14:24:54)
Дата 24.05.2017 21:31:34

Re: К вопросу...

>А можно, для сравнения, привести время, которое русская эскадра тратила на выход из Порт-Артура, и время, которое японская эскадра тратила на выход с рейдов Пхальгупхо или Хэджу?
В отлив?

От realswat
К pamir70 (24.05.2017 21:31:34)
Дата 25.05.2017 07:44:37

Re: К вопросу...

>>А можно, для сравнения, привести время, которое русская эскадра тратила на выход из Порт-Артура, и время, которое японская эскадра тратила на выход с рейдов Пхальгупхо или Хэджу?
>В отлив?

Да хоть бы и в отлив.
Вот лирическое описание Хэджу от Корбетта: "...deep in a wilderness of uncharted banks and islands, known only to the Japanese and the natives, lay the large inlet known as Haiju Bay..."

Вот цитата из русского очерка "Описание Жёлтого и Японского морей и Корейского проливов как районов военных действий" (непосредственно Хэджу не касается, но здесь общая характеристика корейских шхер): "Что же касается военного значения их рейдов, то, представляя громадные трудности для входа и выхода с них... они вряд ли могут способствовать крупным операциям. .... крупные боевые суда вряд ли хорошо вдохновятся, заходя далее внешних рейдов наиболее гористых групп островов"

Цитату это, не без вполне оправданной иронии, приводит в своей книге А.Полутов. Но в целом мы мало чего знаем о том, с какими трудностями сталкивались японцы при обеспечении входа/выхода в Хэджу. Почему? Просто потому, что для флота, имеющего превосходство в силах и ведущего наступательные действия, эти трудности имеют вполне второстепенное значение.

Что до "отлива", ловушки и пр. в ПА, то: Первым, несмотря на малую ещё воду, в 9 час. 45 минут вышел "Петропавловск", на который тотчас же переехал Командующий флотом.
И на самом деле тот факт, что при малой воде русские броненосцы не могли выходить в море - это всё то же "мелкое неудобство" в том случае, если флот имеет превосходство в силах или хотя бы достаточно силён для того, чтобы не отбивать постоянно атаки на родную базу (как, например, немцы в ПМВ - они ведь тоже имели такую проблему, и даже во время боя при Гельголанде сказалось). Потому что на самом деле это был вопрос, насколько можно судить, не более чем 2-3 часов.

Собственно, поэтому я и вынес методологию в заголовок - историография РЯВ и сопутствующая ей широкая общественная дискуссия с участием неравнодушных просто нашпигована разбором всевозможных мелочей, от глубины входа в ПА до окраски кораблей Рожественского.
А "наиболее общий принцип победы" (Клаузевиц) остаётся без внимания. Причём речь не только о том, что сам факт превосходства японцев в силах остаётся как бы в стороне при обсуждениях - просто вопрос "боевого и численного состава" японского флота не освещён в полной мере.
Например, основной силой японцев в минной войне у Порт-Артура стали т.н. "вспомогательные канонерские лодки" - но до сих пор в русскоязычной литературе нет даже полного перечня этих кораблей, не говоря уж про перечень с указанием ТТЭ каждого корабля. А это, извините, то ли 15, то ли 16 (да, я тоже пока не выяснил точно) кораблей с водоизмещением за 1000 т, решавших ключевую задачу в Порт-Артурской кампании.

От pamir70
К realswat (25.05.2017 07:44:37)
Дата 25.05.2017 14:59:07

Re: К вопросу...

> Но в целом мы мало чего знаем о том, с какими трудностями сталкивались японцы при обеспечении входа/выхода в Хэджу. Почему? Просто потому, что ..
Мало знакомы с японскими источниками по данной теме. Особливо не переведённых на английский язык :)

От pamir70
К pamir70 (24.05.2017 21:31:34)
Дата 24.05.2017 21:32:39

Вернее выход на внешний рейд :) (-)