>Франция первая перешла к "современному типу" воспроизводства населения: низкая рождаемость, низкая смертность, искусственное ограничение рождаемости.
Совершенно верно.
>ИМХО, снижение роли Франции в XIX веке объясняется полной капитуляцией перед Британией в части морской силы и конроля над колониями. Как Индию, Канаду, Луизиану и Гаити потеряли, так и утратили ресурсный источник для развития национальной буржуазии, а дальше см. выше - население сидело по деревням и сокращало рождаемость, ибо кормить нечем, на выселки ехать некуда,
А вот это совершенно неверно. Кардинально неверно.
Как раз ограничение рождаемости и происходит от ощущения что голод и болезни не особо страшны, соответственно и кучу детей плодить незачем.
Неверно что и ехать некуда. В Алжире на 1950-е почти каждый пятый был француз, ехали еще как. И в Вест-Индию, Реюньон тоже.
Не случайно ведь Маврикий давным давно независимая страна, а Реюньон как был так и есть часть франции.
>>ИМХО, снижение роли Франции в XIX веке объясняется полной капитуляцией перед Британией в части морской силы и конроля над колониями. Как Индию, Канаду, Луизиану и Гаити потеряли, так и утратили ресурсный источник для развития национальной буржуазии, а дальше см. выше - население сидело по деревням и сокращало рождаемость, ибо кормить нечем, на выселки ехать некуда,
>
>А вот это совершенно неверно. Кардинально неверно.
>Неверно что и ехать некуда. В Алжире на 1950-е почти каждый пятый был француз, ехали еще как. И в Вест-Индию, Реюньон тоже.
Проблема французской колонизации была в идеологии. Ограничение на выезд в Канаду протестантов привел к тому, что они все равно ехали, но чуть позже и не во французские колонии. На пограничных территориях Франции и Британии в Северной Америке важна была быстрота фактического заселения - британцы успели раньше. Будь по иному, неизвестно чем бы семилетка в Новом свете закончилась.
В чем я согласен, так это в неверии во французскую буржуазию, даже получись у Франции закрепиться в Северной Америке, был бы улучшенный вариант Испании, до английской колониальной политики и английского меркантилизма они бы не поднялись.
Что касается Алжира, не для придиризма, а сугубо для уточнения, не в 50-е, а в 30-е, не каждый пятый, а каждый седьмой, и не француз, а европеец, и французов из них было едва половина в лучшие годы, другой вопрос, что испанцам/итальянцам и пр. давали гражданство и во втором поколении они вполне усреднялись под общий знаменатель французской культуры, но это характеризует мощь французской ассимиляционной политики, а не демографии. В той же Ницце итальянцы сменили имена на французские аналоги и бодренько залопотали на языке Вольтера, итальянцам/испанцам это нетрудно, был бы стимул.
>Не случайно ведь Маврикий давным давно независимая страна, а Реюньон как был так и есть часть франции.
Это истинная правда, но население Реуньона невелико и опять же не характеризует демографические процессы.