От Booker
К Кострома
Дата 26.11.2015 03:53:04
Рубрики Современность; Локальные конфликты;

То, что Синоп был поводом - абсолютно точно.

В Англии (может и не только) была поднята газетная шумиха, русский флот обвиняли в чрезмерной жестокости, и пошло, и пошло...
Кстати, вопрос реально интересный. Был ли действия Нахимова "избыточно" жестокими по тогдашним понятиям? Он вроде бы, по многим воспоминаниям (на которые опирался и Тарле) не гордился итогами сражения. Но это уже вопрос кому-то вроде ув. Вулкана, хотя его интересы заканчиваются наполеоникой, емнип. :))

С уважением.

От Константин Дегтярев
К Booker (26.11.2015 03:53:04)
Дата 26.11.2015 14:02:29

Re: То, что...

> "избыточно" жестокими по тогдашним понятиям? Он вроде бы, по многим воспоминаниям (на которые опирался и Тарле) не гордился итогами сражения. Но это уже вопрос кому-то вроде ув. Вулкана, хотя его интересы заканчиваются наполеоникой, емнип. :))

Нахимов не гордился не потому что действия были жестокими (чего их, бусурман, жалеть-то?), а потому что превосходство русских было настолько подавляющим, что первоначально были готовы атаковать вдвое меньшими силами с полной надеждой на успех.

Вся заслуга адмирала была в грамотной реализации этого превосходства. Если и было чем гордиться, так это предыдущей штормовкой в зимнем Черном море.

От Booker
К Константин Дегтярев (26.11.2015 14:02:29)
Дата 26.11.2015 15:50:41

И тем не менее напомню то место из Тарле:

У нас есть ряд свидетельских показаний, исходящих от современников (Богдановича, Ухтомского, адмирала Шестакова и др.) и совершенно одинаково говорящих об одном и том же факте: о настроении Нахимова вскоре после Синопа. «О возбужденном им восторге он говорил неохотно и даже сердился, когда при нем заговаривали об этом предмете, получаемые же письма от современников он уклонялся показывать... Сам доблестный адмирал не разделял общего восторга». Он не любил вспоминать о Синопе — говорят одни. Он был неспокоен, думая о Синопе, — утверждают другие. Он говорил, что считает себя причиной, давшей англичанам и французам предлог войти в Черное море, — говорят третьи. «Павел Степанович не любил рассказывать о синопском сражении. Во-первых, по врожденной скромности и, во-вторых, потому, что он полагал, что эта морская победа заставит англичан употребить все усилия, чтобы уничтожить боевой Черноморский флот, что он невольно сделался причиной, которая ускорила нападение союзников на Севастополь»...

С уважением.

От Константин Дегтярев
К Booker (26.11.2015 15:50:41)
Дата 26.11.2015 16:19:27

Это уже позднейшие домыслы

На самом деле, просто скромный человек, не находящей доблести в том, что побил первоклашку.

От Кострома
К Booker (26.11.2015 03:53:04)
Дата 26.11.2015 08:21:27

Повод причины - суть есть вещи разные

>В Англии (может и не только) была поднята газетная шумиха, русский флот обвиняли в чрезмерной жестокости, и пошло, и пошло...
>Кстати, вопрос реально интересный. Был ли действия Нахимова "избыточно" жестокими по тогдашним понятиям? Он вроде бы, по многим воспоминаниям (на которые опирался и Тарле) не гордился итогами сражения. Но это уже вопрос кому-то вроде ув. Вулкана, хотя его интересы заканчиваются наполеоникой, емнип. :))

>С уважением.


Этак мы договоримся что Германия начала наступление на Париж что бы отостить за австрийского эрцгерцога

От Booker
К Кострома (26.11.2015 08:21:27)
Дата 26.11.2015 15:40:24

Разные суть, верно.

>>В Англии (может и не только) была поднята газетная шумиха, русский флот обвиняли в чрезмерной жестокости, и пошло, и пошло...
>Этак мы договоримся что Германия начала наступление на Париж что бы отостить за австрийского эрцгерцога

Однако причина подчас вторична, ибо она всегда есть. Или потом её найдут и подошьют к делу, причём историки разных сторон назовут разные причины :)).
Иногда вопрос в том, чтобы решить - достаточно ли весОм повод. И может быть стоит попытаться повода не давать, особенно если ты объективно слабее, чем потенциально противостоящая коалиция.

С уважением.