От Криптономикон
К All
Дата 17.12.2012 13:43:56
Рубрики WWII; ВВС;

? по ПВО прифронтовых городов

Всем поклон,
Читаю воспоминания жителей города Бологое (сейчас Тверской) тогда Калининской области:
В течении десяти дней с 13 по 23 марта 1944 г. точно по расписанию немцы бомбили важный железнодорожный узел через который шло снабжение трех фронтов - Волховского, Северо-Западного и Калининского ,почему именно в это время понятно - немцы спасали Демянскую группировку и не хотели повторения Сталинграда, но почему нельзя было выделить какую нибудь истребительную эскадрилью для защиты города? Тем более что очень близко находились наши военные аэродромы - Макарово и Хотилово
Вот отрывок из воспоминаний -
> Потом уж
мы в 4 3 - е м году, вот тут он нас и бомбил
с 1 3 - е по 2 3 - е марта по расписанию, с 8-ми
вечера до 8-ми утра. Мы уже знали, что
он в 8 вечера прилетит, ребятишки брали
кто подушку, кто одеяло, шли в бомбоубе-
жище, уже были, наверно, наката три рельс
и бетон. Опускались туда и спали, а ут-
ром шли в школу на... по окраинам в
каждом домё там деревянном был свой
класс. Так что... 1 0 дней, с 1 3 - е по 2 3 - е
по 1 2 часов бомбил. Вот. И навешает
ракет: бежишь — видно, [как] гвоздь на
земле лежит. И долбит. Одна партия уле-
тает, другая прилетает [ 2 ] .


С уважением,
Криптономикон

От Дмитрий Козырев
К Криптономикон (17.12.2012 13:43:56)
Дата 17.12.2012 13:54:11

Re: ? по...

>но почему нельзя было выделить какую нибудь истребительную эскадрилью для защиты города? Тем более что очень близко находились наши военные аэродромы - Макарово и Хотилово

Потому что:
>с 1 3 - е по 2 3 - е марта по расписанию, с 8-ми
>вечера до 8-ми утра.

ночь. Радаров нет. Ночных истребителей скорее всего тоже нет.

К тому же вблизи фронта существует т.н. "зона тактической внезапности" (ок 50 км) - в которой бомбардировщики гарантировано успевают отбомбиться в промежутке времени между визуальным обнаружением постами ВНОС, вызовом истребителей и их полетом на перехват.

От Криптономикон
К Дмитрий Козырев (17.12.2012 13:54:11)
Дата 17.12.2012 16:08:28

Re: ? по...

>>но почему нельзя было выделить какую нибудь истребительную эскадрилью для защиты города? Тем более что очень близко находились наши военные аэродромы - Макарово и Хотилово
>
>Потому что:
>>с 1 3 - е по 2 3 - е марта по расписанию, с 8-ми
>>вечера до 8-ми утра.
>
>ночь. Радаров нет. Ночных истребителей скорее всего тоже нет.
Талалихин еще в 41 году совершил ночной таран правда в августе но почти в полночь когда уже темно. Почему в 43-м не могли летать и сбивать ночью?

>К тому же вблизи фронта существует т.н. "зона тактической внезапности" (ок 50 км) - в которой бомбардировщики гарантировано успевают отбомбиться в промежутке времени между визуальным обнаружением постами ВНОС, вызовом истребителей и их полетом на перехват.

Здесь не нужны никакие ВНОС! Весь город знал что в 20-00 они прилетят.

С уважением,
Криптономикон

От Г.С.
К Криптономикон (17.12.2012 16:08:28)
Дата 17.12.2012 23:36:55

Талалихин к этому времени уже имел БКЗ

>Талалихин еще в 41 году совершил ночной таран правда в августе но почти в полночь когда уже темно. Почему в 43-м не могли летать и сбивать ночью?

А Галлай в первом вылете первый раз взлетал на истребителе ночью, первый раз стрелял ночью и первый раз садился ночью (с лгромным трудом).

Где-то читал, что в Сталинграде выпускали неподготовленных истребителей ночью на перехват, причем сбившим разрешалось ге садиться, а прыгать, но большинство пыталось сесть.


От Инженер-109
К Криптономикон (17.12.2012 16:08:28)
Дата 17.12.2012 21:51:10

Даже в 1944-м не смогли прикрыть Полтаву-Миргород

>>>но почему нельзя было выделить какую нибудь истребительную эскадрилью для защиты города? Тем более что очень близко находились наши военные аэродромы - Макарово и Хотилово

Нечем было. Хотя от американской помощи в этом вопросе отказались. Ночная подготовка своих пилотов проводилась очень ограниченно. Истребителей с РЛС не было вовсе. в Полтаве оказалось всего 6 пилотов годных к полетам ночью....

Оборудования для ночных стартов не было. Системы наведения ночью не было. Системы привода на посадку ночью - не было. Вылет могли проводить отдельные тренированные пилоты на свой страх и риск.

Возможно несколько лучше дело обстояло в ПВО 6 корпуса в Московской зоне, но полагаю и там все было очень "сурово". "Спасали" в основном развернутые поля зениток и прожекторов. Хотя станции РУС-1 и РУС-2 были...

От Митрофанище
К Инженер-109 (17.12.2012 21:51:10)
Дата 17.12.2012 22:13:01

Re: Даже в...

>>>>но почему нельзя было выделить какую нибудь истребительную эскадрилью для защиты города? Тем более что очень близко находились наши военные аэродромы - Макарово и Хотилово
>
>Нечем было. Хотя от американской помощи в этом вопросе отказались. Ночная подготовка своих пилотов проводилась очень ограниченно. Истребителей с РЛС не было вовсе. в Полтаве оказалось всего 6 пилотов годных к полетам ночью....

>Оборудования для ночных стартов не было. Системы наведения ночью не было. Системы привода на посадку ночью - не было. Вылет могли проводить отдельные тренированные пилоты на свой страх и риск.

Кое-что было, но и это "кое-что" использовалось кое-как.
Тут вот например есть немного инфрмации:
"Радиолокационные истребители ВВС Красной Армии"

http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/rls/rls.html

>Возможно несколько лучше дело обстояло в ПВО 6 корпуса в Московской зоне, но полагаю и там все было очень "сурово". "Спасали" в основном развернутые поля зениток и прожекторов. Хотя станции РУС-1 и РУС-2 были...


Была уже и ленд-лизовская техника - РЛС и СОН, но она шла в основном в ПВО Москвы и промышленных центров.
Да и с освоением были определённые проблемы.

От Криптономикон
К Митрофанище (17.12.2012 22:13:01)
Дата 17.12.2012 22:51:34

Спасибо за ответы, а нет ли труда обобщающего ночную специфику ВВС РККА (-)


От Инженер-109
К Криптономикон (17.12.2012 22:51:34)
Дата 17.12.2012 23:14:52

Был советский еще труд по 6 ИАК ПВО Москвы....

...но он не слишком был информативен и абс узок, потом в 90-е вышло несколько статей по РУСам и Гнейсам, по ночному применения наших в Полтаве были краткие абзацы в статьях, а обобщенного по ночным перехватам не видел - никогда....

От Криптономикон
К Инженер-109 (17.12.2012 23:14:52)
Дата 17.12.2012 23:24:37

Re: Был советский...

>...но он не слишком был информативен и абс узок, потом в 90-е вышло несколько статей по РУСам и Гнейсам, по ночному применения наших в Полтаве были краткие абзацы в статьях, а обобщенного по ночным перехватам не видел - никогда....

Спасибо, в общем картина ясна,
По 6 иак нашел у Хазанова
Приложение 8. Письмо в ЦК ВКП(б) зам. командира 6-го авиакорпуса ПВО подполковника П. М. Стефановского от 29 июля 1941 г.

Массовый опыт ночной боевой работы в системе ПВО г. Москвы показал, что наши ночные истребительные самолеты МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3 плохо приспособлены для ночного боя, что приводит к колоссальным потерям материальной части при ночных вылетах по боевой тревоге.
Основные недостатки:
1. Демаскировка самолета в воздухе и ослепление летчика от огня из выхлопных патрубков: совершенно недопустимо на ЛаГГ-3; плохо на МиГ-3; посредственно на Як-1.
2. Отсутствие радиополукомпаса, что в условиях темной ночи, светомаскировки, ослепления летчика лучами прожекторов и полетов на больших высотах ведет к массовой потере ориентировки и покиданию самолета в воздухе или авариям и катастрофам при вынужденных посадках.
3. Отсутствие приемо-передающей станции на Як-1 не позволяет наводить самолеты на противника с земли и управлять в воздухе.
4. Отсутствие вариометра значительно усложняет пилотирование самолета Як-1 вслепую, так как полеты в темную ночь или на высотах свыше 5000 м происходят только по приборам. [414]
5. Отсутствие посадочной фары на Як-1 сильно демаскирует аэродромы посадочными прожекторами, что приводит к бомбардировке аэродрома прилетающими самолетами противника.
6. Недостаточный запас горючего вынуждает к частым посадкам, что также демаскирует аэродром, а при потере ориентировки не дает возможности восстановить последнюю.
Считаю необходимым истребительные самолеты, предназначенные для ночных полетов, оборудовать:
а) специальными пламегасителями на выхлопных патрубках;
б) приемо-передающими радиостанциями;
в) вариометрами, а если возможно, то и авиагоризонтами;
д) посадочными фарами;
е) увеличенным запасом горючего.
Изложенное личное мнение разделяется летчиками-ночниками Западного сектора обороны ПВО.
Источник: РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 614. Л. 47.


С уважением,
Криптономикон

От zero1975
К Криптономикон (17.12.2012 23:24:37)
Дата 18.12.2012 11:38:24

А радиополукомпас тогда различал приближение/удаление?

ЕМНИП, они тогда не различали, откуда приходит сигнал - спереди или сзади, поэтому при потере ориентировки - могли как привести на аэродром, так и наоборот.
Или я ошибаюсь?

От Инженер-109
К zero1975 (18.12.2012 11:38:24)
Дата 19.12.2012 15:59:42

радиополукомпас - РПК давал только курс, но Галлай как то описал....

>ЕМНИП, они тогда не различали, откуда приходит сигнал - спереди или сзади, поэтому при потере ориентировки - могли как привести на аэродром, так и наоборот.
>Или я ошибаюсь?

...ситуацию, когда он настроил РПК на волну Московского радио, то услышал паразитный звук музыки и по усилению громкости определял и курс, и примерное удаление... Но не точно, а просто на "слух". Фактически же, РПК дает курс на источник сигнала, поэтому увести в обратную сторону, откуда сигнал не приходит, не может

От tarasv
К Инженер-109 (19.12.2012 15:59:42)
Дата 19.12.2012 21:07:03

Re: с точностью 180градусов

>Фактически же, РПК дает курс на источник сигнала, поэтому увести в обратную сторону, откуда сигнал не приходит, не может

У РПК-2 была антена в виде простой рамки, у нее диаграмма направленности имеет два минимума (вглядит как восьмерка) поэтому направление на или от радиостанции он не различает.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Robert
К Инженер-109 (19.12.2012 15:59:42)
Дата 19.12.2012 19:47:02

Впридачу обычный магнитный компас никто не отменял

В смысле надо уxитриться еще перепутать юг и север: радиополукомас дает курс, а обычный компас - направление.

Ну или взять два пеленга на два радиомаяка, тогда магнитный не нужен.

От Митрофанище
К Криптономикон (17.12.2012 16:08:28)
Дата 17.12.2012 18:52:30

Re: ? по...

...
>Талалихин еще в 41 году совершил ночной таран правда в августе но почти в полночь когда уже темно. Почему в 43-м не могли летать и сбивать ночью?

1. Пилотов истребителей, подготовленых для действий в ночных условиях было не столь много, и все они были сосредоточены в ПВО Москвы, Ленинграда и промышленых центров страны.
2. Система наведения ночных истрбителей, мягко говоря, была не отработана.

Впрочем, об уровне как подготовки ночных истребителей ПВО, так и и собственно всей системы ПВО длядействий в ночное время, можно судить по результатам налётов авиации противника в том же 1943 году на Горький, Саратов, Ярославль и т.д.

Руководство вполне себе отдавало в этом отчёт, и поэтому в дополнение к потерям от воздушных налётов терять авибензин, моторесурс, да и вполне ожидаемо - самолёты и пилотов при ночных взлётах / посадках - не хотело.

...
>Здесь не нужны никакие ВНОС! Весь город знал что в 20-00 они прилетят.

И что?
Ночное небо, оно большое.
Если ещё в Испании поиск и обнаружение цели визуально ночью было сложной задачей, то при возросших скоростях авиации обр. 1943-го - практически невыполнимой.

Впрочем, результаты 1944и 1945 гг. мало в чём отличались от 1943 го., и это не смотря на то, что уже начали использоваться истребители оснащённые радиолокатором.


Так что только маскировка, рассредоточение, ложные цели, иногда аэростаты - ну и заградительный огонь ЗА.

>С уважением,

С уважением

От Криптономикон
К Криптономикон (17.12.2012 13:43:56)
Дата 17.12.2012 13:47:34

1943-го конечно (-)