От jazzist
К All
Дата 21.01.2017 02:10:04
Рубрики WWII; Танки;

Про Т-34 вопрос - как долго машины военного выпуска служили?

мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?

а то я в танках как...

ша-ба-да-ба-да фиА...

От Евгений Путилов
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 28.01.2017 16:07:00

В Болгарской армии поменяли к началу 1960-х

Доброго здравия!
>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?

>а то я в танках как...

Процесс замены советских фронтовых Т-34 на послевоенные Т-34-85 начали в 1958 с 1-й Софийской мсд. Послевоенные Т-34 шли из ПНР и ЧССР.

>ша-ба-да-ба-да фиА...
С уважением, Евгений Путилов.

От ABM
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 23.01.2017 09:21:41

В каком-то из польских музеев...

В каком-то из польских музеев стоит Т-34 на корпусе якобы СТЗ - с заплатками. Но башня уже "гайка". Якобы уже в таком виде досталась полякам.

От Andrey~65
К ABM (23.01.2017 09:21:41)
Дата 23.01.2017 23:24:12

Re: В каком-то

>В каком-то из польских музеев стоит Т-34 на корпусе якобы СТЗ - с заплатками. Но Похоже, что вот он

[112K]



[111K]



[122K]



От Александр Буйлов
К ABM (23.01.2017 09:21:41)
Дата 23.01.2017 21:17:14

Полякам вообще со сталинградками повезло.

>В каком-то из польских музеев стоит Т-34 на корпусе якобы СТЗ - с заплатками. Но башня уже "гайка". Якобы уже в таком виде досталась полякам.
Минимум 4 корпуса есть. Конкретно гаек - две. Вестерплятте и в музее в г.Познань.

От ABM
К Александр Буйлов (23.01.2017 21:17:14)
Дата 24.01.2017 15:29:20

Это не один из четырёх?

https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/0.htm

От Александр Буйлов
К ABM (24.01.2017 15:29:20)
Дата 24.01.2017 19:48:47

Уточните, пожалуста, ссылку. (-)


От ABM
К Александр Буйлов (24.01.2017 19:48:47)
Дата 24.01.2017 20:24:06

Ссылка

https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2800857.htm

От Александр Буйлов
К ABM (24.01.2017 20:24:06)
Дата 24.01.2017 22:34:56

Понял, спасибо.

>
https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2800857.htm
Нет, по этой машине мне ничего не известно. Машина конечно тоже кадавр, но интересной комбинации: и корпус и башня сталинградские. К сожалению, такой корпус мне известен только один из сохранившихся (ранний корпус 264 завода, уже с крюками но ещё с трёхглазым люком мехвода). это машина в г Медыь Калужской области. В Польше два корпуса уже шипованные, оба с гайками. В Колобжеге корпус похожий, но уже с двухперископным люком и башней 112-го завода, в Гданьск Вжеш корпус мариупольского раскроя, но в остальном такой же как и в Колобжеге.

От ABM
К Александр Буйлов (24.01.2017 22:34:56)
Дата 25.01.2017 08:50:56

Re: Понял, спасибо.

>>
https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2800857.htm
>Нет, по этой машине мне ничего не известно.

Т.е. возможно сгинула?

От Александр Буйлов
К ABM (25.01.2017 08:50:56)
Дата 25.01.2017 10:40:39

Скорее всего да

Хотя может и стоит где то на закрытой территории.

От Алтын
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 22.01.2017 20:56:14

На учениях Рязанского пехотного училища. 1955 г.

Приветствую всех!


http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/13354011.147c/0_114fe7_c69381b6_orig.jpg




Со всем почтением.

От ttt2
К Алтын (22.01.2017 20:56:14)
Дата 23.01.2017 13:58:21

Кстати интересная фотка

>
http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/13354011.147c/0_114fe7_c69381b6_orig.jpg



ИМХО еще совместная ОШС АК и СКС

Интересно до какого так было?

>Со всем почтением.
С уважением

От NIK
К ttt2 (23.01.2017 13:58:21)
Дата 24.01.2017 19:30:38

Re: Кстати интересная...

>>
http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/13354011.147c/0_114fe7_c69381b6_orig.jpg



>
>ИМХО еще совместная ОШС АК и СКС

>Интересно до какого так было?

>>Со всем почтением.
>С уважением
ИМХО, АК-47 у командира отделени/замкомзвода, СКС-рядовой боец..
Например:
"Солдат Иван Бровкин"
У командира расчёта АК, у бойцов расчёта -СКС. СМ 1:06
В "учебке": у сержанта - ППШ с рожком, у бойцов - карабины Мосина..См 447:53:

От NIK
К ttt2 (23.01.2017 13:58:21)
Дата 23.01.2017 21:26:47

Re: Кстати интересная...

>>
http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/13354011.147c/0_114fe7_c69381b6_orig.jpg



>
>ИМХО еще совместная ОШС АК и СКС

>Интересно до какого так было?

>>Со всем почтением.
>С уважением
В фильме "Максим Перепелица" в отделении и АК-47 и СКС, и Т-34 с ИС-2 юзают....
https://www.kinopoisk.ru/picture/1416100/#1416093
Время 1:12:57 http://kinopoisk.megogo.net/serp_player.html?id=46512&previewUrl=//avatars.mds.yandex.net/get-kino-vod-films-gallery/69336/2a0000015175658f72b0b29de50173f159c9/600x380&provider=megogo&autoplay=1

От Skwoznyachok
К NIK (23.01.2017 21:26:47)
Дата 24.01.2017 00:30:44

Да там и Т-44 мелькает в процессе наступления.

'АК - это как М-16, только для настоящих мужчин' Габриэль Суарес

От Cyril-69
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 22.01.2017 15:34:53

с недавних пор в Дзержинске Нижегородской области стоит некий франкенштейн

https://yadi.sk/a/901O7yQc3AJVj3

что скажут специалисты, из чего он собран?

Заранее спасибо!

От Александр Буйлов
К Cyril-69 (22.01.2017 15:34:53)
Дата 22.01.2017 16:08:53

Из чего он только не собран.

>
https://yadi.sk/a/901O7yQc3AJVj3
Корпус - Т-34-85, завод №183. Откидной лист кормы от 76-й машины, скажем так, "уральского кластера"))), возможно тоже 183 завод. Башня: корма вроде как от самых ранних "гаек" 183 завода, те, которые иногда называют "составная", первое полугодие 41-го. Левый борт - классическая "гайка" 183-го завода. Правый борт - не тагильская "гайка". Такие башни делали несколько заводов, в частности УЗТМ и 174. Эта скорее всего 112-го, середины 43-го, судя по номеру.

От john1973
К Александр Буйлов (22.01.2017 16:08:53)
Дата 22.01.2017 21:49:53

Re: Из чего...

>>
https://yadi.sk/a/901O7yQc3AJVj3
>Корпус - Т-34-85, завод №183. Откидной лист кормы от 76-й машины, скажем так, "уральского кластера"))), возможно тоже 183 завод. Башня: корма вроде как от самых ранних "гаек" 183 завода, те, которые иногда называют "составная", первое полугодие 41-го. Левый борт - классическая "гайка" 183-го завода. Правый борт - не тагильская "гайка". Такие башни делали несколько заводов, в частности УЗТМ и 174. Эта скорее всего 112-го, середины 43-го, судя по номеру.
Поразительно. Я о качестве сборки башни из кусков. Неужто допуски на единые размеры изделий разных заводов и разных периодов были в пределах 10 мм? Навскидку больше и не дашь.

От Александр Буйлов
К john1973 (22.01.2017 21:49:53)
Дата 22.01.2017 23:55:22

Болгарка - наше всё

>Поразительно. Я о качестве сборки башни из кусков. Неужто допуски на единые размеры изделий разных заводов и разных периодов были в пределах 10 мм? Навскидку больше и не дашь.
Там некоторых кусков вообще нет, листовым металлом закрыто. "Я тебя сварила из того, что было". Она же не из деталей собрана, а из обломков. Штатно корпус башни - это одна деталь, только крыша приваривается, да "яйца" привинчиваются.

От john1973
К Александр Буйлов (22.01.2017 23:55:22)
Дата 23.01.2017 13:27:45

Re: Болгарка -...

>>Поразительно. Я о качестве сборки башни из кусков. Неужто допуски на единые размеры изделий разных заводов и разных периодов были в пределах 10 мм? Навскидку больше и не дашь.
>Там некоторых кусков вообще нет, листовым металлом закрыто. "Я тебя сварила из того, что было". Она же не из деталей собрана, а из обломков.
Разумеется, но привлекло внимание то, что нету вставок или очень широких швов. Например куски в задней части и сзади-слева неплохо согласуются по размеру с основной части отливки. И следов глубокой зачистки швов и срезов металла по толщине тоже нет.

От Cyril-69
К Александр Буйлов (22.01.2017 16:08:53)
Дата 22.01.2017 17:45:37

Спасибо! (-)


От BP~TOR
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 23:17:40

Re: Про Т-34...

>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?

http://waralbum.ru/wp-content/comment-image/15604.jpg



От Александр Буйлов
К BP~TOR (21.01.2017 23:17:40)
Дата 21.01.2017 23:19:24

Это сравнительно свежие машины

>>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?
>
>
http://waralbum.ru/wp-content/comment-image/15604.jpg


Омички из поздних (44 год). Но более ранние тоже бывают.

От Andrey~65
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 22:19:51

Re: Про Т-34...

>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?

Есть фото Т-34 выпуска СТЗ в Праге, май 1945. Машина со следами ремонтов.

От Andrey~65
К Andrey~65 (21.01.2017 22:19:51)
Дата 21.01.2017 22:40:56

Re: Про Т-34...

>Есть фото Т-34 выпуска СТЗ в Праге, май 1945. Машина со следами ремонтов.

[186K]



От Александр Буйлов
К Andrey~65 (21.01.2017 22:40:56)
Дата 21.01.2017 22:55:56

Со следами - это мягко сказанно...

>>Есть фото Т-34 выпуска СТЗ в Праге, май 1945. Машина со следами ремонтов.
>
>[186K]
Боюсь, кроме башни там мало чего сталинградского.
К слову. Небезызвестная машина в Глухове (в/на), на которую было столько надежд по привязке - мало того что с виду была вполне правоверной харьковчанкой, так и установлена была на своё место ещё в войну по причине полного износа, на деле оказалась практически полностью скомплектована узлами 42-го года. Такие пироги.

От Александр Буйлов
К Александр Буйлов (21.01.2017 22:55:56)
Дата 21.01.2017 23:00:39

Кстати и башня тоже не СТЗ а 112.

>>>Есть фото Т-34 выпуска СТЗ в Праге, май 1945. Машина со следами ремонтов.
>>
>>[186K]
>Боюсь, кроме башни там мало чего сталинградского.
>К слову. Небезызвестная машина в Глухове (в/на), на которую было столько надежд по привязке - мало того что с виду была вполне правоверной харьковчанкой, так и установлена была на своё место ещё в войну по причине полного износа, на деле оказалась практически полностью скомплектована узлами 42-го года. Такие пироги.
Так что скорее только маска пушки))))

От КарАн
К Александр Буйлов (21.01.2017 23:00:39)
Дата 22.01.2017 00:12:43

? Корпус тоже 42-го? )))

То, что ремонт, понятно, но интересен именно он, как первооснова.
Тем более, в таком сохране. Впрочем, ты в курсе.

От Александр Буйлов
К КарАн (22.01.2017 00:12:43)
Дата 22.01.2017 00:19:45

Не, корпус 43-го)))

>То, что ремонт, понятно, но интересен именно он, как первооснова.
>Тем более, в таком сохране. Впрочем, ты в курсе.
И точно не СТЗ. Правда, похоже и не 112 и не 174. Остаются 183/ЧКЗ/УЗТМ, кто то из них. Но не 42-й год точно, что то из второй половины 43-го.

От КарАн
К Александр Буйлов (22.01.2017 00:19:45)
Дата 22.01.2017 00:56:18

Не знал, что в 43-м продолжали гнать корпуса с ранними рымами.

Ты ничего не перепутал?
https://reibert.info/attachments/gluhov-t-34-jpg.8484900/

От Берестовой Петр
К КарАн (22.01.2017 00:56:18)
Дата 22.01.2017 01:14:45

Это где?


>
https://reibert.info/attachments/gluhov-t-34-jpg.8484900/
Доброго вечера!
Это не тот памятник, на который танк заехал своим ходом (судя по видео и фото)? Он(памятник) уцелел?

От КарАн
К Берестовой Петр (22.01.2017 01:14:45)
Дата 22.01.2017 01:23:39

В Глухове, где и был. Целый, там все нормально с ним.

В 14-м или 15-м его перекрасили, с обдиром.
И заварили доступ. Они знают его ценность, но - чтобы его убрать с площади. нужно чем то заменить, для сохранения ансамбля мемориала, а это - бюджет не позволяет.

От Pav.Riga
К КарАн (22.01.2017 01:23:39)
Дата 22.01.2017 12:49:09

Re: В поселке Глубокий Ростовской области стоял в 1980-е Т-60...

>В 14-м или 15-м его перекрасили, с обдиром.
>И заварили доступ. Они знают его ценность, но - чтобы его убрать с площади. нужно чем то заменить, для сохранения ансамбля мемориала, а это - бюджет не позволяет.

В поселке Глубокий Ростовской области стоял в 1980-е годы .Т-60...Т-60 не частый памятник.
Интересно какова его судьба теперь ?

С уважением к Вашему мнению.

От Samsv
К Pav.Riga (22.01.2017 12:49:09)
Дата 28.01.2017 09:56:33

В Каменск-Шахтинском Т-70 есть. (-)


От Александр Буйлов
К Pav.Riga (22.01.2017 12:49:09)
Дата 22.01.2017 13:13:29

Несколько лет назад ещё стоял.

> В поселке Глубокий Ростовской области стоял в 1980-е годы .Т-60...Т-60 не частый памятник.
Мягко говоря... До появления стаи новоделов их ЕМНИП всего три было.

От Pav.Riga
К Александр Буйлов (22.01.2017 13:13:29)
Дата 22.01.2017 18:05:32

Re: Несколько лет...

>> В поселке Глубокий Ростовской области стоял в 1980-е годы .Т-60...Т-60 не частый памятник.
>Мягко говоря... До появления стаи новоделов их ЕМНИП всего три было.


Спасибо за сведения порадовался сохранности.


С уважением к Вашему мнению.

От Александр Буйлов
К КарАн (22.01.2017 00:56:18)
Дата 22.01.2017 01:13:21

Рымы разные были, особенно во второй половине войны.

>Ты ничего не перепутал?
Но там планки отражательные видно, по всем штатным местам. Их просто так наваривать - гемор, а в серии они как раз где то со второй половины 43-го и пошли. В принципе, сормовские пироги эти планки успели застать, но там по идее и поручни должны быть, и пробка механизма натяжения обязана торчать
>
https://reibert.info/attachments/gluhov-t-34-jpg.8484900/
Не пускает.

От КарАн
К Александр Буйлов (22.01.2017 01:13:21)
Дата 22.01.2017 01:16:09

Т.е. - 34-ка из Глухова, вставшая на могилу 2- 4 сентября 43-го-того же 43 года

выпуска?
http://f1.s.qip.ru/SwgAVPEI.jpg



Прикольно...

От Александр Буйлов
К КарАн (22.01.2017 01:16:09)
Дата 22.01.2017 01:24:41

Блин, мы о разном говорим)))

>выпуска?
>
http://f1.s.qip.ru/SwgAVPEI.jpg


Я всё ещё фото начала подветки обсуждаю, там тоже крюки вроде как не самые ранние.
Не, в Глухове вполне себе родная машина, и даже почти комплектная (правда сгнившая в труху) - я её несколько лет назад снаружи и изнутри облазал. Номера не нашёл, а вот пушка точно 42-го года
>Прикольно...

От КарАн
К Александр Буйлов (22.01.2017 01:24:41)
Дата 22.01.2017 01:33:55

Угу - если б еще фотик не сдох, совсем было бы хорошо.

Готовиться надо к "погружению"...
Они тебя там помнят.

От Александр Буйлов
К КарАн (22.01.2017 01:33:55)
Дата 22.01.2017 01:36:49

Был косяк... (-)


От КарАн
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 21:57:31

Надеюсь на то ,что ближе к маю узнаем

>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?
Как корпус(минимум)с новодельным(не полным)обвесом дожил до 43-го, и остался цел до нашего времени.

От Сергей Зыков
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 17:55:43

Т-34 для фильма "Жаворонок" 1964 г.

по воспоминаниям директора картины Ю.Джорогова вымолили из танковой части который там содержался командиром воевавшим на нём и клятвенно обещаяя вернуть после о чём сразу по завершении фильма забыли
(кстати маршал Захаров до середины 50-х по его мемуарам таскал за собой свой Як-3)



Глава четвертая
ТАНКИ... ОПЯТЬ ВОЙНА
Откровенно. говоря, ни зрительский успех «Крепостной актрисы», ни технический подвиг в освоении широкого формата любви к кинопроизводству во мне так и не возбудили. Я чувствовал себя не в своей тарелке и ностальгически тосковал по театру, где ежевечерне, заходя в зрительный зал, можно увидеть результат своего труда, вложенного в спектакль. Живое дыхание сцены, актерская импровизация — все это происходит сейчас, здесь, на твоих глазах. И зритель, пришедший посмотреть спектакль второй, третий раз, видит, как сценическое действо со временем становится гармоничнее, глубже...

■ ИВАН: (В. Гуренков): Ты понимаешь, какой сегодня день? Число сегодня какое?
ПЕТР (Г. Юхтин): А тебе не все ли равно?
ИВАН: Двадцать второе!.. Июня!..

Готовое кино, напротив, уже обречено на статичность восприятия, и повторные просмотры первой копии только подчеркивают неизбежные творческие огрехи. Что сделано, то сделано... Хозяевами картины становятся прокатчики, и любой работник киностудии, принимавший участие в создании фильма, становится в общую очередь к кассе кинотеатра, чтобы показать фильм любимой женщине или родственнику.
Тем не менее, мелькнувшая в титрах фамилия приобретает завораживающий смысл. Студийный работник невольно соблазняется этой приманкой и становится рабом кинематографа, непостижимо преданным своему хозяину.
Признаться, и мне льстило наличие в картине отдельного кадра с моим именем, и отчасти это тщеславие и стало засасывать меня в пучину кинопроизводства.
К 1962 году два любимых мною и давно знакомых ленинградских поэта Михаил Дудим и Сергей Орлов написали замечательный киносценарий о подвиге четырех безвестных солдатах-танкистах, сумевших вырваться из фашистского плена.
Оба автора были связаны нелегкой солдатской судьбой и многолетней творческой дружбой. Их публикации начались с фронтовых стихов, вошедших в золотой фонд поэзии военного времени. Сценарий с романтическим названием «Жаворонок» стал их первой работой в кинематографе. Дудина я знал давно и на всю жизнь запомнил его фронтовые стихи о шофере, который вез раненых с передовой и, когда заглох двигатель, чинил машину и отморозил руки.
Стихи кончались так: «...Доставившего раненых шофера Вносили санитары в медсанбат». О своей поэтической направленности Дудин лучше всего сказал сам:
Но мы живем на зависть всей земле!
И дерзости в простых сердцах у нас
Огонь неистребимый не угас.
Хочу, чтоб мысль и кровь друзей моих
Вошли в суровый откровенный стих.
Чтоб он неправдою не оскорбил
Торжественную тишину могил.
Сергей Орлов был не просто фронтовым поэтом. Он шел вперед на своем тяжелом танке и дошел бы до Берлина, если бы прямое попадание не подожгло его машину. Он горел в танке, тяжело раненный. Чудом товарищи вытащили его из пекла. Чудом спасли врачи, вернув с того света. Обезображенное огнем лицо не помешало ему стать одним из самых обаятельных мужиков в писательской среде и покорить сердце очаровательной и прекрасной поэтессы Юлии Друниной.
Лейтмотивом нашей кинобаллады стали его стихи, простые, как сам подвиг тех, о ком они говорят.
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой.
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
У меня, свидетеля и участника отечественной бойни, военные стихи этих поэтов до сих пор вызывают в горле мучительный спазм. Герои сценария совершили легендарный побег в начале 1942 года, когда немецкое командование, ошарашенное непробиваемостью брони русских танков, стало испытывать бронебойную артиллерию на трофейных тридцатьчетверках. Экипажи составлялись из военнопленных танкистов. Эти смертники маневрировали по полигону, подставляя машину под огонь немецких батарей.
Естественно, что предложение стать директором этой картины я принял без раздумий.
Мы были обязаны следовать исторической правде и разыскать танк старого образца, бывший на вооружении Красной Армии именно в начале 1942 года: узкая башня и пушка 76-го калибра. Новые танки, вооруженные длинной зенитной пушкой, появились в конце года и резко отличались по конфигурации башни.
Машина по замыслу была одним из главных героев киноповествования, и никакая бутафория для съемок не годилась.
Поиски оказались не из легких.
К началу шестидесятых годов по приказу Министерства Обороны вся старая техника была списана и пошла на переплавку для изготовления новых моделей.
Постановщик картины Никита Курихин был давно известен на киностудии как скандалист и творческий самодур. Он ни на какие компромиссы в вопросе выбора боевой машины не соглашался.
Нужный танк не находился, хотя пришлось объездить буквально половину страны. Наконец, помог конфиденциальный совет одного из больших армейских начальников.
Машину обнаружили в одной из воинских частей на Карельском перешейке. Командир подразделения во время войны был механиком-водителем на этом танке и сохранил его как реликвию вопреки приказам о списании. Танк был на ходу и использовался как учебный. Командира пришлось долго уговаривать. Подействовало обещание включить его фамилию в титры картины. Впоследствии, правда, по требованию Министерства Обороны этот титр был изъят, как разоблачающий какую-то тайну.


■ А это наш главный «герой» в миниатюре.

Помимо этого изготовили точную копию танка, но в пять раз меньшую. В ней с трудом размещался один человек в скрюченном положении и бензиновый мотор, придававший гусеницам двигательную возможность. Мини-танк был создан для съемок сцен, где должны были рушиться здания, линия электропередач, нефтебаза и т. п. Для этих объектов строились маленькие дешевые декорации — макеты.

■ Под стать главному «герою» строятся и дома.

Никто из будущих зрителей нашего обмана не заметил. А вот когда настоящим танком сокрушили памятник немецкому рыцарю, возведенный в натуральную величину в течение двух месяцев, многие потом сомневались в подлинности этого кадра. Кроме того, мы выпросили в военном училище разрезанный пополам учебный танк для съемок сцен внутри машины.
Перед выездом в киноэкспедицию нам предстояло снять всего один объект — танкоремонтную немецкую мастерскую. Режиссер в поисках подходящего места, как обычно, остановился на самом сложном варианте. Это был огромный пакгауз, забитый габаритными запчастями «Сельхозтехники». Сотни тонн металла пришлось вывезти и разместить на временное хранение, а после съемок вернуть обратно.
Из танкоремонтного завода пригнали почти половину наличной техники, чем напрочь вывели из строя подъездные пути к складу. Проезжая по раздолбанной дороге, начальство «сельхозтехники» долго поминало киностудию недобрыми словами. Надписи на стенах склада на немецком языке сохранились до сих пор.
Когда кончились съемки в Ленинграде, в сторону Закарпатья уже шли платформы с игровыми танками, автотранспортом и прочим съемочным имуществом. Там, в Мукачеве и Ужгороде, предстояла длительная киноэкспедиция. Архитектурный облик этих городов и окружающая природа как нельзя лучше совпадали с антуражем немецких поселков, где должны были происходить события фильма. Вокруг были проложены непривычно ухоженные дороги, что создавало атмосферу подлинности места действия.
Экспедицию готовил один из моих заместителей, старый знакомый Дмитрий Ильич Коптев. На эту картину я переманил его со студии телевидения, где он занимался организацией кинохроникальных съемок. Бывший кадровый офицер, он демобилизовался в чине полковника и был увешан боевыми орденами. Они крепились к специальному пиджаку, который Коптев привозил на работу в портфеле в праздничные дни Победы и Красной Армии. Его военный опыт и железная внутренняя дисциплина пришлись ко двору в наших военных делах, а неиссякаемый оптимизм быстро сделал его любимцем съемочной группы. Его стали ласково называть «наш Ильич». Впоследствии он сделался одним из ведущих директоров картин киностудии.
В Мукачево мы обосновались надолго и всерьез. Скоро стало заметно, что местное население относится к нам с суеверным страхом. Люди еще не опомнились от политических катаклизмов, происходивших на территории Закарпатья, и наш танк, периодически появлявшийся на улицах городка, естественно, наводил ужас на горожан. По поводу памятника рыцарю, который сооружали наши декораторы на центральной площади, ходили разнообразные тревожные слухи.
Население отгораживалось от наших съемок глухими ставнями окон. Нам это было на руку. Мы снимали, как и требовалось, на пустынных улицах. Город оживал, когда группа уезжала снимать в Ужгород или на военный полигон. Отношения значительно потеплели после денежных расчетов с местными жителями за участие в массовых съемках.
Любопытно, что именно с «Жаворонка» начал свою карьеру в кино в роли немецкого офицера артист Бруно Оя. Он был приглашен из Риги, где исполнял джазовые песенки в ресторане «Астория». О его актерских способностях еще никто не знал, но внешность полностью соответствовала режиссерскому замыслу. Бруно был утвержден на роль и справился с ней хорошо.
По вечерам в Мукачеве, скучая по своей основной профессии, он выходил из гостиницы с гитарой и ностальгически пел свои ресторанные шлягеры с прибалтийским акцентом. Местные представительницы прекрасного пола млели от восторга и всюду преследовали симпатичного певца.
Обладая баскетбольным ростом, Бруно имел обыкновение по ночам выламывать ногами спинку кровати. Возможно, к этому имели отношение и закарпатские девушки, но расходы по ремонту мебели приходилось оплачивать за счет картины. Один из объектов требовалось снять на поле, которое обрабатывают русские невольницы, угнанные в Германию. Там должен был появляться наш танк, вызывая у женщин надежду на избавление от рабства. Режиссеру требовался колоритный пейзаж, полное отсутствие каких-либо строений и даже особое небо. Выбрано было самое недоступное место в окрестностях Мукачева, на горе, куда мог подняться только гусеничный транспорт. Даже местному населению там выдавали раз в месяц муку, ибо свежий хлеб доставить на гору было невозможно. В связи с этим у администрации возникли почти неразрешимые проблемы. И тут развернулся тактический талант Коптева. Были организованы челночные рейсы двух танков из местного гарнизона, завезены военные палатки для проживания съемочной группы и актеров, построен навес с гордой вывеской «Ресторан „Жаворонок"», где было организовано трехразовое питание. Технику затащили также при помощи танков.
Надо сказать, что сцена, снятая на этой горе, стала, пожалуй, лучшей в фильме и выжимала слезу из всех категорий кинозрителей.
Не обошлось, правда, и без несчастных случаев. Из высокого штабеля ящиков с реквизитом один свалился на палатку, в которой отдыхала актриса. Ящик угодил женщине по голове и вызвал легкое сотрясение мозга.
Пришлось по рации вызывать санитарный вертолет. Отчасти тут повезло. Снималась сцена с участием большой злющей собаки. Она не разобралась, на кого ее травят, и прокусила ближайшему от нее актеру яйцо. Артиста успели отправить в больницу тем же вертолетным рейсом. К счастью, серьезных последствий обе травмы за собой не повлекли.
В одной из главных ролей снимался уже известный киноартист Геннадий Юхтин, отличавшийся врожденным тактом и внутренней интеллигентностью. Мы быстро подружились с ним, и, когда Гена приезжал на съемки, я поселял его на свободное место в свой номер. Единственный в гостинице телефон стоял у моей кровати и трезвонил круглосуточно. Народ посещал номер толпами. Юхтин не зароптал ни разу. Напротив, он старался делать вид, что ему отлично спится в этой обстановке. Его фантастическое терпение поражает меня до сих пор.
Самый героический поступок на наших съемках тоже совершил Юхтин.
В картине была сцена, когда его герой, по пятам преследуемый немцами с собаками, в изнеможении падает на пригорок. Погоня уже почти настигает его, когда из-за пригорка появляется наша тридцатьчетверка. Водитель принимает отчаянное решение, наезжает на лежащего, оставляя его между гусеницами, и затаскивает в танк через нижний люк.
Каскадера для этого трюка у нас не было.
Пока мы бурно обсуждали, как снимать этот кадр, Юхтин тихо вышел из номера.
— Ребята, — спокойно сказал он, вернувшись, — снимать надо правдиво. Я примерился. Там до гусениц сантиметров по пятнадцать остается. Я лягу сам.
В этом случае следовало взять у Юхтина расписку о личной ответственности за свою безопасность, но я постеснялся. Отвечать за исход, таким образом, приходилось мне.
Мы с механиком-водителем отправились на пригорок репетировать с куклой, которая по киношному зовется «жмурик».
Механик, щуплый сержант-сверхсрочник из танковой части, отнесся к заданию очень серьезно, чувствуя себя участником творческого процесса. Вдоволь натренировавшись, водитель выполнил маневр с участием Юхтина с филигранной точностью. Пострадавших не было, за исключением одной из собак, которую поцарапало траком. Но на ней все быстро зажило, все-таки она была собака.
Помню, что за выполнение трюка я велел выдать Юхтину 75 рублей, половину из которых он тут же истратил на коньяк для сочувствовавших.
Мы с Геной напились в номере. Руки у нас перестали дрожать только после третьего стакана. Тут на меня особенно остро хлынули воспоминания о собственной военной судьбе. Незадолго до победы мне пришлось почти месяц выбираться из немецкого тыла по чужим польским лесам без компаса и документов. Отдаленное гавканье деревенской собаки чудилось мне лаем фашистских овчарок. Я снова начинал умирать от голода, как было уже со мной в блокадном Ленинграде. Когда, наконец, я выбрался на ничейную полосу, меня обстреляли свои. Очнуться довелось в Новосибирске, в госпитале для немецких военнопленных. Демобилизовали меня в качестве инвалида войны 10 мая 1945 года на другой день после дня Победы. Одновременно пришел приказ о присвоении самого младшего офицерского звания.
Как ни тяжелы были воспоминания, они сроднили меня с этой картиной, и я стал осознавать, что кино засосало меня надолго.
Когда мы уже отходили ко сну, Геннадий спросил:
— Мне завтра сниматься до погони или после?
— А тебе не все равно?
— Мне-то все равно, да вот сапог. Видишь, подошва отвалилась. Если — до, придется чинить. — Где это тебя так угораздило?
— Да гусеницей задело. Не рассчитал я как-то. Еле ногу выдернул. А сапог смяло.
Юхтин поведал об этом настолько буднично, что мурашки, возникшие у меня на коже сразу куда-то делись.
Оказалось, что уже в танке Гена замотал сапог изоляционной лентой и об этой подробности ни на съемке, ни позднее никому не сообщал.
Подвиги Юхтина этим не ограничились. Снималась сцена, где мучимый жаждой экипаж подъезжает на танке к немецкой пивной. В разбитое окно снаружи просовывается ствол пушки. Под этим единственным прикрытием в зале появляется безоружный русский солдат в шлеме танкиста, чтобы на глазах перепуганных посетителей добыть вожделенную влагу для беглецов. Для этой съемки был приобретен бочонок пива, которым наполняли кружки для массовки. Безоружным смельчаком был герой Юхтина. Гена должен был подойти к стойке, открыть кран и жадно пить из него.
Сначала снимали кадры появления и ухода танкиста из пивной с кружками в руках, так как боялись, что бьющая из крана струя быстро иссякнет.
Юхтин в последнем кадре, на крупном плане, играл, как всегда, предельно достоверно. Он добросовестно вливал в себя жидкость и к четвертому дублю заметно раздобрел.
Когда режиссер потребовал снять кадр еще раз, из крана, шипя, пошла только пена. Может быть, это и спасло Гену. Впоследствии Юхтин в течение года испытывал острую аллергию на пиво.
Перед тем, как закончить главу, я перечитал сценарий, изданный отдельной книжкой. Могучий поэтический заряд романтики, заключенный в прозе сценарных строек, к сожалению, не выстрелил до конца в экранном варианте. Картина получилась более приземленной. Некоторые задумки не удалось выполнить по чисто техническим причинам.
Тут вспомнился бытующий в кино анекдот про двух крыс, грызущих пленку в фильмохранилище. Одна из них говорит: — А сценарий-то был значительно вкуснее.
«Жаворонка» мы сдали успешно, почти без поправок. До сих пор картину иногда показывают по телевизору в День танкиста. Я смотрю фильм от начала до конца и всегда горжусь своим участием в этом кинодействии.
Долгое время на дворе студийного филиала стоял наш танк. Хозяину его не вернули. Потом разворовали всю начинку, и студия благополучно выполнила план по сдаче металлолома.

■ Пятый дубль — пятый литр пива. (Впоследствии в связи с антиалкогольной кампанией этот кадр был изъят из всех фильмокопий.)

Маленький танк некоторое время был реликвией его создателей — коллектива механического цеха. Когда экспонат начал ржаветь, его разобрали на запчасти.
Второй режиссер картины Леонид Менакер был внесен в титры как режиссер-постановщик. Ныне он имеет за плечами ряд самостоятельных работ и стал художественным руководителем одного из творческих объединений киностудии. Своим бывшим соратникам он кланяется несколько свысока.
Бруно Оя быстро пошел в гору и вскоре стал популярным киноартистом. Особенную известность ему принесло участие в боевике «Никто не хотел умирать», где он исполнил одну из основных ролей.
Впоследствии Бруно женился на молодой польской актрисе, уехал жить в Варшаву и процветает в европейском кино. Теперь российские киностудии вызывают его на съемки, но уже как иностранного артиста.
Коллектив картины постепенно распался. Я же корпел над финансовым отчетом, ездил на встречи с первыми зрителями нашей кинобаллады и мечтал о законном отпуске. Шел четвертый год непрерывного труда. Однако мечтам не суждено было сбыться. Но об этом в следующей главе.


От Exeter
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 16:44:02

Re: Про Т-34...


Здравствуйте, уважаемый jazzist!

Согласно докладу командующего БТ и МВ СА Богданова начальнику ГШ Штеменко о состоянии укомплектованности СА средними танками от 12.08.1950, "на штатном укомплектовании находятся танки Т-34 с 76-мм пушкой в количестве 1969 машин".

Это из 5-го тома сбоника исторических документов ГАБТУ.

По моим сведениям, Т-34 с 76-мм пушкой были в войсках еще и в 1953 г.


С уважением, Exeter

От BP~TOR
К Exeter (21.01.2017 16:44:02)
Дата 21.01.2017 23:04:58

Re: Про Т-34...


>По моим сведениям, Т-34 с 76-мм пушкой были в войсках еще и в 1953 г.
http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuT5455/SuT5455002.jpg


это фото подписывают как

Танк Т-34 обр. 1942 г. Район г. Ново-Борисов, август 1954 г.


От Усман
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 16:06:13

Ну, в КНДР на 2012 год как минимум один живой Т34-76 был

Здравствуйте!
>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?

Вот здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=Up7ZuBXs3NU

Танк, конечно, скорее всего тренировочный, но в любом случае не музейный и действующий.

>ша-ба-да-ба-да фиА...
С уважением, Усман

От Москалев.Е.
К Усман (21.01.2017 16:06:13)
Дата 22.01.2017 12:51:28

Re: Ну, в...

Приветствую

Если на 0.30, то это нормальная 85я тридцатьчетверка.
Просто башня влево повернута

С уважением Евгений

От Усман
К Москалев.Е. (22.01.2017 12:51:28)
Дата 22.01.2017 15:41:23

Ну, тогда есть вот такое

Здравствуйте!
>Приветствую

http://s23.postimg.org/un8m1qr3f/564f.jpg



>С уважением Евгений
С уважением, Усман

От Александр Буйлов
К Москалев.Е. (22.01.2017 12:51:28)
Дата 22.01.2017 13:18:36

Не, не 85-я никак.

> Если на 0.30, то это нормальная 85я тридцатьчетверка.
>Просто башня влево повернута
Врать не буду - видно плохо, но похожа на омичку.

От Москалев.Е.
К Александр Буйлов (22.01.2017 13:18:36)
Дата 22.01.2017 15:14:19

Re: Не, не...

Приветствую
>Врать не буду - видно плохо, но похожа на омичку.
На Омскую похож, но на мой "вкус" не очень.
Видно действительно плохо

С уважением Евгений

От Grozny Vlad
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 10:40:01

Знакомый служил в 1975 году на Камчатке на Т-34-85

Командирская машина, после войны прошла модернизацию, но на лобовом листе стояла заплатка на сквозной пробоине...

Грозный Владислав

От А.Никольский
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 09:08:34

были фото Т-34-76 на службе в начале и середине 50-х гг (-)


От Forger
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 08:27:56

Re: Про Т-34...

Машина перед заводоуправлением КМК, выпуск 1944 год, подрыв на мине в Восточной Пруссии, ремонт, служба в армии,модернизация - замена катков, потом перевели в Хакасию, стояла на хранении, затем памятник

От Александр Буйлов
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 02:35:25

Не особо.

>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?
Бывало, конечно, всякое. Но большинство - "на одну операцию". Достоверно по всему парку не скажу, но по нескольким частям, по которым есть номера на коней войны - большинство машин вначале крупной операции довольно свежие, с пробегом порядка 300 км. Машин с пробегом порядка 1000 км, то есть оставшихся с предыдущей операции - единицы. По началу войны примерно то же самое: например по 17 тбр машины, полученные при формировании были потеряны примерно за 3 недели. По 19 ЕМНИП отвоевали дольше, но о машинах выпуска примерно сентября в середине зимы писали как о предельно изношенных, при том что большую часть времени они никуда не ездили.
Но исключения бывали. Вплоть до того, что в 44-м под Львовом нашли потерянные ещё в 41-м машины и некоторые восстановили как тягачи.
В целом, если судить по сохранившимся на памятниках машинах - практически вся воевавшая техника была очень быстро списана. Большинство машин военного выпуска или утопленники, поднятые после войны, или установлены ещё в войну. Из того, что у меня есть по номерам - Т-34-85 выпуска до апреля 45-го встречаются крайне редко, менее 10% от всех сохранившихся машин. 44-го года вообще единицы.
Цифры по памяти, так что могут быть некоторые неточности.
>а то я в танках как...

>ша-ба-да-ба-да фиА...

От jazzist
К Александр Буйлов (21.01.2017 02:35:25)
Дата 21.01.2017 16:27:50

Спасибо (остальным участникам тоже спасибо)

т.е. часть начинает операцию практически с новой техникой, правильно я понимаю?
или эта новая техника может на самом деле быть старше, но прошедшая ремонты?

собственно, вопросы от того, что на работе разговорились, а в танковых делах мы с коллегами нули полнейшие. Опыт на уровне автолюбилетелей...

судя по ответам на ветке - старые машины это буквально единичные случаи.

ша-ба-да-ба-да фиА...

От Червяк
К jazzist (21.01.2017 16:27:50)
Дата 21.01.2017 19:17:46

Re: Спасибо (остальным...

Приветствую!
>т.е. часть начинает операцию практически с новой техникой, правильно я понимаю?
>или эта новая техника может на самом деле быть старше, но прошедшая ремонты?

>собственно, вопросы от того, что на работе разговорились, а в танковых делах мы с коллегами нули полнейшие. Опыт на уровне автолюбилетелей...

>судя по ответам на ветке - старые машины это буквально единичные случаи.

>ша-ба-да-ба-да фиА...
Как мне рассказывал один бывший механик-водитель из армии Лелюшенко, то никогда "в прорыв" на старой технике не шли. Даже если какие-то танки оставались после предыдущей операции, то их отдавали отдельным бригадам и полкам.
Глубина операции танковой армии довольно велика, так что идти в нее с танками с весьма ограниченным ресурсом не рисковали. У непосредственной поддержки пехоты задачи другие, так что остановившийся из-за поломки танк менее критичен.
С уважением

От Andrey~65
К jazzist (21.01.2017 16:27:50)
Дата 21.01.2017 18:30:36

Re: Спасибо (остальным...

>т.е. часть начинает операцию практически с новой техникой, правильно я понимаю?
>или эта новая техника может на самом деле быть старше, но прошедшая ремонты?
Скорее всего так:
1. Перед началом операции накапливаются/формируется потребный на нее наряд сил.
2. В частях, назначенных к проведению операции идет пополнение личным составом и техникой.
3. Техника может быть новой, ремонтной, переданной из других частей.
В ходе проведения операции часть "стачивается", если потери большие, то оставшаяся матчасть передается на пополнение "соседей" а личный состав едет в тыл за новой.

От RTY
К Александр Буйлов (21.01.2017 02:35:25)
Дата 21.01.2017 10:49:16

Re: Не особо.

>>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?
>Бывало, конечно, всякое. Но большинство - "на одну операцию". Достоверно по всему парку не скажу, но по нескольким частям, по которым есть номера на коней войны - большинство машин вначале крупной операции довольно свежие, с пробегом порядка 300 км. Машин с пробегом порядка 1000 км, то есть оставшихся с предыдущей операции - единицы. По началу войны примерно то же самое: например по 17 тбр машины, полученные при формировании были потеряны примерно за 3 недели. По 19 ЕМНИП отвоевали дольше, но о машинах выпуска примерно сентября в середине зимы писали как о предельно изношенных, при том что большую часть времени они никуда не ездили.
>Но исключения бывали. Вплоть до того, что в 44-м под Львовом нашли потерянные ещё в 41-м машины и некоторые восстановили как тягачи.
>В целом, если судить по сохранившимся на памятниках машинах - практически вся воевавшая техника была очень быстро списана. Большинство машин военного выпуска или утопленники, поднятые после войны, или установлены ещё в войну. Из того, что у меня есть по номерам - Т-34-85 выпуска до апреля 45-го встречаются крайне редко, менее 10% от всех сохранившихся машин. 44-го года вообще единицы.

А это не могут быть машины, построенные заново из более ранних корпусов с перебитием номера?
Корпусу-то что будет, он не изнашивается.

От Александр Буйлов
К RTY (21.01.2017 10:49:16)
Дата 21.01.2017 11:53:54

По таким машинам есть определённая ясность.

>А это не могут быть машины, построенные заново из более ранних корпусов с перебитием номера?
>Корпусу-то что будет, он не изнашивается.
При выпуске новых танков на 174-м заводе использовались капитально отремонтированные корпуса 180-го завода. Ни про какие иные узлы этих танков не известно, что они были не новыми. Такие танки считались новыми, имели новый серийный номер.
Кроме 180-го завода известно, что корпуса капиталил и 112-й завод, но там скорее всего они шли на ремонтные танки. Потому как кроме применения в Омске корпусов 180-го завода иных таких фактов не известно. Всего, ЕМНИП, было изготовлено менее 2 тыс машин с использованием ремонтных корпусов за весь период производства.

От RTY
К Александр Буйлов (21.01.2017 11:53:54)
Дата 21.01.2017 14:34:13

Re: По таким...

>>А это не могут быть машины, построенные заново из более ранних корпусов с перебитием номера?
>>Корпусу-то что будет, он не изнашивается.
>При выпуске новых танков на 174-м заводе использовались капитально отремонтированные корпуса 180-го завода. Ни про какие иные узлы этих танков не известно, что они были не новыми. Такие танки считались новыми, имели новый серийный номер.
>Кроме 180-го завода известно, что корпуса капиталил и 112-й завод, но там скорее всего они шли на ремонтные танки. Потому как кроме применения в Омске корпусов 180-го завода иных таких фактов не известно. Всего, ЕМНИП, было изготовлено менее 2 тыс машин с использованием ремонтных корпусов за весь период производства.

Почему так мало?
Большой процент безвозврата, или изношенные резали прямо на месте вместо того, чтобы везти обратно через всю страну?

От Александр Буйлов
К RTY (21.01.2017 14:34:13)
Дата 21.01.2017 16:09:57

сложно это

>Почему так мало?
>Большой процент безвозврата, или изношенные резали прямо на месте вместо того, чтобы везти обратно через всю страну?
Возить железо туда-сюда, каждый корпус индивидуально дефектовать, ремонтировать по индивидуальной схеме. За годы производства на нескольких заводах накопилось большое количество несовместимых конструкций, которые как то нужно приводить к общему знаменателю.
В то же время уже к середине войны производство корпусов поставлено на поток, оптимизировано было всё что можно - даже броню катали сразу в размер по ширине листа (если окажешься у Желтова, подойди к "Комгаронке", там на вырезе борта хорошо видно что бортовые листы не имеют вообще никакой обработки сверху и снизу, просто следы прокатки и всё).

От Andrey~65
К RTY (21.01.2017 10:49:16)
Дата 21.01.2017 11:36:05

Re: Не особо.

>А это не могут быть машины, построенные заново из более ранних корпусов с перебитием номера?
>Корпусу-то что будет, он не изнашивается.
Если не горел.
Известны фото Т-34/85 на корпусе производства СТЗ. А это как минимум замена подбашенного листа.
Как такие машины считать - отремонтированные или изготовленные заново? Полагаю, что формулар на нее писался новый, и шла она как "изготовленная".
http://photo.rumodelism.com/page.php?page=47

От RTY
К Andrey~65 (21.01.2017 11:36:05)
Дата 21.01.2017 14:32:36

Re: Не особо.

>>А это не могут быть машины, построенные заново из более ранних корпусов с перебитием номера?
>>Корпусу-то что будет, он не изнашивается.
>Если не горел.
>Известны фото Т-34/85 на корпусе производства СТЗ. А это как минимум замена подбашенного листа.

Если имеется в виду памятник в/на, то, насколько я знаю, есть сомнения в том, что это не вариант "приложили на памятник".

Что касается замены подбашенного листа - а нафига его заменять, что мешает по шаблону увеличить диаметр погона и перенасверлить нужных отверстий?

От Andrey~65
К RTY (21.01.2017 14:32:36)
Дата 21.01.2017 15:36:07

Re: Не особо.

>Если имеется в виду памятник в/на, то, насколько я знаю, есть сомнения в том, что это не вариант "приложили на памятник".

>Что касается замены подбашенного листа - а нафига его заменять, что мешает по шаблону увеличить диаметр погона и перенасверлить нужных отверстий?
1. Аргумент. Но в "наше время" сталинградский корпус должен встречаться реже, нежели башня с 85-мм орудием.
2. Дорабатывать подбашенный лист под установку нового погона - в полазаю в заводских условиях возможным. Но сверление в броне установочных отверстий... Не прще ли лист переварить?

От RTY
К Andrey~65 (21.01.2017 15:36:07)
Дата 22.01.2017 01:40:39

Re: Не особо.

>>Если имеется в виду памятник в/на, то, насколько я знаю, есть сомнения в том, что это не вариант "приложили на памятник".
>
>>Что касается замены подбашенного листа - а нафига его заменять, что мешает по шаблону увеличить диаметр погона и перенасверлить нужных отверстий?
>1. Аргумент. Но в "наше время" сталинградский корпус должен встречаться реже, нежели башня с 85-мм орудием.

Так памятник этот не в "наше время" ставили-то. А башню могли взять какую-нибудь дефеrnную-горевшую и тд.

>2. Дорабатывать подбашенный лист под установку нового погона - в полазаю в заводских условиях возможным. Но сверление в броне установочных отверстий...

1) При наличии мощной дрели и хороших сверел - почему нет? Зависит, конечно, от свойств конкретной детали. Немецкую броню сверлили, правда изнутри танка.
2) Можно, наверное, и не сверлить, а прожигать газом - если есть чем срезать образующиеся наплывы. Насколько я понимаю, большая точность там не нужна, лишь бы детали прилегали и болты пролезали.

>Не прще ли лист переварить?

Чтобы его переварить, его сначала надо грамотно отрезать, а он фигурный. Где-то взять новый лист (например, оторвать от битого танка). Подогнать новый лист к старому корпусу - корпуса разных заводов и годов выпуска отличались. Подготовить все это к сварке - всякая зачистка кромок и тд. Ну и, собственно приварить. Причем, варить надо хорошо, потому что подбашенный лист испытывает значительные нагрузки как при движении танка (башня прыгает), так и при выстреле.
В общем, несколько сложнее, чем заплатку приварить.

Так что, если вариант со сверлением реальный - лично я бы, конечно, сверлил.

Есть (сейчас) люди, которые пытаются из копаных кусков варить корпуса. Ругаются, что сварка держится плохо. Не знаю, почему - не специалист.

От Александр Буйлов
К Andrey~65 (21.01.2017 15:36:07)
Дата 22.01.2017 01:36:08

Это вы не Ахтырку часом обсуждаете?

>>Если имеется в виду памятник в/на, то, насколько я знаю, есть сомнения в том, что это не вариант "приложили на памятник".
Это вообще занятная машина. Мало того, что корпус СТЗ (вполне себе нормально доработанный до 85-х машин), башня 183, у него ещё и номер от 112, причем набит "не по сормовски")))
Физически такой комбинации с завода уйти не могло, ни с какого. Занятный кадавр.

От RTY
К Александр Буйлов (22.01.2017 01:36:08)
Дата 22.01.2017 01:41:23

Re: Это вы...

>>>Если имеется в виду памятник в/на, то, насколько я знаю, есть сомнения в том, что это не вариант "приложили на памятник".
>Это вообще занятная машина. Мало того, что корпус СТЗ (вполне себе нормально доработанный до 85-х машин), башня 183, у него ещё и номер от 112, причем набит "не по сормовски")))
>Физически такой комбинации с завода уйти не могло, ни с какого. Занятный кадавр.

А внутрь кто-нибудь залезал?

От Александр Буйлов
К RTY (22.01.2017 01:41:23)
Дата 22.01.2017 01:53:32

Не залезть.

>А внутрь кто-нибудь залезал?
участник Coast70 её отснял весьма подробно, за что ему большое спасибо.
Внутри у неё гора мусора и штатная 85-шная "начинка". По крайней мере и баки бортовые с уширениями под широкий погон, и щиток соответствующий.

От RTY
К Александр Буйлов (22.01.2017 01:53:32)
Дата 22.01.2017 10:12:45

Re: Не залезть.

>>А внутрь кто-нибудь залезал?
>участник Coast70 её отснял весьма подробно, за что ему большое спасибо.
>Внутри у неё гора мусора

Ну, это во всех памятниках, похоже, одинаково. В Европе тоже так.

>и штатная 85-шная "начинка". По крайней мере и баки бортовые с уширениями под широкий погон, и щиток соответствующий.

Т.е. это реальный танк, а не башня, лежащая на корпусе?

От Александр Буйлов
К RTY (22.01.2017 10:12:45)
Дата 22.01.2017 11:53:11

Да, реальный. (-)


От Александр Буйлов
К Александр Буйлов (22.01.2017 01:53:32)
Дата 22.01.2017 02:01:40

Башня, у неё, кстати s/n 40594

Возможно на самом деле января 45-го, хотя отливка выглядит более поздней. Но литьевого номера не видно, так что может и правда.
Машина скорее всего на самом деле 174-го завода где то так марта-апреля 45-го, башни они от 183 получали иногда, в рамках техпомощи. А номер могли и после войны перебить, такие истории зафиксированы.

От john1973
К Александр Буйлов (21.01.2017 02:35:25)
Дата 21.01.2017 03:47:27

Re: Не особо.

>В целом, если судить по сохранившимся на памятниках машинах - практически вся воевавшая техника была очень быстро списана. Большинство машин военного выпуска или утопленники, поднятые после войны, или установлены ещё в войну. Из того, что у меня есть по номерам - Т-34-85 выпуска до апреля 45-го встречаются крайне редко, менее 10% от всех сохранившихся машин. 44-го года вообще единицы.
Может ли быть причиной этому каннабализация небоеспособных машин? Например, снятие гусениц, АКБ (как самый простой пример)?

От Александр Буйлов
К john1973 (21.01.2017 03:47:27)
Дата 21.01.2017 11:56:17

Где то попадалась информация (+)

>>В целом, если судить по сохранившимся на памятниках машинах - практически вся воевавшая техника была очень быстро списана. Большинство машин военного выпуска или утопленники, поднятые после войны, или установлены ещё в войну. Из того, что у меня есть по номерам - Т-34-85 выпуска до апреля 45-го встречаются крайне редко, менее 10% от всех сохранившихся машин. 44-го года вообще единицы.
>Может ли быть причиной этому каннабализация небоеспособных машин? Например, снятие гусениц, АКБ (как самый простой пример)?
о плановом списании воевавшей техники как предельно изношенной в период 45-46гг, но где - уже не помню.

От smertch
К jazzist (21.01.2017 02:10:04)
Дата 21.01.2017 02:30:48

Re: Про Т-34...

>мог Т-34 выпуска, скажем, 1942 года довоевать до Берлина или чего-то подобного?

>а то я в танках как...

>ша-ба-да-ба-да фиА...

Фото Т-34\76 с башней-гайкой в Берлине есть. Т-34\76 завода Красное Сормово в феврале 45го в Германии - фото есть.
У моего тестя (60-70гг, ГСВГ, зампотех) - 2 внештатных Т-34\85, у обоих в бортах застряли сердечники от бронебойных снарядов, у них просто обрезали выступающие части, чтобы не цепляться, не выбивали и даже не заваривали толком. Эхо войны.

'Не трудись, не порти новой карты планами беспочвенных побед...' (с)

От Исаев Алексей
К smertch (21.01.2017 02:30:48)
Дата 21.01.2017 20:15:56

Что, прям сердечники из карбида вольфрама обрезали? (-)


От smertch
К Исаев Алексей (21.01.2017 20:15:56)
Дата 21.01.2017 23:24:27

Re: Что, прям...

Я, знаете ли, сам срочную в танковом рембате проходил и неожиданным способностям наших Кулибиных не удивляюсь. Зная моего тестя и волшебный прием "дембельский аккорд" удивляюсь еще меньше. Кстати, даже в дремучие 60-70гг алмазные надфили и различные корундовые точильные дела в СССР имелись. А по части тратить электронные микроскопы на забивание гвоздей и нестоянием за ценой военные всегда были мастера.

'Не трудись, не порти новой карты планами беспочвенных побед...' (с)

От МУРЛО
К smertch (21.01.2017 23:24:27)
Дата 22.01.2017 07:50:34

Ага, вспоминая увлечение распиливанием вдоль и поперек. (-)


От Инженер-109
К Исаев Алексей (21.01.2017 20:15:56)
Дата 21.01.2017 21:06:27

Автоген его берет? (-)