От Сергей Стрыгин
К All
Дата 18.11.2012 14:55:58
Рубрики WWII; Флот; Загадки;

Катынь. Потопление подлодкой U-209 баржи "П-4" в Печорском море 17 августа 1942

17 августа 1942 г. недалеко от острова Матвеева в Печорском море (так иногда называют юго-восточную честь Баренцевого моря) немецкая подводная лодка U-209 атаковала караван советских судов, следовавших из порта Хабарово в порт Нарьян-Мар.
В результате этой атаки из находившихся на атакованных судах 328 человек погибли 305.
В том числе, погибли 265 из 267 пассажиров несамоходной баржи "П-4", буксируемой буксирным пароходом "Комсомолец" (двое пассажиров баржи спаслись на шлюпке, притворившись убитыми).

Согласно общепринятой версии, в момент атаки 17 августа 1942 г. баржа "П-4" перевозила заключенных "Норильстроя".

Однако в результате независимого расследования истинных обстоятельств Катынского дела выяснилось, что, на самом деле, 17 августа 1942 г. баржа "П-4" перевозила 247 заключенных Югорского исправительно-трудового лагеря и 17 охранявших их бойцов конвойных войск НКВД, направлявшихся в Нарьян-Мар со строительства НКВД №300 согласно приказа НКВД СССР №058 от 27 февраля 1942 г.

Предположительно, значительную часть (или даже большинство) среди 245 погибших 17 августа 1942 г. на барже "П-4" заключенных Югорлага составляли осужденные граждане бывшей Польши из числа так называемых "катынских польских полицейских". Под условным термином "катынские польские полицейские" следует понимать примерно 11-12.000 бывших польских полицейских, жандармов, тюремщиков, разведчиков и других сотрудников польских карательных органов и спецслужб, пропавших без вести на территории Советского Союза после 17 сентября 1939 года. До весны 1940 г. около 6.000 "катынских польских полицейских" находились на положении военнопленных в Осташковском лагере НКВД СССР и примерно 5-5.500 из их числа содержались в качестве арестованных в тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии. Все эти 11-12.000 бывших польских граждан весной 1940 г. были осуждены решениями Особого совещания при НКВД к 3-8 годам лагерей.

В процессе независимого расследования истинных обстоятельств Катынского дела также выяснилось, что летом-осенью 1941 г. несколько тысяч "катынских польских полицейских" были этапированы из Маткожненского исправительно-трудового лагеря и направлены через Севпечлаг в Заполярный и Югорский исправительно-трудовые лагеря НКВД СССР на строительство железной дороги Воркута-Хальмеръю-Хабарово (на так называемое "строительство НКВД №300 и №301").

Наличие "катынских" польских контингентов на борту баржи "П-4" объясняет многие странности, на которые указывали историки и журналисты, изучавшие подробности атаки немецкой подводной лодки U-209 на караван советских сулов у о. Матвееева 17 августа 1942 г.
В частности, это объясняет полное отсутствие в открытых источниках имен 265 погибших и 2 спасшихся пассажиров баржи "П-4", изъятие из открытого доступа архивных документов, содержащих конкретных сведения о находившихся в тот день на барже контингентах заключенных Югорлага и дезинформацию о точном названии исправительно-трудового лагеря, из которого перевозились погибшие заключенные, умышленно допущенную в первых публикациях СМИ о трагедии 17 августа 1942 г.

А также тот факт, что командир немецкой подводной лодки U-209 капитан-лейтенант Генрих Бродда (Kptlt. Heinrich Brodda) как в момент начала атаки 17 августа 1942 г., так и после её окончания был абсолютно уверен, что на борту баржи "П-4" находились советские солдаты. (Поскольку шинели польских полицейских внешне похожи на шинели матросов РКВМФ, то немецкие подводники очень легко могли ошибиться, издали приняв осужденных поляков-полицейских за советских моряков-краснофлотцев).

В этой связи два вопроса к уважаемым участникам форума ВИФ-2NE:

1. В каких открытых и закрытых архивных фондах могут находиться документы, содержащие имена 305 погибших и 23 выживших пассажиров с уничтоженных 17 августа 1942 г. в Карском море судов (в особенности, имена 245 погибших и 2 выживших заключенных с баржи "П-4") и конкретные сведения о контингентах заключенных Югорлага, находившихся 17 августа 1942 г. на барже "П-4"?
2. Где могут находиться аналогичные сведения о 540 пассажирах, доставленных 3 июля 1942 года из порта Хабарово в Печору в ходе предыдущего рейса буксирного парохода "Норд" и баржи "П-4"?

___
p.s. Атака подлодки U-209 17 августа 1942 г. на караван судов ГУЛАГа НКВД ранее уже обсуждалась на ВИФ-2NE. Вот ветки с этими обсуждениями:
Дата 12.07.2000 10:54:17 "Операция «Вундерланд»" -
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/7/7444.htm
Дата 06.09.2001 23:30:18 "А.Никольскому - потопление баржи с зеками" - https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/151/151317.htm
Дата 01.10.2003 13:00:55 "помогите с примерами зверств германских зеевольфов" - https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/600/600734.htm
Дата 12.01.2006 20:52:15 "нашел этот постинг ув.Exeterа" - https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/1100/1100708.htm

От Андрей Белов
К Сергей Стрыгин (18.11.2012 14:55:58)
Дата 19.11.2012 20:56:08

Вся эта "польская история"..

попахивает мягко говоря д..мом
в 7 утра при черт знает какой видимости Бродда снарядами ОФ поджигает баржу.
На барже люди бросаются в воду.
Ну и что же такого на барже транспонтируется что может так лихо гореть ????
Только стройматериалы вместе с зеками или "невинными жертами сталинизма - поляками"
Ну да тральщики подбирают охранников, сбежавших первыми после обстрела , которые естественно зачесывают , что всех расстреляли немцы (а что вы думали - они другое скажут).

Да не сработай у Бродда первые торпеды - отстал бы к черту он от этого сарая. Но тут уж его упрямство. Он же еще в норвежской операции учавствовал , там вообще с торпедами жопа была.
Поэтому он и вернулся к П-4 - проверить , что и как. Кстати - уже не пылыхающей и не затонувшей как лихтер (а почему то пожара уже было или он был - видимо все сгорело .. аааа ???? - за два часа все не сгорело ??? что горело ??? а нафига торпеды тратить - и так утонет .. а ??? )
Но ведь все невинные жертвы сталинизма уже попрыгали в воду и сбежали ??? Как так ???

Наверное это тоже Дословное переложение Сергеева . В архивах этого точно нет . Не смогли написать очевидцы - значит этого не существует.

С 300 метров стреляет - а торпеда то успеет пройти мешок и встать в боевое (или это просто жест отчаянья,,,???) .. да нет ... понял, что пожар уже потушен и себе орден на грудь не повесить ..
Просто Бродда попался на малую осадку - наши подводники с БДБ и Зибелями тоже на это ловились. Глубина хода торпеды была установлена из расчета баржа с грузом - а по факту тупо людей перевозила (вес мелкий) + не сработал контактный взрыватель торпеды.

А вот когда баржа набрала воды и на ней находились люби, которые кстати и пожар потушили - вот тогда то и торпеда сработала нормально - 90 градусов встречи с целью ;)

Народ на барже был до самого последнего момента. И боролся за живучесть этой лайбы. Особенно после того, как лодка ушла.

От Андрей Белов
К Андрей Белов (19.11.2012 20:56:08)
Дата 19.11.2012 21:27:23

Нашим безграмотным дурошлепам ..

от архивов всегда свойственно верить германской стороне - "они пунктуальные они записывали"
Есть такая масенькая неприятность - Дениц драл личный состав за просранные в никуда торпеды.
Если командир ПЛ пошел на атаку, изволь рассказать куда и как ты выкинул нифиговые штучки за охрененные пфениги. Обоснования писались не хуже наших.Где то в 42 году кода все стало не комильфо гестапо начало подсаживать на лодки своих осведомителей .. чтобы поимать , что лажа а что куда...
Но существующй дезззгамотный архивист-трепач-анализатор не в состоянии понять, что немцы тоже люди и не истина в послдней инстанции ;))
Над ними туже вожди были :)

От Walther
К Андрей Белов (19.11.2012 21:27:23)
Дата 19.11.2012 22:38:36

а каким боком какие-то торпеды касались сферы интересов гестапо? (-)


От 13
К Walther (19.11.2012 22:38:36)
Дата 20.11.2012 09:55:30

Re: а каким...

Скорее всего это было не гестапо, а тайная полевая полиция

От Сергей Стрыгин
К 13 (20.11.2012 09:55:30)
Дата 20.11.2012 16:24:18

Нужна помощь знающих рукописный немецкий язык

Вот некий рукописный текст на немецком -

[647K]


О чем там написано?
Это аутентичный документ 1947 года с реальными фактами про подводную лодку U-209 или более поздний новодел с художественным свистом про "Новую Швабию" в Антарктиде?

От Паршев
К Сергей Стрыгин (18.11.2012 14:55:58)
Дата 19.11.2012 16:36:23

Летом посещал Нилову Пустынь на Селигере

та самая, которая "Осташковский лагерь". Экскурсовод озвучивает сейчас такой вариант: содержалось несколько тысяч сотрудников спецслужб, около трехсот офицеров были расстреляны, остальные - рядовой и унтерофицерский состав - отправились в ГУЛАГ.
Откуда информация - не спрашивал.

От Сергей Стрыгин
К Паршев (19.11.2012 16:36:23)
Дата 19.11.2012 17:46:08

Очень похоже на правду

Из какой организации был этот экскурсовод - из Нило-Столбенской Пустыни или из какой-то коммерческой туристической конторы?

От Паршев
К Сергей Стрыгин (19.11.2012 17:46:08)
Дата 19.11.2012 22:01:59

Re: Очень похоже...

>Из какой организации был этот экскурсовод - из Нило-Столбенской Пустыни или из какой-то коммерческой туристической конторы?

Из коммерческой, какая-то образованная женщина, педагог. Могу уточнить.

От Сергей Стрыгин
К Паршев (19.11.2012 22:01:59)
Дата 19.11.2012 23:56:24

Re: Очень похоже...

Да, связаться с ней, уточнить реальное количество расстрелянных и узнать источник этой информации было бы очень интересно.
Например, в 2007 г. сотрудники ГМК "Медное" в частной беседе сообщили (естественно, вполголоса и с оглядкой на начальство), что наткнулись в архиве на документы, из которых следовало, что в 1940 году не был расстрелян ни один из польских военнопленных, отправленных из Осташковского лагеря последним этапом. Этим этапом из Осташкова вывезли несколько польских полковников, которых вообще в Осташковском лагере были считанные единицы, поэтому тот этап ещё называют "полковничим".

От Макс
К Сергей Стрыгин (18.11.2012 14:55:58)
Дата 19.11.2012 12:26:08

Re: Катынь. Потопление...

Здравствуйте!
>А также тот факт, что командир немецкой подводной лодки U-209 капитан-лейтенант Генрих Бродда (Kptlt. Heinrich Brodda) как в момент начала атаки 17 августа 1942 г., так и после её окончания был абсолютно уверен, что на борту баржи "П-4" находились советские солдаты. (Поскольку шинели польских полицейских внешне похожи на шинели матросов РКВМФ, то немецкие подводники очень легко могли ошибиться, издали приняв осужденных поляков-полицейских за советских моряков-краснофлотцев).

А все эти польские жандармы\разведчики\полицейские попали в плен в одинаковых шинелях? И так с 1939 в этих шинелях и оставались?


С уважением. Макс.

От Сергей Стрыгин
К Макс (19.11.2012 12:26:08)
Дата 19.11.2012 15:28:49

Большинство шинелей были одинаковые - полицейские

Униформа потому и называется "униформой", что внешне должна выглядеть единообразно.
Среди "катынских польских полицейских" абсолютное большинство (не менее 90%) составляли рядовые польские полицейские.
Другие контингенты "катынских польских полицейских"(жандармы, тюремщики и т.д.) были значительно меньше по численности. Но в своем большинстве тоже были обмундированы в униформу.
С одеждой для заключенных в ГУЛАГе в 1939-42 гг. было напряженно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и спустя три года после сентября 1939 г. осужденные польские полицейские носили те же самые шинели, в которых они попали в советский плен или были арестованы.

От Sten
К Сергей Стрыгин (19.11.2012 15:28:49)
Дата 19.11.2012 15:32:32

Re: Большинство шинелей...

Приветствие многоуважаемомому интернет-сообществу!
>Униформа потому и называется "униформой", что внешне должна выглядеть единообразно.
>Среди "катынских польских полицейских" абсолютное большинство (не менее 90%) составляли рядовые польские полицейские.
>Другие контингенты "катынских польских полицейских"(жандармы, тюремщики и т.д.) были значительно меньше по численности. Но в своем большинстве тоже были обмундированы в униформу.
>С одеждой для заключенных в ГУЛАГе в 1939-42 гг. было напряженно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и спустя три года после сентября 1939 г. осужденные польские полицейские носили те же самые шинели, в которых они попали в советский плен или были арестованы.

А могли и переодевать в трофейные запасы, которые, я уверен, захватили в 1939 г. куда их еще девать?

Сайт 'Танковый фронт'
http://tankfront.ru

От Сергей Стрыгин
К Sten (19.11.2012 15:32:32)
Дата 19.11.2012 16:19:57

Маловероятно

"Трофейные запасы" хранились на складах Наркомата обороны. Для того, чтобы в трофейную польскую униформу со складов РККА одели заключенных ГУЛАГа, требовалась громоздкая бюрократическая процедура межведомственного согласования и финансовых взаиморасчетов между НКВД и НКО.
Если мне не изменяет память, на практике подобную процедуру впервые смогли довести до конца лишь в 1943 г. - когда Наркомат обороны передал ГУЛАГу НКВД миллион комплектов бракованного красноармейского обмундирования.

От Сергей Стрыгин
К Сергей Стрыгин (18.11.2012 14:55:58)
Дата 18.11.2012 16:07:30

Есть ли у кого-нибудь текст статьи "Разбой на море" ?

Статья "Разбой на море" была опубликована в газете "Правда" от 23 сентября 1942 г.
В этой статье утверждается, что 17 августа 1942 г. в результате атаки немецкой подводной лодки у острова Матвеева погибли 710 советских граждан.