От Leopan
К All
Дата 20.01.2011 10:13:56
Рубрики WWII; Память; Искусство и творчество;

Выложили на форуме поисковых движений - судьба первого "Пушкина" в кино

Вопрос - неужели такое было - актер в форме немецкого офицера, расстреливающий фашистов?
Странно, что такое не описывалось и не обыгрывалось?

Евгений Вениаминович Червяков
(27.12.1899 - 17.02.1942)

Родился 15 (27) декабря 1899 г. в селе Абдулино Самарской губернии в семье железнодорожного врача. Вскоре отца перевели в Уфу в управление железной дороги. Учился Евгений в мужской гимназии, участвовал в любительских спектаклях.

В гражданскую войну стал добровольцем Красной Армии, воевал с дутовцами. В 1918 г. окончил студию драматического искусства в Уфе. В 1919-21 гг. - актёр рабочего театра в Ейске. С 1924 г. - ассистент режиссёра и актёр Ленинградской к/ст "Севзапкино". В 1927 г. закончил Государственный техникум кинематографии в Москве. Был актёром и режиссёром Уфимского театра. Сниматься в кино начал ещё студентом ("Золотой запас", "Крест и маузер", оба - 1925), был ассистентом режиссёра на киностудии "Ленфильм". С 1933 г. - режиссёр к/ст "Востокфильм", с 1935 г. - к/ст "Мосфильм". В фильме "Поэт и царь" впервые в советском кино исполнил роль А.С.Пушкина (1927, соавтор сценария и сорежиссёр В.Р.Гардина).

В истории кино Червяков останется как создатель "лирического" жанра в советском кино. "Кинопоэма" - такой подзаголовок дал он своему первому фильму - "Девушка с далекой реки" (1927). К этому же жанру можно отнести и две последующие работы Червякова: "Мой сын" (1928) и "Золотой клюв" (1929)*. Через все эти картины проходили зрительные образы, казалось бы не относящиеся к делу. Но именно они вызывали сочувствие к героям, делая зрителей как бы соучастниками событий. Достигалось это с помощью затуманенных, снятых вне фокуса кадров, лирических повторений и рефренов, эмоциональных акцентов на отдельных зрительских образах.

По свидетельствам современников, картины Червякова производили очень сильное впечатление. В 20-х годах его имя ставилось в одном ряду с именами Всеволода Пудовкина и Александра Довженко. Известны слова Довженко: "Он первый создал у нас лирический жанр, и я много у него воспринял".

К сожалению, ни один из трёх вышеназванных фильмов не сохранился: последние копии сгорели во время войны. Такая же участь постигла и большинство актёрских работ Червякова (а он был талантливый характерный актёр).

Критики много писали о червяковских лентах. Но четвертый его фильм - "Города и годы" (1930) по роману Федина - был встречен с удвоенным вниманием. Наперебой обвиняли режиссера в "грубом искажении величайшей исторической эпохи", в сочувствии к "общественно-отрицательным персонажам". Под напором критики Червяков был вынужден изменить сценарий, что исказило смысл всего фильма. Но это не спасло Червякова: на нём поставили крест.

Следующий фильм Червякова - "Заключённые", про строительство Беломороалтийского канала с великолепным Михаилом Астанговым и Верой Януковой в главных ролях - вышел только через шесть лет. Но по последним (по иронии судьбы сохранившимся) картинам Червякова нельзя судить ни о его вкладе в советское кино, ни даже о его даровании. Затравленный и уничтоженный, он ставил примитивные фильмы по шаблонным и лживым чужим сценариям, не вкладывая в них ни ума, ни таланта. Имя его постепенно стали забывать. В эти годы Червяков сам написал несколько интересных сценариев, ни один из которых не был реализован.

Червяков много работал с актёрами. По словам его друга и коллеги актёра Геннадия Мичурина, он "стремился передать смятение и душевную борьбу своего героя только глазами, совершенно расслабив мускулы лица и тела". И это в двадцатые годы, когда основное внимание уделялось жестам, движению!

Он много преподавал в Театральном институте, выпустил несколько курсов, среди его учеников - режиссёр детского кино Илья Фрэз, актёры Сергей Поначевный, Леонид Кмит (знаменитый Петька из "Чапаева").

Великая Отечественная война застала Евгения Червякова в Ленинграде. Он отказался эвакуироваться, написал заявление: "Хочу остаться в городе Ленина, чтобы защищать его любыми средствами". Записался в народное ополчение, успев до этого поставить по сценарию Михаила Розенберга короткометражку "У старой няни". Она вышла в серии "Боевых киносборников", напоминала о бдительности... До сих пор на "Ленфильме" ходят легенды о партизане, в январские ночи 1942 г. появлявшемся в немецких тылах на чёрном "хорьхе" в форме немецкого офицера. К "хорьху" сбегались немецкие солдаты. И "молчаливый полковник" безжалостно расстреливал их из автомата, всех до одного. Это была последняя "роль" "лирического" режиссёра и актёра Евгения Червякова: 16 февраля 1942 г. в бою под Ленинградом он был смертельно ранен и на следующий день скончался...

Похоронен Евгений Червяков около станции Мга. На обелиске выбиты его воинское звание - старший лейтенант {см. противоречивые документы по воинскому званию и месту захоронения ниже - Е.П.} - и гражданская профессия.
http://srpo.ru/forum/index.php?topic=14533.0

От Presscenter
К Leopan (20.01.2011 10:13:56)
Дата 20.01.2011 11:30:04

Все же там написано:

> ходят легенды

К тому же ИМХО, "хорьх" на линии фрнта у простого офицера... В те годы Хорьх это слишком круто, если не ошибаюсь, для такого (впрочем, если специально, чтобы к машине толпами солдаты сбегались...). ИМХО, "хорьх" - это дань Штирлицу ("мотор Хорьха работал ровно")

От Leopan
К Presscenter (20.01.2011 11:30:04)
Дата 20.01.2011 12:18:55

Легенда должна иметь основу?

выдумка - это не легенда, а про убийство немцев переодетым в немецкую форму только у Медведева.
Если бы такое было в Питере, неужели бы хоть раз не написали?

От М.Токарев
К Presscenter (20.01.2011 11:30:04)
Дата 20.01.2011 11:59:43

Еще в войну погибли трое юных актеров фильма "Юность поэта"

Доброе время суток!

К 100-летию гибели Пушкина в 1936 году на "Ленфильме" был снят фильм "Юность поэта" о лицейском периоде. См.:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0
Исполнитель главной роли Валентин Литовский погиб в Белоруссии летом 1941 года. Было ему 20 лет. Не вернулись с войны его сверстники Анатолий Мурузин, сыгравший в фильме Ивана Пущина, и ленинградец Олег Липкин (Дельвиг)...

М. Токарев

От Presscenter
К М.Токарев (20.01.2011 11:59:43)
Дата 20.01.2011 12:04:20

А про то, что Литовский...

погиб именно летом 41-го - не дашь ссылку? Везде только дата.

От М.Токарев
К Presscenter (20.01.2011 12:04:20)
Дата 20.01.2011 16:23:51

Судьба Валентина Литовского

>погиб именно летом 41-го - не дашь ссылку? Везде только дата.

Доброе время суток!

Перед войной с Валентином дружила известная впоследствии писательница Лидия Либединская, оставившая вот такие воспоминания:
В рабочем кабинете писательницы Лидии Борисовны Либединской на одной из книжных полок стоит небольшая фотография с изображением юного Пушкина. Это Валя Литовский, сыгравший главную роль в одном из популярнейших фильмов конца 30-х годов «Юность поэта» режиссера А. Народнцкого. В ролях друзей Пушкина— Пущина, Кюхли, Горчакова и других — также снимались московские школьники. Фильм с триумфом обошел экраны страны, на Всемирной выставке в Париже был удостоен золотой медали. — Когда я познакомилась с Валей Литовским,— рассказывает Лидия Борисовна,— он был скромным, немногословным подростком, которого совершенно, кажется, не интересовала та громкая популярность, которой он пользовался после выхода фильма. Такими же простыми ребятами были и его партнеры по съемкам — Толя Мурузин, Ян Парамонов, Слава Сушкевич. Мы часто собирались в доме Литовских— читали стихи, играли на стареньком рояле... Валя был прекрасным чтецом. Он мечтал поступить в ГИТИС, стать режиссером, поставить ростановского «Сирано де Бержерака». Но этой мечте не суждено было осуществиться. Началась война, и Валентин пал смертью храбрых в первых числах июля 1941 года. Погибли Толя Мурузин, игравший в картине Пущина, и ленинградец Олег Липкин — юный Дельвиг..."
"Советский экран" № 9, 1981 год
А еще о Валентине Литовском можно прочесть в книге воспоминаний ("Так и было", Москва, 1958) его отца - авторитетного в 1930-х гг. литературно-театрального критика Осафа Литовского. Увековеченного Михаилом Булгаковым в "Мастере" как "критик Латунский"
Кратко упомянуто о трагедии семьи Литовских и в дневниках Евгения Шварца:

http://fictionbook.ru/author/evgeniyi_shvarc/jivu_bespokoyino_iz_dnevnikov/read_online.html?page=65

Вроде бы, в октябре 1941 года Валентина Литовского официально признали "пропавшим без вести", в ноябре 1941 года его отец (завлит МХАТа) был эвакуирован с театром из Москвы в Ярославль, а в апреле 1942-го факт гибели сына был подтвержден кем-то из выживших однополчан.

В действительности всё обстояло совсем не так, как на самом деле.
М. Токарев

От Presscenter
К М.Токарев (20.01.2011 16:23:51)
Дата 20.01.2011 17:36:06

Спасибо большое (-)