От Kpt.Flint
К All
Дата 25.11.2012 23:24:47
Рубрики Прочее; Современность;

Планы развития транспорта в СССР

Как известно, в 1960-е -- 1980-е гг в Советском Союзе проводилось масштабное развитие инфраструктуры Сибири и ДВ: строились железные/автомобильные дороги, аэродромы, и т.п., обустраивались нефтяные и газовые месторождения и трубопроводы к ним, да и много чего ещё.

Нет ли на свете сколько-нибудь системного описания сего крупнейшего инфраструктурного проекта? Особенно интересны были бы роадмапы на 1990-е -- 2000-е гг, то бишь — как предполагалось использовать уже построенное и как развивать это далее.

От Александр Стукалин
К Kpt.Flint (25.11.2012 23:24:47)
Дата 26.11.2012 23:22:25

Re: Планы развития...

>Нет ли на свете сколько-нибудь системного описания сего крупнейшего инфраструктурного проекта? Особенно интересны были бы роадмапы на 1990-е -- 2000-е гг, то бишь — как предполагалось использовать уже построенное и как развивать это далее.

по отдельным отраслям транспорта можно нарыть в архивах...
вот, например, по ЖД -- отсюда:
http://rgantd-samara.ru/activity/publications/8131/#down3.5

...
3.4. БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ) (1948-1986)
1. Проект восстановления и достройки железнодорожной линии Бам-Тында-Хандыга. Фотопанорама. 1948 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-571. Оп.2-4. Д.3075. Л.1.
2. Схема-карта развития перевозок по участкам Байкало-Амурской железнодорожной магистрали от Красноярска до Владивостока. РГАНТД. Ф.185/Р-600. Оп.5-4. Д.154а, Л.1. На карте обозначены места размещения полезных ископаемых и первоочередных объектов промышленности в зоне Байкало-Амурской магистрали.
3. Проектное задание Байкало-Амурской магистрали, выполненное институтом Мосгипротранс. Железнодорожная линия Бам-Тында. 1969 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-232. Оп.8-4. Д.90. Л.5,6. Обзорная карта и карта района железнодорожной линии Бам-Тында.
4. Фотография вручения коллективу института Мосгипротранс переходящего Красного Знамени Минтрансстроя СССР. 1980 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-232. Оп.9-6. Д.75. Л.26.

3.5. ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СССР (1952-2000)
1. Приказ № 196 ТКП(ЦТ) о переводе паровозов отдельных участков Московско-Казанской, Московско-Курской, Октябрьской, Рязано-Уральской, Самаро-Златоустовской, Турксиба и Юго-Восточных железных дорог с нефтяного на угольное отопление. 11 апреля 1933 г. РГАЭ. Ф.1884. Оп.40. Д.389. Л.89, 90, 92.
2. Сообщения по перспективному развитию железнодорожной сети на Крайнем Севере СССР. Пояснительная записка. 1952 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-571. Оп.2-4. Д.1416.
3. Соображения по перспективному развитию железнодорожной сети на Крайнем Севере СССР. Фотопанорама. 1952 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-571. Оп.2-4. Д.1417.
4. План эксплуатации железных дорог на 1976-1980 гг. 1976 г. РГАЭ. Ф.1884. Оп.105. Д.2589. Л.16.
5. Предложения об основных направлениях развития железнодорожного транспорта на 1976-1990 гг. 1976 г. РГАЭ. Ф.1884. Оп.105. Д.1778. Л.1-171.
6. План государственных капитальных вложений по МПС и железным дорогам на 1976-1980 гг. 1976 г. РГАЭ. Ф.1884. Оп.105. Д.2591. Л.1б, 9.
7. Разработка предложений по комплексной подготовке железных дорог и мостов и эксплуатации вагонов увеличенных габаритов. 1984-1990 гг. РГАНТД. Ф.185/Р-600. Оп.5-4. Д.158а, Л.1. Представлена цветная карта железных дорог от Балтийского до Охотского моря на 1980 г. Приведены данные о планируемой замене мостов с недостаточной грузоподъемностью на 1984-1990 гг.
8. Схема грузовых потоков по участкам железнодорожной сети Западно-Сибирского нефтегазового комплекса за 1978 и на 1985, 1990 гг. (Вариант 1 – исходный). РГАНТД. Ф.185/Р-600. Оп.5-4. Д.145а, Л.3.
9. Схема грузовых потоков по вариантам новых железнодорожных линий в Западно-Сибирском нефтегазовом районе на 1990 г. РГАНТД. Ф.185/Р-600. Оп.5-4. Д.145а. Л.4.
10. Схема размещения месторождений нефти и газа и основных отраслей промышленности на территории Западно-Сибирского комплекса до 2000 г. РГАНТД. Ф.185/Р-600. Оп.5-4. Д.189а. Л.1.
11. Схема грузовых потоков по участкам железнодорожной сети Западно-Сибирского нефтегазового комплекса за 1980 и на 1985, 1990, 2000 гг. РГАНТД. Ф.185/Р-600. Оп.5-4. Д.189а. Л.2.
...

От Александр Стукалин
К Александр Стукалин (26.11.2012 23:22:25)
Дата 26.11.2012 23:31:03

Re: Планы развития...

>по отдельным отраслям транспорта можно нарыть в архивах...

можно также по отдельным отраслям транспорта поискать по постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР
типа этих вот:
http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=13603&PrintVersion=1
http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-normy/m4v.htm

От Юрий А.
К Kpt.Flint (25.11.2012 23:24:47)
Дата 26.11.2012 10:17:10

Re: Планы развития...

>Как известно, в 1960-е -- 1980-е гг в Советском Союзе проводилось масштабное развитие инфраструктуры Сибири и ДВ: строились железные/автомобильные дороги, аэродромы, и т.п., обустраивались нефтяные и газовые месторождения и трубопроводы к ним, да и много чего ещё.

По железным дорогам: в сети этих данных нет. По крайней мере, нет в целом виде. В принципе, можете взять минимальный вариант из "стратегии 2030", убрать из него отдельные хотелки комерсов, и общее представление иметь будете, без изысков, типа Лено-Енисейской или Северосибирской магистралей, и подробностей, типа схемы развития железных дорог вокруг Обской губы (Ямал и Север Западной Сибири).

>Нет ли на свете сколько-нибудь системного описания сего крупнейшего инфраструктурного проекта? Особенно интересны были бы роадмапы на 1990-е -- 2000-е гг, то бишь — как предполагалось использовать уже построенное и как развивать это далее.

В сети нет. Да и в публикациях, как-то не попадалось. Есть отдельные куски типа того, что опубликовано в книге "Мост между прошлым и будущим России" (про Транссиб и БАМ).

А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От Kpt.Flint
К Юрий А. (26.11.2012 10:17:10)
Дата 26.11.2012 14:16:10

Рахмат тебе, добрый человек. А скоростные железные дороги как-нибудь хотелись? (-)


От Юрий А.
К Kpt.Flint (26.11.2012 14:16:10)
Дата 26.11.2012 14:48:41

Хотелись. :)

Были реальные планы по запуску ЭР200 в направлении Центр-Юг (Москва-Адлер) и утопические Москва-Владивосток (не в сидячем, разумеется, варианте).
Первые и сейчас еще живые, и потихонечку двигаются в сторону реализации, кусочками (не под ЭР200, конечно, а под другой подвижной состав), вторые не пошли далее разговоров.
Ну и как не вспомнить незабвенный "Сокол" в Питер и в тот же многострадальный Центр-Юг (характеристики "Сокола", были в одном из вариантов расчетов).

А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От Kpt.Flint
К Юрий А. (26.11.2012 14:48:41)
Дата 26.11.2012 18:38:00

А насколько утопичными были те идеи?

Ну, например, "к 2000 году утопическим считается открыть скоростной маршрут Москва-Казань, а к 2010-му -- Казань-Свердловск, а до Владика всё равно самолётом летать"?

<чешет репу>

От Юрий А.
К Kpt.Flint (26.11.2012 18:38:00)
Дата 26.11.2012 21:15:46

Re: А насколько...

>Ну, например, "к 2000 году утопическим считается открыть скоростной маршрут Москва-Казань, а к 2010-му -- Казань-Свердловск, а до Владика всё равно самолётом летать"?

Москва-Владивосток был утопией изначально и дальше разговоров не пошел.

А Центр-Юг, так или иначе, будет реализован, в полном объеме. Если не нами, так нашими детьми или внуками. Он и сейчас реализовывается. Кусочками. Первый кусочек, участок Туапсе-Адлер был реализован в рамках Олимпийских проектов. Сейчас в частичной реализации вынос грузового движения (проектирование заканчивается в первом квартале 2013 года). Участок Москва-Курск, тоже был выделен в отдельную разработку пару лет назад. В этом году маховик провернулся, и только вот пару недель назад, как приступили к проработке стадии "П" прилегающего к Москве участка, в рамках реконструкции радиальных направлений Мосузла. Если правительство Москвы и федералы не передумают софинансировать, то стройка начнется если не в конце следующего года, то в начале 2014-ого.

Если бы Янукович не пришел бы к власти на Украине, то сейчас бы уже полным ходом шла реализация строительства участка Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск, тоже выделенного в отдельную детальную проработку. Но я надеюсь, что рано или поздно, его все-таки построят. Уж больно красиво и изящно трассу получилось уложить. И она сулит вполне приятные для пассажиров выгоды. Хотя это уже во многом, не советское наследие, а из проработок 2000-х.


А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От Михаил Т
К Юрий А. (26.11.2012 21:15:46)
Дата 26.11.2012 21:59:39

Re: А насколько...

>Москва-Владивосток был утопией изначально и дальше разговоров не пошел.


Неподъемные вложения при ограниченной целесообразности (все равно самолет на таком расстоянии вне конкуренции)?

> Участок Москва-Курск, тоже был выделен в отдельную разработку пару лет назад. В этом году маховик провернулся, и только вот пару недель назад, как приступили к проработке стадии "П" прилегающего к Москве участка, в рамках реконструкции радиальных направлений Мосузла. Если правительство Москвы и федералы не передумают софинансировать, то стройка начнется если не в конце следующего года, то в начале 2014-ого.

>Если бы Янукович не пришел бы к власти на Украине, то сейчас бы уже полным ходом шла реализация строительства участка Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск, тоже выделенного в отдельную детальную проработку. Но я надеюсь, что рано или поздно, его все-таки построят.


А Янукович как сказался? И еще уточнение - пассажирское движение все-таки будет через Курск - Чертково, то есть в обход Воронежа? Воронежский ход - грузовой?

От Юрий А.
К Михаил Т (26.11.2012 21:59:39)
Дата 26.11.2012 22:32:41

Re: А насколько...

>>Москва-Владивосток был утопией изначально и дальше разговоров не пошел.

>Неподъемные вложения при ограниченной целесообразности (все равно самолет на таком расстоянии вне конкуренции)?

Ну, можно и так сказать. Скоростные и высокоскоростные поезда имеют смысл и востребованы на относительно небольших расстояниях. Характер их востребованности меняется в зависимости от этого расстояния, но все равно, придел находится гораздо ближе, чем Владивосток. :))

>>Если бы Янукович не пришел бы к власти на Украине, то сейчас бы уже полным ходом шла реализация строительства участка Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск, тоже выделенного в отдельную детальную проработку. Но я надеюсь, что рано или поздно, его все-таки построят.
>

>А Янукович как сказался?
Пока у власти был Ющенко, и отношения с Украиной натягивались с каждым днем, государство рвалось дать денег на то, чтоб обойти небольшой участочек ж.д., попадающий на территорию незалежной. Но потом пришел Янукович, и ввиду потепления отношений, финансирование обхода свернули.

>И еще уточнение - пассажирское движение все-таки будет через Курск - Чертково, то есть в обход Воронежа? Воронежский ход - грузовой?

Да. Хотя на время Олимпиады есть планы временно использовать Воронежский ход как пассажирский.

А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От JGL
К Юрий А. (26.11.2012 21:15:46)
Дата 26.11.2012 21:51:48

Re: А насколько...

Здравствуйте,

>А Центр-Юг, так или иначе, будет реализован, в полном объеме. Если не нами, так нашими детьми или внуками. Он и сейчас реализовывается. Кусочками. Первый кусочек, участок Туапсе-Адлер был реализован в рамках Олимпийских проектов. Сейчас в частичной реализации вынос грузового движения (проектирование заканчивается в первом квартале 2013 года). Участок Москва-Курск, тоже был выделен в отдельную разработку пару лет назад. В этом году маховик провернулся, и только вот пару недель назад, как приступили к проработке стадии "П" прилегающего к Москве участка, в рамках реконструкции радиальных направлений Мосузла. Если правительство Москвы и федералы не передумают софинансировать, то стройка начнется если не в конце следующего года, то в начале 2014-ого.
Дык вроде ж туда собирались что-то сапсаноподобное запускать очень скоро, нет?


> А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.
С уважением, Юрий.

От Юрий А.
К JGL (26.11.2012 21:51:48)
Дата 26.11.2012 22:03:50

Re: А насколько...

>Здравствуйте,

>>А Центр-Юг, так или иначе, будет реализован,............

>Дык вроде ж туда собирались что-то сапсаноподобное запускать очень скоро, нет?

"Туда" это куда? Если Центр-Юг (Туапсе-Адлер), то в разное время, прорабатывался на возможность использования разного подвижного состава. Не меньше трех вариантов.
Последний раз, когда, делали тяговые расчеты на весь проект, в числе вариантов был и "Сапсан". Наравне с перспективным на тот момент ЭП-20 с вагонами "Тальго".

А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От JGL
К Юрий А. (26.11.2012 22:03:50)
Дата 26.11.2012 23:59:31

Re: А насколько...

Здравствуйте,

>>>А Центр-Юг, так или иначе, будет реализован,............
>
>>Дык вроде ж туда собирались что-то сапсаноподобное запускать очень скоро, нет?
>
>"Туда" это куда?
Москва - Сочи, ЕМНИП, как раз к олимпиаде?

С уважением, Юрий.

От Юрий А.
К JGL (26.11.2012 23:59:31)
Дата 27.11.2012 00:13:49

Re: А насколько...

>>"Туда" это куда?
>Москва - Сочи, ЕМНИП, как раз к олимпиаде?

Нет. К Олимпиаде проект Центр-Юг (Москва-Адлер), формально не привязан. Точнее привязан формально. :)) Собственно привязка, номер раз: участок Туапсе-Адлер, часть проекта Москва-Адлер, и реализован под Олимпиаду, с учетом потом его использования в рамках Центр-Юг. Привязка номер два, сейчас, в рамках этого большого проекта, проектируется реконструкция 6 станций (пять на Московской ж.д., одна на Северо-Кавказской, с целью обеспечить пропуск пассажирских поездов через Воронеж, на время олимпиады, но с учетом того, что потом, в рамках проекта Центр-Юг, туда будет вынесено грузовое движение с Курского хода.

А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От Евгений Путилов
К Kpt.Flint (25.11.2012 23:24:47)
Дата 26.11.2012 02:18:54

Re: Планы развития...

Доброго здравия!
>Как известно, в 1960-е -- 1980-е гг в Советском Союзе проводилось масштабное развитие инфраструктуры Сибири и ДВ: строились железные/автомобильные дороги, аэродромы, и т.п., обустраивались нефтяные и газовые месторождения и трубопроводы к ним, да и много чего ещё.


Ж/д к регионам с месторождениями Главтюменьнефтегаза была подведена только в начале 80-х. "Брошенные составы" разгребли только к середине 80-х. После этого эту важнейшую магистраль круглогодичного обеспечения деятельности важнейшего углеводородного главка страны можно считать введенной в полноценную эксплуатацию. До того обеспечение было сезонным - с мая по ноябрь (в зависимости от льда на нескольких реках). В зимнее время с 1967 года (или около того) критически важные нефтегазовые строительства обеспечивались силами военно-транспортной авиации, но основная масса замирала до сезона речной навигации. Планирование завоза начиналось за год до самого завоза, а хозяйственное планирование - в рамках 5-летних планов (то есть не менее чем за 3-5 лет). "Ходоки" начинали "забеги" по министерствам и "снабам" выбивать ресурсы. Поскольку многие критически важные ресурсы и машины закупались и завозились из-за границы - минвнешторг оказывался одним из участников процесса. Различные эмбарго и ограничения на Западне частно рушили эти планы снабжения и завоза, что ставило сройки под угрозу. Это и вынуждало использовать ВТА, хотя экономически это было нецелесообразно. Но постройка ж/д маршрута на Нижневартовск, Сургут и Уренгой была произведена скорее вопреки МПС, всецело занятому БАМом, под жестким давлением ТЭКа в лице коалиции углеводородных министров, курировавшего их зампреда совмина и главы Тюменского обкома КПСС.

>Нет ли на свете сколько-нибудь системного описания сего крупнейшего инфраструктурного проекта? Особенно интересны были бы роадмапы на 1990-е -- 2000-е гг, то бишь — как предполагалось использовать уже построенное и как развивать это далее.

Это уже не моя тема :-)

С уважением, Евгений Путилов.

От i17
К Kpt.Flint (25.11.2012 23:24:47)
Дата 26.11.2012 00:27:10

Re: Планы развития...

>Как известно, в 1960-е -- 1980-е гг в Советском Союзе проводилось масштабное развитие инфраструктуры Сибири и ДВ: строились железные/автомобильные дороги, аэродромы, и т.п., обустраивались нефтяные и газовые месторождения и трубопроводы к ним, да и много чего ещё.

Почему ограничиваетесь 60-80 ?
Сразу после войны все началось.

От Олег...
К i17 (26.11.2012 00:27:10)
Дата 26.11.2012 01:07:40

Началось ещё до войны. Освноение Севморпути - от туда... (-)


От Kpt.Flint
К Олег... (26.11.2012 01:07:40)
Дата 26.11.2012 01:31:46

Интересуют именно направления стратегического развития и нереализованные планы.

К концу 1980-х можно было сказать, что СССР имел более-менее работоспособную логистику в Сибири и на ДВ. Собственно, крайне интересно, куда планировалось её развивать далее - как количественно, так и качественно.

От Андрей Чистяков
К Kpt.Flint (25.11.2012 23:24:47)
Дата 26.11.2012 00:24:08

Я в материалах последнего съезда КПСС видел, ПМСМ. Там говорилось о планах. (-)


От Kpt.Flint
К Андрей Чистяков (26.11.2012 00:24:08)
Дата 26.11.2012 00:58:59

Последний съезд — это который 28-й, 1990-го году? (-)


От Андрей Чистяков
К Kpt.Flint (26.11.2012 00:58:59)
Дата 26.11.2012 01:22:16

Вроде как, да. Нет сейчас под рукой для подтверждения, увы. (-)