От Keu
К All
Дата 02.12.2014 16:18:45
Рубрики Космос;

Почему тогда в советской лунной программе не реализовывали 100% кислород?

Сабж? Если это дает выигрыш в массе, а корабль Л3 жесточайшим образом страдал от дефицита массы, экономили граммы в ущерб надежности. Рассматривался ли вариант с кислородом?

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала

От Sten
К Keu (02.12.2014 16:18:45)
Дата 03.12.2014 00:35:43

Re: Почему тогда...

Приветствие многоуважаемомому интернет-сообществу!
Нас всех потрясло сообщение о гибели трех американских астронавтов: Гриссома, Уайта и Чаффи 27 февраля (27 января-Хл). Они погибли не в космическом полете, а сгорели заживо на земле во время тренировки, находясь в задраенном по всем правилам корабле «Аполло». Корабль был установлен на носителе «Сатурн-1В». Американские средства информации не скупились на описание подробностей трагедии. В системе жизнеобеспечения «Аполло» использовался для дыхания чистый кислород. Искра, возникшая в одном из приборов, привела воспламенению горючей пластмассы в атмосфере чистого кислрода. Астронавты горели и задыхались. Попытки быстро открыть люк изнутри не удались, а помощь снаружи почему-то задержалась Руководство НАСА подверглось жесточайшей критике. Мы сочли необходимым срочно подготовить заключение, что на наших кораблях такое невозможно. Действительно, в наших системах жизнеобеспечения состав атмосферы соответствует обычному воздуху, но пожары происходят и в обычной атмосфере. Для ближайшего пуска мы уже не успевали, но на последующие материаловеды получили задание совместно со специалистами по пожарной части подготовить заключения о всех используемых внутри кораблей материалах на предмет их пожарной безопасности. Из трех сгоревших астронавтов двое уже побывали в космосе. Америка, судя по сообщениям прессы, была потрясена, и сроки старта очередного «Аполло» отодвигались на неопределенное время.
Катастрофа 14 декабря на 31-й площадке и американская трагедия стимулировали разработку дополнительных мероприятий по безопасности. Многое из того разумного, что было предложено, мы клялись выполнить до следующего пилотируемого пуска.

Он же, но из другой книги.
Сайт 'Танковый фронт'
http://tankfront.ru

От Sten
К Keu (02.12.2014 16:18:45)
Дата 03.12.2014 00:29:38

Re: Почему тогда...

Приветствие многоуважаемомому интернет-сообществу!

Запуски кораблей с экипажем начались значительно позже, чем предусматривалось первоначальным планом. 27 января 1967 года при наземной подготовке в кабине экипажа корабля «Аполлон» возник пожар. Трагичность ситуации усугублялась тем, что быстро открыть люк для спасения ни самому экипажу, ни наземному персоналу не удавалось. Заживо сгорели или задохнулись три астронавта. Причиной пожара оказалась атмосфера чистого кислорода, которая использовалась в системе жизнедеятельности «Аполлона». В кислороде, как объясняли нам специалисты по пожарной части, горит все, даже металл. Поэтому достаточно было искры в электрооборудовании, которая в нормальной атмосфере безобидна. Противопожарная доработка «Аполлона» потребовала 20 месяцев!
Начиная с «Востоков» в наших пилотируемых кораблях использовалось наполнение, по составу не отличающееся от обычной атмосферы. Тем не менее после того, что случилось в Америке, мы развернули применительно к «Союзам» и Л3 исследования, закончившиеся разработкой норм на материалы и конструкции, обеспечивающие пожарную безопасность.

Борис Черток

Сайт 'Танковый фронт'
http://tankfront.ru

От Ustinoff
К Keu (02.12.2014 16:18:45)
Дата 02.12.2014 20:41:41

А в шатлах какая атмосфера?

По Дискавери в передаче о гибели астронавтов практически прямо сказали, что кислородная атмосфера большой недостаток американской программы. То ли дело у советов, сели и полетели.

От Ibuki
К Ustinoff (02.12.2014 20:41:41)
Дата 02.12.2014 20:54:26

воздух

В Шаттлах в кабине - воздух, в спасательный скафандрах - кислород.
В Меркурии, Джемини и Аполлонах - кислород в кабине.

От Skvortsov
К Keu (02.12.2014 16:18:45)
Дата 02.12.2014 16:34:13

Из-за пожароопасности. 23.03.1961 года в барокамере погиб Валентин Бондаренко. (-)


От NV
К Keu (02.12.2014 16:18:45)
Дата 02.12.2014 16:33:16

Потому что печальный прецедент с Бондаренко стоял перед глазами.

http://svpressa.ru/society/article/41342/

23 марта 1961 года, пожар в барокамере в атмосфере чистого кислорода.

Виталий

От МУРЛО
К Keu (02.12.2014 16:18:45)
Дата 02.12.2014 16:22:47

Re: Почему тогда...

Попадалась инфа, что на готовом проекте бурана подняли содержание кислорода. Разработчики аппаратуры писали что дофига чего пересертифицировать и переиспытывать пришлось. И переделывать. Видать по совокупности с кислородом проблем больше. Если что затлеет.

От Keu
К МУРЛО (02.12.2014 16:22:47)
Дата 02.12.2014 16:25:20

Re: Почему тогда...

>Попадалась инфа, что на готовом проекте бурана подняли содержание кислорода. Разработчики аппаратуры писали что дофига чего пересертифицировать и переиспытывать пришлось. И переделывать. Видать по совокупности с кислородом проблем больше. Если что затлеет.

Проблем-то больше. Но у Л3 и так проблем было выше крыши, типа совершенно недостаточных запасов топлива на маневрирование у Луны, незадублированной системы сближения ЛК и ЛОК и т.д.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала

От МУРЛО
К Keu (02.12.2014 16:25:20)
Дата 02.12.2014 16:30:27

Я тут не спец, считали поди.(+)

Вспомнил, где читал:
Быков В.И. Мы из ВПК (Записки инженера-испытателя)
Но не гуглится. Подозреваю, что для перехода на кислород надо было переделывать ВСЕ. С одними только смазками гемморой можно получить. У амеров наверно такой опыт был, наши решили по совокупности не связываться.

От john1973
К МУРЛО (02.12.2014 16:30:27)
Дата 02.12.2014 17:45:30

Re: Я тут...

>Подозреваю, что для перехода на кислород надо было переделывать ВСЕ. С одними только смазками гемморой можно получить. У амеров наверно такой опыт был, наши решили по совокупности не связываться.
Аналогично на ЛЗ не осилили электронику и электромеханику, способную работать в вакууме без дополнительных гермоотсеков, гермовыгородок и пр., что привело к очередному росту массы. Задача вполне сопоставимая по сложности с кислородной атмосферой для данных изделий.

От Keu
К МУРЛО (02.12.2014 16:30:27)
Дата 02.12.2014 16:38:04

Ясно. Проблемы с массой на Л3 вылезли не сразу, переделывать геморно. (-)


От NV
К Keu (02.12.2014 16:38:04)
Дата 02.12.2014 16:40:25

Нет, не из-за проблем с массой

Проблемы с массой там были изначально и так и остались. Но чистого кислорода у нас боялись как чёрт ладана. И, пожалуй, правильно боялись и боятся.

Виталий

От Keu
К NV (02.12.2014 16:40:25)
Дата 03.12.2014 08:23:25

Re: Нет, не...

>Проблемы с массой там были изначально и так и остались.

Изначально была многопусковая схема на Н1 в 75-тонном первом варианте. Там тоже был такой жестокий дефицит веса?

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала

От NV
К Keu (03.12.2014 08:23:25)
Дата 03.12.2014 10:12:22

Ну, первоначально вообще был сон разума

>>Проблемы с массой там были изначально и так и остались.
>
>Изначально была многопусковая схема на Н1 в 75-тонном первом варианте. Там тоже был такой жестокий дефицит веса?

http://users.livejournal.com/___lin___/195350.html
--------------------------
Работы по облету Луны велись и в ОКБ-1 (сейчас РКК “Энергия”). 10 марта 1962 г. С.П.Королев утвердил технический проспект “Комплекс сборки КА на орбите спутника Земли. (Тема “Союз”)”.
На корабле “Восток-7”, снабженном двигателями для маневрирования, в космос отправлялся космонавт-монтажник.
Он должен был собрать на орбите “космическую ракету” из трех одинаковых разгонных блоков. Затем к этому “космическому поезду” пристыковывался специальный, предназначенный для облета Луны, корабль Л-1.
В мае 1963 года проект был модифицирован – появилась автоматическая стыковка, и исчез “Восток-7”.
В облетный комплекс “Союз” входил сам облетный корабль, получивший обозначение 7K (именно из этой разработки “выросли” современные “Союзы”), ракетный блок 9К и корабли танкеры 11К. Все элементы системы должны были выводиться на орбиту модифицированной “семёркой”, использовать “чужие” ракеты Королёв не планировал.
Первым запускался ракетный блок, к нему в автоматическом режиме по очереди пристыковывались четыре (!!!) танкера, чтобы заправить 22 тоннами топлива.
Последним стартовал облетный корабль 7K с экипажем. После стыковки корабля к заправленному ракетному блоку, от последнего отделялся ненужный теперь (но нужный для стыковки с танкерами) отсек орбитального маневрирования, двигатель РБ запускался и связка уходила в облет Луны.
-------------------

Виталий

От Keu
К NV (03.12.2014 10:12:22)
Дата 03.12.2014 12:01:32

Это 7К-9К-11К, самое начало. А потом было другое:

=================
До конца 1963 года структурная схема лунной экспедиции еще не была выбрана. Первоначально наши проектанты предложили вариант с хорошим запасом по массе. Он предусматривал трехпусковую схему со сборкой на монтажной орбите у Земли космической ракеты общей стартовой массой (вместе с топливом) 200 тонн. При этом масса полезного груза для каждого из трех пусков H1 не превышала 75 тонн. Масса системы при полете к Луне в этом варианте достигала 62 тонн, что почти на 20 тонн превышало соответствующую массу «Аполлона». Масса системы, совершающей посадку на поверхность Луны, составила в наших предложениях 21 тонну, а у «Аполлона» — 15 тонн. Но зато пусков в нашей схеме было даже не три, а четыре. Выводить в космос экипаж из двух-трех человек предполагалось на проверенной ракете 11А511 — так именовалась в конце 1963 года ракета Р-7А, выпускавшаяся заводом «Прогресс» для пилотируемых запусков.
===============================
Черток, Ракеты и люди т.4

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала

От NV
К Keu (03.12.2014 12:01:32)
Дата 03.12.2014 13:22:14

Ну а в реальности уверенно стыковать и собирать крупные конструкции

в космосе - научились только в 80-е годы. В 60-е стыковок боялись. И у нас, и в США. Во всяком случае, стыковок крупных объектов.

Виталий

От Keu
К NV (03.12.2014 13:22:14)
Дата 03.12.2014 13:51:02

Но Королев перешел на однопусковой вариант не поэтому, а тупо из экономии

>в космосе - научились только в 80-е годы. В 60-е стыковок боялись. И у нас, и в США. Во всяком случае, стыковок крупных объектов.

Из тех же соображений - отказ от наземного огневого стенда. Не надеялся, что на него дадут денег. Ну и необоснованно надеялся, что "как-то так" ракета полетит быстрее, чем ждать 3 года постройки стенда. По крайней мере, Черток это так излагает.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала

От МУРЛО
К МУРЛО (02.12.2014 16:30:27)
Дата 02.12.2014 16:37:46

Сразу, что будет с коллекторами ДПТ? (+)

У знакомых например был опыт - стояли асинхронные двигатели в камере с паром. Требования росли - понадобилось поднять давление и температуру. Кончилось фактически разработкой нового двигателя (подшипники и методы изоляции). Так и тут, на комплектацию есть ТУ и там не зря данные к нормальной атмосфере приводят. И не один конструктор ногой за работу в кислороде не подпишется.