От kartonwagen
К Мазила
Дата 11.10.2016 01:30:04
Рубрики WWII; Танки;

Re: Лево руля...

Ну у КВ механик сидит скорее все же в центре:
http://www.tank2.ru/img/model/232/3393kv-1-001s01.jpg



Точно про Т-34 не знаю, но могу предположить - по старой традиции командир танка управлял мехводом при помощи ног: в какой бок пнет сапогом, туда и повернет ;-)
Командир сидит слева т.к. попутно исполняет обязанности наводчика, вот и механик с лева.

Хотя это могло сложиться и чисто исторически, перейти от других танков, например от Т-26.

От zamok
К kartonwagen (11.10.2016 01:30:04)
Дата 11.10.2016 16:43:01

Re: Лево руля...




>Точно про Т-34 не знаю, но могу предположить - по старой традиции командир танка управлял мехводом при помощи ног...
>Командир сидит слева т.к. попутно исполняет обязанности наводчика, вот и механик с лева.

Отчасти вы правы. Только, до осени 1941 г., командир Т-34 сидел справа и был одновременно заряжающим. А вот для командира орудия (наводчика) связь "ногами" была необходимой. В первую очередь, дабы подать условные тычки "Короткая" и "Дорожка".

>Хотя это могло сложиться и чисто исторически, перейти от других танков, например от Т-26.
У Т-26, изначально, командир сидел в правой башенке.

От SadStar3
К zamok (11.10.2016 16:43:01)
Дата 12.10.2016 04:18:32

Дорожка сообщает мех командиру т.е. можно стрелять с хода (-)


От zamok
К SadStar3 (12.10.2016 04:18:32)
Дата 12.10.2016 09:57:28

Re: Дорожка сообщает...

Команда "Дорожка" - именно команда. Она, действительно, подавалась при стрельбе с ходу. По этой команде, мех-вод, выключал ГФ и машина шла накатом, замедляя движение. После выстрела, мех-вод включал ГФ самостоятельно, без команды.

От Сергей Зыков
К zamok (12.10.2016 09:57:28)
Дата 15.10.2016 14:02:49

Re: Дорожка сообщает...

>Команда "Дорожка" - именно команда.
по вам из подбитого танка яростно стреляют с нагана :)
http://armor-kiev-ua.livejournal.com/27711.html

От zamok
К Сергей Зыков (15.10.2016 14:02:49)
Дата 16.10.2016 14:06:13

Re: Дорожка сообщает...


>по вам из подбитого танка яростно стреляют с нагана :)
>
http://armor-kiev-ua.livejournal.com/27711.html
Спасибо за "наводку". К сожалению, не имею аккаунта в ЖЖ, посему, воспользуюсь, для ответа, вашей страничкой. Хотелось бы передать сердечное спасибо ув. Чобитку за то, что удостоил меня аргументированным ответом. Но, вынужден не согласиться с его очень громкими аргументами. Во-первых, в "Наставлении по огневому делу. Стрельба из танков", в ст. 104, черным по бумаге написано:"...механик-водитель должен:
— в пределах боевого курса, выбирать наиболее удобный путь для движения танка;
— на участках, благоприятных для стрельбы, замедлять движение самостоятельно или по команде командира танка, замедление делается на 6—8 сек." Следовательно, режим движения все же должен быть изменен. Во-вторых, "чушь" нес фронтовик, провоевавший на танках всю войну - с 1941 г. В последствии - преподаватель технологии металлов в Харьковском танковом училище. Это же утверждение встречал и у ветеранов-танкистов на Иремембер. По второму пункту - к сожалению, Свирин (а именно его слова я приводил), высказаться не может. По третьему пункту (про клоунов) - а зачем доказывать заведомую глупость? Мой сын пользовался офицерской линейкой, в младших классах школы. Но офицером не стал и, даже, не мечтал.

От Пехота
К SadStar3 (12.10.2016 04:18:32)
Дата 12.10.2016 04:49:44

Вообще-то наоборот: командует командир (-)


От SadStar3
К Пехота (12.10.2016 04:49:44)
Дата 13.10.2016 02:53:40

ИМХО мех видит впереди ровный участок и сообщает камандиру (-)


От SadStar3
К SadStar3 (13.10.2016 02:53:40)
Дата 13.10.2016 02:56:09

Цитата

ТАНК Т-34 в БОЮ. Краткое пособие

76. Механик-водитель всемерно способствует созданию более благоприятных условий для ведения огня. Он должен корректировать огонь и, кроме того, докладывать:
а) при необходимости в повороте: - "Поворот вправо (влево)";
б) при подходе и преодолении препятствий - "Препятствие";
в) при подходе к ровной местности, удобной для стрельбы, - "Дорожка".

От zamok
К Пехота (12.10.2016 04:49:44)
Дата 12.10.2016 09:59:39

Re: Вообще-то наоборот:...

Лучше, когда эту команду подает тот, кто сидит на месте наводчика и ведет огонь. Он подает команду именно тогда, когда готов к стрельбе.

От Александр Буйлов
К zamok (11.10.2016 16:43:01)
Дата 11.10.2016 18:01:01

Re: Лево руля...

>Отчасти вы правы. Только, до осени 1941 г., командир Т-34 сидел справа и был одновременно заряжающим.
Байка. У заряжающего даже ТПУ не было. Открыл сейчас самое первое руководство службы Т-34, от февраля 41-го. Там прямым текстом нигде не сказано, но в описании ТПУ написано следующее: "Аппарат №1 командира... расположен в башне на левой стороне над смотровым прибором". То есть расположен на левом борту башни.
>А вот для командира орудия (наводчика) связь "ногами" была необходимой. В первую очередь, дабы подать условные тычки "Короткая" и "Дорожка".
Попробуйте с места командира дать тычек мехводу, особенно если он вперед наклонится.

От zamok
К Александр Буйлов (11.10.2016 18:01:01)
Дата 12.10.2016 09:54:00

Re: Лево руля...


> Там прямым текстом нигде не сказано, но в описании ТПУ написано следующее: "Аппарат №1 командира... расположен в башне на левой стороне над >смотровым прибором". То есть расположен на левом борту башни.
Что означают токи после слова "командира" - танка, орудия башни? Какие другие аппараты ТПУ предусмотрены?

>Попробуйте с места командира дать тычек мехводу, особенно если он вперед наклонится.
Это элементарно делается даже в Т-62. А там, мех-вод, сидит дальше от наводчика, чем в Т-34.

От Александр Буйлов
К zamok (12.10.2016 09:54:00)
Дата 12.10.2016 12:25:10

Re: Лево руля...


>> Там прямым текстом нигде не сказано, но в описании ТПУ написано следующее: "Аппарат №1 командира... расположен в башне на левой стороне над >смотровым прибором". То есть расположен на левом борту башни.
>Что означают токи после слова "командира" - танка, орудия башни? Какие другие аппараты ТПУ предусмотрены?
Точки означают пропущенный текст, не относящийся к вопросу.
Всего в ТПУ-3 входит 3 аппарата (абонентских щитка):
Аппарат командира танка (других командиров в экипаже Т-34 не предусматривалось)
Аппарат радиста
Аппарат водителя
Причем командир танка имел возможность через свой аппарат и аппарат радиста вести радиопереговоры, а мехвод такой возможности не имел. У заряжающего (по наставлению он называется "башенный стрелок") ТПУ не было. Позднее (с переходом на ТПУ-4Р) свой аппарат у башенного стрелка появился, и в руководстве от 44-го года он описан. Устанавливался он на правом борту башни.
Кроме того, у командира кроме "смотрового прибора" (Два перископических прибора в бортовых приливах для наблюдения в стороны) был прибор кругового обзора, перископ и прицел. Заряжающий для наблюдения за местностью имел только бортовой прибор и вырез для пулемета. Как можно с этого места командовать - мне решительно непонятно.
>>Попробуйте с места командира дать тычек мехводу, особенно если он вперед наклонится.
>Это элементарно делается даже в Т-62. А там, мех-вод, сидит дальше от наводчика, чем в Т-34.
Ну так попробуйте. Увидите, что это не совсем элементарно, особенно на ходу.

От bedal
К Александр Буйлов (11.10.2016 18:01:01)
Дата 11.10.2016 18:11:21

отец говорил - пинал мехвода. В плечи. Когда связь отрубалась

а отрубалась - часто. "Даст по башне - и тютю электричество".

От Москалев.Е.
К bedal (11.10.2016 18:11:21)
Дата 11.10.2016 22:26:08

Re: отец говорил...

Приветствую
>а отрубалась - часто. "Даст по башне - и тютю электричество".

Пробывал дотянутся ногами до мехвода.
Возможно только в положении башни "0"
Чуть вправо влево и "хрен найдешь этого мехвода"

С уважением Евгений

От RTY
К Москалев.Е. (11.10.2016 22:26:08)
Дата 12.10.2016 08:45:17

Re: отец говорил...

>Приветствую
>>а отрубалась - часто. "Даст по башне - и тютю электричество".
>
>Пробывал дотянутся ногами до мехвода.
>Возможно только в положении башни "0"

Сидя на сиденье - по-моему, невозможно никак. Разве что сползти и повиснуть на руках?

От RTY
К RTY (12.10.2016 08:45:17)
Дата 14.10.2016 00:11:09

Re: отец говорил...

>>Приветствую
>>>а отрубалась - часто. "Даст по башне - и тютю электричество".
>>
>>Пробывал дотянутся ногами до мехвода.
>>Возможно только в положении башни "0"
>
>Сидя на сиденье - по-моему, невозможно никак. Разве что сползти и повиснуть на руках?

Кого расспросить и о чем?

От bedal
К RTY (12.10.2016 08:45:17)
Дата 12.10.2016 09:00:12

Подробнее расспросить сейчас уже, увы, не получится... (-)


От КарАн
К zamok (11.10.2016 16:43:01)
Дата 11.10.2016 17:15:51

Что делал командир Т-34 справа?

>Отчасти вы правы. Только, до осени 1941 г., командир Т-34 сидел справа и был одновременно заряжающим.

Источник можно?

От zamok
К КарАн (11.10.2016 17:15:51)
Дата 12.10.2016 09:49:35

Re: Что делал...

>Источник можно?
Свирин вас устроит? Вот, что он говорили на этом форуме ранее:"До июня-июля 1941 г. командир Т-34 (как и БТ и Т-26 чаще все таки заряжающий, для чего у него предусматривался свой наблюдательный прибор кругового обзора. С июля заряжающий - командир подразделения, с августа-сентября (с нехваткой перископов) - командир орудия (башнер) стал и командиром танка практически повсеместно, хотя в сентябрьских боях есть и мехводы-командиры танков.

От КарАн
К zamok (12.10.2016 09:49:35)
Дата 12.10.2016 10:45:58

Уже нет. Федоренко с ним не согласен

Я ранее постил, повторю.
Смотрим в первоисточник.

http://f3.s.qip.ru/WMlLzcg5.jpg


http://f1.s.qip.ru/WMlLzcg4.jpg




От zamok
К КарАн (12.10.2016 10:45:58)
Дата 12.10.2016 14:52:10

Re: Уже нет....


>Смотрим в первоисточник.

А как быть с этим?
http://pro-tank.ru/tanki-v-bou/nastavlenie-po-ognevomu-delu/538-nastavlenie-po-ognevomu-delu-soderganie Получается, что действовали одновременно 2 наставления. Не знаю, когда утверждено наставление, на которое я ссылаюсь, но думаю, что не ранее февраля 1941 г. Не могло быть 2 Наставления практически в одно и то же время.



От Мазила
К kartonwagen (11.10.2016 01:30:04)
Дата 11.10.2016 12:14:48

Спасибо за уточнение по КВ, упустил этот "центризм"

Есть контакт!
>Ну у КВ механик сидит скорее все же в центре:
>
http://www.tank2.ru/img/model/232/3393kv-1-001s01.jpg


отталкивался от этой схемки:

[17K]


а там ведь еще и радист на ухо дышит
Спасибо и удачи!

От Александр Буйлов
К kartonwagen (11.10.2016 01:30:04)
Дата 11.10.2016 09:00:29

Re: Лево руля...

>Точно про Т-34 не знаю, но могу предположить - по старой традиции командир танка управлял мехводом при помощи ног: в какой бок пнет сапогом, туда и повернет ;-)
Там нужно очень длинные ноги иметь, обычными не достать.
>Командир сидит слева т.к. попутно исполняет обязанности наводчика, вот и механик с лева.

>Хотя это могло сложиться и чисто исторически, перейти от других танков, например от Т-26.
Может, например, от А-20?)))
А если серьёзно, то причина смещения мехвода именно влево на А-20/А-32 лично мне не попадалась. Может Алексей Макаров что может сказать по этому поводу. Так то смещать надо было куда то - в отличии от БТ там появился 4-й член экипажа. Возможно (и скорее всего) сместили по аналогии с автотранспортом, движение то у нас правостороннее. Кулиса КПП опять таки оказалась справа от мехвода, между ним и стрелком-радистом. Во первых по автомобильному, под правую руку, во вторых последний может помочь с переключениями.

От RTY
К Александр Буйлов (11.10.2016 09:00:29)
Дата 11.10.2016 17:17:06

Re: Лево руля...

>А если серьёзно, то причина смещения мехвода именно влево на А-20/А-32 лично мне не попадалась.

Кулиса и манипуляции с ней занимают довольно много места (см. КВ).
Размещение мехвода слева и кулисы посередине позволяют экономить это место.

От Александр Буйлов
К RTY (11.10.2016 17:17:06)
Дата 11.10.2016 17:38:13

Прямым текстом это нигде не сказанно.

>Кулиса и манипуляции с ней занимают довольно много места (см. КВ).
>Размещение мехвода слева и кулисы посередине позволяют экономить это место.
Даже не спорю. Но явилось ли это причиной - на это ответа я не знаю.

От Сергей Лотарев
К Александр Буйлов (11.10.2016 09:00:29)
Дата 11.10.2016 15:38:15

Кошкин до Т-34 над Т-35 трудился в отделе 500

...так что, наверное, уже привык к расположению водителя.

>Во первых по автомобильному, под правую руку, во вторых последний может помочь с переключениями.

Если серьезно, то было бы вполне логично ожидать влияния правостороннего движения и леворульных автомобилей.

С уважением, Сергей

От Москалев.Е.
К Сергей Лотарев (11.10.2016 15:38:15)
Дата 11.10.2016 22:29:47

Re: Кошкин до...

Приветствую

>Если серьезно, то было бы вполне логично ожидать влияния правостороннего движения и леворульных автомобилей.

Совсем праворульный Т-26 понятно откуда, но уже БТ не праворульный.
И далее мехвод все же плавно "перетек" налево Как и положено.
С уважением Евгений

От Cat
К Александр Буйлов (11.10.2016 09:00:29)
Дата 11.10.2016 10:36:45

Кулиса должна быть по центру


>А если серьёзно, то причина смещения мехвода именно влево на А-20/А-32 лично мне не попадалась. Может Алексей Макаров что может сказать по этому поводу. Так то смещать надо было куда то - в отличии от БТ там появился 4-й член экипажа. Возможно (и скорее всего) сместили по аналогии с автотранспортом, движение то у нас правостороннее. Кулиса КПП опять таки оказалась справа от мехвода, между ним и стрелком-радистом. Во первых по автомобильному, под правую руку, во вторых последний может помочь с переключениями.

===Иначе при раздолбанных сочленениях рычаг КПП упрется в борт (кто ездил на Москвиче-412, меня поймет :)
Ну а дальше - традиция: чтобы не переучивать трактористов/шоферов, плюс правая рука обычно сильнее.

От john1973
К kartonwagen (11.10.2016 01:30:04)
Дата 11.10.2016 08:00:29

Re: Лево руля...

>Хотя это могло сложиться и чисто исторически, перейти от других танков, например от Т-26.
На Т-26 водитель как раз справа)), по нагличанской моде))
ЗЫ - место водителя на Т-34 скорее определилось расположением тяг от педалей и рычагов управления. В весьма тесном БО место водителя надо было сдвигать к борту, выбрали левый борт. Наверное так.

От ABM
К john1973 (11.10.2016 08:00:29)
Дата 11.10.2016 08:51:09

Re: Лево руля...

>ЗЫ - место водителя на Т-34 скорее определилось расположением тяг от педалей и рычагов управления. В весьма тесном БО место водителя надо было сдвигать к борту, выбрали левый борт. Наверное так.
Может дело в стрелке радисте, которого собирались ввести ещё на БТ-7, но тогда не получилось.

От john1973
К ABM (11.10.2016 08:51:09)
Дата 12.10.2016 01:33:59

Re: Лево руля...

>>ЗЫ - место водителя на Т-34 скорее определилось расположением тяг от педалей и рычагов управления. В весьма тесном БО место водителя надо было сдвигать к борту, выбрали левый борт. Наверное так.
>Может дело в стрелке радисте, которого собирались ввести ещё на БТ-7, но тогда не получилось.
Думаю что немного иначе, надо было убрать место водителя от казенника орудия. Решили закомпоновать слева вероятно потому что тяги рычагов и педалей было проще развести на агрегаты. И на Т-43 водителя посадили справа наверное по той же причине, проще рисовалась компоновка с несколько иным мотором и КПП, чем на Т-34

От NV
К john1973 (11.10.2016 08:00:29)
Дата 11.10.2016 08:50:42

Так Т-34 - наследник автострадного танка ;)

а движение - правостороннее, вот и расположили водителя по автомобильному :)

Виталий

От Alex Lee
К NV (11.10.2016 08:50:42)
Дата 11.10.2016 10:11:15

Смех смехом, но смещение люка водителя от оси есть и на БТ-7. (-)