От Николай Поникаров
К Km
Дата 09.02.2015 09:48:19
Рубрики Флот;

Пример спасработ

День добрый.

>Этот метод успокоения волнения применим в других случаях, например спуск и подъём шлюпки, подъём человека из воды (хотя масло на воде создаёт для него дополнительные проблемы). Говорят, в старых инструкциях по спасательным операциям была такая рекомендация, но мне она не встречалась.

2-4 марта 1937 года вблизи Азорских островов терпел бедствие учебный парусник "Коммодор Йонсен" (бывш. "Магдалена Виннен" и будущий "Седов"). Он вышел из Буэнос-Айреса с грузом пшеницы (5000 т, в т.ч. 2000 т в твиндеках, заполненных не до верху). На борту было 16 чел постоянного экипажа и 60 практикантов.

В сильный шторм произошло смещение груза, средний крен достиг 35 градусов, динамический 50 градусов, в воду ушли левые ноки рей и релинг палубы. Команда штивала зерно в твиндеках вручную, пытаясь сдержать развитие крена. Корабль подал сигнал бедствия, на помощь подошли два танкера - "Слидрехт" и "Винклер". Это произошло примерно через сутки борьбы с креном. Ветер к тому времени ослабел, нерегулярное волнение сменилось зыбью. Подошедший первым "Слидрехт" предложил снять команду, но капитан Лемберг отказался. По его просьбе сначала один танкер, а потом и подошедший второй откачивали в море нефть (танкеры заняли наветренное положение). Насколько помогла именно эта мера - неизвестно, но через ~6 часов шторм ослаб, парусник был спасен.

МАРПОЛа тогда не было :)


С уважением, Николай.

От digger
К Николай Поникаров (09.02.2015 09:48:19)
Дата 09.02.2015 17:53:42

Re: Насколько помогла именно эта мера

Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

От Дмитрий Козырев
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 21:25:45

"Аварии морских судов и их предупреждение"

> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

http://flot.com/publications/books/shelf/shipwrecks/index.htm

http://flot.com/publications/books/shelf/shipwrecks/9.htm

6. Применение масла для усмирения волн

В открытом море во время шторма суда нередко подвергаются значительной опасности со стороны бушующих волн, которые даже при наиболее благоприятном курсе вкатываются на палубу и своим разрушительным действием причиняют различные повреждения: смывают палубный груз, разбивают разного рода устройства (рулевое и другое), срывают брезенты и люпины с грузовых люков, заливают судовые помещения и т. п. В таких случаях помимо обычных мер весьма полезным оказывается применение масла, влияние которого сказывается в том, что гребни волн, которые собственно и являются опасными, сглаживаются и в связи с этим попадание волн на палубу судна почти прекращается. Благодаря надлежащему применению масла многие суда избежали весьма серьезных аварий и даже гибели. Масло с большим успехом применяется в случаях оказания помощи бедствующим судам и находящимся на них людям при сильно взволнованном море, на стоянке на открытом рейде во время большого волнения, а также при плавании на шлюпках в открытом море в бурную погоду. Ниже приводятся общие указания по применению масла для усмирения волн при различных условиях.

(по ссылке)

От Дмитрий Козырев
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 21:20:03

Re: Насколько помогла...

> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

Влияние на волнение распространения на поверхности воды масла или скоплений мелких плавающих предметов. Влияние масла на изменение характера волнения было известно еще в древности, а влияние скоплений каких-либо плавающих тел было подмечено еще Скоресби, который наблюдал в полярных странах влияние скоплений ледяных кристалликов, образующихся на поверхности воды при начале замерзания.

Обыкновенно при указании описываемого явления говорят — масло успокаивает волнение; это неверно, волнение остается без перемены, успокаиваются только гребни волн и второстепенные, третьестепенные и меньших размеров волны, существующие всегда на поверхности главных волн; т. е. ветровые волны обращаются почти в волны зыби с гладкой поверхностью и отсутствием гребней, срываемых ветром. Гребни при большой массе воды, их образующей, представляют опасность для судов, так «ак удары гребней обладают большой живой силой и не только могут смыть людей с палубы, но и разрушить стоящие на ней или висящие на шлюпбалках шлюпки, поломать палубные рубки и разные надстройки и т. п.

Масло всякого рода обладает почти в два раза меньшим поверхностным натяжением, нежели вода, и гораздо большей вязкостью. Обладая в то же время свойством очень быстро распространяться по поверхности воды, пленка масла охватывает большое пространство и тем успешнее успокаивает гребни и сглаживает поверхности волн. Действительно, вследствие малого поверхностного натяжения масла ветер той же силы возбуждает на его поверхности гораздо меньших размеров капиллярные волны, и они не могут легко нарастать и давать волны больших размеров, усиливая постепенно волнение. В то же время большая вязкость масла не позволяет ветру оазорвать его слой, хотя он и очень тонок, не толще 0,0002 мм, и, следовательно, масляный слой не дает ветру срывать гребни волн.

Вследствие тонкости слоя масла, очень небольшое его количество быстро покрывает значительную площадь моря, например, 50 см3 масла в 20 мин. покрывают площадь около 15 000 м2, потому для средней величины корабля достаточно около 3 л масла в час. Чтобы равномерно выливать столь небольшое количество масла, употребляют следующее простое средство. Обыкновенные мешки из-под угля, которые всегда есть на судах, наполняют хорошо растрепанной пенькой (шкимушкой), пропитанной маслом, на каждый мешок надо литра по 4 масла. По два мешка с каждого борта на концах опускают до воды, а концы крепят на борту. Чтобы масло легче распространялось по воде, в мешках делают несколько дыр. Время от времени мешки поднимают и доливают в них масла. Последнее может быть всякого сорта, но действительнее всего животные масла (рыбий или тюлений жир), затем растительные масла; минеральные масла действуют хуже, также и более густые масла сравнительно с более жидкими.

Всякие плавающие предметы в таком количестве, что они покрывают большое пространство моря, оказывают, подобно маслу, влияние на успокоение гребней и второстепенных волн. Например, скопление большого количества водорослей в Саргассовом море и иногда и в других местах океанов оказывает влияние на характер волнения. В полярных поясах океанов такое же действие оказывают плавучие льды, почему там волнение никогда не достигает больших размеров.

Описанным свойством масла можно пользоваться, например, при необходимости в свежую погоду спустить шлюпки для оказания помощи или для сообщения между судами. В этих случаях суда будут стоять на месте, и масло, распространившись вокруг, образует на поверхности моря большое пятно, внутри которого гребни будут успокоены, и шлюпки не будут заливаться и захлестываться волнами. При прохождении через буруны шлюпки тоже с пользой могут употреблять масло, вывешивая мешок на носу.

От Km
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 19:35:12

Re: Насколько помогла...

Добрый день!
> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

Элемент суеверия я не исключаю, но и успокоение волнения тоже имеет место. Даже тонкий слой ледяной шуги на поверхности моря сильно уменьшает ветровое волнение, наблюдал это явление многократно. Зыбь, конечно, остаётся.

С уважением, КМ

От Robert
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 19:21:08

Ре: Насколько помогла...

> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

Именно. Волнение же - это передача энергии (как круги по воде от брошенного камня) но не перенос воды (или плавающего по ее поверxности масла, в данном случае).

Пишут же неспроста постом выше:

>откачивали в море нефть (танкеры заняли наветренное положение).

Ветер нужен, а не волны: ясно же написано ИМXО.

От Николай Поникаров
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 18:03:36

Re: Насколько помогла...

День добрый.

> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

Совершенно верно. Вопрос только, насколько эффективно волны могут передавать свою энергию кораблю. Сгладить профиль волны - глядишь, она будет прокатываться под судном (раскачивая его, конечно), а не бить.

С уважением, Николай.