От Alex Medvedev
К All
Дата 30.09.2011 09:40:12
Рубрики Современность; Флот;

"Нерпа": а что там случилось на суде?

Обвинение по делу об аварии следственные органы предъявили командиру "Нерпы" Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту - старшине Дмитрию Гробову. Если присяжные выносят оправдательный вердикт, то приговор не может быть обвинительным. "Прокуратура ТОФ не согласна с вердиктом присяжных и будет обжаловать в кассационном порядке", - прокомментировал решение присяжных прокурор ТОФ Сергей Коломиец. К ЧП привело несанкционированное включение системы экстренного пожаротушения - вместо маловредного фреона главным компонентом огнегасителя оказался ядовитый тетрахлорэтилен. "Присяжные не признали факт подачи огнегосящей смеси в отсеки АПЛ. Это странно, так как факт был", - сообщил также прокурор.

От Николай Поникаров
К Alex Medvedev (30.09.2011 09:40:12)
Дата 30.09.2011 10:36:22

Следствие не доказало, что систему включал Гробов

День добрый.

> "Присяжные не признали факт подачи огнегосящей смеси в отсеки АПЛ. Это странно, так как факт был", - сообщил также прокурор.

Гробов отказался от первоначальных показаний. Отпечатков пальцев, разумеется, не снимали (да и вряд ли они имелись). Более того, в деле вообще не было документа, доказывающего включение системы вручную. Дело и развалилось.

С уважением, Николай.

От mina
К Николай Поникаров (30.09.2011 10:36:22)
Дата 30.09.2011 12:47:28

грустная хохма в том что следствие ...

1. Фактически прогнорировало расследование происхождения ядовитого фреона
2. И самое грустное в том что это не было случайностью, один из главных столпов обвинения - "экспертное заключение" (в кавычках) о причинах гибели людей ("асфиксии") в самомо мягком случае можно назвать неадекватным, а в реале просятся непечатные выражения
3. На "Долгоруком" и на некоторых других заказах где были срабатывания "нового ЛОХ" "тоже Гробов был"?!?!
4. И самое фиговое, то что следствие категорически отказалось рассматривать как вообще эта система могла оказаться на ПЛ, извините но "автомат ЛОХ" не "Аврора" придумала, а исполнила "пожелание" (выраженное в соотв требованиях и документах) флота. Причем всеми подводниками" "автомат ЛОХ" был оценен как бред ... однако нашлись же те кто его придумал, "обосновал" ,согласовал ,подписал в виде требований ВМФ к промышленности. Причем возникает вопрос какие еще "новые требования" к системам новых ПЛ разрабатывались на таком же уровне как и "автомат ЛОХ"

С уважением, mina

От Александр Антонов
К mina (30.09.2011 12:47:28)
Дата 01.10.2011 12:10:20

Как всегда следствие ищет стрелочников.

Здравствуйте

А вопросом почему в ППО той же бронетехники и автоматика надёжно работает и используется (в обитаемых объёмах) малотоксичный[*] Хладон 13B1, а на кораблях мало того что с автоматикой пожаротущения проблемы так ещё и Хладон 114B2 используют у которого огнетущащая концентрация близка к смертельной при сколь нибудь длительном вдыхании никто задаваться не хочет.

Это безотносительно тому что в наши капиталистические времена Хладон 114B2 закупленный для лодки оказался разбавлен ещё более ядовитой дрянью (точнее ядовитая дрянь оказалась разбавлена Хладоном).

Проблема с 114B2 в ВМФ тянется ещё с советских времён, и как видно даже трагедия на "Нерпе" не заставила задаться вопросом почему на корабли стоимостью в десятки миллиардов рублей устанавливаются системы пожаротушения заправляемые Хладоном 114B2 а не 13B1.

С уважением, Александр

P.S. * - "Национальной ассоциации противопожарной защиты США (НФПА 12А), смертельные исходы и выраженные признаки отравления у мелких лабораторных животных отсутствовали даже в том случае, когда концентрация хладона 13В1 при 15 - мин экспозиции составляла 80 % об. У людей признаков отравления не отмечено при содержании хладона 13В1 в воздухе в количестве 5 - 7 % об. (Огнетушащая концентрация хладона 13В1 составляет около 5 % об.). При более высоких концентрациях (до 10 % об.) этот газ оказывал умеренное воздействие на центральную нервную систему..."

От Alexeich
К Александр Антонов (01.10.2011 12:10:20)
Дата 03.10.2011 09:12:33

Re: Как всегда...

> А вопросом почему в ППО той же бронетехники и автоматика надёжно работает и используется (в обитаемых объёмах) малотоксичный[*] Хладон 13B1, а на кораблях мало того что с автоматикой пожаротущения проблемы так ещё и Хладон 114B2 используют у которого огнетущащая концентрация близка к смертельной при сколь нибудь длительном вдыхании никто задаваться не хочет.

Я однажды надышался "в бронетезнике". Тущит да, хорошо, но потом часа два тошнило и голова разболелась, хотя из машины вылетел секунд за 10. В середине 80-х дело было - тогда интересно чем баллоны в танках и самоходках заправляли?

От Василий Фофанов
К Alexeich (03.10.2011 09:12:33)
Дата 03.10.2011 16:16:08

Re: Как всегда...

> В середине 80-х дело было - тогда интересно чем баллоны в танках и самоходках заправляли?

В середине 80-х это мог быть только 3,5 или 114В2.

От Alexeich
К Василий Фофанов (03.10.2011 16:16:08)
Дата 04.10.2011 09:01:26

Re: Как всегда...

>В середине 80-х это мог быть только 3,5 или 114В2.

Ага, то есть токсичные. Не врал, значит, зампотех, который говаривал: "Вы, придурки, не только ко мне на заправку баллонов набегаетесь, но еще и в санчасть, не трогайте кнопку!!!" :)

От Александр Антонов
К Alexeich (03.10.2011 09:12:33)
Дата 03.10.2011 15:45:55

Re: Как всегда...

Здравствуйте

>Я однажды надышался "в бронетезнике". Тущит да, хорошо, но потом часа два тошнило и голова разболелась, хотя из машины вылетел секунд за 10. В середине 80-х дело было - тогда интересно чем баллоны в танках и самоходках заправляли?

Смотря какой танк/самоходка:

"Классификация

Системы пожаротушения – устанавливались на все отечественные танки до середины 80-х гг.
Системы подавления пожара – устанавливались на Т-72Б и Т-80У (кроме первых серий), Т-90, БМП-3 и т. д. Системы подавления в отличие от систем тушения защищают и экипаж и машину, систе-мы тушения – только машину. Основное различие – в быстродействии.

[...]

Применяемые в танкостроении огнегасящие составы:

смесь "3.5" – 70% бромэтил С2Н5Вr (жидкость) и 30 % СО2 – применялся на Т-62, Т-55. (HALON-2001)
114В2 – С2F4Br2 тетрафтордибромэтан (жидкость) – Т-72 и др. (HALON-2402)
13В1 – CF3Br трифторхлорбромметан (газ) – Т-72Б, Т-80У, Т-90, все иностранные танки и БМП, кроме «Чифтен» и «Леопард-1А5»
12В1 – СF2СlBr дифторхлорбромметан (газ) – «Чифтен» и «Леопард-1А5» (HALON-1211)."

Самая токсичная - смесь "3.5", cамый безопасный для экипажа Хладон 13B1. Видимо по причине относительной дороговизны Хладона 13B1 в Т-90 и БМП-3 тот применён только в обитаемых объёмах, в моторно-трансмиссионном Хладон 114B2.

С уважением, Александр

От mina
К Александр Антонов (01.10.2011 12:10:20)
Дата 02.10.2011 10:49:43

Re:

> ... 114B2 используют у которого огнетущащая концентрация близка к смертельной при сколь нибудь длительном вдыхании никто задаваться не хочет.

"лично при мне дважды было срабатывание системы ЛОХ, один раз самого облило, и ничего, спокойно покинули отсек, поднялись наверх продулись на ветерке, без всяких последствий."
balancer.ru/g/p2417630

писал чел с СМП

С уважением, mina


От Александр Антонов
К mina (02.10.2011 10:49:43)
Дата 03.10.2011 16:10:50

Обливаться то можно, дышать им при огнетушащей концентрации опасно.

Здравствуйте

>> ... 114B2 используют у которого огнетущащая концентрация близка к смертельной при сколь нибудь длительном вдыхании никто задаваться не хочет.

>"лично при мне дважды было срабатывание системы ЛОХ, один раз самого облило, и ничего, спокойно покинули отсек, поднялись наверх продулись на ветерке, без всяких последствий."
>balancer.ru/g/p2417630

По той причине что Хладон 114B2 значительно токсичнее (при вдыхании) Хладона 13B1:

https://vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/1622587

Кстати в US NAVY до последнего времени широко использовался именно Хладон 13B1 (HALON-1301). Сейчас не знаю, они его на озонобезопасные хладоны и т.п. менять пытались:

http://www.fire.nist.gov/bfrlpubs/fire06/PDF/f06049.pdf

"...The Naval Research Laboratory (NRL, Code 6180) has successfully conducted extensive
investigations for replacing shipboard Halon 1301 total flooding systems under the sponsorship
of, and via interactions with, the Naval Sea System Command (NAVSEA, Code 05P9). The
program has resulted in identifying agents of choice, with system design guidance. Several
system types (HFC-227ea, HFC-227ea with Water Spray Cooling System, and fine water mist)
are currently being implemented aboard the CVN 76 Class Aircraft Carrier and the LPD 17 Class
Landing ship. Initial acceptance testing has also been conducted.
This paper includes a summary of the path and reasoning used to achieve halon replacement, and
a discussion on ship systems/doctrinal implementation issues, including the desire to further
implement water mist as a fire suppressant modality..."

Консервативные англичане ЕМНИП широко использовали на кораблях более токсичный HALON-1211 (Хладон 12В1). Ну и конечно же наш ВМФ не в лучшую сторону отличился, использовал и использует самый токсичный из этой троицы - Хладон 114B2 (HALON-2402).

С уважением, Александр

От mina
К Александр Антонов (03.10.2011 16:10:50)
Дата 04.10.2011 12:12:27

"облило" как раз огнетушащей концентрацией (причем с запасом)

система так устроена ...

От Александр Антонов
К mina (04.10.2011 12:12:27)
Дата 04.10.2011 20:14:46

114В2 жидкость с температурой кипения 47.3°С, пары тяжелее воздуха.

Здравствуйте

Для того чтобы ей надышаться часть её должна предварительно испариться, что при нормальной температуре (ложное срабатывание) дело не мгновенное.

Действие на человека:

"Возможен смертельный исход!

Опасен при вдыхании (общая слабость, головокружение, головная боль, сонливость, тошнота, рвота, покраснение лица, расширение зрачков), попадании на кожу (ожог с образованием пузырей), в глаза (слезотечие, резь).

Меры первой помощи

Вызвать скорую помощь. Свежий воздух, покой, тепло, чистая одежда. При проглатывании вызвать рвоту. Дать активированный уголь в большом количестве. Не давать молоко, масло, жиры. При попадании на кожу промыть водой с мылом. Пораженные глаза в течение 10-15 минут промыть проточной водой при широко раскрытых веках."

С уважением, Александр

От Alex Medvedev
К Николай Поникаров (30.09.2011 10:36:22)
Дата 30.09.2011 10:58:06

прокурор вроде про другое говорит -- что факт подачи смеси не признали (-)


От Николай Поникаров
К Alex Medvedev (30.09.2011 10:58:06)
Дата 30.09.2011 11:12:17

А что еще прокурору говорить?

День добрый.

Защита нашла формальную зацепку и выиграла дело. Не исключено, что это прокол следствия - не потрудились задокументировать факт.

Теперь прокурору остается только обвинять присяжных в тупости.

С уважением, Николай.

От Alex Medvedev
К Николай Поникаров (30.09.2011 11:12:17)
Дата 30.09.2011 13:22:33

какая формальная зацепка перед присяжными?

они не настолько компетентны в юриспруденции, чтобы понимать про формальные зацепки.

От Николай Поникаров
К Alex Medvedev (30.09.2011 13:22:33)
Дата 30.09.2011 13:48:01

Присяжные выслушали аргументы сторон

День добрый.

.. и сказали - не доказано, что ЛОХ был подан командой вручную. Следовательно, Гробов невиновен.

Ошибка это следствия или действительно команда не подавалась, не знаю. Если флотские правы (см пост mina), то сама по себе подача ручной команды в лог не пишется, пишется только падение давления, т.е. отличить баг программы от ошибки оператора невозможно.

С уважением, Николай.

От mina
К Николай Поникаров (30.09.2011 13:48:01)
Дата 30.09.2011 14:53:20

да что там в лог пишется вообще тайна сия есть

рапорт командира «Нерпы» капитана 1 ранга Лаврентьева от 5 марта 2011 года (!): «… в 00 часов 38 минут на АПЛ «Нерпа» произошел сбой работы программного обеспечения системы дистанционного автоматизированного управления общекорабельными системами (СДАУ ОКС) «Молибден-И», в результате чего БЕЗ КОМАНДЫ ОПЕРАТОРА… сработала сигнализация перепада давления в трубопроводах системы ЛОХ (лодочная объемная химическая, сигнализация о подаче огнегасителя в отсек), вышла из строя и осталась в нерабочем состоянии левая стойка ЦПУ ОКС…
По результатам работы комиссии установлено:
1. Система была технически неисправна и не обеспечивала работу по прямому назначению.
2. Предполагаемая причина – неисправность (сбой) в работе основного процессора программного обеспечения управлением работой системы.
С учетом вышеизложенного отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась. Представитель НПО «Аврора» (предприятия – разработчика системы) специалист Луковой В.Г. по существу выявленного сбоя объективных пояснений дать не может, так как не является программистом системы. Причина срабатывания датчиков подачи огнегасителя системы ЛОХ также не установлена».

и это весна 2011г.!!!


С уважением, mina

От Andrey~65
К mina (30.09.2011 14:53:20)
Дата 30.09.2011 18:59:14

Re: да что...

Что пишется в лог, или по крайней мере должно е него писаться, обычно прописывается в ТЗ на ПО, и как минимум, должен быть документ по толкованию и дешифровки этого лога.

От mina
К Andrey~65 (30.09.2011 18:59:14)
Дата 01.10.2011 08:49:30

да, но ...

контр-адмирал Войтович:
- ТТЗ (тактико-техническое задание) на проектирование, разработку и изготовление новейшей системы управления общекорабельными системами и, в частности, дистанционного автоматизированного управления системой пожаротушения, в уголовном деле отсутствует, оно никак не изучено, оценка следствием этому ТТЗ не дана
- все ходатайства стороны защиты и обвиняемого о приобщении этих документов к материалам прокуратурой дважды отклонены».

С уважением ,mina


От Николай Поникаров
К mina (01.10.2011 08:49:30)
Дата 03.10.2011 08:49:32

Ну и правильно отклонены

День добрый.

ТТЗ к данному уголовному делу отношения не имеет.

Суд решал - виновны командир и матрос или невиновны. Обвинение не смогло доказать, что команду на подачу ЛОХ отдал вручную матрос.

Все остальное суд не волнует - выполнена ли система в соответствии с ТТЗ, хорошо ли проработано ТТЗ, следовало ли принимать систему на вооружение и т.п.

Для суда интерес представляла эксплуатационная документация - описание того, как система реально работает, что в ней журналируется. И, конечно, опыт эксплуатации на других лодках, в т.ч. факты самопроизвольного срабатывания.

С уважением, Николай.

От mina
К Николай Поникаров (03.10.2011 08:49:32)
Дата 03.10.2011 17:18:37

Вы не поняли, отклонены СЛЕДСТВИЕМ, которое обязано было разбираться в причинах (-)


От KGI
К mina (30.09.2011 14:53:20)
Дата 30.09.2011 16:19:12

Re: да что...

>С учетом вышеизложенного отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась.

А может все таки производилась? Кто его знает, а? Чего только не придумаешь чтоб хороший человек в тюрьму не сел.



От mina
К KGI (30.09.2011 16:19:12)
Дата 01.10.2011 08:43:09

Re: да что...

>>С учетом вышеизложенного отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась.
>А может все таки производилась? Кто его знает, а? Чего только не придумаешь чтоб хороший человек в тюрьму не сел.

1. Если бы у подводников имелись реальные подозрения по Гробову (в т.ч. непосредственных участников истории, обладавших закрытой для остальных информацией) ,то ни о какой дальнейшей службе его на АПЛ не могло быть и речи. А он продолжал службу (в другом экипаже)

2. Видимо "Гробов" "негласно клонировался" на "Долгорукого" и некоторые другие ПЛ ВМФ где было срабатывание "нового ЛОХ"



От KGI
К mina (01.10.2011 08:43:09)
Дата 01.10.2011 22:34:22

Re: да что...

>>>С учетом вышеизложенного отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась.
>>А может все таки производилась? Кто его знает, а? Чего только не придумаешь чтоб хороший человек в тюрьму не сел.
>
>1. Если бы у подводников имелись реальные подозрения по Гробову (в т.ч. непосредственных участников истории, обладавших закрытой для остальных информацией) ,то ни о какой дальнейшей службе его на АПЛ не могло быть и речи.

Все это звучит мягко говоря не очень убедительно:). Вот запись в электронном логе это совсем другое дело. "Hовый ЛОХ" он ведь наверное ради этого лога и нужен, чтобы в случае чего можно было узнать кто на что и когда нажимал. Старый, добрый и дубовый ЛОХ этим ценным качеством как я понимаю не обладал.
И потом что Вы все Гробов да Гробов. Гробов - пешка , спасают в историях такого рода командира и только его, а гробовых - постолько поскольку.


>2. Видимо "Гробов" "негласно клонировался" на "Долгорукого" и некоторые другие ПЛ ВМФ где было срабатывание "нового ЛОХ"

Вот то-то и оно, срабатывания "нового ЛОХа" были есть и еще будут, но без жертв, в отличие от случая с Гробовым.

От mina
К KGI (01.10.2011 22:34:22)
Дата 02.10.2011 10:46:37

читаем внимательно

>Все это звучит мягко говоря не очень убедительно:). Вот запись в электронном логе это совсем другое дело.

https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2244467.htm
"отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась. Представитель НПО «Аврора» (предприятия – разработчика системы) специалист Луковой В.Г. по существу выявленного сбоя объективных пояснений дать не может, так как не является программистом системы. Причина срабатывания датчиков подачи огнегасителя системы ЛОХ также не установлена".

От KGI
К mina (02.10.2011 10:46:37)
Дата 02.10.2011 21:16:45

Если в лог записана(+)

>>Все это звучит мягко говоря не очень убедительно:). Вот запись в электронном логе это совсем другое дело.
>
>
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2244467.htm
>"отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась.

команда оператора значит команда оператора имела место быть , что бы там не говорил Гробов его сослуживцы и командир.

> Представитель НПО «Аврора» (предприятия – разработчика системы) специалист Луковой В.Г. по существу выявленного сбоя объективных пояснений дать не может, так как не является программистом системы.

Ну это понятно, он тоже никого топить не хочет. А то потом Авроре это аукнется и икнется не раз.

> Причина срабатывания датчиков подачи огнегасителя системы ЛОХ также не установлена".

Ну конечно - оно само. На самом деле все четко установлено - была команда оператора.


От Чобиток Василий
К KGI (02.10.2011 21:16:45)
Дата 04.10.2011 20:24:41

Re: Если в...

Привет!

>команда оператора значит команда оператора имела место быть , что бы там не говорил Гробов его сослуживцы и командир.

Это при условии, что система ведения лога и датчики работаю гарантировано без ошибок.

Вы это можете гарантировать? Нет.

У Вас когда-нибудь бывали случаи самопроизвольного движения курсора мыши? У меня бывали. Так и с органами управления - возможны ложные срабатывания, а есть срабатывание, есть и запись в лог.


Предложения, заявления, жалобы есть?
http://armor.kiev.ua/

От KGI
К Чобиток Василий (04.10.2011 20:24:41)
Дата 06.10.2011 19:12:37

Самопроизвольное движение бывало:)(+)

>Привет!

>>команда оператора значит команда оператора имела место быть , что бы там не говорил Гробов его сослуживцы и командир.
>
>Это при условии, что система ведения лога и датчики работаю гарантировано без ошибок.

>Вы это можете гарантировать? Нет.

>У Вас когда-нибудь бывали случаи самопроизвольного движения курсора мыши? У меня бывали. Так и с органами управления - возможны ложные срабатывания, а есть срабатывание, есть и запись в лог.

А вот в самопроизвольное нажатие кнопки включения ЛОХа низачто не поверю:). Вы представляете что из себя представляют такого рода кнопки - их же жопой нажимать надо.


От mina
К KGI (02.10.2011 21:16:45)
Дата 02.10.2011 21:49:51

ля-ля-ля

>>"отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась.
> значит команда оператора имела место быть , что бы там не говорил Гробов его сослуживцы и командир.

ля-ля-ля
к сожалению не смогу привести один пост с и-нета с подробностями той истории (т.к. в исходном месте он удален)
кратко - хрен Вам а не "все ходы записаны"

почему так?
возможно по аналогии с "а имитатор ирбиса кривой как не знамо кто"
http://forum.home-media.ru/index.php/topic/22503-морфиз-атакует/

и речь идет, кстати о системе о которой по итогам испытаний отзывались весьма положительно (предполагаю что имевшиеся косяки устранили)

>Ну конечно - оно само. На самом деле все четко установлено - была команда оператора.

что было - это куча свидететелей, и была такая куча сбоев с очень несмешными последствиями на "железе", что проблему решали обесточением системы


От Elrick
К mina (30.09.2011 14:53:20)
Дата 30.09.2011 15:17:06

Re: да что...

>трубопроводах системы ЛОХ

Ну а чего Вы вообще хотели от системы с таким названием?
"Как вы яхту назовете, так она и поплывет"(с)Капитан Врунгель

От mina
К Elrick (30.09.2011 15:17:06)
Дата 30.09.2011 15:34:49

Re: да что...

>Ну а чего Вы вообще хотели от системы с таким названием?

старый добрый ЛОХ - система дубовая и надежная
при своевременном применении в штатных условиях обеспечивает надежное тушение пожара

тоже - старый добрый "Молибден", да вроде-бы "архаичен" ,мнемосхема на лампочках, но сделано настолько по уму, что его (вернее обстановку на ПЛ по линии общекораблеьных систем и корпуса) "чувствуешь загривком"

заработал он как надо, кстати тоже не сразу - доводили несколько лет
довели, и получили весьма достойную систему (в т.ч. при сравнении с западными)

какой [забито цензурой] предписал "Авроре" те "художества" с автоматикой ОКС, которые и привели к 08.11.2008г. - вопрос очень и очень интересный ...

С уважением, mina

От Alex Medvedev
К Николай Поникаров (30.09.2011 13:48:01)
Дата 30.09.2011 14:44:13

Ну так они это решали не на основании того что "забыли отпечатки снять"

а потому что были разумные сомнения.

От mina
К Николай Поникаров (30.09.2011 11:12:17)
Дата 30.09.2011 12:15:29

желательно правду

>Защита нашла формальную зацепку и выиграла дело. Не исключено, что это прокол следствия - не потрудились задокументировать факт.

Это не так.
В том следствии "странностей" более чем достаточно
«Известия», 16.11.2008г: «Моряки, рабочие и инженеры с "Нерпы", которых сейчас лечат в госпитале, узнали версию прокуратуры в ночь на пятницу. И тут же позвонили корреспонденту приморского издания "Известий" на мобильный, попросили приехать: Сегодня днем (13 ноября 2011г.) у нас на лодке следователи проводили следственный эксперимент, где в качестве подозреваемого фигурировал наш сослуживец Дмитрий Гробов, - продолжает моряк, который отказался назвать свое имя и звание. - Дима успел сообщить нашему сослуживцу, что на него оказывается сильное давление … Мы считаем, что в сложившейся ситуации, когда чуть ли не называется планируемая дата установления виновников аварии, экипаж лодки просто обливают грязью. Знаем, что нашего командира хотят снять»

Сдаточный механик «Нерпы» Григорьев В. А.: «даже если Гробов чего и нажимал, то эти действия «не соответствовали правильному алгоритму управления системой ЛОХ, а потому не обеспечили бы подачу огнегасителя в отсек».
Адвокат Александр Кулаков «ходатайствовал приобщить к материалам дела переписку капитана 1 ранга Леврентьева с заводом-изготовителем (ОАО «Амурский судостроительный завод»), контрагентскими организациями, командованием соединения и ТОФ по поводу технических недоработок систем АПЛ, проявившихся в ходе испытаний, … в системе, управляющей в том числе и подачей огнегасителя в отсеки, до злосчастных ходовых испытаний было зафиксировано более пятидесяти сбоев!». ... следователь ВСУ СК РФ по Тихоокеанскому флоту, подполковник юстиции Романов А.А. адвокату в его ходатайстве отказал.

рапорт командира «Нерпы» капитана 1 ранга Лаврентьева от 5 марта 2011 года (!): «… в 00 часов 38 минут на АПЛ «Нерпа» произошел сбой работы программного обеспечения системы дистанционного автоматизированного управления общекорабельными системами (СДАУ ОКС) «Молибден-И», в результате чего БЕЗ КОМАНДЫ ОПЕРАТОРА… сработала сигнализация перепада давления в трубопроводах системы ЛОХ (лодочная объемная химическая, сигнализация о подаче огнегасителя в отсек), вышла из строя и осталась в нерабочем состоянии левая стойка ЦПУ ОКС…
По результатам работы комиссии установлено:
1. Система была технически неисправна и не обеспечивала работу по прямому назначению.
2. Предполагаемая причина – неисправность (сбой) в работе основного процессора программного обеспечения управлением работой системы.
С учетом вышеизложенного отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась. Представитель НПО «Аврора» (предприятия – разработчика системы) специалист Луковой В.Г. по существу выявленного сбоя объективных пояснений дать не может, так как не является программистом системы. Причина срабатывания датчиков подачи огнегасителя системы ЛОХ также не установлена».

контр-адмирал Войтович:
- ТТЗ (тактико-техническое задание) на проектирование, разработку и изготовление новейшей системы управления общекорабельными системами и, в частности, дистанционного автоматизированного управления системой пожаротушения, в уголовном деле отсутствует, оно никак не изучено, оценка следствием этому ТТЗ не дана
- все ходатайства стороны защиты и обвиняемого о приобщении этих документов к материалам прокуратурой дважды отклонены».

из открытого письма членов сдаточной команды, работников ОАО «Амурский судостроительный завод»: « Прояви он [капитан 1 ранга Лаврентьев] себя в той ситуации именно так, как это представлено в материалах следствия, мы не имели бы сейчас новой боевой единицы на флоте, а численность погибших была бы значительно больше…
Мы ходатайствуем перед военной прокуратурой Дальневосточного военного округа, перед командованием Военно-морским флотом России, перед Верховным Гпавнокомандующим РФ Д.А. Медведевым о том, чтобы материалы уголовного дела в отношении гвардии капитана 1-го ранга Лаврентьева Д. Б. были пересмотрены, равно как и уголовная статья, по которой ему предъявляется обвинение…
Причиной чрезвычайной ситуации, происшедшей в Японском море во время заводских ходовых испытаний 8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа", является не командир Лаврентьев Д.Б. и искать эти причины следует совсем в других местах, а не на корабле.»
(Всего более 90 подписей).


С уважением, mina








С уважением, mina