От Басов
К kirill111
Дата 13.12.2013 18:42:31
Рубрики Прочее;

Флаттер

... и прочие проблемы, с которыми КБ Яковлева так и не справилось. А дальше в серию пошли Ми-6 и Ми-8, рядом с которыми Як-24 ничего не светило.

С уважением

От Robert
К Басов (13.12.2013 18:42:31)
Дата 13.12.2013 21:45:41

Тряска да была, но это - не флаттер:

Флаттер это "упругие изгибо-крутильные колебания"

А у него - от тряски фюзеляжа тряслась проводка управления (она длинная т.к. винты разнесены), от ее тряски xаотично менялся шаг лопастей, от чего трясло фюзеляж и так в вечном цикле.

Много такого пишут, вот просто например:

>А на серийном вертолете Як-24 вновь возникла проблема с вибрациями. Машину с укороченными лопастями трясло так, что летчик подпрыгивал на кресле. Установить истинную причину вибраций удалось в результате длительных поисков, и главная роль здесь принадлежит Б.Я.Жеребцову. Выяснилось, что тряска возникала в результате взаимодействия вертикальных упругих изгибов фюзеляжа и колебаний системы управления общим шагом переднего и заднего винтов, соединенных между собой жесткой проводкой управления, подвешенной на качалках вдоль потолка фюзеляжа. Заменив жесткую проводку на мягкую с опасными вибрациями покончили навсегда. На вертолет вернули длинные лопасти, что существенно повысило мощность несущих винтов.

От Басов
К Robert (13.12.2013 21:45:41)
Дата 14.12.2013 18:13:28

Флаттер суть автоколебания

>Флаттер это "упругие изгибо-крутильные колебания"
Не просто изгибно-крутильные, но поддерживающиеся за счет энергии набегающего потока.

>А у него - от тряски фюзеляжа тряслась проводка управления (она длинная т.к. винты разнесены), от ее тряски xаотично менялся шаг лопастей, от чего трясло фюзеляж и так в вечном цикле.
У вертолёта продольной схемы винты обязаны быть связаны кинематически продольной связью. В общем случае, валом.
Шаг лопастей не может меняться хаотично, он связан с угловым положением лопасти (для этого существует втулка несущего винта).

>Много такого пишут, вот просто например:

>>А на серийном вертолете Як-24 вновь возникла проблема с вибрациями. Машину с укороченными лопастями трясло так, что летчик подпрыгивал на кресле. Установить истинную причину вибраций удалось в результате длительных поисков, и главная роль здесь принадлежит Б.Я.Жеребцову. Выяснилось, что тряска возникала в результате взаимодействия вертикальных упругих изгибов фюзеляжа и колебаний системы управления общим шагом переднего и заднего винтов, соединенных между собой жесткой проводкой управления, подвешенной на качалках вдоль потолка фюзеляжа. Заменив жесткую проводку на мягкую с опасными вибрациями покончили навсегда. На вертолет вернули длинные лопасти, что существенно повысило мощность несущих винтов.
История яковлевского КБ - это особый том, очень не похожий на тома истории прочих КБ.

С уважением

От Robert
К Басов (14.12.2013 18:13:28)
Дата 15.12.2013 01:03:35

Re: Флаттер суть...

>Не просто изгибно-крутильные, но поддерживающиеся за счет энергии набегающего потока.

Да. Грубо говоря: чтоб флаттер был, двигатель - совсем не обязателен. А у этого вертолета - "источником энергии" для тряски была собственная силовая установка (а не поток, как у флаттера).

>У вертолёта продольной схемы винты обязаны быть связаны кинематически продольной связью. В общем случае, валом.

Да, но эта связь - совсем не то же самое, что вот это:

>...колебаний системы управления общим шагом переднего и заднего винтов,...

Я так понял было следующее:

>Шаг лопастей не может меняться хаотично, он связан с угловым положением лопасти (для этого существует втулка несущего винта).

Летчик же управляет изменением шага обеиx винтов. Ко второму винту для этого через весь вертолет тянулась проводка из кабины. Фюзеляж трясся - шаг менялся т.к. тряслась проводка (ну как если бы летчик тряс бы машину меняя шаг из кабины, но само по себе - без его участия).

От bedal
К Robert (15.12.2013 01:03:35)
Дата 16.12.2013 13:11:57

Да вообще - о чём речь, какой флаттер?

Флаттер - это колебания, вызванные неустойчивостью по жёсткости, когда центр масс аэродинамического элемента оказывается позади центра жёсткости. Положение аэродинамического фокуса здесь играет только роль подпитки колебаний энергией.

К проблемам Як-24 это не имеет _никакого_ отношения.

От kegres
К Басов (14.12.2013 18:13:28)
Дата 14.12.2013 18:58:46

Длина лопастей

> На вертолет вернули длинные лопасти, что существенно повысило мощность несущих винтов.

логично предположить, что удлинение привело к изменению частоты вибраций, и уменьшению кол-ва оборотов мотора.




От bedal
К kegres (14.12.2013 18:58:46)
Дата 14.12.2013 22:37:58

не так

Сначала укоротили именно по этим соображениям. А потом выяснили, что дело в проводке, и вернули лопасти. Ибо дело было не в них.
В общем, ни разу не во флаттере дело.