>Это немного разные истории. Конкретно в ПМВ бельгийцы решили на ровном месте поиграть в героев исходя из странной предпосылки, что сейчас не то что прежние дикие времена и немцы не посмеют, а немцы отреагировали как немцы. И, надо сказать, во ВМВ на западе все с самого начала все понимали правильно и старались особо не нарываться. Это нельзя с Восточным фронтом сравнивать. В ПМВ и немцы вели себя в целом пристойно на фоне австрийцев и венгров уж точно, а от немецкой оккупации с немецким пленом остались не апокалиптические воспоминания. В ВМВ все было иначе с самого начала. Можно сказать, что немцы сами, своими руками создали предпосылки для массового партизанского движения (оставляем за скобками профессиональную диверсионную работу и эффективность массового партизанства).
Поскольку о ПМВ читал только всякий научпоп, но мне встречалось упоминание, что немцы изначально очень опасались проблем со всякими franc-tireur, поэтому еще до войны, на этапе планирования, продумали, как будут с этим бороться путем террора и осуществили это. Но ситуация усугублялась тем, что на начальном этапе войны среди неопытных еще частей слухи по появлении в тылу партизан распространялись очень быстро, что в ряде случаев привело к взятию заложников из числа обычных гражданских людей с их последующим расстрелом. И вообще множественным зверствам в Бельгии и Франции.
С уважением, Василий Кашин
>>Это немного разные истории. Конкретно в ПМВ бельгийцы решили на ровном месте поиграть в героев исходя из странной предпосылки, что сейчас не то что прежние дикие времена и немцы не посмеют, а немцы отреагировали как немцы. И, надо сказать, во ВМВ на западе все с самого начала все понимали правильно и старались особо не нарываться. Это нельзя с Восточным фронтом сравнивать. В ПМВ и немцы вели себя в целом пристойно на фоне австрийцев и венгров уж точно, а от немецкой оккупации с немецким пленом остались не апокалиптические воспоминания. В ВМВ все было иначе с самого начала. Можно сказать, что немцы сами, своими руками создали предпосылки для массового партизанского движения (оставляем за скобками профессиональную диверсионную работу и эффективность массового партизанства).
> Поскольку о ПМВ читал только всякий научпоп, но мне встречалось упоминание, что немцы изначально очень опасались проблем со всякими franc-tireur, поэтому еще до войны, на этапе планирования, продумали, как будут с этим бороться путем террора и осуществили это. Но ситуация усугублялась тем, что на начальном этапе войны среди неопытных еще частей слухи по появлении в тылу партизан распространялись очень быстро, что в ряде случаев привело к взятию заложников из числа обычных гражданских людей с их последующим расстрелом. И вообще множественным зверствам в Бельгии и Франции.
Я немцев не оправдываю, но в Бельгии ситуация очевидно вышла из-под контроля. Предвидели возможность сопротивления и готовились к нему, но в парадигме скоротечной кампании где гражданские не должны мешаться под ногами, а если мешаются, жестко подавить и спокойно идти дальше. Наплевали на гуманизм и конвенции, но предполагалось, что будут отдельные случаи, отдельные акции устрашения, минимум жертв. Они не ожидали относительно высокого уровня гражданского сопротивления бельгийцев в начале войны. Его, собственно, и бельгийцы от себя не ожидали, никто ж не знал, что пропаганда так здорово работает.Для бельгийцев сопротивление армии и народа немцам в ПМВ это один из ярчайших эпизодов истории - осознание себя единой нацией через общий подвиг - до сих пор в школьных учебниках (по крайней мере франкоязычных) это подают с диким пафосом, у нас так про белорусских партизан не рассказывали. И да, сам факт принципиальной возможности экзекуций в отношении гражданского населения и привел к значительным эксцессам, в этом вина немецкого командования несомненна. Но именно к эксцессам, как только стало ясно, что партизанской войны на самом деле нет, все быстро успокоилось.