Добрый день
>о фактической невозможности вести разведработу?
Вы полагаете, что массовые репрессии выбили серьезное количество агентуры, к примеру, польской разведки и серьезно затруднили ее работу. То есть, что до того работать тем же полякам было легче. Поскольку таковые начались в 1937 году, то смотрим на весьма благополучный и незамутненный альбомными операциями и бзиком Ежова по польской разведке 1934 год. И читаем рапорт тогдашнего начальника реферата “Восток” 2-го отдела поручика Й. Незбржицкого от 11 марта 1934 года: “На сегодняшний день по вербовочной базе для глубинной разведки создалась безнадежно тяжелая обстановка. В первую очередь я должен обратить внимание на то, что полная изоляция от советской территории привела к абсолютной невозможности вербовок на советской территории из-за отсутствия там вербовочной базы. Я никогда не предполагал, что исчерпание и изоляция российской эмиграции от советской территории может играть для нас столь значительную роль… Изменилось также и положение с возможностью ведения наблюдения. Все труднее становятся перемещения по территории (паспортизация, привязка населения к местам проживания). Постоянные депортации, колонизация и эмиграция опустошили районы, служившие нам источником информации. Проще говоря, в 1934 году мы пожинаем плоды деятельности целых рядов наших предшественников, работавших в несравнимо более легких условиях и приведших к полному исчерпанию источников вербовки”
Что из сего следует: А то, что поручик с трудновоспроизводимой фамилией ни словом не обмолвился о том, что, мол, слава Богу, есть этнические поляки, мы опираемся на них и т. д. То есть в период до массовых операций по польской диаспоре никакой радости от ее наличия в СССР польские разведчики не испытывали, она ими в работе практически не использовалась.
Добрый день
>"Постоянные депортации, колонизация и эмиграция опустошили районы, служившие нам источником информации".
Польская разведка располагала в РСФСР/УССР/БССР/СССР серьезными разведывательными возможностями, но события 20-х и начала 30-х годов нанесли сильный удар по ее агентуре. Нигд не сказано, что этот удар имел причиной выселение польской диаспоры (которого к 1934 году, естественно, не было). Именно потому Небржицкий об этом факторе и не упомянул.
Не понимаю, отчего Вы так держитесь за свою теорию о широкой вербовке разведкам их диаспоры? Всемерное ограниение использования ее в агентурных операциях - азбука разведработы. Потому что усиленное внимание к этническим меньшинствам - агбука контрразведки, и в нормальной ситуации резидентуры не стали бы заведомо подставляться.
Возможно, Вы полагаете, что, к примеру, прибывший в СССР вербовщик эстонской развеки не знал никаких яхыков, помимо родного, и по этой причине вынужден был ограничить свою жеятельность вербовкой соплеменников? :-)