А разных "правд", "обычаев" и законов между 5 и 13 веками было огромное множество. Бургундская правда, вестготская, баварская, алеманская, тюрингская, законы короля Ине, Этельберта, Уитреда (в смысле ранние англосаксонских королевств) и т.д. и т.п.
Приветствую
Люди находились в абсолютно различном окружении, их донимали абсолютно различные напасти и расстояние от Киева до Византии воспринималось совсем не так как сейчас. К чему я это? Есть такая штука как криминология - наука дающая в том числе статистику по преступлениям. Она везде разная, в силу этого обстоятельства закон по разному относится к тем или иным составам. Вот что действительно характерно для всех варварских правд, так это штрафы как санкция и ордалии как способ докзывания. Поединок не так уж и характерен. Но там где он есть (Салическая правда) он расчитан таким образом, чтобы шансы сторон были равными.
Счастливо, Олег
Скажем так, это изначальный подход, постепенно размывавшийся
>Вот что действительно характерно для всех варварских правд, так это штрафы как санкция и ордалии как способ докзывания. Поединок не так уж и характерен. Но там где он есть (Салическая правда) он расчитан таким образом, чтобы шансы сторон были равными.
Штрафы и поединок/ордалии существуют в различающихся (хотя и частично пересекающихся) плоскостях. Штрафы назначаются тогда, когда нарушение очевидно, засвидетельствовано и точно подпадает под установившийся обычай. Поединок - прежде всего "божий суд", когда правота сторон не вполне ясна. И тут любой дееспособный мужчина-воин (именно каждый) должен своей рукой отстаивать свое право - либо признать свою второсортность в рамках племени, малодушие, слабость, малоценность, и "сдаться". Таков изначальный подход. По мере продвижения от "военной демократии" к "классовому обществу" он, естественно, смягчался. Суживалась сама сфера применения судебного поединка, расширялось право заместительства (изначально понимавшееся как особое нежелательное исключение), вводились разные ограничения. Можно проследить этот процесс в рамках "варварских правд", которых десятка полтора, если не больше, и среди которых есть более "грубые" и более "цивилизованные" версии.
Салическая правда приморских франков (у франков была и более примитивная Рипуарская правда среднерейнских жителей, примечательно придающая бОльшую роль ордалиям) относится к числу относительно "развитых"; в романизированных готских королевствах судебные поединки были запрещены вообще. Но более "варварские" правды применяли их шире, вплоть до обычного метода разрешения споров о принадлежности земельного участка (у алеманнов и баваров).