От Д.И.У.
К i17
Дата 15.04.2015 16:17:02
Рубрики 11-19 век; Флот;

Re: Кочь

>Это, видимо, предельный размер судна, который может быть выволочен на берег и перетащен по волоку силами собственной команды.

>А поморам приходилось их таскать через п-в Канин и Ямал (пока существовал мангазейский морской ход).

Коч - это упрощенный и уменьшенный локально-специализированный вариант когга - наиболее массового позднесредневекового (13-15 вв.) судна балтийско-северного ареала. Происходящий из Фрисландии когг, в свою очередь, заменил "круглые суда" древнего кельтского происхождения (из Сев. Галлии).

Главная особенность всех этих судов - клинкерный метод постройки, т.е. от киля из толстых досок (идеально - мореного дуба) внакрой снизу вверх, без шпангоутов либо с их минимальной ролью.
Доски скрепляли железными гвоздями и скобами (по крайней мере, в 14 в на Балтийском и Сев. морях); поморское скрепление веревками через отверстия и шипами-пазами было откатом совсем уж в убогую древность.
Имеет репутацию простого и дешевого по трудозатратам метода, обеспечивающего большую прочность корпуса (при использовании гвоздей и скоб).
Обратная сторона, помимо увеличенного расхода дерева - чрезмерный вес корпуса по сравнению с шпангоутно-обшивочным методом.
Именно тяжесть корпуса была "врожденной" чертой клинкерного метода, снижавшей скорость и относительную грузоподъёмность коггов. Примитивность обводов и такелажа могли быть устранены при накоплении опыта, но чрезмерный вес - нет.

Поэтому кочи не могли быть удобными судами для перетаскивания волоком, в принципе. Они были тяжелее "насадов" волжского типа 16 в. и далее. Их преимуществом были простота и ледостойкость.

В Сев. Европе клинкерный метод начал вытесняться шпангоутно-обшивочным (заимствованным с Средиземноморья) с 1440-х гг. начиная с юга Бискайского залива (с Байонны, где изобретена каравелла). В 16 в. он, видимо, исчез даже на Балтике (традиционно застойной и отсталой по части судостроения и навигации по сравнению с средиземноморским и атлантическим ареалами). Но в беломорском медвежьем углу смог продержаться до начала 18 в.

От Николай Поникаров
К Д.И.У. (15.04.2015 16:17:02)
Дата 15.04.2015 16:42:35

Re: Кочь

День добрый.

>Коч - это упрощенный и уменьшенный локально-специализированный вариант когга - наиболее массового позднесредневекового (13-15 вв.) судна балтийско-северного ареала.

Общего между коггом и кочем - только обшивка внакрой.

>Главная особенность всех этих судов - клинкерный метод постройки, т.е. от киля из толстых досок (идеально - мореного дуба) внакрой снизу вверх, без шпангоутов либо с их минимальной ролью.

У коча мощные шпангоутные рамы, днищевая и бортовая ветви соединяются кокорою (или весь шпангоут из кокоры). Верхние и нижние бимсы (перешвы) при небольшой глубине трюма.

>Доски скрепляли железными гвоздями и скобами (по крайней мере, в 14 в на Балтийском и Сев. морях); поморское скрепление веревками через отверстия и шипами-пазами было откатом совсем уж в убогую древность.

Не веревками, а вицами. По сути согласен - метод для нищих, экономящих металл.

>Поэтому кочи не могли быть удобными судами для перетаскивания волоком, в принципе. Они были тяжелее "насадов" волжского типа 16 в. и далее. Их преимуществом были простота и ледостойкость.

Насад потонет в Ледовитом океане.

> Но в беломорском медвежьем углу смог продержаться до начала 18 в.

Одновременно с кочами, и даже до кочей на Русском Севере были суда с обшивкой вгладь - лодьи. Всякому судну своя ниша.

С уважением, Николай.

От Д.И.У.
К Николай Поникаров (15.04.2015 16:42:35)
Дата 15.04.2015 21:46:51

Re: Кочь

>>Коч - это упрощенный и уменьшенный локально-специализированный вариант когга - наиболее массового позднесредневекового (13-15 вв.) судна балтийско-северного ареала.
>
>Общего между коггом и кочем - только обшивка внакрой.

Учитывая, что "когг" - более, чем общий термин (фактически просто "торговый парусник северного средневековья"), общность клинкерного метода имеет принципиальное значение.
Точнее было бы сказать, что коч - некий отдаленный и боковой потомок когга, к тому же выродившийся и по размерам, и по технологиям. Когг в 15 в. по оснастке и обводам вплотную подошел к караккам и каравеллам, осталось только выкинуть клинкерный метод, а коч, напротив, кое в чем конструктивно откатился к ранним драккарам.

>>Главная особенность всех этих судов - клинкерный метод постройки, т.е. от киля из толстых досок (идеально - мореного дуба) внакрой снизу вверх, без шпангоутов либо с их минимальной ролью.
>
>У коча мощные шпангоутные рамы, днищевая и бортовая ветви соединяются кокорою (или весь шпангоут из кокоры). Верхние и нижние бимсы (перешвы) при небольшой глубине трюма.

Когг тоже мог иметь шпангоуты, но роль их уменьшалась, порой до исчезновения, если он делался из особо прочных больших гнутых досок мореного дуба.
Производителям коча, хотя и более поздним, такие доски были недоступны, и в его конструкции видна архаизация - сходство с ранними драккарами. Они тоже делались клинкерным методом, но из более мелких и тонких досок (часто не из дуба, а из сосны или липы), и потому больше нуждались в шпангоуте - как раз из сосновой кокоры. И скреплялись лыковыми веревками (почти что "вицей") и нагелями.

>>Доски скрепляли железными гвоздями и скобами (по крайней мере, в 14 в на Балтийском и Сев. морях); поморское скрепление веревками через отверстия и шипами-пазами было откатом совсем уж в убогую древность.
>
>Не веревками, а вицами. По сути согласен - метод для нищих, экономящих металл.

Между прочим, точно такой же метод крепления был на Индийском океане, когда туда пришли португальцы в конце 15 в. Только не кручеными ветками, а пальмовыми веревками. Португальские гвозди показали себя много крепче, хотя сама древесина арабо-индийских доу (или дхоу) была превосходна.

>> Но в беломорском медвежьем углу смог продержаться до начала 18 в.
>
>Одновременно с кочами, и даже до кочей на Русском Севере были суда с обшивкой вгладь - лодьи. Всякому судну своя ниша.

Везде в Интернете пишут, что ладьи были тоже клинкерными. Но ближе к драккарам, чем к коггам.

От Николай Поникаров
К Д.И.У. (15.04.2015 21:46:51)
Дата 16.04.2015 12:08:46

Re: Кочь

День добрый.

>>>Коч - это упрощенный и уменьшенный локально-специализированный вариант когга - наиболее массового позднесредневекового (13-15 вв.) судна балтийско-северного ареала.
>>
>>Общего между коггом и кочем - только обшивка внакрой.
>
>Учитывая, что "когг" - более, чем общий термин (фактически просто "торговый парусник северного средневековья"), общность клинкерного метода имеет принципиальное значение.

А коч в первую голову не торговый, а промышленный. Отсюда невысокий борт, и вообще малые размеры. Размер для деревянного судна имеет огромное значение - перейти от судов длиною в одно дерево (как киль, так и доски обшивки) к судам, где деревья стыкуются по длине, очень непросто.

>Точнее было бы сказать, что коч - некий отдаленный и боковой потомок когга, к тому же выродившийся и по размерам, и по технологиям.

Не уверен, что линия развития такая. Скорее коч произошел от лодьи (по сути дракара) путем упрощения и упрочнения конструкции.

>>Одновременно с кочами, и даже до кочей на Русском Севере были суда с обшивкой вгладь - лодьи. Всякому судну своя ниша.
>
>Везде в Интернете пишут, что ладьи были тоже клинкерными. Но ближе к драккарам, чем к коггам.

Были и лодьи "по-дощаничному", т.е. обшивка вгладь, на нагелях или гвоздях.

С уважением, Николай.