От Лейтенант
К ЖУР
Дата 02.07.2012 18:56:43
Рубрики WWII;

А указанные параметры в лучшую сторону в ходе войны менялись? (-)


От Дмитрий Козырев
К Лейтенант (02.07.2012 18:56:43)
Дата 03.07.2012 11:16:30

Менялись как ни странно

1. Грамотность.
У немцев оставалась на том же уровне - но падало качество боевой подготовки (постепенно выбивались ветераны предшествующих компаний, соединения разбавлялись новобранцами, на командные должности выдвигались лица с меньшим опытом.

У нас - в призывной возраст вошло поколение, выросшее в СССР (т.е. постоянно возрастала доля образованных). В войсках росла доля обстрелянных ветеранов, боевые действия включили мезханизм положительного отбора командного состава.

2. Плотность ж/д и линий связи.
Углубляясь в территорию СССР, немцы опирались на слаборазвитую и разрушенную в ходе боевых действий инфраструктуру западных областей СССР.
Отступая в глубь территории РККА опиралась на более развитую инфраструктуру центральных районов.

3. Кол-во автомашин. Активные наступательные действия привели к незапланированному износу немецкого автопарка, который нечем было возмещать.
СССР наращивал свой автопарк за счет поставок союзников.

От Cat
К Дмитрий Козырев (03.07.2012 11:16:30)
Дата 03.07.2012 15:04:32

Все спорно

>1. Грамотность.
>У немцев оставалась на том же уровне - но падало качество боевой подготовки (постепенно выбивались ветераны предшествующих компаний, соединения разбавлялись новобранцами, на командные должности выдвигались лица с меньшим опытом.
>У нас - в призывной возраст вошло поколение, выросшее в СССР (т.е. постоянно возрастала доля образованных). В войсках росла доля обстрелянных ветеранов, боевые действия включили мезханизм положительного отбора командного состава.

===Если говорить о грамотности призывников - к боевой подготовке и выбиванию ветеранов это отношения не имеет.
Насчет возрастания доли образованных за счет выросших в СССР - тоже очень спорно, ибо (1) был всеобуч, охватывающий и взрослое население тоже, (2) образование развивалось сильно неравномерно даже в центральной части страны, и какого-то качественного скачка год-два разницы в возрасте "в среднем по больнице" не давали, и (3) в то время как в центральных областях всеобучались, в Туркестане еще вовсю басмачей гоняли, и основной призывной контингент из неоккупированных на тот момент областей был и в начале 40-х, мягко говоря, не шибко грамотный, хоть и вырос в СССР.

>2. Плотность ж/д и линий связи.
>Углубляясь в территорию СССР, немцы опирались на слаборазвитую и разрушенную в ходе боевых действий инфраструктуру западных областей СССР.
>Отступая в глубь территории РККА опиралась на более развитую инфраструктуру центральных районов.

===Все ровно наоборот, при отступлении были потеряны районы с плотной ж-д сетью, зато остались Сибирь, ДВ и Средняя Азия, где плотность ж-д сети была на два порядка ниже. Поэтому средняя плотность сети закономерно уменьшилась. В практическом плане это усугублялось перегрузкой дорог между Уралом и Москвой из-за эвакуации промышленности.

>3. Кол-во автомашин. Активные наступательные действия привели к незапланированному износу немецкого автопарка, который нечем было возмещать.
>СССР наращивал свой автопарк за счет поставок союзников.

====Немецкий выпуск был явно больше поставок союзников в СССР, так что тезис непонятен. Кроме того, СССР потерял мобилизованный автопарк, а больше мобилизовывать было нечего. Кроме того, немцам достался автопарк западных областей, который не успели мобилизовать или отправить в войска. У немцев катастрофических потерь не было, ремонтные службы восстанавливали изношенную технику довольно успешно, плюс восстановление ж-д сети в оккупированных районах снизило нагрузку на тыловой автотранспорт.

От Дмитрий Козырев
К Cat (03.07.2012 15:04:32)
Дата 03.07.2012 15:21:44

Re: Все спорно

>===Если говорить о грамотности призывников - к боевой подготовке и выбиванию ветеранов это отношения не имеет.

Грамотность имеет отношение к базовому качеству. Которая теоретически повышает эффективность боевой подготовки (лучше усваивается материал).

>Насчет возрастания доли образованных за счет выросших в СССР - тоже очень спорно, ибо (1) был всеобуч, охватывающий и взрослое население тоже,

для взрослого населения он в любом случае носит опосредованный и не определяющий характер.

>(2) образование развивалось сильно неравномерно даже в центральной части страны, и какого-то качественного скачка год-два разницы в возрасте "в среднем по больнице" не давали, и

Причем здесь "скачок"?
Возраста рождения после 1920 г - в годы первых пятилеток достигли школьного возраста. Они как раз массово пошли в школы, при их взрослени и развитии на их глаза в их жизнь и быт внедрялась техника.
Именно они пошли в армию после 1939 г с введением всеобщей воинской обязаности.

>(3) в то время как в центральных областях всеобучались, в Туркестане еще вовсю басмачей гоняли,

Плотности населения несравнимы - статистическая погрешность.

>и основной призывной контингент из неоккупированных на тот момент областей был и в начале 40-х, мягко говоря, не шибко грамотный, хоть и вырос в СССР.

Я говорю, что он "пошел" именно к 40-м годам. Когда в конце 30-х Ворошилов сказал, что наконец-то де человека с 3-мя классами уже можно считать малограмотным. И далее ситуация только улучшалась - в т.ч. и в 42 и в 43 м году.

>>2. Плотность ж/д и линий связи.
>>Углубляясь в территорию СССР, немцы опирались на слаборазвитую и разрушенную в ходе боевых действий инфраструктуру западных областей СССР.
>>Отступая в глубь территории РККА опиралась на более развитую инфраструктуру центральных районов.
>
>===Все ровно наоборот, при отступлении были потеряны районы с плотной ж-д сетью, зато остались Сибирь, ДВ и Средняя Азия, где плотность ж-д сети была на два порядка ниже.

Страно Вы рассуждаете? По Вашему так сибирь начинается с востока за мкадом?
Остались дороги центральных районов повторяю - в первую очередь московский Ж\д узел и прилегающие к нему с востока (до Урала) и юга (до Донбасса и Кавказа) ж/д.


>Поэтому средняя плотность сети закономерно уменьшилась.

тут не надо манипулировать плотностью сети (т.к. территория у нас заведомо большая) - нужно опереировать пропускносй способностью линий. И не абсолютной, а относительной (в сопоставлени с противником).
И тут все получается как я сказал - в распоряжени проотивника оказалась не "плотная ж/д сеть", а разрушенная боями инфраструктура западных районов, и удлиненние коммуникаций.

>>3. Кол-во автомашин. Активные наступательные действия привели к незапланированному износу немецкого автопарка, который нечем было возмещать.
>>СССР наращивал свой автопарк за счет поставок союзников.
>
>====Немецкий выпуск был явно больше поставок союзников в СССР, так что тезис непонятен.

Тезис простой. Отмобилизование и военный выпуск автомобилей в СССР сводил в 0 баланс по потерям. А поставки союзников обеспечили рост автопарка.
Немецкий выпуск лишь с трудом восполнял боевые потери и не обеспечивал роста.


От ЖУР
К Лейтенант (02.07.2012 18:56:43)
Дата 02.07.2012 19:02:47

Указанные параметры дали фору одной из сторон на начальном этапе

но недостаточную чтобы не позволить другой стороне перевести войну в затяжную. А после перехода в режим "война на истощение" рулить стали "большие батальоны".
Вопрос напомню был про причины поражения в 41-42.

ЖУР