От ПанСерж
К All
Дата 25.08.2011 18:10:14
Рубрики WWII; Танки; Байки;

Попадание разряда молнии в танк

Вопрос, наверное, дилетанский, но всё же: известны ли случаи попадание разряда молнии в танк во время Второй Мировой Войны (немецкий/советский) и чревато ли это кому-либо из экипажа на своём "рабочем месте", а также самой машине?

С уважением, ПанСерж

От NV
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 26.08.2011 18:32:41

В книге "Дирижабли на войне"

было про времена 1 мировой - если в корпусе дирижабля не образовалась гремучая смесь, то попадание молнии ему совершенно не страшно. По опыту немцев, естественно.

Ну а чтобы смесь не образовывалась, на цепеллинах делали специальные вент. шахты, чтобы диффундирующий водород уходил не накапливаясь.

Виталий

От Кадет (рус)
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 26.08.2011 17:34:55

про молнию не знаю а вот по ЭМИ...

Мне несколько лет назад повезло побывать в безэховой камере на заводе КрауссМаффай на севере Мюнхена, где проходит ЭМИ сертификационные испытания в том числе и военная техника Бундесвера. Своими глазами видел там 35мм Гепарды войсковой ПВО. Особая гордость у них была по поводу поворотного стола, который крутил технику весом до 50 тонн.
Во время испытаний напряженность поля на низких частотах (мегагерц) там достигает несколько сотен вольт на метр. Это очень много. Одна медная шина по полу, вторая на подвесе над машиной. И ничего с техникой не происходит.
Причем тестируется все с включенными двигателями и аппаратурой на предмет обнаружения сбоев от внешнего воздействия ЭМИ. Правда максимальная частота там была не выше нескольких Гигагерц, зато мошности достаточно большие.
И ничего, по словам спецов сбоев практически никогда не бывает.

От Alexeich
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 26.08.2011 10:43:12

Re: экспериментально показано

что скорее всего ничего не будет.
В 1986 году на ровенском полигоне наблюдал как молния ударила во впереди идущую самоходку - дождь к тому времени лил наверное сутки - все было мокрое внутри и снаружи, а командир торчал из люка башни.
В ЕМНИП прицельном блочке погорел предохранитель, экипаж чуть не оглох и чуть не наделал в штаны - вот и все последствия. Предохранитель за 10 мин поменяли из ЗИПа. "Пострадавшие" соб-но и не поняли что в них молния ударила, просто "что-то ...бнуло" но со стороны зрелище было феерическое.

От ПанСерж
К Alexeich (26.08.2011 10:43:12)
Дата 26.08.2011 14:47:11

Re: экспериментально показано

>но со стороны зрелище было феерическое.
Можно подробности, я так понял Вы очевидец?
Что за САУ?
И я так понимаю, что толщина брони роли не играет в отношении летального исхода для экипажа, то ли толстокожий современный танк, то ли БТ/Т-26 и т.п.?

С уважением, ПанСерж

От Alexeich
К ПанСерж (26.08.2011 14:47:11)
Дата 29.08.2011 17:16:47

Re: экспериментально показано

>>но со стороны зрелище было феерическое.
>Можно подробности, я так понял Вы очевидец?

Да

>Что за САУ?

2С3

>И я так понимаю, что толщина брони роли не играет в отношении летального исхода для экипажа, то ли толстокожий современный танк, то ли БТ/Т-26 и т.п.?

Полагаю, не имеет, так как и для "толстокожего" и для "тонкокожего" танка сопротивление металла корпуса все равно на порядки больше, человека.

От bedal
К Alexeich (29.08.2011 17:16:47)
Дата 29.08.2011 17:47:00

сопротивление человека примерно 1 кОм, стального лома ~ 0.0001 Ом

разница примерно в миллион раз. Танк имеет сопротивление,думаю, несколько ниже, чем лом, ибо толще
:-)

От ПанСерж
К bedal (29.08.2011 17:47:00)
Дата 29.08.2011 22:54:39

Спасибо, вот когда пожалеешь, что не технарь :) (-)


От берег
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 26.08.2011 09:47:48

По самолётам есть (во время ВОВ) (-)


От ПанСерж
К берег (26.08.2011 09:47:48)
Дата 26.08.2011 14:40:46

Нет, по самолётам неинтересно, спасибо (-)


От ПанСерж
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 26.08.2011 09:30:59

Понятно

Всем, спасибо. Т.е. резюмируя, можно сказать, что электроразряд от попадания молнии проходит только по внешней части корпуса танка и экипажу ничем не угрожает, даже если он касается рукой внутренней металлической части корпуса. Но мотопехоте в сырой одежде на броне танка наверняка есть чего опасаться. В самом танке из строя может выйти только радиоаппаратура, и то, только в момент работы.

С уважением, ПанСерж

От dap
К ПанСерж (26.08.2011 09:30:59)
Дата 26.08.2011 10:55:20

Если человек в мокрой одежде ему скорее всего ничего не будет.(+)

Subj.
Мокрая одежда очень сильно повышает его шансы на спасение.
После прямого попадания молнии в человека выжиает примерно 50%.
А если удар будет в танк или БТР, а не в человека то кроме неприятных ощущений человеку ничего не грозит.

От ПанСерж
К dap (26.08.2011 10:55:20)
Дата 26.08.2011 14:48:43

Re: Если человек...

>Мокрая одежда очень сильно повышает его шансы на спасение.
Удивительно. Всегда считал, что наоборот.

С уважением, ПанСерж

От bedal
К ПанСерж (26.08.2011 09:30:59)
Дата 26.08.2011 09:54:57

даже на броне - вряд ли

даже мокрый человек имеет настолько высокое по сравнению с толстым металлом сопротивление, что ток по человеку пойдёт исчезающе малый. А в смысле поражения важна именно величина тока, а не напряжения.

При этом громоотводом, то есть первой точкой, "привлекающей" молнию, человек тоже будет несравнимо плохим по отношению к антенне или стволу оружия.

Ну, разве что кто-либо в полный рост станет и будет автоматом грозить туче :-)

От ПанСерж
К bedal (26.08.2011 09:54:57)
Дата 26.08.2011 14:49:55

Спасибо

>Ну, разве что кто-либо в полный рост станет и будет автоматом грозить туче :-)

:))

От ИгорьД
К ПанСерж (26.08.2011 09:30:59)
Дата 26.08.2011 09:44:16

Re: Понятно

>В самом танке из строя может выйти только радиоаппаратура, и то, только в момент работы.

В выключенном состоянии тоже может выйти из строя.

С ув.
Игорь

От Геннадий Нечаев
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 26.08.2011 01:36:43

Re: Попадание разряда...

Ave!
>Вопрос, наверное, дилетанский, но всё же: известны ли случаи попадание разряда молнии в танк во время Второй Мировой Войны (немецкий/советский) и чревато ли это кому-либо из экипажа на своём "рабочем месте", а также самой машине?

Экипажу это абсолютно ни чем не грозит, то есть - совершенно. Весь заряд практически моментально стечет в землю по внешней поверхности корпуса из электропроводного материала через гусеницы, обеспечивающие заземление большой площади.

Разве в антенну РС попадет, но там меры защиты есть, в виде искровых или газовых разрядников, причем ламповая станция перенесет такой шок много лучше, чем полупроводниковая.

>С уважением, ПанСерж
У кошки - четыре ноги: вход, выход, земля и питание.

От nonr
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 25.08.2011 22:07:16

Re: Попадание разряда...

>Вопрос, наверное, дилетанский, но всё же: известны ли случаи попадание разряда молнии в танк во время Второй Мировой Войны (немецкий/советский) и чревато ли это кому-либо из экипажа на своём "рабочем месте", а также самой машине?

из обще-физических соображений молния должна в танке попасть
в какой-то штырь, или заостренный кусок металла. Просто такова
конфигурация силовых линий при пробое, что штыри и острые углы
предпочтительны.
Я бы ставил прежде всего на антену радиостанции, командирскую
башенку, перископ, может ствол орудия.
Собственно кроме антены экипажу все по барабану. Танку тоже.
Разве что оплавится немного точка попадания. Ну там пятнышко
выгоревшей краски сантиметров 3-5 в диаметре шершавое с
побежалостью к краю. С антеной м.б. немного хуже. Станция просто
выгорит, может пожар быть. Может дерганет здорово радиста если
он со станцией в это время работать будет, но убъет врядли. Ток
скорее уйдет в заземление, у тела человека все-же сопротивление
гораздо выше чем у металлической шины.
Вообще с т.з. электричества танк можно считать вариантом клетки
Фарадея.

От Олег...
К nonr (25.08.2011 22:07:16)
Дата 25.08.2011 23:36:40

В антеннах тогда ставили предохранители... (-)


От ИгорьД
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 25.08.2011 21:55:27

За танк не скажу...

...а вот в трамвай молния попала - загорелся. :)

С ув.
Игорь.

От Казанский
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 25.08.2011 20:23:32

Re: Попадание разряда...

>Вопрос, наверное, дилетанский, но всё же: известны ли случаи попадание разряда молнии в танк во время Второй Мировой Войны (немецкий/советский) и чревато ли это кому-либо из экипажа на своём "рабочем месте", а также самой машине?

>С уважением, ПанСерж
У нас в КШМку попадала молния,радиостанции пришли в негодность.

От pilgrim
К ПанСерж (25.08.2011 18:10:14)
Дата 25.08.2011 18:41:23

Re: Попадание разряда...

Точно не вспомню в какой передаче (может в "разрушителях легенд"), на канале Дискавери, говорили, что попадание молнии даже в легковой автомобиль, ничем, кроме оглушения, не угрожает находящимся внутри. Заряд идёт в крышу, по корпусу, затем с днища пробивает в землю. А танк ещё и хорошо заземлён через гусеницы. ИМХУ ровным счетом ничего с экипажем и боезапасом случиться не может.

От Llandaff
К pilgrim (25.08.2011 18:41:23)
Дата 25.08.2011 21:50:18

На авто-ру один человек писал, как у него в машину попала молния

Он и другие пассажиры в тот момент в машине ехали. Машина - Тойота Лендкрузер не помню какой.

Двигатель заглох, но потом без проблем завелся, на крыше повреждение краски.

Потом через некоторое время начали лопаться колеса, два или три лопнуло, остальные он сам поменял. Причина - говорит, что видимо ток шел к земле через стальной корд в колесах и перегрел его.

От vergen
К pilgrim (25.08.2011 18:41:23)
Дата 25.08.2011 19:18:19

а разве у машины дело не в резиновых колёсах???? (-)


От pilgrim
К vergen (25.08.2011 19:18:19)
Дата 25.08.2011 19:49:35

Re: а разве...

Это снижает вероятность удара молнии (по сравнению с заземлённой), но если все-таки ударит, то пробьет с днища (или с диска колеса) в землю. Главное что собственно ток пойдёт по корпусу, не поражая пассажиров, кроме акустического удара.

От Т.
К pilgrim (25.08.2011 19:49:35)
Дата 26.08.2011 14:51:10

а зачем у советских легковушек волояилс резиновый хвостик по земле, а у цистен -

даже металлическая цепь

От ИгорьД
К Т. (26.08.2011 14:51:10)
Дата 26.08.2011 15:40:05

Re: а зачем...

>даже металлическая цепь

Это антистатик. У легковушек сделан из токопроводящей резины. У бензовозов, действительно, металлическая цепь, что надежнее. Антистатик нужен, чтобы на кузове автомобиля не накапливалось статическое электричество. Иначе, накопленный статический заряд может привести к искре с последующим воспламенением. Особенно актуально для бензовозов.

С ув.
Игорь