От Александр Антонов
К Объект 172М
Дата 02.07.2012 02:06:19
Рубрики Танки;

Сохраняющий целостность каток защищает от полного разрыва и гусеницу.

С поправкой на то что в данном случае мы рассматриваем ходовую часть машины лёгкой весовой категории стоит обратить внимание на следующие факты:

http://otvaga2004.narod.ru/publ_w7_2010/pavlov/pdf/pavlov29_2010_12.pdf

"...Так, например, подрыв мин, снаряженных тротилом массой до 6,5 кг и установленных с внешней стороны, перебивали гусеницу танка Т54 только при полном их перекрытии гусеницей. При взрыве
мин с частичным перекрытием гусеницей (1/3, 1/2, 3/5, 4/5 диаметра мины) гусеница полностью не перебивалась, а машина сохраняла способность к движению и могла вести огонь. При этом повреждения траков носили местный характер. Как правило, от трака (материал  сталь Г13), лежавшего над миной, и траков, с ним сопряженных, отбивались куски металла до обода опорного катка, а сам обод деформировался. Деформации опорного катка и вырывы у траков увеличивались с ростом перекрытия мины. Однако, несмотря на это у траков сохранялись не менее двух целых проушин, и при движении машины гусеница не разрывалась..."

http://gurkhan.blogspot.com/2012/02/blog-post_5391.html

"...Наибольшая масса тротилового заряда, при взрыве которой под серединой трака катки основных танков сохраняют работоспособность, находится в пределах 1,5-1,8 кг. При подрывах на минах с большей массой заряда катки получают опасные повреждения и требуют замены..."

Т.е. требующая замены опорного катка его деформация наступала при подрыве на заряде ВВ меньшем чем тот что как правило перебивал гусеницу.

"...Особенностью нагружения опорных катков при подрыве на минах является то, что поражающие факторы взрыва (ударная волна, продукты детонации и др.) действуют на каток как непосредственно, так и через гусеницу, которая выполняет роль своеобразного экрана. В свою очередь, каток, воспринимая на себя часть энергии взрыва, облегчает условия работы гусеницы, благодаря чему для ее перебивания при подрыве мины под катком требуется значительно больший заряд, чем при подрыве между катками. Отсюда следует, что нельзя рассматривать противоминную стойкость катков без гусеницы, также как оценка противоминной стойкости гусеницы без учета особенностей конструкции опорных катков является неточной..."

"...Вполне очевидно, что при одном и том же давлении ударной волны взрыва нагрузка на каток будет тем больше, чем больше его размеры. В этом отношении в более выгодном положении оказываются катки малых диаметров и ширины, особенно при подрыве мин с края гусеницы. Однако при уменьшении габаритных размеров катков утяжеляются условия работы гусеницы при подрыве на минах и вероятность ее перебивания повышается..."

Как видим существуют определённое соотношение при котором достигается оптимальная взрывостойкость системы каток-гусеница при заданной массе подрывного заряда ВВ.

"Для повышения противоминной стойкости и живучести опорных катков без снижения других их эксплуатационно-технических показателей может быть рекомендовано:

— уменьшение консольности расположения ободов относительно дисков;
— применение разборных конструкций катков,, обеспечивающих замену отдельных элементов, вышедших из строя;
— повышение прочности крышек (колпаков) до уровня, исключающего их пробитие осколками противопехотных мин."

На модели мы видим катки малого диаметра без ослабленных зон с уменьшенной консольностью ободов относительно дисков.