>"Религиозная потребность". как-то странно звучит, "испытываю потребность в пище", и"испытываю потребность в сексе", "испытываю религиозную потребность" ... :)
У вас её нету - вот вы и не понимаете. Вот, к примеру, есть у человека потребность властвовать. А других её нету. И - будет отрицать оную потребность?
Как на счёт потребности читать книги совершенно непонятной для тех, кто оной не испытывает? Потребности бывают не только материальные или физиологические.
>>Число тех, кого можно записать в "истинно верующие" всегда колебалось от 6 до 12%. Это очень обоснованные и критически осмысленные цифры.
>
>Кем обоснованные, кем "критически осмысленные"?
Можно сказать, что это внутрицерковная оценка, т.с. для себя чтоб понимать.
>Есть оценка числа придерживающихся религиозных обрядов, регулярно (раз в месяц) посещающих церковь/мечеть, причащающихся. Она никогда не выходила выше 6% (повышается в период кризисов, понижается в спокойное время), в среднем оценивается в 3-4%. Если считать половину "истино верующими", то так и выходит.
Пытаться формализированнми подходами выявить степень религиозности обречены на провал. Как можно вычислить, что Ваня любит Катю больше или меньше чем Петя любит Марину? Формально - никак. Разве что - испытаниями. Ну вот "испытаниями" оно и проверяется. Только человеку лишённому религиозного чувства, т.е. который "не в теме", тут не понять ничего.
>> В том числе для обстановки активного гнобления политической властью, которое наблюдалось в СССР (под лживый постулат о якобы "религиозной свободе", кстати).
>
>Непонятно.
Что непонятно? Вы отрицаете факт гонения и всяческого гнобления религий в СССР?
>>Да, был жуткий недостаток всяческих храмов. По большому он сохранятся до сих пор - особенно недостаток приходских. И недостаток священников имелся и имеется...
>
>Дело не в "жутком недостатке храмов",
Именно что в недостатке! В городах-миллионниках было по 1-2-3 храма. Во многих областях и даже целых регионах не было вообще ни одного.
>а в вымирании поколения, для которого религиозность была жизненной традицией, а не глубокой внутренней потребностью или наоборот, преходящей модой. Если в годы моего детства соседские бабушки дружно ходили в церковь стоять всенощную (по крайней мере значительная часть их), а у каждой второй такой бабушки дома висела икона, то сейчас, несмотря на столпотворение у церкви в день освящения куличей, что-то я не вижу таких бабушек- вымерли как класс и "социальную религиозность" детям не передали.
О да! В советское время не раз писали, что вот мол помрут бабушки "из традиции" и - усё, остануться церкви пустыми. Ну вот по-умирали пионерки и комсомолки 20-30-х, да и 40-х.. И что? Опустели церкви? Шо, только больше стало? И больше стало не в "бабушках", а в молодых людях? Вы сами запротиворечили. Вроде бы и некому передавать в семьях религиозность, а она вот наоборот рассветает и охватывает новых и новых людей.
И, притом, заметьте, если говорить о городах, то прихожанами становятся люди всё больше из образованных и культурных - пролетариат (факт!) почти отсутствует. И ведь взрослых людей туда никто не тянет - сами идут. Почему-то. Православность никаких особых преференций не даёт: денег больше не станет, на работе карьеру не подправит, восхищения у толпы не вызовет... Скорее уж наоборот, кстати, многому мешать будет. А вот - идут, понимаешь.
>О да! В советское время не раз писали, что вот мол помрут бабушки "из традиции" и - усё, остануться церкви пустыми. Ну вот по-умирали пионерки и комсомолки 20-30-х, да и 40-х.. И что? Опустели церкви? Шо, только больше стало? И больше стало не в "бабушках", а в молодых людях? Вы сами запротиворечили. Вроде бы и некому передавать в семьях религиозность, а она вот наоборот рассветает и охватывает новых и новых людей.
В советское время не предполагали массовой религиозной пропаганды, госсподдрежки, и изрядного слома жизнеустройства.
>>О да! В советское время не раз писали, что вот мол помрут бабушки "из традиции" и - усё, остануться церкви пустыми. Ну вот по-умирали пионерки и комсомолки 20-30-х, да и 40-х.. И что? Опустели церкви? Шо, только больше стало? И больше стало не в "бабушках", а в молодых людях? Вы сами запротиворечили. Вроде бы и некому передавать в семьях религиозность, а она вот наоборот рассветает и охватывает новых и новых людей.
>
>В советское время не предполагали массовой религиозной пропаганды,
Да, в советское время была массовая антирелигиозная пропаганда со вполне осязаемой карательной поддержкой. А религиозной - не было. Шла игра в одни ворота. И что на выходе получилось? Всплеск религиозности в конце 80-х - нач. 90-х безо всякой пропаганды!
>госсподдрежки, и изрядного слома жизнеустройства.
Правильно. Государство хочет видеть в Православии и пр. "традиционных конфессиях" своих союзников; а не плодит себе врагов как соввласть. Чингачгук решил второй раз на эти грабли не наступать.