От Пехота
К Паршев
Дата 29.10.2012 21:44:58
Рубрики Прочее; Древняя история; 11-19 век; Искусство и творчество;

Re: Вот как...

Салам алейкум, аксакалы!

>в Китае буддизм даже раньше, но самый расцвет - как раз 9-й, "Алмазная сутра" и т.д.

Я имел в виду начало развития чань-буддизма, наиболее распространённого в равнинном Китае.

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От Паршев
К Пехота (29.10.2012 21:44:58)
Дата 30.10.2012 00:26:42

Re: Вот как...

>Я имел в виду начало развития чань-буддизма, наиболее распространённого в равнинном Китае.

Да я не про буддизм как таковой, а про контакты с Индией. По-моему, они как раз к 9-му веку были обширными - это наибольшее территориальной расширение Китая, при Великих Танах. Какая-то книжка даже есть про путешествие в Индию того времени, всё ищу ее хотя бы на английском, типа путевого дневника (это не "путешествие на Запад" :) )

От Пехота
К Паршев (30.10.2012 00:26:42)
Дата 30.10.2012 03:49:39

А что контакты с Индией?

Салам алейкум, аксакалы!
>Да я не про буддизм как таковой, а про контакты с Индией. По-моему, они как раз к 9-му веку были обширными - это наибольшее территориальной расширение Китая, при Великих Танах.
А что, собственно, дали контакты с Индией? Китай сформировался как культурный центр сам по себе.

>Какая-то книжка даже есть про путешествие в Индию того времени, всё ищу ее хотя бы на английском, типа путевого дневника (это не "путешествие на Запад" :) )
К тому времение Китай уже был для себя центром мира, так что определяющее влияние на китайское мировоззрение контакты с Индией вряд ли могли оказать. Искомую книгу я не читал, но рискну предсказать, что изложение там идёт в духе "Эвона как оно в заграницах то бывает", а не "вот бы нам такое!". Когда найдёте книгу, прошу подтвердить достоверность или ошибочность моего прогноза. :)

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От Паршев
К Пехота (30.10.2012 03:49:39)
Дата 30.10.2012 12:13:14

Re: А что...

В основу сюжета романа легло реальное историческое событие. Монах Сюань-цзан, или, как звали его в миру, Чэнь Хуэй, родился в 600 г. недалеко от города Лояна в бедной крестьянской семье. Именно сюда, в Лоян, в I в.н.э. были впервые привезены свитки буддийского канона, для хранения которых по приказу императора Мин-ди (правил в 57 – 75 гг.) была выстроена Пагода Белой Лошади – первая буддийская пагода Китая, сохранившаяся и по сей день.
Сюань-цзан был необычайно одаренным ребенком. В возрасте 13 лет он становится монахом в монастыре Цзинтунсы («Чистой земли») в Лояне, где изучает буддийское учение Махаяна (Большой Колесницы). Вскоре он уже поражает всех тем, что читает наизусть объемные сочинения буддийского канона.
В индийском буддизме сложилось две основные ветви учения: Хинаяна (Малая Колесница) и Махаяна «Большая Колесница). Учение Хинаяна обещало спасение лишь высшим кастам и монашеству. Учение Махаяна утверждало, что любой человек, ведущий праведную жизнь, может достигнуть просветления. Китайский буддизм воспринял главным образом второй вариант – Махаяну.
Сюань-цзан быстро становится знаменит своей образованностью. Он постигает учение сперва в монастырях Лояна, затем Чэнду и, наконец, – в столице тогдашней империи Тан, городе Чанъани (современная Сиань), где он изучает санскрит.
Буддизм, появившийся в Китае в I в. н.э., во времена династии Тан (618 – 907) становится одним из самых распространенных религиозных учений. Множество буддийских трактатов, привезенных из Индии, были переведены с санскрита на китайский язык. Постепенно в этих переводах появилось много разночтений, неточностей. Сюань-цзана не могли полностью удовлетворить существовавшие в то время переводы. Он решает отправиться в Индию, чтобы изучить буддийское учение на его родине. Вместе с другими паломниками, желающими посетить страну Будды, Сюань-цзан подает прошение императору на разрешение этого путешествия. Однако получает отказ.
Но Сюань-цзана это не останавливает. В 629 г., в возрасте 27 лет он в одиночку отправляется в путь, тем самым нарушая императорский приказ. Он пересекает пустыню Гоби, проезжает через Кульджу, Ташкент, Самарканд, Бухару, Кабул и через год прибывает в северную Индию.
В Индии Сюань-цзан провел много лет. За эти годы он объездил весь полуостров Индостан, изучал буддизм в самых известных монастырях, собирал священные сутры и реликвии и снискал славу одного из самых образованных буддийских наставников.
В течение нескольких лет Сюань-цзан учился в монастыре Наланда – признанном не только религиозном, но и научном центре буддийского мира. В этот монастырь со всего света съезжались люди, желавшие постигнуть истинное учение. Наланда представлял собой целый университет, в котором училось около 10.000 человек. Кроме богословия здесь изучались и светские предметы: литература, грамматика, астрономия, философия, логика, медицина и даже магия. Студенты учились писать сочинения в прозе и в стихах.
Обучаться в Наланде могли лишь самые талантливые: из всех, державших конкурсные экзамены, поступало лишь 10 – 20%. Получившие образование в Наланде пользовались особым уважением в ученом мире и имели большие привилегии при поступлении на государственную службу. Хотя монастырь Наланда принадлежал к течению Махаяна, здесь обучались и последователи Хинаяны: в буддийские университеты учеников принимали вне зависимости от их национальной, социальной (кастовой) и религиозной принадлежности.
Сюань-цзан приобрел в Наланде такую известность, что многие уговаривали его остаться в Индии, но Танский монах отказался от этого очень почетного предложения.
В 645 г., спустя 17 лет после отъезда, Сюань-цзан вернулся в Чанъань. Его слава в западных землях была столь велика, что способствовала поднятию авторитета Китая в буддийском мире. Поэтому по возвращении Сюань-цзан был принят в столице необычайно торжественно и удостоился личной аудиенции у императора Тай-цзуна (правил в 627 – 649 гг.). Ему был прощен незаконный отъезд, и даже задним числом дано императорское разрешение на путешествие. Кроме того, по приказу императора Сюань-цзану был дан почетный титул «Учитель закона Трипитаки». «Трипитакой» (по-китайски «Сань-цзан») назывались «три сокровища буддизма», т.е. полное собрание буддийских канонов, делившееся на три части: изречения самого Будды, заповеди буддиста и основы вероучения.
Сюань-цзан привез с собой 657 сочинений буддийского канона (многие из них впервые были привезены в Китай), различные предметы культа, в том числе статуи будд. Специально для хранения свитков по приказу императора Тай-цзуна в Чанъани была построена пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей).
Название пагоды намекает на случай, который якобы произошел с Сюань-цзаном на пути в Индию. Путешествуя по пустыне, он умирал от жажды. И тогда он вознес молитву к Будде. В небе появилась стая диких гусей. Пойдя в том направлении, в котором улетели гуси, Сюань-цзан вскоре нашел воду и возблагодарил Будду за посланное им знамение.
Вокруг Пагоды был построен Монастырь Диких Гусей (Яньтасы). Поселившийся в нем Сюань-цзан занимался переводом привезенного им канона и дальнейшим изучением буддизма. Он перевел с санскрита на китайский язык 74 буддийских трактата, причем уделял равное внимание учениям Махаяны и Хинаяны, составил детальный комментарий этих трактатов, продиктовал одному из своих учеников подробные путевые заметки «Записки о путешествии в Западный Край при Великой Тан», перевел на санскрит главный даосский трактат «Дао дэ цзин». В 664 г. Сюань-цзан умер, окруженный многочисленными учениками и последователями.
Труды Сюань-цзана значительно упрочили положение буддизма не только в Китае, но и в Японии: известно, что в составе японских посольств в столицу империи Тан приезжали буддисты, стремившиеся учиться у Сюань-цзана или у кого-нибудь из его учеников. Сюань-цзан создал научно-филологическую и философскую опору буддизма, которая остается значимой в Китае и Японии по сей день. Его переводы и составленные к ним комментарии дают ценнейший материал современным исследователям индийского буддизма.