От VVS
К All
Дата 10.11.2015 12:17:32
Рубрики 1917-1939;

Экономика СССР времен Гражданской войны

Посоветуйте, пожалуйста, что можно почитать для самообразования. Желательно в сети. По ходу военных действий есть Какурин-Вацетис. По мобилизации много интересно писал здесь eugend. А вот по промышленности, медицине, продовольствию нахожу только отдельные крохи типа количества произведенных паровозов и пулеметов. Или вот, у Мелия с интересом прочитал о первой неудачной эвакуации Питерской промышленности. А хотелось бы знать, например - как именно победили тиф. И вообще - какими мерами строился экономический базис победы красных в гражданской войне. Ну, или как ломали остатки наследства Российской Империи. В зависимости от автора. Тема, как я понимаю, полностью политизирована.

От Михельсон
К VVS (10.11.2015 12:17:32)
Дата 10.11.2015 14:59:24

СССР во время Гражданской войны не было


ваш Кэп

От Lord Vetinari
К Михельсон (10.11.2015 14:59:24)
Дата 10.11.2015 19:58:16

Re: СССР во...


>ваш Кэп

Вы ошибаетесь))
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5487869/

От Олег...
К VVS (10.11.2015 12:17:32)
Дата 10.11.2015 14:53:07

Определиться бы ещё, когда она кончилась. Хотя бы в каком году? (-)


От sap
К Олег... (10.11.2015 14:53:07)
Дата 10.11.2015 21:49:55

Вроде "классическим" вариантом считается октябрь 22 г. (-)


От Железный дорожник
К Олег... (10.11.2015 14:53:07)
Дата 10.11.2015 14:56:11

Давайте условно примем 1921-й :о) (-)


От VVS
К Железный дорожник (10.11.2015 14:56:11)
Дата 11.11.2015 15:23:04

Re: Давайте условно...

Как зачинатель топика - до 21. Пока шли реально трудные бои красных и белых. Врангель, Польша, басмачи и крестьянские восстания - это уже переход на мирные рельсы.

От Юрий А.
К VVS (11.11.2015 15:23:04)
Дата 11.11.2015 15:52:25

Re: Давайте условно...

>Как зачинатель топика - до 21. Пока шли реально трудные бои красных и белых. Врангель, Польша, басмачи и крестьянские восстания - это уже переход на мирные рельсы.

А Врангель то тут каким боком за скобкой оказался?

Что касается окончания ГВ, то в 1922 году на Дальнем востоке она еще полыхала вовсю.


А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От VVS
К Юрий А. (11.11.2015 15:52:25)
Дата 12.11.2015 09:44:49

Re: Давайте условно...

>>Как зачинатель топика - до 21. Пока шли реально трудные бои красных и белых. Врангель, Польша, басмачи и крестьянские восстания - это уже переход на мирные рельсы.
>А Врангель то тут каким боком за скобкой оказался?
>Что касается окончания ГВ, то в 1922 году на Дальнем востоке она еще полыхала вовсю.

Потому, что к тому времени уже смертельной угрозы советам нет. Вопрос окончания войны - где, когда, на каких условиях, но победа уже у красных.
Соответственно, сменяются приоритеты, появляются ресурсы и экономику начинают строить иначе. Интересует именно - как действовали в экстремальных условиях.

От BP~TOR
К VVS (10.11.2015 12:17:32)
Дата 10.11.2015 14:37:52

Re: Экономика СССР...

Кауфман М.Я. Внешняя торговля России (1918-1921 гг. 1922
http://mirknig.com/knigi/history/1181663392-vneshnyaya-torgovlya-rossii-1918-1921-gg.html

От BP~TOR
К BP~TOR (10.11.2015 14:37:52)
Дата 10.11.2015 14:42:01

Re: Экономика СССР...

> Кауфман М.Я. Внешняя торговля России (1918-1921 гг. 1922
>
http://mirknig.com/knigi/history/1181663392-vneshnyaya-torgovlya-rossii-1918-1921-gg.html
ссылка протухла
можно здесь посмотреть
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8566-kaufman-m-ya-vneshnyaya-torgovlya-rossii-1918-1921-gg-pg-1922#page/1/mode/grid/zoom/1

От BP~TOR
К VVS (10.11.2015 12:17:32)
Дата 10.11.2015 14:09:53

Re: Экономика СССР...

>Посоветуйте, пожалуйста, что можно почитать для самообразования. Желательно в сети. И вообще - какими мерами строился экономический базис победы красных в гражданской войне.

В.А. Золотарев Советское военно-промышленное-производство. Том II.
Москва. "Новый Хронограф", 2005

http://mirknig.com/knigi/history/1181686491-sovetskoe-voenno-promyshlennoe-proizvodstvo-tom-ii.html

От eugend
К BP~TOR (10.11.2015 14:09:53)
Дата 10.11.2015 14:44:47

Re: Экономика СССР...

>>Посоветуйте, пожалуйста, что можно почитать для самообразования. Желательно в сети. И вообще - какими мерами строился экономический базис победы красных в гражданской войне.
>
>В.А. Золотарев Советское военно-промышленное-производство. Том II.
>Москва. "Новый Хронограф", 2005

>
http://mirknig.com/knigi/history/1181686491-sovetskoe-voenno-promyshlennoe-proizvodstvo-tom-ii.html

ага, я ее и имел в виду)))

От BP~TOR
К VVS (10.11.2015 12:17:32)
Дата 10.11.2015 14:01:07

Re: Экономика СССР...

> И вообще - какими мерами строился экономический базис победы красных в гражданской войне. Ну, или как ломали остатки наследства Российской Империи. В зависимости от автора. Тема, как я понимаю, полностью политизирована.

Андрей Маркевич, Марк Харрисон
Первая мировая война, Гражданская война и восстановление. Национальный доход России в 1913-1928 гг. Мысль 2013
http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181694376-pervaya-mirovaya-voyna-grazhdanskaya-voyna-i-vosstanovlenie-nacionalnyy-dohod-rossii-v-1913-1928-gg.html

От eugend
К VVS (10.11.2015 12:17:32)
Дата 10.11.2015 13:51:51

Re: Экономика СССР...

>Посоветуйте, пожалуйста, что можно почитать для самообразования. Желательно в сети. По ходу военных действий есть Какурин-Вацетис. По мобилизации много интересно писал здесь eugend. А вот по промышленности, медицине, продовольствию нахожу только отдельные крохи типа количества произведенных паровозов и пулеметов. Или вот, у Мелия с интересом прочитал о первой неудачной эвакуации Питерской промышленности. А хотелось бы знать, например - как именно победили тиф. И вообще - какими мерами строился экономический базис победы красных в гражданской войне. Ну, или как ломали остатки наследства Российской Империи. В зависимости от автора. Тема, как я понимаю, полностью политизирована.


Сборник документов по истории ВПК - там во втором томе, по-моему, как раз про промышленность ГВ, масса интересного.

Можно наверное советские энциклопедии поднять - "Гражданская война и военная интервенция в России", статистической информации там можно нарыть.

Но чего-то свеженького, готовенького и новенького вряд ли

От Железный дорожник
К VVS (10.11.2015 12:17:32)
Дата 10.11.2015 13:27:58

Re: Экономика СССР...

>Ну, или как ломали остатки наследства Российской Империи.
Да в общем не ломали, а наоборот. На всех крупных предприятиях проводилось в жизнь двоевластие, а потом власть директора подменялась властью местного заводского Совета. Потом подоспел декрет о национализации.
Но, первый советский трест "ГОМЗЫ", образовавшийся летом 1918 года был по сути дореволюционным проектом магната Мещерского, который с 1912 года проводил идею объединения заводов Сормово и Коломны (куда входил ещё и Кулебакский завод), а в 16 году он уже добился своего. Плюс туда пмсм в 17 году вошли Выксунские заводы.
А уже сам трест "ГОМЗЫ", куда вошли кроме всего прочего Сормовский и Брянский заводы, стал мощным оборонным объединением, поскольку на этих двух заводах быстро наладили серийный выпуск бронепоездов, сыгравших известную роль в гражданской войне.

От Железный дорожник
К VVS (10.11.2015 12:17:32)
Дата 10.11.2015 13:10:57

Re: Экономика СССР...

Привет!
Тема и правда, полностью политизирована. Сам бы хотел что-то почитать адекватное по этой теме, но, похоже, ничего нет.
Однако, кое что мне попадалось в моих поисках. (Занимаюсь историей вагоностроения).
Например ситуация в первой половине 1918 года развивалась достаточно оптимистично. Типа война закончилась, все возвращаются домой, новое правительство подтверждает ранее выданные царские заказы. Но уже зимой и весной промцентры испытывают большие проблемы с продовольствием и топливом.
Летом 1918г начинается гражданская война и ситуация начинает кардинально меняться. Проблемы с топливом и продовольствием нарастают, отваливаются многие регионы со своим промом, продовольствием и топливом. Начинается продразвёрстка, кроме того, предприятия направляют в регионы с продовольствием спецпоезда со своей продукцией, меняя её на продовольствие.
Примерно в это время (если правильно помню) ВСНХ издаёт декрет о поддержке 21 предприятия, куда направляются какие-то ресурсы для поддержки их в работоспособном состоянии. В первую очередь это предприятия, занимающиеся производством для нужд обороны.
По сравнению с 1916 годом штат рабочих на заводах сокращается в 3 и более раза, рабочие бегут в районы, где можно прокормиться. Оставшиеся выживают как могут, занимаются изготовлением вещей для продажи их на местных рынках. Самое тяжёлое время - зима 1918-19 годов. Все старые связи расстроены, новая модель экономики ещё не работает, голод и разруха в промцентрах. Весь 1919 год в общем провальный. 20-й год - депрессия в экономике, 21-й - первые признаки выздоровления, однако некоторые крупные заводы ставят на консервацию, из которой их выводят в 1924 году.
Вкратце : )
Вообще было желание форум организовать по этой теме.

От VVS
К Железный дорожник (10.11.2015 13:10:57)
Дата 11.11.2015 14:26:44

Re: Экономика СССР...

>Привет!

О! Как вы здесь к месту! Что можете сказать про производство бронепоездов? То, что я читал - это просто красные "заказали" и "построили". Про белых вообще не понятно. Какая была система заказа ? Как именно поддерживали такие предприятия, в первую очередь, продовольствием ? Успешно ли ?

>По сравнению с 1916 годом штат рабочих на заводах сокращается в 3 и более раза, рабочие бегут в районы, где можно прокормиться. Оставшиеся выживают как могут, занимаются изготовлением вещей для продажи их на местных рынках. Самое тяжёлое время - зима 1918-19 годов. Все старые связи расстроены, новая модель экономики ещё не работает, голод и разруха в промцентрах. Весь 1919 год в общем провальный. 20-й год - депрессия в экономике, 21-й - первые признаки выздоровления, однако некоторые крупные заводы ставят на консервацию, из которой их выводят в 1924 году.

Очень интересно - ситуация выправлялась или нет ? Как красными, так и белыми ? Удалось ли запустить новую экономику ? С одной стороны - производство оружия и армия растет, с другой стороны - разруха полная. Не ясно.

От Железный дорожник
К VVS (11.11.2015 14:26:44)
Дата 11.11.2015 16:17:14

Re: Экономика СССР...

>Что можете сказать про производство бронепоездов? То, что я читал - это просто красные "заказали" и "построили". Про белых вообще не понятно. Какая была система заказа ? Как именно поддерживали такие предприятия, в первую очередь, продовольствием ? Успешно ли ?

На счёт подробностей заказов бронепоездов красными в 1918 году - тема эта молоизучена. Во всяком случае по Сормово. По Брянску что-то публиковалось... Ну тут уважаемый BP-TOR меня поправит, он намного более моего знает по бронепоездам. Я вообще подбираюсь к изучению вопроса заказа бепо на Сормово, т.к. там много неясного и интересного.
У белых там вообще бронепоезда были штучные и делались "по месту", или "отжатые". Т.е. ситуация в промышленности у белых требует особого изучения. Вот, например, Харьковский завод при белых выполнял царские заказы на постройку паровозов, но распределялись они на местные дороги, а не на дороги назначения.
Предприятия поддерживали, направляя на них в первую очередь топливо. Далее кокс, чугун и ферросплавы для выплавки качественного металла. Ну и продовольствие, конечно. Хотя, это всё я тут так красиво написал, а на самом деле всё было достаточно печально. Органы упирали на классовое сознание и рабочую совесть, чтобы хоть так мотивировать людей.
А модель экономики начала работать уже гораздо позже, с внедрением золотого червонца. До этого всё работало очень плохо. Внедрялась плановая экономика, хотя собственно это тоже не было изобретением большевиков, первый пятилетний план на некоторые виды продукции внедрялся уже в 1908 (или 1909м, пишу по памяти) году. В общем то большевики первоначально заставляли предприятия составлять самостоятельные планы на выпуск своей продукции, что решалось на производственных совещаниях самим рабочими. По итогам года смотрели, где выполнено, где нет, корректировали план на следующий год, брали "повышенные обязательства". Но до червонца мотивировать людей на предприятиях было особо нечем, кроме продпайков. Вот только это удерживало людей и заставляло их работать. А продпайки было возможным давать только вследствие продразвёрстки. Кстати, в 19 году были отменены большинство пассажирских поездов для возможности подвоза топлива и продовольствия в промцентры. Это было следствие проводимых мер по исправлению ситуации с промышленностью. На ж.д. же тоже было всё не сладко, вот "ужались" даже до такой отмены.

От eugend
К Железный дорожник (10.11.2015 13:10:57)
Дата 10.11.2015 13:52:28

Re: Экономика СССР...

>Привет!

>Вообще было желание форум организовать по этой теме.

Я думаю, на этом форуме было бы 2,5 участника, и вскоре бы он умер((

От Железный дорожник
К eugend (10.11.2015 13:52:28)
Дата 10.11.2015 13:55:18

Re: Экономика СССР...

>>Привет!
>
>>Вообще было желание форум организовать по этой теме.
>
>Я думаю, на этом форуме было бы 2,5 участника, и вскоре бы он умер((
Я примерно так и думал )