>Скорее всего, перед взрывом торпеды 65-76А происходило два процесса – поступление перекиси из резервуара в отсеки торпеды и просачивание перекиси в зазор между торпедой и трубой ТА (т.е. торпеда была насквозь дырявая, что говорит о качестве ее подготовке на ТТБ)
вообще она "дырявая" изначально конструктивно, в местах соединения отсеков
так что о качестве приготовления на ТТБ это никак не говорит
>>Скорее всего, перед взрывом торпеды 65-76А происходило два процесса – поступление перекиси из резервуара в отсеки торпеды и просачивание перекиси в зазор между торпедой и трубой ТА (т.е. торпеда была насквозь дырявая, что говорит о качестве ее подготовке на ТТБ)
>
>вообще она "дырявая" изначально конструктивно, в местах соединения отсеков
>так что о качестве приготовления на ТТБ это никак не говорит
Цитата из далекого 1953 года:
«Однако следующее испытание, проведенное 3 июня, прервало серию зачетных стрельб: оно завершилось взрывом, разрушившим торпеду № 1. Взрыв выявил серьезный конструктивный недостаток резервуарного отделения торпеды. Первопричиной взрыва оказалось разрушение при запуске торпеды манжеты запорного клапана в магистрали перекиси водорода. Через дренажное отверстие клапана перекись стала просачиваться в околорезервуарный объем и далее в отсек ПРА, где из-за крена и угла атаки торпеды скапливалась у камеры сгорания и соплового аппарата турбины. На 330-й секунде контакт перекиси с высоконагретым СА привел к взрыву перекиси водорода сначала у СА, а затем в резервуаре. Кроме кормового отделения и ХЧ, все остальные части торпеды, включая РПЗО, были разрушены.
В экспериментальных торпедах ДБТ, как во всех модификациях торпеды G7u, пространство между резервуарами перекиси водорода и воздуха и зарезервуарная часть делались герметичными. После взрыва стало очевидно: так как протравливание перекиси водорода абсолютно исключить невозможно, и оно может произойти не только на дистанции, но и при транспортировке или хранении снаряженной торпеды, и привести к взрыву, необходимо околорезервуарное пространство делать проточным. Изменив конструктивные элементы и компоновку, резервуарное отделение сделали промываемым. Как следствие, увеличились отрицательная плавучесть и сопротивление движению торпеды. Дорогая цена, но она оправдана значительно большей безопасностью обслуживания таких торпед на всех стадиях эксплуатации.»
Мое ИМХО по поводу первого взрыва: где-то в сухих (а не в промываемых) отсеках торпеды накопилось достаточное количество вытекшей из резервуара перекиси. Произошел неминуемый взрыв, которой вскрыл все «внутренности» торпеды. Что привело к мощному взрыву всех компонентов «бомбы» - 1,5 тонны перекиси, 200 кг керосина и 80 литров 200 атм. ВВД. ТА №4 этим взрывом разнесло на куски.
Т.е. «дырок» было все-таки не менее двух (из резервуара в сухой отсек) и из сухого отсека – наружу. ИМХО, но вина подготовки очевидна …
P.S. Однако, перекись не намного опаснее бензина – можно ведь умудриться так собрать бензосистему автомобиля, что натекший куда-нибудь бензин взорвется, и такие случаи были.