>не зерновая торговля. Это железо, корабельные товары ( лес, пенька, парусина), льняное полотно.
>Торговля Балтийским зерном в Голландию возникла в 16 веке, но она резко сократилась в 18 веке.
Да, с Англией не зерновая. В случае необходимости у Англии были более близкие источники, я же так и говорю (о выгодности германского экспорта зерна до пошлин говорит Д.Ливен в книжке про аристократию в Европе). По объемам торговли - вывоз из южнобалтийских, т.е. не российских, портов примерно одинаков на рубеже XVI-XVII и в конце XVIII в. (порядка 300 тыс. тонн, не так много), а в период Тридцатилетней войны и за ней торговля, конечно, упала. Возможно, адресат в итоге изменился при восстановлении объемов (уже не Голландия, а Англия еще не стала), но кто же стал новым импортером - Швеция, Дания ? (Конечно, еще возможна там ошибка, т.к. обзорная работа, а не специальное исследование, надергали из разных мест данных).
>Да, с Англией не зерновая. В случае необходимости у Англии были более близкие источники, я же так и говорю (о выгодности германского экспорта зерна до пошлин говорит Д.Ливен в книжке про аристократию в Европе). По объемам торговли - вывоз из южнобалтийских, т.е. не российских, портов примерно одинаков на рубеже XVI-XVII и в конце XVIII в. (порядка 300 тыс. тонн, не так много), а в период Тридцатилетней войны и за ней торговля, конечно, упала. Возможно, адресат в итоге изменился при восстановлении объемов (уже не Голландия, а Англия еще не стала), но кто же стал новым импортером - Швеция, Дания ? (Конечно, еще возможна там ошибка, т.к. обзорная работа, а не специальное исследование, надергали из разных мест данных).
Так провал как раз вторая половина 17 века - конец 18 века. В Англии в конце 17 века начало расти собственное производство. Во Франции тоже.
>Так провал как раз вторая половина 17 века - конец 18 века.
А это точные данные ?
В "Ист.крест. в Европе" данные о торговле из балтийских портов разбросаны по главам о разных странах, с разными авторами, т.е. могут быть несогласованными. Собственно, - в главе о Германии к вост.от Эльбы и о Польше (также в главе о Голландии указан максимум торговли в ней "гданьским зерном" - 290 тыс. тонн в 1619 г.). В главе о Германии дана длительная перспектива со ссылкой на нем. автора 1953 г. (т.е. может устарело), причем чтобы продемонстрировать рост (XV в. оценивается в 30 тыс.тонн в год, XVI в. - 100, конец XVIII в. - 300 тыс.). В польской главе данных больше и провал указан: на 1618 г. указан вывоз 260 тыс.тонн зерна через Гданьскую таможню и около четверти от этого в других портах (причем, в отличие от немецкой главы, Кенигсберга среди них нет), во время и после Тридцатилетней войны - падение (1659 - менее 600 ластов, т.е. автор не удосужился, к сожалению, перевести в одну шкалу), далее - восстановление до 40-50 тыс. ластов, падение во время Северной войны и последующее восстановление к 50-60-м г.г. XVIII в. (времени высоких цен). Ну, размер ласта расходится даже как меры фрахта (от 1 до 3 тонн)...