От Сергей Зыков
К All
Дата 29.07.2011 13:28:06
Рубрики WWII; ВВС;

Тайна Кожедуба

В. Котляров, ведущий инженер испытатель автотехники
ВИЖУ ЦЕЛЬ
http://www.niva-faq.msk.ru/literatura/vc.pdf
5,6 МБ

Довелось столкнуться и с явлениями почти мистическими. Забегая вперёд, скажу, что за многие годы сумел убедиться в одном. Любой настоящий технарь неминуемо относится к машине (неважно – автомобиль это или самолёт) как к живому существу. И это никак нельзя назвать случайным. Возьмём к примеру автомобильный конвейер. Или любой другой, выпускающий не просто носки на левую ногу, а всё, что шевелится. Машины вроде бы собираются из одних и тех же деталей, по одной и той же технологии. Но одинаковых машин не бывает! У каждой свой характер! У кого – добродушный и покладистый, а у кого – резкий, вспыльчивый и непредсказуемый. И мы, испытатели, в своей практике это непременно учитывали. Можно быть с автомобилем на "ты", но никогда на "ты, козёл"! Он этого не простит никому! Работа с опытными образцами всегда чревата выходом из строя того или иного узла – на то они и испытания! Так вот, было немало случаев, когда уговоры типа "Миленький, потерпи, осталось недолго!" были действенными! Примеров тому набралось за всю жизнь столько, что говорить о случайных совпадениях никак не приходится.

В этой связи всегда вспоминаю историю, рассказанную родителями. *

На их аэродроме одно время базировался истребительный полк, в котором служил знаменитый ас Иван Кожедуб. Он летал только на машинах Лавочкина (Ла-5, потом Ла-7). И перед каждым вылетом непременно отгонял от самолёта всех, даже механиков. Это был целый ритуал, который надо было видеть! Лётчик обходил машину, поглаживая её по крыльям и фюзеляжу и что-то при этом приговаривая, хотя слов из-за расстояния было не разобрать. И самолёт его никогда не подводил! Более того – из всех известнейших асов союзников только Кожедуб не был сбит ни разу за всю войну! Хотя порой, конечно, доставалось ему крепко (война есть война), но изрешеченная и израненная машина всегда доставляла его на аэродром! А вы говорите – мистика!

* Родители прослужили почти всю войну в одном из батальонов аэродромного обслуживания (БАО) при 16-й воздушной армии.

От Мазила
К Сергей Зыков (29.07.2011 13:28:06)
Дата 30.07.2011 01:13:45

Емнип, в Скоморохова вообще не попали ни разу... (-)


От Червяк
К Мазила (30.07.2011 01:13:45)
Дата 01.08.2011 09:15:49

Re: Емнип, в

Приветствую!

Следует добавить, что не попали истребители противника, так как зенитки в него попадали и он несколько раз за войну садился на вынужденную.

ну а зенитку истребители считали дурой и их попадания не считали...

С уважением

От Мазила
К Мазила (30.07.2011 01:13:45)
Дата 30.07.2011 22:31:42

Что при такой результативности удивляет безмерно:

Есть контакт!
За годы войны Николай Михайлович Скоморохов совершил более 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, сбил лично 46 и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/skomoroh.html
Спасибо и удачи!

От ZhekaB
К Мазила (30.07.2011 22:31:42)
Дата 01.08.2011 14:55:44

Тем не менее раз чуть не прыгнул :)

Джаст фор толк:
"Я передержал истребитель вверх колесами — мотор показал свой норов. Меня сразу понесло вниз. Пара "мессеров" тут же устремилась за мной. Шевырин отбивает их.
Пытаюсь запустить мотор — ничего не выходит. Немцы поняли это и увязались за нами целой вереницей. Верный мой друг Валентин... Как он управится с этой черной стаей? А мне что делать? Высота тысяча метров. Так можно и в землю врезаться. Осматриваю местность — нет подходящей площадки, да и не дадут фашисты приземлиться. Пожалуй, надо прыгать с парашютом. Рассчитать так, чтобы как можно меньше под куполом [98] находиться — иначе в воздухе расстреляют. Но затягивать чересчур нельзя — можно и не успеть.
Откидываю фонарь. Расстегиваю привязные ремни. Высвобождаю ноги из педалей. Приподнимаюсь и тут начинаю ощущать какую-то необычную легкость. В чем дело? В следующую долю секунды вздрагиваю, вспомнив, что парашют-то не пристегнул! Вывалился бы из кабины — и поминай как звали.
Скорей обратно в кабину. Но это не просто сделать: сильная воздушная струя так и стремится вытянуть меня из кабины."
http://militera.lib.ru/memo/russian/skomorohov/05.html

От Bober
К Мазила (30.07.2011 22:31:42)
Дата 31.07.2011 13:50:54

Re: Что при...

Здравствуте!
>Есть контакт!
>За годы войны Николай Михайлович Скоморохов совершил более 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, сбил лично 46 и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.
>
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/skomoroh.html
>Спасибо и удачи!
Немного не так. Во время взлета с аэродрома подскока снаряд дальнобойной артиллерии оторвал стойку шасси на его самолете. И ушел дальше без разрыва. Случайность.
А насчет Кожедуба- все очень просто. Скорее всего он просто очень тщательно осматривал самолет перед вылетом. А отгонял всех, что бы не отвлекали. А товсякие случаи бывают. Был свидетелем в СЛА дичайших недосмотров. Не снятие чехла с ПВД, или незаправка- это еще самые безобидные. Бывало и подключение управления наоборот. Кстати Громов, единственный доживший до пенсии летчик испытатель из его набора тоже отличался крайней придирчивостью в предполетном осмотре. И обязательно переобувался при посадке в самолет.

От Hokum
К Bober (31.07.2011 13:50:54)
Дата 03.08.2011 04:13:29

Re: Что при...

Ага. Лично наблюдал полет дельтаплана с незафиксированным центральным узлом. Полчаса примерно. Сразу после касания крылышки сложились за спиной у пилота. В полете держались исключительно на силе трения.

От Alex Lee
К Сергей Зыков (29.07.2011 13:28:06)
Дата 29.07.2011 14:54:34

а почему рассматриваются только асы союзников, а не всех учасников? (-)


От Дм. Журко
К Alex Lee (29.07.2011 14:54:34)
Дата 30.07.2011 00:41:36

Именно.

И число вылетов Кожедуба невелико, летал не так часто, как многие немцы, можно остаться в форме.

Впрочем, среди немецких, к примеру, асов есть такие, у кого не меньше сбитых при таком же числе боевых вылетов. Когда-то искал. Они гибли. А бОльший счёт имеют те, кто был ещё везучее, летал много чаще.

От Червяк
К Сергей Зыков (29.07.2011 13:28:06)
Дата 29.07.2011 14:26:24

Re: Тайна Кожедуба

Приветствую!

Так вроде он был сбит в первом же боевом вылете. Или я путаю?

С уважением

От СВАН
К Червяк (29.07.2011 14:26:24)
Дата 29.07.2011 19:10:37

Re: Тайна Кожедуба

Цитирую Крамаренко:

Заместителем у Чупикова был новый летчик - приземистый, коренастый крепыш, майор Кожедуб. К моменту моего возвращения в полк на его счету было больше сорока сбитых самолетов и ему уже было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза.
Многие ему завидовали, считали что ему дико везет. Действительно сбить столько самолетов и не быть самому сбитым, - это редкий случай. Явно напрашивалось слово "счастливчик". И лишь полетав с ним я убедился, что дело в другом. Причина этого «счастья» заключалась в молниеносной реакции и необыкновенно правильной оценке тактической обстановки. Кожедуб прекрасно понимал весь ход боя и всегда оказывался в нужном месте, - и всегда сзади немецкого самолета. Ему оставалось только нажать кнопку управления огнём пушек, - и немецкий самолет вспыхивал. В ряде совместных боев с ним мне удалось увидеть это непосредственно, но об этом позднее.

...

Пара Кожедуба с левым разворотом понеслась вниз. Внизу две группы по четыре звена в каждой: всего 32 самолёта "Фокке-Вульф-190". У каждого шесть пушек, - значит всего почти 200 орудий. Нас 6 самолётов - 12 пушек, но у нас превосходство в скорости и внезапность. Кожедуб, снизившись, проскакивает под немецкими самолётами и расстреливает ведущего. Тот взрывается. Один из немцев открывает огонь по Кожедубу, - на его самолёте видны взрывы. Но Громаковский не зевает, и почти в упор расстреливает немца! Куманичкин атакует второе звено, сбивает ведущего, я стреляю по ведомому, тот уходит вниз. Стеценко атакует замыкающее звено. Немцы торопливо бросают бомбы и пытаются обороняться. Наша группа попарно, используя запас скорости, выходит вверх и атакует подошедшую вторую группу противника. Кожедуб сбивает второго, затем третьего. Куманичкин и я стреляем по нескольким "фокке-вульфам". Бой превращается в схватки отдельных самолетов и пар. ...
Дома мы подсчитываем результаты: Кожедуб сбил три самолёта, сам отделался несколькими пробоинами в хвосте самолёта. Громаковский - два, Куманичкин, Стеценко, Орлов - по одному...


От Коля-Анархия
К СВАН (29.07.2011 19:10:37)
Дата 29.07.2011 23:59:43

Re: Тайна Кожедуба

Приветствую.


>Пара Кожедуба с левым разворотом понеслась вниз. Внизу две группы по четыре звена в каждой: всего 32 самолёта "Фокке-Вульф-190". У каждого шесть пушек, - значит всего почти 200 орудий.

откуда на фокере 6 пушек????

>Немцы торопливо бросают бомбы....

откуда там бомбы????

С уважением, Коля-Анархия.

От Митрофанище
К Коля-Анархия (29.07.2011 23:59:43)
Дата 30.07.2011 00:11:07

Re: Тайна Кожедуба

>Приветствую.


>>Пара Кожедуба с левым разворотом понеслась вниз. Внизу две группы по четыре звена в каждой: всего 32 самолёта "Фокке-Вульф-190". У каждого шесть пушек, - значит всего почти 200 орудий.
>
>откуда на фокере 6 пушек????

Fw 190D-9:
"R1 — вооружение из двух MG 131 и четырёх MG 151/20, установленных как на Fw 190A-8;
R2 — как R1, но вместо внешних крыльевых MG 151/20 устанавливались 30-мм пушки MK 108;"


>>Немцы торопливо бросают бомбы....
>
>откуда там бомбы????

"Бомбовая нагрузка до 700 кг на четырех подкрыльевых держателях ЕТС-50"


>С уважением, Коля-Анархия.



С уважением

От Коля-Анархия
К Митрофанище (30.07.2011 00:11:07)
Дата 30.07.2011 00:41:15

и мг-131 это 13 мм пулеметы... (-)


От Митрофанище
К Коля-Анархия (30.07.2011 00:41:15)
Дата 30.07.2011 09:07:59

Это как смотреть

По калибру - нет, по наличию ведущего пояска на пуле / снаряде - да.


Та же история и с MG 151/20.


От Коля-Анархия
К Митрофанище (30.07.2011 00:11:07)
Дата 30.07.2011 00:38:45

или подвески с мг или бомбы. (-)


От Пехота
К СВАН (29.07.2011 19:10:37)
Дата 29.07.2011 20:52:04

Re: Тайна Кожедуба

Салам алейкум, аксакалы!

>Многие ему завидовали, считали что ему дико везет. Действительно сбить столько самолетов и не быть самому сбитым, - это редкий случай. Явно напрашивалось слово "счастливчик". И лишь полетав с ним я убедился, что дело в другом. Причина этого «счастья» заключалась в молниеносной реакции и необыкновенно правильной оценке тактической обстановки. Кожедуб прекрасно понимал весь ход боя и всегда оказывался в нужном месте, - и всегда сзади немецкого самолета. Ему оставалось только нажать кнопку управления огнём пушек, - и немецкий самолет вспыхивал. В ряде совместных боев с ним мне удалось увидеть это непосредственно, но об этом позднее.

Тут ещё такое дело. Кожедуб много внимания уделял физической подготовке. Это давало ему массу бонусов при ведении воздушного боя в советском стиле и на советском самолёте.

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От U235
К Пехота (29.07.2011 20:52:04)
Дата 30.07.2011 09:18:24

Re: Тайна Кожедуба

Та же самая фишка была и у Покрышкина: он тоже очень крепким мужиком был и был способен вести бой на таких перегрузках, на каких другие летчики теряли сознание. Однажды во время тренировочного полета он даже самолет погнул, за что чуть было под трибунал не попал.

От Greg
К Пехота (29.07.2011 20:52:04)
Дата 30.07.2011 04:07:49

Re: Тайна Кожедуба

>Салам алейкум, аксакалы!
Валейкум ассалам, уважаемый!

>Тут ещё такое дело. Кожедуб много внимания уделял физической подготовке. Это давало ему массу бонусов при ведении воздушного боя в советском стиле и на советском самолёте.

Простите, а что такое "советский стиль" в данном контексте?

От Пехота
К Greg (30.07.2011 04:07:49)
Дата 30.07.2011 14:12:54

Re: Тайна Кожедуба

Салам алейкум, аксакалы!

>Простите, а что такое "советский стиль" в данном контексте?

Активное маневрирование с высокими перегрузками.

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От ZaReznik
К Пехота (30.07.2011 14:12:54)
Дата 30.07.2011 14:28:09

Re: Тайна Кожедуба

>Активное маневрирование с высокими перегрузками.

Dogfight :)))

От Centurion18
К Червяк (29.07.2011 14:26:24)
Дата 29.07.2011 14:35:47

Re: Тайна Кожедуба

>Приветствую!

>Так вроде он был сбит в первом же боевом вылете. Или я путаю?

Это именно если копаться в мелочах - по Корнюхину, Ла-5 Кожедуба был отправлен "надолго в ремонт". Что и дает повод для "сбития". Куда более спорно утверждения о том, что "Кожедуб - единственный из асов, союзников который не был сбит". Навскидку - Гулаев (вроде) и Джонсон тоже не были сбиты ни разу.

http://alexgbolnych.narod.ru

От Leopan
К Centurion18 (29.07.2011 14:35:47)
Дата 29.07.2011 15:03:06

Так писали - часто возвращался на поврежденной машине

так что могли отправить в ремонт

От Г.С.
К Сергей Зыков (29.07.2011 13:28:06)
Дата 29.07.2011 13:47:30

Никакой мистики

>А вы говорите – мистика!

Сейчас это назвали бы аутотренингом.

Если мажут снаряды над их головой,
Не ругай свою пушку сукой кривой,
А лучше с ней потолкуй, как с живой,
И ты будешь доволен ею, солдат,
Доволен, доволен, доволен, солдат, солдат королевы!