От HorNet
К Г.С.
Дата 25.07.2011 13:50:13
Рубрики Древняя история; Современность;

Боюсь, что их надо ставить во главу угла.



>В своем первом сообщении я включил организационные преимущества.

Вот ведь какая штука - "организационные преимущества" могут работать и тогда, когда сыпется либо крайне мелко представлен любой иной аспект - и социальный, и технологический, и экономический. Строго говоря, спланировать ресурсы, которые можно выдать военным для их организации в нечто эффективное - это гражданская, политическая работа. И разработка теории конфликта низкой интенсивности - прекрасный образец такой работы. Это не военный функционал. Военные, управляющие насилием в слабой стороне асимметричного конфликта, должны в идеале быть еще более профессиональны, чем их антиподы в сильной/регулярной/технологичной - ибо они работают в поле размытых политических течений. Несмотря на явную тенденцию привлечения Citizen Soldiers в круг этих военных (у таких сторон зачастую просто нет военных академий и офицерских курсов), задача выбора форм и методов вооруженного насилия против регулярного технологичного противника требует значительно более длительного стратегического планирования при значительно более коротком и вообще рудиментарном оперативно-тактическом. В некотором смысле, Мао и нынешние лидеры Талибана как военные профессионалы значительно более успешны, чем их евроатлантические враги. ИМХО, это потому, что у тех же талибов работает сбалансированный метод военно-гражданских отношений, который не работает в Штатах, не работал в СССР, с большими проблемами работает в Израиле и с несколько меньшими - в Великобритании (есть несколько стран, где он работает лучше, но у них уровень внешних угроз заметно ниже - Финляндия, например). Суть сбалансированного метода востоит в том, что гражданский лидер/финансовый распорядитель военного бюджета не имеет возможности влезть в планирование и осуществление боевых действий ВС/иных вооруженных формирований и их боевую подготовку; военный лидер/планировщик строительства ВС/иных вооруженных формирований не имеет возможности влезть в политику и ресурсное планирование; координирующий центр - если он есть - отвечающий за общее позиционирование этого государства/негосударственного формирования в геополитическом окружении и мире вообще, ставя задачи первому, не может отменять его приказов второму и вообще лезть со своим мнением на уровень ниже.
Строго формально, талибы отжимают НАТОвцев из своей страны и региона не потому, что у них лучше стратегия или оперативное искусство и не потому, что слабая сторона в LICе непобедима (история Африки говорит об обратном), а потому, что у них более эффективны военно-гражданские отношения внутри социума, и между типично военными и типично гражданскими ценностями в этом социуме не существует разрыва в несколько световых лет, как в тех же Штатах или любом ином обществе, зараженном бациллами либерального индивидуализма как мировоззрения.

От Г.С.
К HorNet (25.07.2011 13:50:13)
Дата 25.07.2011 15:32:15

То же согласен

Но Вы упираете на "военно-гражданские отношения внутри социума", а я на эту тему задумался, читая историю римских завоеваний.
Как эффективно они использовали конфликты потенциальных наследников в завоеванных странах, в то время как у них система выборов обеспечивала приход к власти дееспособных прохиндеев.

От ротмистр
К Г.С. (25.07.2011 15:32:15)
Дата 25.07.2011 19:55:10

Re: То же...

>Но Вы упираете на "военно-гражданские отношения внутри социума", а я на эту тему задумался, читая историю римских завоеваний.
>Как эффективно они использовали конфликты потенциальных >наследников в завоеванных странах, в то время как у них система >выборов обеспечивала приход к власти дееспособных прохиндеев.

Т.е. демократия римского образца - более "интеллектуальный" способ управления? Против монархической системы с "конфликтами потенциальных наследников"?

И приходят мысли не было ли служба французкой знати в тяжелой кавалерии (с периодическими геноцидами как при Кресси и Дрё) способом организовать "социальные лифты".

От Г.С.
К ротмистр (25.07.2011 19:55:10)
Дата 26.07.2011 11:58:26

По п.1 - разумеется

>Т.е. демократия римского образца - более "интеллектуальный" способ управления? Против монархической системы с "конфликтами потенциальных наследников"?

При невыстроенной системе наследования можно вспомнить конфликты наследников в Османской империи, а при выстроенной таких неудачных наследников как Толстый Гу после Фридриха, Петра III после Елизаветы или посленего Николая.

>И приходят мысли не было ли служба французкой знати в тяжелой кавалерии (с периодическими геноцидами как при Кресси и Дрё) способом организовать "социальные лифты".

Не геноцид, а сокращение штатов. При высокой рождаемости на всех поместий не хватит, да и естественный отбор требуется.

От HorNet
К Г.С. (25.07.2011 15:32:15)
Дата 25.07.2011 16:16:35

Постулируя разные отправные точки подходов, Вы в одном постинге их и объединяете

>Но Вы упираете на "военно-гражданские отношения внутри социума", а я на эту тему задумался, читая историю римских завоеваний.
>Как эффективно они использовали конфликты потенциальных наследников в завоеванных странах, в то время как у них система выборов обеспечивала приход к власти дееспособных прохиндеев.

Ведь военно-гражданские отношения - это такая эклектичная зебра: холодная война характерна доминантой профессиональных военных; горячая - непрофессиональных политиков; победа/поражение выводит в фавор профессиональных политиков; восстановление относительного мира приводит в фокус непрофессиональных военных (демобилизация и возврат экономики на мирные рельсы всегда создают пену бестолковой шумихи в военных верхах); далее опять начинаются тёрки "холодных войн", в которых профессиональные военные опять набирают силу - и так далее, по кругу. Причем изнутри этого круга картина воспринимается иначе, чем снаружи - своя политическая структура может быть прогнившей насквозь, но если наступательная война удалась, это изнутри теряется из виду; снаружи же это может выглядеть совершенно иначе: превращение генералов захватчика в его оккупационных политических префектов воспринимается как признак политической слабости гражданской власти захватчика в пользу его военной власти. Ну и так далее.