От Железный дорожник
К А.Никольский
Дата 08.09.2015 18:49:27
Рубрики WWI;

Re: Влияние ПМВ...

>интересная статья Павла Кюнга
Статья интересная, но слишком уж обобщающая.
В самом начале, где приводится сравнение количества открывшихся за войну предприятий и закрывшихся, цифры приведены некорректно. Т.е. они не отражают действительности. Ниже в таблице приведена расшифровка этих цифр, где число открывающихся предприятий всегда превышало число закрывающихся и вдруг в 1917 году всё наоборот с большой разницей. Это и правильно, поскольку после октября 1917 года как-раз и пошло повальное закрытие предприятий и отнюдь не только по экономическим причинам. Фактически война в самой России в головах людей закончилась уже осенью 1917 года, когда всё везде устало, и пошёл совсем иной процесс, не тот, который был всю войну.
Ну и вопрос о снижении производства средств транспорта за войну в 2 раза тоже как-то не развёрнут. При этом показаны цифры по паровозам, которые имеют иную пропорцию. Тут ещё же сказался фактор планирования, поскольку после начала войны продукция заводов была поделена на две основные группы - связанная с военной необходимостью и не связанная. Средства транспорта (в первую очередь ж.д.) попали во вторую группу, что и сказалось на их выпуске. Между прочим, эту ошибку пмсм исправили к концу 1915года, так что этот вопрос не освещён и потому выводы несколько не корректны.
Ещё есть третий серьёзный момент, который не нашёл отражения. К концу войны в России пошли крупные инвестиции на строительство больших заводов по производству всего необходимого. На вскидку припоминаю Царицынский артиллерийский завод, 4 вагонных завода и 1 паровозный. Плюс огромные инвестиции в модернизацию существующих заводов. Так концу 1919 года производство паровозов должно было увеличится примерно в 1,5 раза от уровня 13 года, а производство товарных вагонов - в 2.
Не освещён объём поставок импортного оборудования для ж.д. и средств производства и его отношение к производству этого имущества в России и влиянии этих поставок на развитие промышленности.